Ядовитое платье
Сказка, известная как « Ядовитое платье » или « Забальзамированные заживо ». [ 1 ] На ней изображено платье , которое каким-то образом было отравлено . Это повторяющаяся тема в легендах и сказках различных культур, включая Древнюю Грецию , Индию Великих Моголов и Соединенные Штаты. Несмотря на отсутствие доказательств того, что некоторые американские городские легенды напрямую связаны с классическими сказками, они имеют несколько общих мотивов . [ 2 ]
Греческая мифология
[ редактировать ]Мотив ядовитого платья похож на Рубашку Пламени . В греческой мифологии , когда Ясон оставил волшебницу Медею , чтобы жениться на Главке, дочери короля Креона , Медея отомстила, послав Главусу ядовитое платье и золотую корону , также обмакнутые в яд. Это привело к гибели принцессы, а впоследствии и короля, когда он пытался ее спасти.
Рубашка Несса вымазана отравленной кровью кентавра Несса дала , которую Геркулесу жена Геракла Деянира . Несс обманул Деяниру и заставил поверить, что кровь обеспечит верность Геракла . Согласно Софокла трагедии «Женщины Трахиды» , Геракл начал потеть, когда надел рубашку, которая вскоре прилипла к его плоти, разъедая ее. В конце концов он в сильнейшей агонии бросился в костер на горе Оэта и сгорел заживо. [ 3 ]
Индийский фольклор
[ редактировать ]
Многочисленные рассказы об отравленных хилатах (почетных одеждах) записаны в исторических, фольклорных и медицинских текстах британских индийцев. [ 2 ] [ 4 ] Подарки в виде одежды были обычным явлением в основных ритуалах жизненного цикла в доиндустриальной Индии, и эти истории вращаются вокруг страха предательства, вдохновленного древним обычаем дарить хилаты друзьям и врагам в качестве демонстрации социальных отношений или политического союза. [ 2 ]
В 1870 году Норман Чеверс , доктор медицинских наук, главный хирург Бенгальской медицинской службы, написал «Руководство по медицинской юриспруденции для Индии» , в котором описал необычные преступления, связанные с ядами, произрастающими в Индии. В книгу включены три случая смерти хилата от яда, причем причиной одной из смертей являются смертельные нарывные вещества, пропитавшие ткань халата и проникшие в потовые поры жертвы . [ 5 ]
Американские городские легенды
[ редактировать ]Тема ядовитого платья появляется в нескольких американских городских легендах , зафиксированных в фольклорных сборниках и журнальных статьях 1940-х и 1950-х годов. [ 1 ] Фольклорист Стит Томпсон отметил классический прототип в этих рассказах - « Рубашку Нессуса » и присвоил мотив D1402.5 «Волшебная рубашка сжигает владельца». Ян Гарольд Брунванд дает краткое изложение одной из историй:
Девушка носит новое вечернее платье для танца. Несколько раз за вечер она чувствовала слабость, ее сопровождали выводить на свежий воздух. В конце концов ей становится совсем плохо, она умирает в туалете. Расследование показывает, что платье стало причиной ее смерти. Его использовали как похоронное платье для молодой девушки; его извлекли из трупа перед захоронением и вернули в магазин. Формальдегид , впитанный платьем из трупа, попадает в поры танцовщицы. [ 1 ]
Фольклорист Эрнест Боуман предположил, что эта история могла быть использована в качестве негативной рекламы для дискредитации известного магазина, поскольку в нескольких вариантах истории конкретно упоминается название магазина, в котором предположительно было куплено платье. [ 1 ] Легенду продолжали рассказывать еще долгое время после ее первоначальной популярности: «жидкость для бальзамирования» иногда заменяла формальдегид, упомянутый в более ранней версии. [ 1 ] Эта городская легенда была драматизирована в эпизоде « Пока смерть не разлучит нас » криминальной драмы «CSI: Нью-Йорк» и во второй истории («Две сестры») шестого эпизода третьего сезона телевизионного антологического сериала « За гранью» . Вера: факт или вымысел .
Теме ядовитых одежд также способствует распространенность одеял, зараженных оспой , которые давали коренным американцам . [ 6 ] Хорошо задокументированные примеры включают испорченные одеяла, подаренные индейцам в Форт-Питте в 1763 году. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Брунванд, Ян Гарольд (2002). Энциклопедия городских легенд . WW Нортон и компания. стр. 322 . ISBN 0-393-32358-7 .
- ^ Jump up to: а б с Беннетт, Джиллиан (2005). Тела: секс, насилие, болезни и смерть в современной легенде . Университетское издательство Миссисипи. стр. 68–71 . ISBN 1-57806-789-8 .
- ^ Софокл (1966). «Женщины Трахиса» . Роберт М. Торранс (пер.). Университет Темпл. Архивировано из оригинала 14 января 2010 г. Проверено 21 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Мэр Адриенн ; Мишель Маскиелл (2001). «Убийца Хилатс, Часть 2: Императорское собрание легенд о ядовитых одеждах в Индии» . Фольклор . Проверено 21 октября 2008 г.
- ^ Чеверс, Норман (1870). Руководство по медицинской юриспруденции для Индии . Лондон: Такер.
- ^ Мэр Адриенн (1995). «Рубашка Несса в Новом Свете: одеяла от оспы в истории и легендах». Журнал американского фольклора . 108 (427): 54–77. дои : 10.2307/541734 . JSTOR 541734 .
- ^ Фенн, Элизабет А. Биологическая война в Северной Америке восемнадцатого века: за пределами Джеффри Амхерста. Архивировано 3 апреля 2015 г. в Wayback Machine ; Журнал американской истории, Vol. 86, № 4, март 2000 г.