Вагдаверкус
Вагдаверкустис — германская богиня, известная по посвятительной надписи на алтаре, найденном в Кёльне (Кёльн), Германия . [1] Камень датируется примерно II веком нашей эры и сейчас находится в музее в Кельне.
Имя
[ редактировать ]Смысл названия остается неясным. Элемент Ver-custis можно интерпретировать как корень wer- («человек»), присоединенный к отглагольному существительному *kusti- («выбор»; ср. древнеисландское mann-kostr «мужская добродетель»), но значение суффикса или эпитет Вагда неопределенен. [2]
Культ
[ редактировать ]Надпись появляется на передней части алтаря над резным рельефом, изображающим пять мужских фигур, совершающих ритуал. Священник в центре одет в тогу и покрыт головой ( capite velato ) . Он протягивает руку к алтарю, чтобы зажечь благовония, коробку с которыми держит мальчик слева. Позади них стоит авлос -музыкант, чья музыка призвана «заглушить неблагоприятные шумы». Фигура между аулистом и служителем изношена и мало что раскрывает. Пятый, крайний справа, бородат и одет в одежду, не являющуюся тогой; он несет что-то, переброшенное через правое плечо. [3]
Надпись гласит следующее:
- Богини
- Вагдаверкусти
- Тит Флавий
- Постоянная настройка
- Молитесь EMV
В грубом переводе на английский надпись можно прочитать так:
- К Богине
- Вагдаверкус,
- Тит Флавий
- Констанс, префект
- преторианцев [посвятил это ] своей выдающейся памяти». [4]
Алтарь был освящен римским гражданином , [5] иконография представляет собой традиционное римское жертвоприношение , [6] но Вагдаверкустис, скорее всего, была коренной германской или кельтской богиней. [7] не было ничего необычного и, возможно, даже общепринятым, Для римских чиновников в провинциях чтобы почитать местных богов, чтобы поддержать местную добрую волю. [8] поклонялись Вагдаверкустису. Есть некоторые свидетельства того, что батавы [7] (германское племя, по сообщениям Тацита, жило вокруг дельты Рейна, на территории нынешних Нидерландов) в этом регионе [9] между современными Нидерландами и Кёльном (Köln). [10]
Недостаток свидетельств, касающихся Вагдаверкустис, привел к многочисленным интерпретациям ее значения. На боковых панелях алтаря изображены деревья, что предполагает вегетативную функцию. [11] Она может быть связана с Виртусом , римским богом воинской доблести. [10] Поскольку она встречается только в Кельне, она может быть локальным божеством этого места. [12] Это имя означает «защитница военных танцоров», а Вагдаверкустис характеризуют как богиню войны . [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нейман 1999 , с. 126: "Состояние исследований здесь следует охарактеризовать как неудовлетворительное. Однако вполне вероятно германское происхождение названия, что важно для нашего вопроса".
- ^ Нейман 1999 , с. 126.
- ^ Джанет Хаскинсон, Опыт Рима: культура, идентичность и власть в Римской империи (Routledge, 2000), с. 248.
- ^ «EMV» — это общепринятое сокращение от «egregiae memoriae vir», см. Пек, Гарри Терстон. Словарь классических древностей Харперса . Нью-Йорк: Харпер и братья, 1898 г.
- ^ На это указывает использование tria nomina ; см. римские соглашения об именах .
- ^ Сравните рельеф Марка Аврелия, приносящего жертву перед храмом Капитолийского Юпитера .
- ^ Перейти обратно: а б Ансухариджаз (2003) Забытые боги , на сайте Регинхейма.
- ^ Хаскинсон, Опыт Рима , с. 261.
- ^ Карту см. на Livius.org.
- ^ Перейти обратно: а б «Религиозные культы в римском Кельне: Vagdavercustis» . Архивировано из оригинала 2 декабря 2005 г. Проверено 10 мая 2006 г.
- ^ Миранда Грин, Символ и образ в кельтском религиозном искусстве (Routledge, 1989, 1992), с. 40 (Грин считает Вагдаверкустиса германским божеством).
- ^ Грин, Символ и изображение , с. 40.
- ^ Майкл Шпайдель, Древние германские воины: стили воинов от колонны Траяна до исландских саг (Routledge, 2004), стр. 102, со ссылкой на Яна де Фриза, Religionsgeschichte II, 1957, 325.
Библиография
[ редактировать ]- Нойманн, Гюнтер (1999), «Немецкие цисренани - утверждение имен» , у Бека, Х.; Геених, Д.; Штойер, Х. (ред.), Германские проблемы с сегодняшней точки зрения , Вальтер де Грюйтер, ISBN 978-3110164381