Фендерескский район
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2023 г. ) |
Фендерескский район
Персидский : часть Фундерска. | |
---|---|
Координаты: 36 ° 57'51 ″ с.ш. 54 ° 59'13 ″ в.д. / 36,96417 ° с.ш. 54,98694 ° в.д. [ 1 ] | |
Страна | Иран |
Провинция | Голестан |
Графство | Рамиан |
Капитал | Хан Бабин |
Население (2016) [ 2 ] | |
• Общий | 36,472 |
Часовой пояс | UTC+3:30 ( ПЕРВОЕ ) |
Район Фендереск Рамиан округе Голестан находится , провинции в Иран . Столица — город Хан-Бебин . [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]Происхождение названия Фендереск уходит корнями в административное устройство горных районов северного Ирана. Сегодня в иранском ландшафте гору обычно называют кух (персидский), даг (тюркский) и, в гораздо меньшей степени, джабал (арабский). Среди них теряются такие слова, как « гар или яр », « остан », « фанд/фенд » и « банд/ванд », которые в своем собственном контексте также означают «гора».
Поклонение горам
[ редактировать ]В персидской мифологии горы занимали видное место. Как отмечается в легендах о иранских королях и героях, описанных в «Шахнаме» («Книге королей» Фирдоуси), Саам послал своего сына-альбиноса Заала в горы Альборз, чтобы избавиться от зла, поразившего его; Альборз был убежищем короля Манучера и ареной многих битв, в которых участвовал Ростам , национальный герой Персии; злодей Захак был заключен в тюрьму в Дамаванде, в хребте Альборз; и герой Араш Камангир (Лучник) метнул свою стрелу из Дамаванда, чтобы обозначить восточную границу королевства Манучехра. На горе Аснаванд Кейхосро, мифический кианский царь, построил первый из трех знаменитых храмов огня. Другой кианский король, Гаштасп, построил храм Азар Барзин Мехр в Наванде, горе на северо-западе современного Сабзевара в Кохрасане. Согласно авестийским традициям, священный хом для возлияния рос в горах. Греческий историк Геродот ( ум. 425 г. до н. э. ) отмечал, что персы «обычно … поднимаются на вершины самых высоких гор и там приносят жертвы [ Ахурамазда ] — это имя, которое они дают всему кругу небесного свода». [ 4 ]
Лорды гор
[ редактировать ]Помимо духовности, в практическом смысле заснеженные горы были источником воды, обеспечивали защиту, доминировали над равнинами, дорогами и поселениями внизу и служили сторожевыми башнями. Командовать или управлять одним из них было бы весьма непросто. Основное авестийское слово ( Яшт 19, раздел 1), обозначающее гору, было гар . Первым из легендарных царей Персии был Кёмарс, известный также как Гаршах, что, согласно иранскому лексикографу Дехходе , означало «горный царь». Имя другого царя, Гаршаспа , тоже олицетворяло ассоциацию с горами. Титул сасанидского принца Ормуза, сына Бахрама, был кухбод, что означало «командир горы».
Арабизированная форма слова «гар» была «джар» , и, согласно Ибн Исфандияру ( ок. 1226 г. ), этот последний термин на языке табари северного Ирана стал означать гору, на которой росли деревья и кусты и на которой можно было заниматься сельским хозяйством. Не случайно среди горных величеств северного Ирана можно встретить титулы Джар-шаха и Малека аль-Джебала, носимые династами Каранванда , правившими в горах Табарестана с 570 по 839 год нашей эры. Из этих титулов первый был разновидностью Гаршаха (горный царь), а второй наименование представлял собой конструкцию, означающую «господин гор». По словам Абу-Али Мохаммада Балами ( ) 946-973 гг. н.э. , в области, управляемой Караном, «есть много деревень и там живут кухьяры [горцы] и ... все горы там были названы в его честь и по сей день названы в честь его потомков».
Династы Падусбана северного Ирана управляли регионом от Гилана до Амола с 665 по 1596 год. Первоначально они носили титул Остандар . В Табари слово «остан» означало «гора», а дар само по себе или от дара , что означает «король», означало «тот, кто имеет/удерживает/правит», и поэтому остандаром называли того, кто управлял горой. Термин «Остандари» , как и в «Руян Остандари» , упомянутый в Ибн Исфандияра ( «Тарих-е Табарестан» «История Табарестана», ок. 1216 г. ), обозначал административную должность/титул или резиденцию горной провинции.
Начиная с VIII века среди династий Каранванд и Падушбан можно встретить использование имени Вандад (вариант: Ванда). Четвертый правитель Каранванда носил имя Вандад Хормоз, сын Неды ( ок . 813–833 гг. н.э. ). Правитель Падусбана по имени Ванда Омид, сын Шахрияра ( годы правления 791–823– ). Среди династий Бавандов, которые правили в Мазандаранском регионе Табарестана как «цари гор» с 665 по 1006 год нашей эры, был Ванда, сын Баванда ( ок. конец 10 века ). Вандад или Бандад встречались во многих экзотических формах: к 10 веку такие вариации, как Бандад, Бандаз, Бондаз и Бандар, были отмечены в « Китаб аль-Булдан» Ибн аль-Факиха аль-Хамадхани ( ок. 902 г. н. э. ). По мнению Дехходы, вандад и бандад были фонетически связаны, поскольку «b» является принятой заменой старой буквы «v» в персидском языке. [ 5 ] Эти имена были связаны еще и тем, что возникли в горных регионах.
По словам Сейеда Захира ад-Дина Мараши , персидского историка XV века, в 838-839 годах нашей эры наместник Аббасидского халифата в Табарестане делегировал управление Кухестаном, землей многих гор, граничащей с Хорасаном, человеку по имени Бандар. Поскольку упоминание об этом человеке не содержало одноименного обозначения, можно заключить, что Бандар [читай: Банд+дар, как Остан+дар или Ванд+дар] был титулом или должностью, и он был бы подходящим для человека, которому суждено было управлять. горный регион.
В персидском словаре Стейнгасса (1892) отмечается, что существительное группа , среди прочего, означает «курган». Его популярное и знакомое использование как «плотина» очевидно в Банд-э-Амире недалеко от Шираза, а его значение как «препятствие или блокпост» очевидно в слове рах-бандан . Банде-Амир был построен в 10 веке по приказу правителя Буеха Азода-Доуле Даилами, чья династия происходила из горного региона Дайлам в Гилане на северо-центральном Иране, который охватывает прикаспийские провинции Гилян, Мазандаран и Голестан (ранее Горган, Астарабад).
Это слово « группа» на языках гилаки и табари северо-центрального Ирана означало «гора». Согласно Гиацинту Луи Рабино (Мазандаран и Астарабад, 1924 г.), регион Ланга округа Танкабон был разделен на Джурбанд (или Балабанд, верхняя полоса) и Джирбанд (Зир-банд / Пайин-полоса, нижняя полоса) и невысокий лесистый район. холмы, отделявшие равнину от летних лагерей, назывались Миянбанд (средняя полоса). Значение слова «банда» как «гора» в Миянбанде подтверждается далее примером Сияхбанд (Черная гора) и Киябандан (Горы Кия) как недвусмысленных названий двух одноименных гор, расположенных в районе Лариджана недалеко от Амола.
крыло
[ редактировать ]Там, где есть ванд или банда , что означает «гора», может быть и веер . Это достигается на одном уровне по правилам замены звуков ( ибдал ). На персидском языке фан четко признается как форма группы. [ 6 ] К 9 веку фанды начали заменять полосы в иранских топонимах: как записано Яхьей бин Джабером аль-Баладхури ( ум. 892 ), например, Ашбанд, район недалеко от Найшахпура в Хорасане, стал Ашфандом. На другом уровне, фанд также является приемлемой формой для ванда, особенно в арабской трансформации персидского или других иностранных слов – например, в Фандал, что по-арабски означает вандал , германский народ, который правил частями Северной Африки с 429 по 534 годы нашей эры. . Другой пример замены «v» на «f» представлен в топониме Сарвандкар/Сарфандкар в Шаме ( Сирия ), как сообщается в географическом труде Абульфеды ( ум. 1331 ).
Географический словарь Якута аль-Хамави ( ок. 1224 г. ) определял фанд как участок горы ( джабал ). Его работа содержала ссылки на ряд топонимов, содержащих морфему /fnd/, например, в Фендалау в Шаме (Сирия), Фандавайне в Марве (Северо-Западный Иран), Фандисаджан в Нахаванде (Иран) и Сарфанде, деревне в Суре. регион Сирии. За исключением нескольких топонимов, сохранивших морфему /fnd/, в современном Иране нет горы, которая называлась бы «фанд» или ее вариантом фенд. Фандавайн Якута в Марве и Фандисаджан в регионах Нахаванд Ирана имеют явно горный характер. Среди немногих современных топонимов в Иране, несущих фанды, Фандоглу возле Мияне в Азербайджане и Фандохт возле Бирджанда в Кохрасане также являются горными местами, как и Фанд в районе Дамавенд и Фендереск к северо-востоку от Горгана.
Неясно, когда именно фанд или фенд вошли в номенклатуру топонимов в северо-центральном Иране, кроме того, что это могло быть связано с исламским завоеванием Мазандарана и последовавшими за этим миграциями потомков Мухаммеда в VIII веке из Хиджаза, Сирии и Ирака в Иран. районы современного северного Ирана, такие как Амол, Бабол (бывший Барфоруш, ранее Мамтир) и Баболсар (ранее Машадсар), Каемшахр (ранее Шахи, ранее Алиабабд), Сари и Горган (бывший Астарабад, ныне Голестан ).
В ходе миграции потомков и приверженцев Имама Али из Хиджаза, Сирии и Ирака в Мазандаран/Табаристан на севере Ирана, были некий Ибрахим ( р. Медина, после 765 г. н.э. ) и его сестра Биби Сакине, дети Имама Мусы. Казем ( ум. Багдад, 799 ). Эбрагим упоминается как прямой предок в генеалогии семьи Мусави-Хосейни, управлявшей Фендереском между 16 и началом 19 веков. Ибрагим поселился на территории современного Баболсара, в пятнадцати километрах к северу от Мамтира (позже Барфоруш, а ныне Бабол). После смерти Ибрагима вокруг его могилы возникло святилище (имамзаде), и ради молитв, на которые был дан ответ, он получил имя Абу Джаваб. Поселение стало городом и получило название Машадсар – место упокоения мучеников.
На момент своего прибытия в VIII веке религиозные мигранты Дома Али стали соседями Падусбанских правителей Мазандарана и подражали им административной номенклатуре остандарийя , что на языке Табари означало «место горного владыки» от остана. («гора»), дар («держатель») и суффикс местного патива -ийя («место»). На своем просторечии новоприбывшие придумали фандерийя или фендерийя, в котором фанд заменил местный остан, и это стало названием места, которое Рабино определил как Фендер-и Намавар [ персидский : ﺮﻮﺎﻤﻧ ﻯﺮﺩﻧﻔ ], сельский округ, расположенный у подножия горы. горы в девятнадцати милях от Бабола и в восьми пяти милях к юго-юго-западу от Алиабада (позже Шахи, ныне Каемшахра ) в районе Бала Тайджан, который показан на голландской карте Новой Персии 1720 года (Амстердам: R&I Ottens, 1720) как Пандерис. Обозначение Fender-i явно было административным обозначением. Само имя Намавар носили многие представители правящей семьи Падусбан региона Амол (665-1596).
Среди сийидов, эмигрировавших в регион Амол , мараши были одной из групп, которая выделялась как вероятный создатель термина фандерийя или фендерийя . Утверждая свое происхождение от имама Зейна аль-Абедина ( р. Медина, 658–59 ; ум. Медина, 713–14 гг. н. э .), неясно, когда они прибыли в этот регион, за исключением того, что сначала они отправились из Медины в Мараш, в Шам (Сирия), где они проживали достаточно долго, чтобы обзавестись родственным ( нисбой ) Мараши.
Фендереск
[ редактировать ]Сам Мараш находился к юго-востоку от места под названием Сарфандкар. В географическом труде Абульфеды ( ум. 1331 ) упоминается место под названием Сарфандкар, которое также писалось как Сарвандкар. По словам Абульфеды, это было важное место в Шаме: это была цитадель, расположенная на южном берегу реки Джайхан к востоку от Телль-Хамуна, к юго-востоку от Айн-Зарбы и к западу от ущелья Марра, одного из перевалов в горы Альманус. . Цитадель, возвышающаяся над ущельем, была построена на вершине скалы и не имела стен, так как сама была окружена скалами. В свете его географического описания и карты Шама в Ашкаль-эль-Аламе X века , составленной Абулкасемом бин Ахмадом Джайхани (издание Ф. Мансури, 1989–90), это место должно было находиться в северо-западном углу современной Сирии, известном как как Кордаг (гора Корд), к северо-востоку от Мараша.
Этимологически структура Сарфандкара дает полезную подсказку о структуре Фендереска. На шумерском языке суффикс «кар» означал «укрепление», и это значение перекликается с персидским значением слова «кар» как «строительство или сооружение». Итак, фанд/гора + кар/укрепление может = фандкар/горная крепость. Существительное сар на персидском языке означало «голова» или «вершина», но его появление как в «Сарфанде» Якута, так и в «Сарфандкаре» Абульфеды позволяет предположить, что оно было частью сложного существительного, такого как сарфанд, означающего «горный вождь», должность. Так и должно было быть, поскольку Сарфандкар находился в долине, хотя и был построен на скале, что вряд ли является основанием называть это место «вершиной горы».
К 1359 году мараши пользовались достаточной популярностью среди населения Амола, что восстали против установленного местного порядка и взяли под свой контроль регион. После монгольского вторжения в Персию правительство Горгана и Астарабада перешло в руки местного вождя по имени Мир-Вали, который правил с 1353 по 1382 год. Правителями региона Амол-Сари в это время были мараши и один из них, Сийид Камаль ад-Дин Мараши ( годы правления 1361–1393– ), стал мишенью заговоров с целью убийства, задуманных Мир-Вали. В битве при Тамише (вероятно, Бехшахре) к востоку от Сари и на границе с Горганом вождь мараши одолел своего соперника и отправил его бежать на восток, в горы (кухсарат) и дальше в Хорасан. Это поражение поставило Горган и Астарабад во владения Мараши. В связи с последствиями этого события группа иммигрантов из Фендери, возможно, заселила регион, который был отождествлен с Фендером.
То, что топонимия Фендереска уходит корнями в миграцию мараши из региона Мараш в Сирии, дополнительно подтверждается вероятным переносом названия Марра, названия горного хребта, из региона Сарфандкар-Мараш в Сирии. , в северо-центральный Иран – например, в названиях крепости Маран на горе Маранкух в районе Тахте-Рустам в Рамиане, к югу от Фендереска), на полпути между горами Асиман и Нилкух. Имя Маран также встречается в топонимах Маран и Маранкух в регионе Танкабон (Шахсавар эпохи Пехлеви) на северо-центральном Иране. Согласно Мохаммаду-Ибрагиму Назари (из Шахи, ныне Каем-Шахра) (Тарих-и катул, 1996), фанд/фенд в Фендереске относится к гористой топографии региона, но на языке гилаки северного Ирана этот термин Фандер означает бдительный или пытливый взгляд, что, по мнению Назари, могло быть функцией местной крепости Маран.
Хотя вышеизложенное объясняет, как fend (гора) превратилось в fenderiyya или ostandariyya превратилось в fenderiyya (горная административная единица), а затем в Fenderi, оно не объясняет, как Fenderesk получил окончание -sk . Одним из объяснений может быть то, что Fenderi действительно был F/Penderis, как указано на вышеупомянутой голландской карте. В этом случае вполне вероятно, что при пересадке в новый регион F/Penderis станет Fenderisak, что буквально означает «Маленький Fenderis». Это соответствует таким примерам, как Фарим, сельский район в шестидесяти километрах к югу от Сари, и Фаримак, деревня в восьмидесяти километрах к востоку от Сари. Другое объяснение могло бы заключаться в том, что буква «s» в слове F/Penderis была остатком более длинного суффикса, прикрепившегося к слову Fenderi. В регионе Фендери существительное рустак относилось к сельским районам. Одной из особых и редких его форм был рескат , и его пример появился в топониме Бала-рескат [ ﺖﻛﺳﺮﻻﺎﺑ ], верхняя деревня на севере Шахи, где на куполообразном кирпичном строении поддерживалась надпись, датируемая 1009 годом. Фендери-рескат (деревня) превратилась в Фендерикат, а позже, для краткости, в Фендерис. Инверсия k и t в рустак/рескат был бы не менее аномален, чем когда в современном персидском языке можно услышать «спросить акс» (картинка) или в английском языке «топор» означает «спросить» (спросить).
Столь же вероятно, что, когда мигранты из Фендери достигли района Горгана, их местожительство стало называться Фендериасак или Фендерасак или, как отмечает в Персидско-английском словаре лексиколога Ф. Стейнгасса (1892), Фандарсаг. Немецкий иранист и ученый-авестист Вильгельм Гейгер ( ум. 1943 ) считал, что в авестийском языке слово асаг (вар. asak ) означало «район». Основываясь на этом предположении, возможно, Фендереск (через Фендери-асак или Фендери-сак) получил свое название от места, обозначенного как район Фендери.
Возможно, что Фандарсаг, если принять правильную форму, мог произойти от протонима «вандарасак», в котором «вандар» означало обладателя горы, а «асак» означало район, в результате чего получился топоним «район держателя горы». », которого фонетически настроенные – эмигранты или аутсайдеры – превратили в Фандарасак, а со временем и в Фендересак.
Первая нисба
[ редактировать ]Самые ранние свидетельства использования Фендереска как топонима появились в форме нисбы ( родственного) некоего Хаджи Ахмада Фендерески, правившего Астарабадом в 1508-09 годах. Это упоминание предшествовало рождению выдающегося сына региона, Хакима Абул Касема Мира Фендерески ( ум. 1563 ), и это с уверенностью исключает Хакима как источника географического названия. Согласно грантам Астарабада, собранным в шестом томе «Аз Астара та Астарабад» (Масих Забихи и Манучехр Сотоде, 1975), в мае/июне 1522 года его сын Мир Камаль ад-Дин получил от шаха Исмаила Сафави грант для Чупалани. деревня, в которой было добавлено больше мест, поскольку семье было больше предпочтения. В фирмане (эдикте) от августа 1591 года шах Аббас I Великий подтвердил дарование земель Фендереска, Рамиана и Абра Мирзе Бейку Фендерески ( ум. 1601 ).
Демография
[ редактировать ]Население
[ редактировать ]На момент национальной переписи 2006 года население округа составляло 34 326 человек в 8 206 домохозяйствах. [ 7 ] Следующая перепись 2011 года насчитала 36 390 человек в 10 138 домохозяйствах. [ 8 ] По данным переписи 2016 года, население района составило 36 472 жителя в 10 771 домашнем хозяйстве. [ 2 ]
Административное деление
[ редактировать ]Административное деление | 2006 [ 7 ] | 2011 [ 8 ] | 2016 [ 2 ] |
---|---|---|---|
Фендереск-э Джонуби РД [ а ] | 16,715 | 17,858 | 18,435 |
Фендереск-э Шомали РД | 7,176 | 7,525 | 7,159 |
Хан Бебин (город) | 10,435 | 11,007 | 10,878 |
Общий | 34,326 | 36,390 | 36,472 |
РД = Сельский округ |
География
[ редактировать ]Водопад Ширабад находится в 7 км к югу от города Ханбебин , на склонах гор Альборз , в лесной зоне. По пути встречаются красивые источники и реки. Этот водопад имеет форму лестницы и включает в себя двенадцать больших и малых водопадов. Самый большой водопад имеет высоту 30 метров, а глубина озера 40–80 метров.
Известные люди
[ редактировать ]Джафар Абад Намталу в районе Фендереск является местом рождения ученого и философа Мира Абулкасима Мирфендерески ( ок. 970-1050 гг. Хиджры ). [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Участники OpenStreetMap (15 октября 2023 г.). «Фендерескский район (Рамианский уезд)» (Карта). OpenStreetMap (на персидском языке) . Проверено 15 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Перепись Исламской Республики Иран, 1395 (2016)» . АМАР (на персидском языке). Статистический центр Ирана. п. 27. Архивировано из оригинала (Excel) 29 марта 2019 года . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хабиби, Хасан (16 марта 1380 г.). «Письмо об утверждении изменения названия сельского округа Хормаруд на сельский округ Хормаруд-э Джонуби» . Ламтакам (на персидском языке). Министерство внутренних дел, Совет Министров. Архивировано из оригинала 13 февраля 2024 года . Проверено 13 февраля 2024 г.
- ^ Истории , издание Роулинсона, Книга I: 131.
- ^ Деххода, том. 22, с. 353
- ^ Деххода, том. 37, с. 325
- ^ Перейти обратно: а б «Перепись Исламской Республики Иран, 1385 (2006)» . АМАР (на персидском языке). Статистический центр Ирана. п. 27. Архивировано из оригинала (Excel) 20 сентября 2011 года . Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Перепись Исламской Республики Иран, 1390 год (2011 г.)» . Сиракузский университет (на персидском языке). Статистический центр Ирана. п. 27. Архивировано из оригинала (Excel) 17 января 2023 года . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ «Takhtefoulad.org/mashahir/olama» . Архивировано из оригинала 28 июля 2011 года . Проверено 15 февраля 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мазендаран и Астарабад, автор Гиацинт Луи Рабино, Лондон, 1928 год.
- Иранский сайт
- "Фендереск" Энциклопедия Ираники
- Фотографии
- "Fenderesk" Dehkhoda_Dictionary (персидский)