Нот-таай

Пас-таай ( китайский : 矮靈祭 ; пиньинь : igíngjì ), «Ритуал к духам коротких [народов]», — это ритуал народа сайсият , группы аборигенов Тайваня . Ритуал посвящен Тааи , племени невысоких темнокожих людей, которые, по их словам, жили рядом с ними. Ритуал проводится каждые два года, и ожидается, что в нем примут участие все сайсияты.
История
[ редактировать ]Предполагается, что ритуал Пас-таай практиковался на протяжении 400 лет и первоначально практиковался каждый год во время сезона сбора урожая. Впервые оно было зафиксировано в 1915 году в « Обзорах обычаев варварских племен» исследователями, работавшими при колониальном японском правительстве . Согласно японскому правлению, частота была сокращена до одного раза в два года. По словам антрополога и режиссера Ху Тай-ли из Института этнологии Академии Синика , традиция угасла до такой степени, что в основном только старейшины сайсият могли практиковать ритуалы; однако за последние 20 лет эта традиция возродилась в рамках более крупного тайваньского движения аборигенов, а также благодаря растущему интересу со стороны. [ 1 ] Церемонии Пас-таай были официально признаны культурным наследием Тайваня в 2009 и 2010 годах соответственно. На протяжении многих лет определенные внешние силы имели негативные последствия для ритуала, включая неправомерное вмешательство со стороны государственного административного сектора, предвзятое освещение в СМИ, неправильное поведение туристов и распространение мусора.
Легенда
[ редактировать ]Существуют несколько разные версии мифа, окружающего ритуал. По одной из легенд сайсиятов, невысокие люди, темнокожие, ростом менее метра, жившие на другом берегу реки, преуспели в пении и танцах и были приглашены на праздники урожая сайсиятов, занимаясь в долгосрочных взаимовыгодных отношениях. Однако невысокие люди были похотливы и часто заигрывали с сайсиятскими женщинами. Однажды какой-то молодой Сайсият решил отомстить за этот неуважительный поступок. Они срубили крепкое дерево, на котором отдыхали невысокие люди. Все невысокие люди, кроме двух старцев, упали со скалы и погибли. Эти двое выживших старейшин научили сайсият песням и танцам ритуала Пас-таай, а затем уехали на восток. Вскоре после этого сайсияты пострадали от голода, который они приписали мстительным духам-пигмеям. Чтобы умилостивить духов, сайсият стал держать пас-таай и просить прощения. Кроме того, сайсияты должны были быть трудолюбивыми, справедливыми, честными и терпимыми в отношениях с другими. [ 2 ]
По другой версии, два старейшины коротышки наложили проклятие на Сайсият, умолявшего о прощении. Старейшины разрешили это при условии, что сайсияты будут практиковать танцы невысоких людей, чтобы умилостивить души умерших, иначе урожай сайсиятов погибнет и засохнет. [ 1 ]
Согласно легендам, невысокие люди обладали магическими способностями и приносили удачу сайсиятам, если к ним относились с уважением или хорошо обращались. [ 2 ]
Церемония
[ редактировать ]За церемонию традиционно отвечает семья Сайсият Титиён. Церемония проводится на озере Шиангтянь, в деревне Дунхэ, поселка Наньчжуан (южная церемониальная группа) и в деревне Таай, поселок Уфэн (северная церемониальная группа). Ритуал проводится в течение трех дней и ночей, во время полнолуния 10-го лунного месяца (середина октября), и происходит два раза в год - первый ритуал, проводимый в 10-летний период, является более масштабным и имеет большее значение. [ 2 ] [ 3 ] Южная церемония проводится на день раньше, чем северная, и они немного отличаются в деталях. За один или два месяца до ритуала обе церемониальные группы отправляют своих делегатов, чтобы выбрать подходящую дату для проведения ритуала, то есть примерно пятнадцатый день десятого месяца по лунному календарю. Затем начинаются приготовления и исполняются церемониальные песни, запрещенные в других случаях. Ритуалы, танцы и песни, исполняемые в Пас-таай, сложны и состоят из пяти этапов: рараол (приветствие духов), кисиринаолан (лечение духов), киситомал (развлечение духов), папанавасак (погоня за духами). и папаоса (отправление духов). После пяти этапов следует «постритуальная церемония», которая завершает церемонию. [ 2 ]
На церемонии носят традиционные костюмы с богато украшенными украшениями и колокольчиками (которые обеспечивают связь с миром духов). Серебрянка используется для обеспечения духовной безопасности и отражения зла. Во время церемонии тщательно соблюдаются племенные табу; Традиция Сайсият гласит, что те, кто плохо себя ведет во время церемонии, впоследствии пострадают от плохих событий. [ 1 ]
Происхождение
[ редактировать ]Описание Маленьких Людей как темнокожих и карликовых по росту привело к появлению теорий и ассоциаций с негритосами Юго -Восточной Азии . В настоящее время нет научного консенсуса относительно того, имели ли Маленькие люди доавстронезийское происхождение , если они вообще существовали. Некоторые антропологи предполагают, что это могли быть протоавстралоидные люди, которые, возможно, прибыли из Африки во время раннего южного расселения 60 000 лет назад. [ 4 ] Народы Цоу хотя , Бунун и Пайвань на Тайване (среди прочих) также хранят устные традиции существования подобных карликоподобных невысоких народов, которые обладают сходными антропометрическими чертами с негритосами, что, возможно, предполагает широкое присутствие негритосов на Тайване до австронезийской миграции, никаких вещественных доказательств их существования обнаружено не было. Генетическое исследование 2019 года, сравнивающее генетические маркеры филиппинских негритосов с маркерами нескольких коренных тайваньских народов, не дало результатов; «Глубокое слияние B4b1a2 у филиппинских негритосов, сайсият, атаял, островной Юго-Восточной Азии и ЮВА (Юго-Восточной Азии) предполагает глубоко укоренившееся общее происхождение, но не может поддерживать прошлое присутствие негритосов на Тайване. И наоборот, общие культурные компоненты и гаплогруппа D6a2 мтДНК у Саисията, Атайала и филиппинских негрито может характеризовать подпись негрито на Тайване. Молекулярная вариация D6a2 определяет его присутствие на Тайване вплоть до среднего неолита, другие маркеры, гаплогруппы Y-SNP C-M146 и K-M9, требуют дальнейшего анализа». [ 4 ]
Антрополог Грегори Форт предполагает, что тайваньские традиции и подобные малайско-полинезийские рассказы о маленьких людях имеют общее происхождение . [ 5 ]
Другие теории предполагают, что «маленькие люди» могли быть африканскими рабами, привезенными европейскими купцами в 1600-х годах. В письмах, отправленных голландскими торговцами, посетившими Тайвань в 1600-х годах, упоминается существование на острове «низких людей». [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сюче Линь (2000). История аборигенов Тайваня: Саисият. Город Наньтоу: Комитет исторических записей провинции Тайвань.
- Юань-И Хуан (2008). Когда «Таай» сталкивается с «журналистами»: исследование туризма и освещения новостей Пас-таай. Магистерская диссертация, Высший институт журналистики, Национальный университет Тайваня.
- Временный комитет по расследованию старых обычаев Тайваня, Канцелярия генерал-губернатора Тайваня. Перевод Института этнологии Академии Синика (1998). Обзоры обычаев варварских племен, третий том, «Сайсият». Тайбэй: Институт этнологии Академии Синика.
- Бинь-Сюн Лю и Тай-Ли Ху (1987). Исследование традиционных церемоний, песен и танцев аборигенов Тайваня. Округ Наньтоу: Департамент регистрации домохозяйств правительства провинции Тайвань.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Глюк, Кэролайн (7 декабря 2006 г.). «Аборигены Тайваня сохраняют ритуалы» . Новости Би-би-си . Би-би-си. Архивировано из оригинала 03.11.2019 . Проверено 5 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Прошлое, ставшее свидетелем благодарности и негодования: легенда о пас-таай» . Culture.teldap.tw . Проверено 29 апреля 2019 г.
- ^ «Племя Саисият» . Музей Шунг Йе аборигенов Формозы . Архивировано из оригинала 23 февраля 2020 года . Проверено 5 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Лан-Ронг Чен; Жан Ален Трежо; Ин-Хуэй Лай; Цзун-Сиан Чен; Цзинь-Юань Хуан; Мари Лин; Джун-Хун Лоо (октябрь 2019 г.). «Полиморфизмы митохондриальной ДНК коренной группы сайсият на Тайване, поиск сигнатуры негритосов» . Эдельвейс Журнал биомедицинских исследований и обзоров . Проверено 6 октября 2020 г.
- ^ В-четвертых, Грегори (26 января 2009 г.). Образы дикого человека в Юго-Восточной Азии: антропологическая перспектива . Нью-Йорк: Рутледж. п. 258. ИСБН 978-0-7103-1354-6 . Проверено 6 октября 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]