Резня монахов в Мадриде в 1834 году.
Резня монахов в Мадриде в 1834 году — антиклерикальный бунт , произошедший 17 июля 1834 года в столице Испании во время регентства Марии Кристины и первой карлистской войны (1833-1840), в ходе которой несколько монастырей в Мадриде Центр Мадрида подвергся нападению, 73 монаха были убиты и 11 ранены из-за распространившегося по городу слуха о том, что эпидемия холеры , опустошавшая город с конца июня и обострившаяся 15 июля, произошла потому, что " вода в общественных фонтанах была отравлена монахами ». [ 1 ] «Результатом немногим более двенадцати часов насилия» стала «вечеринка крови и мести». [ 2 ] «Это был первый случай, когда Церковь подверглась бесконтрольным действиям собственных верующих. Как отмечали современники, эти события продемонстрировали, прежде всего, потерю престижа монашества в католической Испании, как это происходило и в других странах» . [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]В апреле 1834 года регент Мария Кристина де Бурбон-Дос Сицилия обнародовала Королевский статут , своего рода дарованную хартию , с помощью которой она намеревалась заручиться поддержкой либералов в деле своей дочери, будущей Изабеллы II , которой тогда было четыре года. старый, и чьи права наследования не были признаны карлистами , сторонниками брата недавно умершего короля Фердинанда VII , Карлоса Марии. Исидро де Бурбон , не принявший Прагматическую санкцию 1830 года , отменившую Салический закон , не позволявший женщинам править, поэтому потерял свои права на престол в пользу дочери брата. После смерти Фердинанда VII, в конце сентября 1833 года, спор о престолонаследии привел к гражданской войне, первой карлистской войне , которая вскоре превратилась в политический и идеологический конфликт между теми, кто выступал за сохранение старого режима , абсолютистами, которые в основном поддерживали дона Карлоса — «карлистов» — и защитников более или менее радикального перехода к «новому режиму», отстаивавших права на трон Изабеллы II , за что их называли « Изабелино » или « кристинос », по имени регента. Среди сторонников «карлистов» было большинство членов религиозных орденов, которые, помимо того, что разделяли абсолютистские идеи карлистов, синтезированные в их трилемме «Бог, Родина, Король», еще и опасались, что приход к власти либералов положить конец их существованию. Как Хулио Каро Бароха отметил в своем новаторском исследовании антиклерикализма в Испании : «Аплодисменты дону Карлосу шли рука об руку с приветствиями инквизиции , и митинги деревенских жителей, руководимые церковниками, были повсюду, особенно в Каталонии, главной Театр военных действий восстаний 1827 года ». [ 4 ]
События
[ редактировать ]Эпидемия холеры и «отравление источников»
[ редактировать ]Между 1830 и 1835 годами по Европе распространилась эпидемия холеры, возникшая в Индии около 1817 года. Он достиг Испании в январе 1833 года, первым затронутым городом стал Виго , куда его, вероятно, доставили английские корабли. В конце 1833 года он распространился по Андалусии и отсюда или из Португалии был завезен в Кастилию войсками генерала Хосе Рамона Родила-и-Гайосо, отправившегося сражаться с португальскими мигелистами и карлистами . В то же время его распространил по портам Средиземноморья военный корабль, шедший из Франции. За два года, пока продолжалась эпидемия, она стала причиной более ста тысяч смертей по всей Испании и заболело полмиллиона человек. [ 5 ] Армия Родиля, подошедшая от границы с Португалией, пошла по пути эпидемии холеры, изолировавшей Андалусию и вынудившей установить санитарные заграждения в Ла-Манче , но ей не помешали войти в Мадрид, откуда она направлялась на север, в освободить войска генерала Висенте Хенаро де Кесада , которые не смогли совладать с повстанцами-карлистами. [ 6 ]
В Мадриде первые случаи холеры произошли в конце июня 1834 года, и хотя правительство Франсиско Мартинеса де ла Росы отрицало ее существование, он быстро покинул Мадрид 28 июня вместе с регентом Марией Кристиной де Бурбон-Дос Сицилия и королевской семьей. семье, укрыться во дворце Ла Гранха в Сеговии , что вызвало большое негодование жителей столицы. [ 7 ] К этому чувству беспомощности добавилась летняя жара, рост цен на продукты питания и слухи о неминуемых нападениях карлистов, что усилило народное недовольство. [ 1 ] 15 июля до Мадрида дошли новости о том, что армия Родиля также не смогла сдержать карлистов и что претендент Карлос Мария Исидро де Бурбон вошел в Испанию, провозгласив это в манифесте Элизондо . [ 6 ]
В тот самый день, когда плохие новости о ходе первой карлистской войны достигли Мадрида, эпидемия вспыхнула снова: «больные умирали сотнями при ужасающих обстоятельствах, которые сопровождают такую жестокую чуму», по Алькала Гальяно. словам . [ 8 ] Основными жертвами стали жители беднейших кварталов, где ежедневно, начиная с 15-го числа, умирало более пятисот человек. За июль число жертв этой эпидемии составило 3564 человека, а в августе их число снизилось до 834. [ 7 ]
В то время в Мадриде начал распространяться слух, что причиной эпидемии стало отравление общественных фонтанов, поскольку, по словам очевидца, "холера проявилась у многих людей после питья воды". Идея о том, что отравление воды является причиной этой болезни, также была распространена в других частях мира среди городских рабочих, которые были убеждены, что за этим стоят высшие классы, и хотели сократить число бедных. В Маниле в 1827 году предполагаемое отравление было приписано английским подданным, некоторые из них были убиты; в Париже в марте 1831 года были обвинены монахи и легитимисты и некоторые из них подверглись преследованиям, а в 1833 году трактирщики были обвинены в пособничестве полиции, а несколько агентов были брошены в Сену . В Мадриде, по словам очевидца, сначала в этом обвиняли « каких-то полунищих мальчиков и каких-то шлюх, приближавшихся к фонтанам, и из этой концепции вытекало тюремное заключение некоторых женщин-продавщиц сигар, убийство, которое было совершено в лице молодой человек низшего сословия в 3 часа дня 17-го числа Пуэрта-дель-Соль и преследование других мальчиков в фонтанах Лавапиес , Релаторес и других ». Но вскоре распространился слух, что эти «полунищие» и эти «шлюхи» находились на службе у монахов, которые были настоящими виновниками. Также распространилась новость о том, что из монастырей были произведены выстрелы по направлявшимся к ним массам, что связано с поддержкой, которую религиозные деятели оказывали карлистам . [ 9 ]
Слух о том, что «вода общественных фонтанов была отравлена монахами», особенно иезуитами , подкреплялся тем фактом, что некоторые из них в предыдущие дни объясняли эпидемию холеры « божественным наказанием неверующим жителям городе, тогда как жители сельской местности оставались свободными, потому что были верными и набожными ». [ 7 ]
Нападение на монастыри
[ редактировать ]Все происходило в самом центральном районе Мадрида, между Пуэрта-дель-Соль , Пласа-де-ла-Себада , монастырем Сан-Франциско-эль-Гранде и улицами Аточа и Толедо. Первое жестокое событие произошло в 12 часов дня на площади Пуэрта-дель-Соль, когда был убит мальчик, который бросил землю в ведро водовоза. По словам Бенито Переса Гальдоса в книге «Un faccioso más y algunos frailes menos» (глава xxvii), это была частая шутка, которая «обычно наказывалась пощечиной», но в данном случае это было воспринято как предлог для обвинения. монахи, когда новость распространилась по коридорам, спонтанно заявили, что «из двух мальчиков, которые были удивлены [...] бросив немного желтой земли в чаны водовозов, один был убит мгновенно; другой сумел бежать и укрылся.... Где? В самом Сан-Исидро». Подобным образом Бенхамин Жарнес описывает начало трагедии:
В Мадриде появляется холера [...] Маленький мальчик играет на площади Пуэрта-дель-Соль, рядом с фонтаном Марибланка. Внезапно ему пришла в голову мысль бросить горсть земли в ведро водовоза. Водовоз идет за мальчиком, а за ними рядом копошатся несколько праздных людей. Толпа разрастается. Один из них кричит:
— Вон того, монахи послали его отравить воду!
Они догнали несчастного мальчика, зарезали его и потащили труп по Мейн-стрит.
Беспорядок усиливается. Толпа рассыпалась группами по монастырям. В полдень толпа женщин тащила мирянина. В три часа дня толпа вошла в иезуитский монастырь Сан-Исидро; убивали, грабили, жгли...
Бенхамин Харнес , сестра Патросиньо. Монахиня язв , IV.
После событий на площади Пуэрта-дель-Соль второе жестокое событие происходит час спустя на площади Пласа-де-ла-Себада , где на известного роялиста нападают и убивают. В четыре часа дня на улице Калле де Толедо совершено нападение на монаха-францисканца . [ 2 ]
Днем уже сформировались различные группы, состоящие из многих городских ополченцев и некоторых членов королевской гвардии, которые собрались на Пласа-Майор , на площади Пуэрта-дель-Соль и на площади Пласа-де-ла-Себада , выкрикивая протесты против монахи. [ 10 ] Оттуда эти группы направились к Имперскому колледжу Сан-Исидро, управляемому иезуитами, который подвергся нападению в пять часов дня. «Предлог, чтобы подтвердить версию о том, что, поскольку накануне распространилась информация о двух женщинах-продавщицах сигарет с близлежащей табачной фабрики, они заявили, что были застигнуты врасплох ядовитым порошком, который высыпали в фонтаны, и что им заплатили иезуиты. Внутри В монастыре одних убивают ударами меча, других хватают и линчевают в переулках, с насмешками раздевая и изрешечивая умирающие тела. Войска прибывают через полчаса в сопровождении не кого иного, как генерал-капитана и суперинтенданта полиции. Мартинес де Сан-Мартин , эксперт по подавлению беспорядков экзальтированных либералов во время конституционного трехлетнего периода в Мадриде. Он упрекает иезуитов в отравлении и ищет доказательства этого, в то время как они продолжают убивать монахов в его присутствии». [ 2 ] Всего было убито четырнадцать иезуитов. [ 11 ]
Следующей целью мятежников стал монастырь доминиканцев Санто-Томас на улице Аточа, куда уже успела бежать часть монахов. Там, помимо убийства семи монахов в присутствии войск, которые ничего не сделали, чтобы предотвратить это, мятежники устроили бурлеск, переодевшись в литургическую одежду и образовав кощунственный танец, который продолжался по улицам Аточа и Карретас. Около девяти часов вечера было совершено нападение на монастырь Сан-Франциско-эль-Гранде , где среди жутких сцен были убиты сорок три монаха-францисканца (или пятьдесят, по другим данным), в то время как офицеры полка княгини , расквартированный в помещении, не отдал никакого приказа о вмешательстве более чем тысяче солдат, входивших в его состав. В одиннадцать часов вечера было совершено нападение на монастырь Сан-Хосе Мерседариос на нынешней площади Тирсо-де-Молина , в результате которого было совершено еще девять или десять убийств. [ 11 ] [ 12 ]
После полуночи были отдельные попытки нападений на другие монастыри, но жертв больше не было. «Однако остальные монахи остались в ужасе: некоторые решили замаскироваться и укрыться в домах друзей; капуцины Прадо предпочли героический поступок, открыв двери и ожидая в молитве». [ 12 ]
Хулио Каро Бароха подтвердил, что «не менее семидесяти пяти верующих были убиты в Мадриде 17 июля 1834 года. В Сан-Франциско-эль-Гранде семнадцать отцов, четыре студента, десять мирян и десять пожертвований; то есть сорок один францисканец . В Императорском колледже Сан-Исидро умерло семнадцать иезуитов: пять священников, девять учителей и три брата. В монастыре Санто-Томас — шестеро. Доминиканцы (пять массовых священников и один мирянин), наконец, в монастыре Ла-Мерсед было семь известных мерседарианцев с босоножками и еще четверо, имена которых в то время были неизвестны». [ 13 ]
Ответ правительства
[ редактировать ]Ранним утром следующего дня, 18 июля, было объявлено осадное положение и обнародовано заявление: « Мадриленьос: власти наблюдают за вами, и всякий, кто замышляет против вас заговор, направленный против здоровья или общественного спокойствия, будет передан предстанет перед судом и будет наказан по законам ». Во второй половине того же дня были предприняты новые попытки нападения на монастыри, которых удалось избежать благодаря присутствию войск, хотя несколько владений иезуитов и монастырь тринитаристов были разграблены. [ 11 ]
19 июля правительство Франсиско Мартинеса де ла Росы , ввиду двусмысленности и пресловутой пассивности и даже попустительства мятежу различных властей - военных и муниципальных - арестовало и заключило в тюрьму капитана генерала Мартинеса де Сан Мартина, который отряд из девяти тысяч человек, чтобы предотвратить нападения и убийства и заставить коррехидора , маркиза Фальсеса, и гражданского губернатора, герцога Гора, уйти в отставку, как наиболее ответственного из городского ополчения, многие из членов которого принимал самое активное участие в мероприятиях. [ 14 ] Новый гражданский губернатор граф Вальеэрмосо приостановил набор новых батальонов, а несколько месяцев спустя сорок ополченцев были изгнаны из-за их отношения к июльским событиям. [ 15 ] «Командиры ополчения были вынуждены вследствие дискредитации этого учреждения обратиться к королеве с разоблачением для сохранения его доброго имени, в котором они просили о его реформе во избежание проникновения в корпус нежелательных лиц». [ 16 ]
Под суд предстали 79 человек (54 гражданских лица, 14 городских милиционеров и 11 солдат). Два человека были приговорены к смертной казни - краснодеревщик и военный музыкант - но за грабеж, а не за убийство, расстрелянные 5 и 18 августа. Остальные были приговорены к различным срокам наказания, галерам и тюремному заключению, в том числе женщинам, и некоторые были оправданы. [ 14 ] [ 17 ] Из данных, собранных в ходе судебных процессов, известно, что большинство участников беспорядков принадлежали к самым популярным кварталам Мадрида, и среди них были ремесленники, служащие и женщины, а также городские милиционеры и солдаты. [ 18 ]
23 июля, накануне кортесов» открытия « Реальных , полиция раскрыла предполагаемый заговор с целью свержения правительства Мартинеса де ла Росы и созыва подлинно либеральных кортесов, которые возглавили «эмигранты, вернувшиеся из ссылки, и известные люди». ситуации», - говорится в сообщении полиции. Хосе де Палафокс , Хуан Ромеро Альпуэнте , Лоренцо Кальво де Росас , Хуан де Олаваррия и Эухенио де Авиранета , среди других, были арестованы. [ 19 ] Этот заговор был известен как «Изабелина» по названию тайного общества, которое предположительно стояло за ним, под названием «Конфедерация стражей невиновности или изабелино». Задержанных предстали перед судом, но были оправданы за отсутствием улик, так что правительству «пришлось их освободить, и оно было высмеяно». [ 20 ]
Интерпретация событий
[ редактировать ]Историки разделились во мнениях относительно объяснения событий: одни утверждают, что нападения на монастыри и убийства монахов были результатом заговора, организованного тайными обществами или масонством , другие защищают спонтанность движения. [ 11 ] Защитники первого тезиса, такие как Стэнли Г. Пейн , утверждают, что слух об отравленных колодцах, которые спровоцировали антиклерикальный мятеж, мог быть распространен радикальными тайными обществами - хотя и не обязательно масонством -. [ 17 ] По мнению Мануэля Ревуэльты Гонсалеса, другого защитника тезиса о заговоре, то, как развивались беспорядки, доказывает, что это не было спонтанным совпадением, а что за ним стоял организующий руководитель, тайные общества, которые рассчитывали на поддержку городской милиции, головорезов. и блудницы для совершения бунта. [ 21 ]
Против них другие историки, такие как Хосеп Фонтана или Ана Мария Гарсиа Ровира , отрицали, среди прочего, наличие заговора масонских советов или тайных обществ, поскольку нет никаких доказательств, подтверждающих это. Хосеп Фонтана говорит: «Нет никаких доказательств того, что за этими событиями стоял какой-либо заговор, как не было его и за многими подобными событиями, которые произошли от Манилы до Пуэбла-де-лос-Анхелес , проходя через Париж». [ 22 ] По словам Жозепа Фонтаны, «чтобы понять, что произошло, необходимо изучить самую суть антиклерикализма , направленного почти исключительно против религиозных орденов , который усиливался в эти годы, путем проверки личности постоянных членов с карлизмом , их соучастием в вооружении партий и даже прямым участием монахов в нападениях и засадах, в которых, не забудем эту деталь, люди, погибшие на стороне либералов, происходили исключительно из народных классов: они были сыновья или братья этих же людей по всей Испании. Как Ламенне сказал в 1835 году: « Всякий раз, когда священник вступает в союз с деспотизмом против народа, какая судьба его ждет ?». [ 23 ] Доказательством этого антиклерикализма могли бы стать многочисленные романы, распространившиеся несколько дней спустя, в которых обвиняли во всем монахов: [ 24 ]
(...) и как будто семимильными шагами
(скажем прямо)
в самом Мадриде
холера распространялась,
они не замедлили распространиться
что это было наказание небесное
или божественный гнев
что угрожало почве,
потому что уже религия и вера
теряются
вход монахов в монастыри
монахов в монастырях,
каноны приостановлены,
и святая служба приостановлена,
с тысячей других подвесок
это придет в свое время...
Вульгарный, всегда нескромный,
Всегда несправедливо, всегда жестоко,
и всегда слепой инструмент
о трусливых убийцах
устроил кровавый театр
мести,
убежище беззащитных и невинных.
Хулио Каро Бароха в своей новаторской работе об антиклерикализме в Испании , опубликованной в 1980 году, объяснил происхождение резни трансформацией коллективного менталитета некоторых народных слоев: [ 25 ]
В процессе создания либеральной мифологии с ее богами, полубогами и злыми гениями многие бросились интерпретировать всю деятельность Церкви в штыки, в какой-то момент большая часть народа приписала Церкви и ее проповедуют те же лозунги и злодеяния, которые проповедники, монахи и т. д. приписывали в другую эпоху еретикам и евреям, а в более современные времена — масонам и членам различных тайных обществ. Народ осуществил, таким образом, типичную «проекцию», приписывая политическим врагам не только истинные намерения, но и другие воображаемые, фантастические и приспособленные к известной нам процедуре, повторяющиеся в разных обстоятельствах на протяжении всей Истории.
Промежуточную позицию занимает Хуан Сисинио Перес Гарсон, который утверждает, что «существование организационного заговора по уничтожению церковной власти и свержению правительства не является несовместимым с тем фактом, что этот заговор дублирует ситуацию и использует ее в своих интересах». народного недовольства – холерой – чтобы посеять ужас среди монахов и использовать тактику паники, чтобы оправдать нападение на церковные владения». [ 26 ] По мнению этого историка, то, как либеральная газета El Eco del Comercio сообщила о беспорядках, может служить указанием на то, кто мог стоять за событиями, когда она превратила жертв во «врагов Родины», линчевание Религиозный сводился к понятию «некоторые несчастья» и утверждал, что в нападениях « говорят, были обнаружены некоторые доказательства, которые дали основание раздававшимся в предыдущие дни голосам об их плане отравления вод. Все можно поверить в коварство врагов Родины, и мы всегда предвидели, что они воспользуются настоящими моментами для усиления конфликта, в котором мы находимся ..." [ 27 ]
Аналогичной позиции придерживается Антонио Молинер Прада, когда он признает, «что радикальные либералы были заинтересованы в ускорении процесса Революции и были заинтересованы в политической дестабилизации и прямых атаках на Церковь», но далее он указывает, что « Накопившаяся в те дни светская ненависть к духовенству проявилась во всей своей грубости и послужила прецедентом для антиклерикальных выступлений, повторившихся летом 1835 г. в некоторых городах. Как указывал Ж. де Бургос, это спровоцировало резню монахов. террор среди богатого среднего класса и буржуазии: (...) «полиция была потрясена, а богатые и, естественно, мирные классы окрестностей столицы были потрясены». Участие народа в событиях 1835 года прояснит ситуацию». прогрессивным либералам то, что они уже почувствовали в 1834 году, — необходимость разработать стратегию, которая позволила бы избежать радикализации процесса Революции и могла бы бросить вызов новому буржуазному порядку, который они пытались консолидировать». [ 28 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Молинер Прада 1998 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б с Перес Гарсон 1997 , с. 82.
- ^ Молинер Прада 1998 , с. 79.
- ^ Каро Бароха 2008 , с. 143.
- ^ Фонтана 1977 , с. 98.
- ^ Jump up to: а б Перес Гарсон 1997 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б с Фонтана 1977 , стр. 98–99.
- ^ Фонтана 1977 , с. 99.
- ^ Фонтана 1977 , стр. 99–100.
- ^ Молинер Прада 1998 , стр. 76–77.
- ^ Jump up to: а б с д Молинер Прада 1998 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б Перес Гарсон 1997 , с. 83.
- ^ Каро Бароха 2008 , с. 146.
- ^ Jump up to: а б Перес Гарсон 1997 , с. 84.
- ^ Перес Гарсон 1997 , с. 86.
- ^ Молинер Прада 1998 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б Молинер Прада 1998 , с. 78.
- ^ Перес Гарсон 1997 , стр. 83–84.
- ^ Перес Гарсон 1997 , стр. 84–85.
- ^ Фонтана 1977 , стр. 102–103.
- ^ Молинер Прада 1998 , стр. 77–78.
- ^ Фонтана 1977 , с. 10.
- ^ Фонтана 1977 , с. 102-103 «В кортесах 1839 года Алонсо без всякого возражения осудил ложность обвинений, которые были всего лишь предлогом для оправдания репрессий против некоторых прогрессистов».
- ^ Молинер Прада 1998 , стр. 80–81.
- ^ Каро Бароха 2008 .
- ^ Перес Гарсон 1997 , с. 85.
- ^ Перес Гарсон 1997 , стр. 85–86.
- ^ Молинер Прада 1998 , стр. 81–82.
Библиография
[ редактировать ]- Каро Бароха, Хулио (2008) [1980]. Historia del anticlericalismo español (на испанском языке). Мадрид: Дорогой Раджо. ISBN 978-84-7035-188-4 .
- Фонтана, Хосеп (1977). Либеральная революция. Политика и финансы 1833–1845 (на испанском языке). Мадрид: Институт финансовых исследований. ISBN 84-7196-034-6 .
- Молинер Прада, Антонио (1998). «Антиклерикализм и либеральная революция». Современный испанский антиклерикализм (на испанском языке) (Ла Парра Лопес, Эмилио и Суарес Кортина, изд. Мануэля). Мадрид: Новая библиотека. ISBN 84-7030-532-8 .
- Перес Гарсон, Хуан Сисинио (1997). «Священники и либералы в буржуазной революции». Антиклерикализм (на испанском языке) (ред. Рафаэля Круса). Мадрид: Marcial Pons (Journal Ayer, № 27). ISBN 84-7248-505-6 .