Плетеный узор



В столовой посуде узор Osier представляет собой формованный узор корзинчатого плетения с тонким рельефом, который используется по краям фарфоровых тарелок и других столовых приборов. Он возник в Германии в 1730-х годах на мейсенском фарфоре , а позже ему часто подражали другие производители. Предполагается, что его изобрел Иоганн Иоахим Кендлер , знаменитый главный модельер Мейсена. [ 1 ] Название происходит от Salix viminalis , или ивы обыкновенной ( ozier по-немецки), евразийского вида ивы , тонкие, гибкие побеги или ивы которого широко использовались и используются для различных типов плетеных изделий , обычно поощряемых путем подкормки растений. [ 2 ]
Такие рельефные фоны были фирменным блюдом Мейсена при Кендлере, как, например, «бордюр Дюлонга» (1743 г.) с довольно неоклассическим растительным завитком, [ 3 ] и, что самое эффектное, украшение знаменитого Лебединого сервиза , где каждая тарелка или другой столовый прибор имеет изящный фон с расходящимися полосами на основе раковины гребешка , на фоне которого в центральном колодце изображена пара лебедей на вода среди камыша и журавль в воздухе, спускающийся и присоединяющийся к другому слева. Стоящий журавль хватает клювом рыбу, а в воде под лебедем справа виднеется голова другой рыбы. [ 4 ]
Фактически Мейсен использовал три версии бордюров из ивы с несколькими незначительными вариациями между разными формами. Первый тип, производившийся примерно с 1732 года и широко использовавшийся в обеденном сервизе графа Александра Иосифа Сулковского около 1735 года, называется « ordinar ozier » («обыкновенная ива») или тип Сулковского. Имеет небольшие группы побегов, расположенных диагонально к краю пластинки, образующих с соседними группами квадраты под прямым углом. Все они расположены между прямыми вертикальными полосами через равные промежутки времени. Внутренние и внешние границы ивового декора могут быть обозначены полосами с полосками, также имитирующими плетение корзин. [ 5 ]
Вскоре после этого была представлена версия с более тонкими побегами, все идущими в одном направлении, параллельно краю пластины, и не всегда имеющими вертикальные полосы, которые, как и раньше, были прямыми. После того, как окончательная версия была представлена в 1742 году, эта вторая версия стала известна как «Альтозиер» или «старая ива», а третья - как «Неозье» или «новая ива». Узор Neuozier представлял собой «более рококо -версию со спиральными ребрами». [ 6 ] В этом типе вертикальные полосы или ребра изгибаются в форме буквы «S», им придается больше внимания и часто они заходят в центральную часть пластины, выступая за пределы корзинчатого плетения, которое может покрывать только около половины приподнятой части пластины. граница пластины. Внутренняя граница орнамента обозначена приподнятым гребнем. [ 7 ] И старые, и новые типы продолжали производиться и по сей день. Центральное углубление тарелки остается ровным, за исключением нового типа, а на многих более крупных предметах, которые не являются плоскими (например, чашки, кастрюли и супницы ), рельефный узор отсутствует.
-
лаосская рисовая корзина; тип переплетения, имитированный в первом типе «Сулковского»
-
Плетеный забор с переплетением, имитирующим узор «старая ива».
-
Франкентальский фарфор, имитация узора «старой ивы», с минимальными вертикальными полосами.
-
Фарфоровый сервиз Херенд с узором ивы.
Примечания
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- Куттс, Ховард, Искусство керамики: европейский дизайн керамики, 1500–1830 гг ., 2001, издательство Йельского университета, ISBN 0300083874 , 9780300083873, книги Google
- Островский, Ян К., ДаКоста Кауфманн, Томас, Земля крылатых всадников: Искусство в Польше, 1572–1764 , 1999, издательство Йельского университета, ISBN 0300079184 , 9780300079180, книги Google
- «Райтсман» (автор не указан), Коллекция Райтсмана. Том. 3 и 4, Мебель, Табакерки, Серебро, Переплеты, Фарфор , 1970, Метрополитен-музей, ISBN 0870990101 , 9780870990106, книги Google