Мишель Рато

Мишель Рато (4 сентября 1938 г., Париж - 16 октября 2020 г. Буа-Гийом ) [ 1 ] французский композитор, известный своим вкладом в хоровую, оркестровую, ансамблевую и инструментальную музыку.
Биография
[ редактировать ]Мишель Рато начал изучать сольфеджио и игру на фортепиано в возрасте пяти лет в Нотр-Дам де Франс в Ванве . В этом же возрасте он сочинил свое первое произведение на кухне родителей, используя предметы повседневного обихода.
В детстве Рато посещал несколько музыкальных курсов, обучаясь у сестры Мари-Лоран до 11 лет; затем до 15 лет посещал частные курсы игры на фортепиано у органиста Жана Боге. Затем он посещал классы Жака Февье и Жана Дуайена .
Увлеченный композицией, Рато в 1959 году поступил в Высшую национальную консерваторию музыки и танца Парижа. Он посещал классы Андре Жоливе и Жана Ривье и начал обучение под руководством профессора гармонии CNSM Мориса Дюрюфле . Он получил музыкальное образование, CAPES (высший национальный диплом преподавателя) в 1960 году и проходил национальную военную службу в оркестре 93-го пехотного полка (фр) в Форт-Мон-Валерьен с 1962 по 1964 год.
Рато был удостоен Первой премии за гармонию в 1963 году и Первой премии за композицию в 1966 году от Парижской национальной консерватории музыки и танца . В 1967 году он выиграл Premier Grand Prix de Rome , французскую национальную художественную награду, позволившую победителю провести время на вилле Медичи в Риме, Италия. [ 2 ] [ 3 ]
Ратае жил на вилле Медичи с 1968 по 1971 год. Вскоре после своего возвращения в Париж он сосредоточил свое внимание на звуках, издаваемых нетрадиционными инструментами (такими как птичья клетка, трубы и резервуары), и записал их на магнитные ленты. Это привело к созданию партитуры балета «La Course» («Гонка») для парижского Национального народного театра (TNP) в исполнении труппы Жозефа Руссильо и концерта в Музее современного искусства де ла Виль де Пари в рамках этого проекта. ARC (Анимация, Исследования, Конфронтация) по заказу Мориса Флере . На протяжении всех этих лет Рато продолжал сочинять оркестровые партитуры.
Как сообщил Billboard в 1975 году, Рато положил начало новому музыкальному стилю, основанному на том, что композитор назвал «звуками природы и повседневной жизни». В отчете говорится, что «он записал звуки печатных машин, автомобильных двигателей, кастрюль и сковородок, садовых инструментов и утверждает, что это не конкретная музыка , а музыка, сочиненная и аранжированная на пленку элементами, производящими звук». [ 4 ]
В 1976 году Рато поселился в Руане и возобновил свою преподавательскую деятельность в Руанском IUFM ( Institut Universitaire de Formation des Maîtres – то есть Университетском институте подготовки учителей). Он также преподавал в Руанском институте музыковедения с 1980 по 1989 год и в Парижской нормальной школе музыки с 1983 по 1990 год в качестве преподавателя гармонии и анализа.
В 1982 году Рато начал исполнение «Chants du Temps» («Песни времени») для оркестра, которое закончил в 1988 году.
Во время преподавания на постоянной основе он исполнил «Offrande Lyrique» («Лирическое приношение») для скрипки с оркестром, сыгранную на концерте в Зале Гаво в Париже в 1984 году Парижским оркестром под управлением Жана-Пьера Валлеса с Гаэтаном Пруво (фр.) (род. 1954) как скрипка соло. К его радости, маэстро Оливье Мессиан и Анри Дютийе на концерте присутствовали . Руанский камерный оркестр снова исполнил это произведение в 1984 году под управлением Жан-Пьера Берлингена.
К 25-летию Руано-нормандского университета в 1991 году Рато сочинил «Четверо» для флейты, кларнета, скрипки и фортепиано для ансамбля Nouvel Contemporain (группа «Новая современность»), созданного на концерте в 1991 году.
В 1992 году Рато начал «Les Chants du Temps» для фортепиано, свой «Музыкальный журнал» ( «Музыкальный дневник» ), «Работа в процессе неуспеха». "Chants du Temps" вернулась к очень простой, довольно чистой, сильно мелодической и контрапунктической форме письма, которая радикально контрастирует с новаторскими произведениями, написанными им в 1960–1970 годах. Он состоит из модульной композиции, состоящей из пятнадцати томов, каждый том включает двенадцать книг, а каждая книга содержит двенадцать страниц музыки. Подобно сборнику стихов, читатель-интерпретатор в соответствии со своим настроением и предпочтениями выбирает произведения для чтения или воспроизведения без ограничений.
Часть «Chants du Temps» была исполнена на концерте в Страсбургском университете в апреле 2005 года по случаю Дней культурной деятельности. Израильский пианист Гилеад Мишори (де) (род. 1960) исполнил отрывки из этого произведения в Германии и Японии.
Работает
[ редактировать ]1966–1972 :
- «Copeaux de lune» (Лунные чипсы), для двух фортепиано – Парижская биеннале, Музей современного искусства де ла Виль де Пари (1966) – Editions Billaudot – продолжительность: 11 минут.
- «Дивертисмент», для двух фортепиано – 1-я премия за композицию, Парижский CNSM (1966) – продолжительность: 13 минут 30 секунд
- «Путешественник, куда ты идешь?» («Путешественник, куда ты идешь?»), Кантата на стихи Рабиндраната Тагора , для сопрано, тенора, баритона, баса и оркестра – Оркестр Парижской национальной оперы , Институт Франции (1967) – продолжительность: 25 минут. [ 2 ] OCLC 842337723 (музыкальное сопровождение).
- «Divertimento Breve», для оркестра – Национальный симфонический оркестр RAI , Рим (1968) – продолжительность: 5 минут 30 секунд
- «Seuil» (Порог), для набора ударных инструментов - перкуссии RAI (телевидение), Рим (1969) - Произведение ретранслировано на France Musique - продолжительность: 10 минут 30 секунд
- «Концерт», для оркестра – Национальный симфонический оркестр RAI , Рим (1970) – продолжительность: 12 минут
- «Соннан» (Звучание) для оркестра – заказ Радио Франции (1971) – продолжительность: 12 минут
- «Три музыкальные пьесы для гражданина», для оркестра – заказ Радио Франции (1972) – Editions Billaudot – транскрипция для двух фортепиано – продолжительность: 18 минут
Музыка на кассете :
- «La Course» («Гонка»), музыка к балету, представленная в Парижском национальном народном театре (TNP) труппой Жозефа Руссильо, ретранслированная по телевидению (1970) - продолжительность: 26 минут
- 1975: Концерт музыки в Музее современного искусства де ла Виль де Пари - продолжительность: 45 минут :
- «Клетка» («Клетка»)
- «Тюильс» («Плитки»)
- «Outils de Jardin» («Садовые инструменты»)
- «Тюбулюра» («Труба»)
- «Mécaniques» («Механика»)
- 1973–1976 :
- «Enfances» («Детство») (15:00)
- «Flûtes» («Флейты») (7:20)
- «Клоши» («Колокола») (5:40)
- «Tintamarresque et Farce» («Шум и трюк») (12:00)
- «Concerto pour Guitare» («Концерт для гитары») (25:00)
- «Куверклы» («Обложки») (4:30)
- «Запасные части автомобиля» (5:30)
- «Elements de Cuisine Avec Piano» («Элементы кухни с фортепиано») (6:30)
- «La Bête» (Чудовище) (2:40)
- «Темпс-Монд» («Время-Мир») (13:00)
Другое, 1972 :
- «Матинале» («Утро») (3'30), для флейты и фортепиано. Éditions Альфонс Ледюк , издатель (1972) OCLC 30655251 .
- «Соннант» («Звучание») (3'10), для трубы и фортепиано в C или B ♭ - Инструментальная пьеса по заказу издателя Éditions Альфонса Ледюка (1972). OCLC 32643497 .
Пьеса для Парижского CNSM конкурсного экзамена :
- «Фантастика» для валторны и фортепиано – Макс Эшиг , издатель (1974) – продолжительность: 5 минут. [ 5 ] OCLC 32182955 , 658363177 .
- «Dialogue avec l'oiseau La» («Диалог с птицей, «Ла» ) » для флейты и фортепиано – Макс Эшиг , издатель (1975) – продолжительность: 5 минут. OCLC 15169146 , 658372575 .
- «Натюрморт с контрабасом» («Натюрморт с контрабасом») – Фрэнсис Салаберт , издатель (1981) – продолжительность: 5 минут. OCLC 50162774 , 895358251 , 658421652 .
Другое, 1979–2007 :
- «Comme Union» («Как Союз») для духового квинтета - Орден ARS NOVA, дирижер Мариус Констант (1979) - продолжительность: 15 минут
- «Люмен» для струнных – Руанский камерный оркестр под управлением Жан-Клода Бернеда (1980) – продолжительность: 20 минут
- «Offrande Lyrique» («Лирическое предложение») для скрипки с оркестром - по заказу Парижского камерного оркестра (1981) - продолжительность: 18 минут.
- «Chants du Temps» («Песни времени») в четырех книгах для оркестра (1982–1988) – продолжительность: 1 час 50 минут.
- «Аудите» для оркестра (1989) – продолжительность: 11 минут.
- «Intervalle» («Интервал») для струнных (1990) – продолжительность: 5 минут 30 секунд.
- «Эффата» для оркестра (1990) – продолжительность: 7 минут.
- "Musique Geste Mouvement" ("Движение музыкальных жестов") для двух фортепиано (1990) - продолжительность: 13 минут 30 секунд.
- «A quatre» («В четыре») для флейты, кларнета, скрипки и фортепиано - Создано на концерте New Contemporary Group к 25-летию Руанского университета в Нормандии (1991) - продолжительность: 8 минут 30 секунд
- «Chants du temps» («Песни времени») для струнных и духовых инструментов (2007) – продолжительность 40 минут.
- «Les Chants du Temps» («Песни времени») для фортепиано, «Работа в ходе неуспеха» (начата в 1992 г.) – общая продолжительность: около 20 часов – в разработке 16-й том.
Библиография
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Некролог», 25 октября 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б Бассер, 1 сентября 1967 г. , с. 128.
- ^ Римская премия, 1960–1968 .
- ^ Кан, 20 декабря 1975 г. , с. 51.
- ^ Реквард, 1997 , с. 50.
Ссылки
[ редактировать ]- Бюссер, [Поль] Анри (1872–1973) (1 сентября 1967 г.). «Lá řévué Musicale: Римский конкурс музыкальной композиции в Академии изящных искусств» . Ревю двух миров . «Литература, история, искусство и науки» (на французском языке): 128 . Проверено 13 августа 2024 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: numeric names: authors list (link) LCCN 74-646333 (journal); JSTOR 44593244 (article); OCLC 857954683 (все издания) (журнал); OCLC 9978055651 (статья).
- Кан, Генри, корреспондент в Париже (20 декабря 1975 г.). «Из музыкальных столиц мира: Париж» (PDF) . Рекламный щит . Том. 87, нет. 51. Нильсен Бизнес Медиа, Инк . с. 51 (графа 3) . Получено 5 октября 2022 г. - через World Radio History (worldradiohistory.com); Дэвид Э. Фрэкелтон Глисон (род. 1946), Кливленд .
{{cite magazine}}
:|first1=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )ISSN 0006-2510 ; OCLC 1532948 (все редакции) .
- "Некролог". «Умер руанский композитор Мишель Рато» («Некролог»). «Умер руанский композитор Мишель Рато». Париж-Нормандия (фр) (на французском языке). 25 октября 2020 г. Проверено 25 октября 2020 г. ISSN 0999-2154 ; OCLC 472498041 (все редакции) .
- Приз Рима, 1960–1968. «1967 – Мишель Рато (1938– )» (на французском языке). Музыка и память . Проверено 1 января 2011 г. Через → www.musimem.com .
см. Prix de Rome в Википедии .
- Рекворд, Сьюзан Джин (1966 г.р.) (1997). «Горн в Парижской консерватории и ее концертные залы до 1996 года». Приложение C: «Morceaux de Concours for Horn, 1897–1996» (магистерская диссертация). Дентон : Университет Северного Техаса . стр. 47–53 – через цифровую библиотеку Университета Северного Техаса .
{{cite book}}
: CS1 maint: numeric names: authors list (link) OCLC 38224306 , 928060501 .
- Скачать PDF (PDF) (полный документ).
- Онлайн (стр. 50).
- 1938 рождений
- 2020 смертей
- Французские композиторы-классики
- Французские композиторы-классики мужского пола
- французские музыкальные преподаватели
- Композиторы-классики XX века
- Композиторы-классики XXI века
- Римская премия за композицию
- Композиторы из Парижа
- Выпускники Парижской консерватории
- Академический состав Парижской нормальной школы музыки
- Французские композиторы XX века
- Французские композиторы XXI века
- Французские музыканты-мужчины 20-го века
- Французские музыканты-мужчины XXI века