Коллекция Мондриана
Коллекция Mondrian была разработана французским модельером Ивом Сен-Лораном (1936–2008) в 1965 году. [1] Эта коллекция была данью уважения работам нескольких художников-модернистов. [1] В состав этой коллекции вошли шесть коктейльных платьев, вдохновленных картинами Пита Мондриана (1872–1944). [1] Потому что эти шесть сменных платьев [2] сыграли большую роль в этом собрании, собрание называется «Коллекция Мондриана». [1] В академической литературе ставится под сомнение, полностью ли это имя соответствует цели коллекции, поскольку есть и другие художники, вдохновившие Сен-Лорана, такие как Поляков и Малевич . [1] Однако Мондриан, похоже, сыграл в этом сборнике ведущую роль. Известно, что платья были дополнены черными туфлями на низком каблуке с большими металлическими пряжками геометрического вида на союзке производства Roger Vivier . [3]
Проектирование и строительство
[ редактировать ]Шесть Mondrian из шерстяного джерси и шелка платьев А-силуэта состоят из графичных черных линий и блоков белого и основного цвета, что напрямую отсылает к работам Мондриана. [4] [5] [6] Вместо того, чтобы быть напечатанными, платья были сделаны из предварительно окрашенных тканей, причем каждый цвет в их дизайне представлял собой отдельный кусок ткани. [5] Сен-Лоран экспериментировал с взаимодействием линий, объединяя их в швы одежды и создавая, казалось бы, конструкцию без швов. [7] Вес используемых тканей гарантировал, что платья сидели прямо, без драпировок и движений, которые искажали простоту эффекта — особенности, которые подчеркивали тему модернизма в дизайне. [5] В интервью Сен-Лоран признавался, что Мондриан вдохновил его сосредоточиться на простых платьях с минимальным декором. [1] [8] Хотя общий эффект казался простым, техника была сложной и требовала точного кроя и трудоемких техник высокой моды для достижения успеха, что делало платья дорогими. [7]
Прецеденты
[ редактировать ]Хотя платья Мондриана Сен-Лорана имели большой успех, было отмечено, что несколько других дизайнеров заранее создали очень похожие работы. В 1965 году репортер из Нью-Йорка отметил, что платья Мондриана очень напоминали двухцветные платья из джерси, которые уже производились и широко продавались в розницу французским дизайнером Мишель Розье . [9] The New York Times утверждала, что эффект платьев Мондриана был достигнут двумя годами ранее американским дизайнером Джоном Клоссом . [10]
Конвергенция моды и искусства
[ редактировать ]Сближение моды и искусства в платьях Мондриана является значительным. [11] Отражая модный западный силуэт, дизайн также отражает значимость работ таких художников, как Мондриан, в 1960-х годах. [12] абстрактный, геометрический визуальный язык модернистского голландского движения De Stijl, к которому принадлежал Мондриан. В дизайне шести платьев был применен [12]
Сен-Лоран был известен своей любовью к изобразительному искусству. [7] и имел обширную коллекцию, охватывающую широкий спектр периодов и стилей, которые оказали большое влияние на его творчество. [8] Он сказал о Мондриане: «Мондриан — это чистота, и в живописи нельзя идти дальше в чистоте». Это чистота, которая соединяется с чистотой Баухауза. Шедевр двадцатого века – это Мондриан». [13] Платья были описаны как холст, на котором Сен-Лоран экспериментировал со своими художественными идеями. [14] и стали считаться запечатлевшими дух времени своей эпохи. [13] Эти платья, ставшие иконами моды 1965 года, описывались как дающие новый взгляд на высокую моду, а именно: они больше не должны были состоять из целостного образа и их можно было легко носить. [8]
Популярность
[ редактировать ]Коллекция Мондриана широко публиковалась во многих модных журналах, а одно платье появилось на обложке Vogue в 1965 году. [15] Платья в стиле Мондриана стали очень популярными: многие массовые производители производили копии моделей по более низким ценам, которые затем получили широкое распространение. [7] Копирование было настолько широко распространено, что Сен-Лоран немного разочаровался в этой коллекции на пике ее успеха, сказав в какой-то момент: «Теперь я ненавижу Мондриана». [16]
В музеях
[ редактировать ]Оригинальные платья Мондриана можно найти в нескольких музеях мира, в том числе в Рейксмузеуме в Амстердаме. [12] Музей Виктории и Альберта в Лондоне, [6] и Метрополитен-музей в Нью-Йорке. [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Хохе 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Платье осень/зима 1965-66, Ив Сен Лоран» . Коллекция Мет .
Когда в 1960-х годах платье-мешок превратилось в модифицированную форму, Сен-Лоран понял, что плоскостность платья является идеальным полем для цветных блоков.
- ^ «Посвящение Питу Мондриану» . Музей Ива Сен-Лорана в Париже . Проверено 11 января 2022 г.
Для этой коллекции Сен-Лоран нарисовал серию обуви, созданную дизайнером Роже Вивье: черные туфли, украшенные большой квадратной пряжкой из золотого или серебряного металла.
- ^ «От кутюр: знаковые творения YSL» . Фонд Пьер Берже – Ив Сен Лоран . Проверено 11 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Кон, Хана (4 апреля 2013 г.). «50 лучших коллабораций художников в моде: 47. Ив Сен-Лоран x Пит Мондриан» . Сложный . Проверено 17 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Коктейльное платье «Коллекция Мондриана», Ив Сен-Лоран, 1965 год» . Музей Виктории и Альберта . Архивировано из оригинала 20 октября 2014 года . Проверено 11 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хохэ 2011 , с. 138
- ^ Jump up to: а б с Берже 2008 , с. 21
- ^ «Парижский пионерский поп-стиль» . Монреальская газета . 14 сентября 1965 года . Проверено 4 июня 2014 г.
- ^ «Платье Джона Клосса, около 1966 года» . Музей Виктории и Альберта. Архивировано из оригинала 17 апреля 2015 года . Проверено 17 апреля 2015 г.
- ^ Ким 1998 , с. 55
- ^ Jump up to: а б с «Мондрианюрк, Ив Сен-Лоран, Абрахам, Бьянкини-Ферье, 1965» . Рейксмузеум (на голландском языке) . Проверено 11 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Берже 2008 , с. 168
- ^ Ким 1998 , с. 57
- ^ Мода и искусство . Зволле: Wbooks. 2011. с. 142.
- ^ Тейлор, Анджела (12 ноября 1965 г.). « Теперь я ненавижу Мондриана, - говорит Сен-Лоран» . The New York Times : 53.
«Теперь я ненавижу Мондриана», — сказал он… [Он] видел бесчисленное количество дешевых копий своих знаменитых платьев, вдохновленных Мондрианом… [Это] отношения любви и ненависти.
Библиография
[ редактировать ]- Берже, Пьер (2008). Ив Сен-Лоран: Стиль . Абрамс . ISBN 978-0-8109-7120-2 . OCLC 836801687 .
- Хоэ, Мадлеф (2011). Мода любит искусство (на голландском языке). WBooks. ISBN 978-9-0400-7813-2 . OCLC 844956399 .
- Ким, Сон Бок (1 февраля 1998 г.). «Мода – это искусство?». Теория моды . 2 (1): 51–71. дои : 10.2752/136270498779754515 . ISSN 1362-704X .