Антиклерикальные бунты 1835 г.

Антиклерикальные бунты 1835 года представляли собой восстания против религиозных орденов в Испании , главным образом из-за их поддержки карлистов в гражданской войне , которая началась после смерти короля Фердинанда VII в конце 1833 года и произошла летом 1833 года. 1835 год в Арагоне и, прежде всего, в Каталонии , в контексте восстаний Испанской либеральной революции , стремившейся положить конец режиму Королевского статута , введенного в действие в 1834 году регентом Марией Кристиной де Бурбон-Дос Сицилия , и уступить место конституционной монархии с восстановлением Конституции 1812 года .
Наиболее важные антиклерикальные бунты произошли в Сарагосе , а также в Реусе , Барселоне и других каталонских городах (где народные бунты между 1835 и 1843 годами известны под названием буллангов ), во время которых подверглись нападениям многочисленные женские монастыри и монастыри. семьдесят членов регулярного духовенства и восемь священников были убиты, что напоминает то, что произошло годом ранее в Резня монахов в Мадриде в 1834 году . «Все революционные движения, вспыхнувшие в нескольких городах летом 1835 года и проявившиеся в поджогах монастырей и в отказе от Королевского статута, имеют один и тот же общий знаменатель: враждебность к регулярным солдатам, мотивированную либо их вмешательством в репрессиями после либерального трехлетия , или их симпатиями к карлизму ». [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]
В конце июля 1834 года были открыты кортесы, созванные в соответствии с положениями Королевского статута, своего рода дарованной хартии, обнародованной Марией Кристиной де Бурбон-Дос Сицилия , которая правила троном от имени своей дочери, будущей Изабеллы II. , которому тогда было четыре года, и чьи права наследования не были признаны карлистами , сторонниками брата недавно умершего короля Фердинанда VII , Карлоса Марии Исидро де Бурбона , которые не приняли Прагматическую санкцию 1830 года , отменившую Салический закон , не позволявший править женщинам, поэтому он потерял права на престол в пользу новорожденной дочери брата. После смерти короля Фердинанда VII в конце сентября 1833 года иск о престолонаследии перерос в гражданскую войну, Первую карлистскую войну , которая вскоре превратилась в политический и идеологический конфликт между сторонниками сохранения старого режима , абсолютистами , которые в основном поддерживал дона Карлоса и защитников более или менее радикального перехода к «новому режиму», защищавших права на престол Изабеллы II, поэтому их называли «изабелино» или «кристинос», по имени регента . За несколько дней до открытия кортесов В 1834 году в Мадриде произошла резня монахов , во время которой около восьмидесяти членов регулярного духовенства , большинство из которых сочувствовали и поддерживали дело карлистов, были убиты из-за распространившегося по столице слуха о том, что «монахи отравили фонтаны». ", что вызвало бы ужасную эпидемию холеры , опустошившую город - только в июле 1834 года она унесла более трех тысяч жизней - и остальную Испанию.

В кортесах вскоре появилась явно либеральная оппозиция, считавшая политические рамки, установленные Королевским статутом, недостаточными, поскольку не признавала принцип национального суверенитета . Так, прокуроры Хоакин Мария Лопес , Фермин Кабальеро и граф Лас-Навас обратились к регенту с письмом, в котором просили провозгласить политические права испанцев, но правительство умеренного либерала Франсиско Мартинеса де ла Росы отклонило это предложение. это. Несколько месяцев спустя начал обсуждаться Закон о городских советах, чтобы, по крайней мере, на местном уровне был принят представительный режим, основанный на принципе национального суверенитета, но правительство снова не признало этого, хотя это означало огромное истощение, и это вместе с неблагоприятным ходом гражданской войны привело к ее падению 6 июля 1835 года. [ 2 ]
Преемником Мартинеса де ла Росы стал более явно либеральный Хосе Мария Кейпо де Льяно , VII граф Торено, который сформировал разнородное правительство, начиная от аристократических деятелей, таких как Педро Агустин Хирон , маркиз де Лас Амарильяс, до прогрессивного либерала Хуана Альвареса Мендисабаля , который находился в изгнании в Лондоне. Но это правительство вскоре было подавлено рядом революционных движений, в том числе антиклерикальными волнениями в Сарагосе и Реусе, Барселоне и других каталонских городах, которые произошли в июле и августе 1835 года и привели к созданию революционных хунт, не признававших его авторитет. Правительство графа Торено пыталось успокоить страсти, издав указ об изгнании иезуитов , что было истолковано Святым Престолом как объявление войны, разорвав дипломатические отношения 6 августа и 25 июля уничтожив монастыри с менее чем 12 религиозной, в тот же день, когда состоялась « булланга » в Барселоне, но цель Либеральной революции в Испании в религиозных вопросах шла гораздо дальше: подавление религиозных орденов и конфискация их товаров . [ 3 ]
Антиклерикальные беспорядки в Сарагосе
[ редактировать ]Бунт 3 апреля
[ редактировать ]
Антиклерикальный бунт в Сарагосе 6 июля имел предшественников весной 3 апреля, когда толпа людей пришла к архиепископскому дворцу , чтобы протестовать против решения его владельца Бернардо Франсеса Кабальеро , придерживающегося абсолютистских идей, хотя он и не предпринял никаких действий. проявление, благоприятное делу карлистов, за то, что они отозвали лицензии на исповедь и проповедь у двух священнослужителей, которые были капелланами городскую милицию за их предосудительное поведение - в письме, отправленном 18 апреля правительству, архиепископ обвинил их в распутном образе жизни. Толпу возглавлял монах-мирянин Крисостомо де Каспе, органист монастыря Миним в городе. В частности, либеральная газета El Eco del Comercio указала на него как на автора убийства четырех или пяти верующих, погибших в результате событий того дня - позже монах поступил на службу в либеральную армию и был застрелен карлистами в Бахо-Арагон. -. [ 4 ]
Беспорядки начались во второй половине дня, когда толпа собралась на площади Пласа-де-ла-Сео перед дворцом архиепископа с криками «Смерть архиепископу и смерть предателям!» или «Смерть архиепископу, смерть кабильдо!», по другим версиям. Поскольку размещение войск и городской милиции по приказу генерал-капитана предотвратило штурм епископского дворца, толпа направилась затем к монастырю Ла Виктория, где были убиты четыре монаха, а затем к монастырю Сан-Диего. где двое других были убиты. Ночью инциденты повторились: ножом ранили мирянина-францисканца и тяжело ранили священника. [ 1 ] Хотя кажется, что при штурме монастыря Миним де ла Виктория отряд ополчения остановил мятежников, «пассивность, однако, является нотой военного гарнизона при нападении на францисканский монастырь Сан-Диего, расположенный справа перед генерал-капитаном, и в котором были убиты два монаха». [ 5 ]
По приказу генерал-капитана архиепископ покинул Сарагосу с военным эскортом и, пройдя через Лериду, укрылся во Франции, а именно в Бордо , где и проживал до своей смерти в 1843 году. [ 6 ] В последующие дни город спешно покинули 114 священнослужителей-абсолютистов. [ 7 ]
Было высказано предположение, что за бунтом стояли в основном экономические мотивы: отмена десятины, взимаемой церковью, и конфискация ее имущества . [ 7 ] произошел еще один бунт Той весной в Мурсии против властей, симпатизировавших абсолютистам, хотя в тот раз погибли не священнослужители, а бывший писец-роялист-волонтер, повар епископа и еще один гражданин. [ 8 ]
Бунт 6 июля
[ редактировать ]
Самый серьезный антиклерикальный бунт в Сарагосе произошел 6 июля. Все началось накануне, когда попытка произношения в пользу конституции 1812 года роты под командованием лейтенанта Бласа Повера была подавлена, а ее командир арестован и заключен в тюрьму. 6-го числа толпа, объединенная членами городской милиции вместе с мужчинами и женщинами из народных слоев, потребовала свободы лейтенанта и распространила прокламации против правительства. [ 7 ] Столкнувшись с отказом генерал-капитана освободить офицера, «бунтовщики разыскали абсолютистов, убили одного, не подчинились приказу о построении ополчения, продиктованному генерал-капитаном, и немедленно пошли по улицам города с республиканскими криками. , против абсолютистских домов и против монастырей Санто-Доминго, Сан-Ласаро и Сан-Агустин. Женщины и дети участвовали в разрушении в настоящем бунте против того, что на протяжении веков означало привилегию священного участка». [ 9 ] Одиннадцать монахов разных орденов погибли под оружием или задохнулись в дыму. [ 7 ]
В ответ власти казнили лейтенанта Повера и семерых его товарищей, а также нескольких лиц, участвовавших в инцидентах. [ 7 ] Правительство, со своей стороны, уволило генерал-капитана, которого газета «Ла Абежа» от 13 июля обвинила в том, что он давал оружие людям пролетарского класса, которые могли бы участвовать в нападениях на монастыри (аргумент, уже использованный либералами). прессе по поводу резни монахов в Мадриде в 1834 году. [ 7 ] Идея о соучастии городской милиции и властей с бунтовщиками была поддержана и в докладе, направленном его правительству французским послом в Мадриде графом де Рейневалем. В другом отчете французского агента отмечался тот факт, что многие крестьяне в городах отказывались платить десятину , поэтому некоторые историки считают, что вопрос о десятине, возможно, был одной из причин бунта - архиепископ в каком-то случае просил вмешательство губернских властей, чтобы иметь возможность собирать десятину не только в столице, но и во многих городах. [ 10 ] «Не следует забывать, что Церковь в Сарагосе владела по крайней мере одной пятой богатства Арагона, что могло быть причиной народного противодействия представителям Церкви, а кроме того, части регулярного духовенства и выше все архиепископство было вовлечено в антиправительственную деятельность». [ 10 ] «Действительно, в случае с Сарагосой можно увидеть оглушительную экономическую и политическую враждебность к институту [Церкви], стремящемуся сохранить свои привилегии, имущество и свои собственные налоги». [ 11 ]
После бунта регулярное духовенство распалось, что позволило немедленно предложить подавление «по крайней мере разрушенных монастырей... [чтобы подавить] отчасти горячее стремление этого населения к реформе регулярного духовенства». [ 12 ] «11 июля офицеры милиции собрались в Университете — надо помнить, что все они были помещиками, купцами, свободных профессий — «честными соседями», и представили необходимые меры, «чтобы порядок был сохранен». Первым и самым неотложным было «полное подавление завсегдатаев Сарагосы», а также отделение идеологически подозрительных государственных служащих и ускорение работы совета, назначенного правительством более года назад для реформы духовенства, а также комиссия кортесов по свободе печати. Четыре меры были переплетены в рамках одной и той же революционной цели. Впоследствии хунта, созданная в Сарагосе, объяснила мотивы такого поведения в тексте, раскрывающем недовольство. накопленные с 1823 года против духовенства, чтобы обвинить «религиозную общину до суеверия» в мести, как если бы это было слепое и коллективное действие, без направления, но, прежде всего, заключить перед регентом, как высший институциональный авторитет, что, если она хочет «успокоить общественное беспокойство», «первым необходимым провидением» было не что иное, как подавление всех религиозных монастырей, «объявляющих свои здания и имущество национальной собственностью». Это было требование основных участников революционной хунты, которые также определяли себя как «богатые классы» и чтобы в этой логике преобразований к моменту августа они могли уже закончить свое провозглашение, объявив себя «идолопоклонниками порядка». как свобода». На бунт в Сарагосе мадридское правительство, короче говоря, ответственное перед абсолютным регентом, ответило введением чрезвычайного положения. Однако либеральная оппозиция предложила на страницах Eco del Comercio свой отказ от репрессий, неосуществимого метода «обеспечения общественного порядка ни в Сарагосе, ни в других местах», поскольку формулой было не что иное, как сама либеральная революция, которая в то время было так много интересов». [ 13 ]
Антиклерикальные беспорядки в Каталонии
[ редактировать ]« Булланга » Реуса
[ редактировать ]В Реусе , либеральном городе, расположенном посреди территории, благоприятной для карлизма, враждебность к членам регулярного духовенства, особенно к францисканцам , восходит к Зловещему десятилетию правления Фердинанда VII, когда они осуждали либералов и разжигали восстание Агравиадо 1827 г. Фактически, летом 1834 г., когда произошла резня монахов в Мадриде в 1834 г. произошел также слух, как и в Мадриде, что монахи отравили городские колодцы и вызвали эпидемию холеры . [ 10 ] Некоторые свидетели того времени вспоминают, что монахи были настолько непопулярны, что едва могли ходить по улицам, не подвергаясь оскорблениям. Припевом популярной песни « Sanch y fetge menjarem » («Кровь и печень мы будем есть») было « Y morin los caps pelats » («Пусть сдохнут лысые головы»). [ 14 ]
Поводом для « булланги » в Реусе стало нападение, перенесенное 19 июля 1835 года группой городских ополченцев карлистской партии, в результате которого погибли подпоручик Х. А. Монтсеррат и четыре городских ополченца (плюс прапорщик и два добровольца из Гандесы ). , поскольку среди нападавших, по всей видимости, были монахи и один из них приказал распять и вырвать глаза одной из своих жертв. Вот что утверждает историк Антонио де Бофарулл : [ 15 ]
Убив шестерых солдат и городского офицера... нападавшие развлекались распятием их, выкалыванием глаз и другими варварствами по совету одного из монахов, находившегося в группе.
Атмосфера напряженности, возникшая, когда факты стали известны, заставила военного губернатора провинции Таррагона немедленно отправить отряд из 200 солдат по требованию мэра и настоятелей монастырей. Это не помешало тому, что в ночь на 22 июля несколько монастырей подверглись нападению и поджогам, в результате чего были убиты двенадцать монахов-францисканцев и девять кармелитов. Армия не вмешивалась в эти события. [ 14 ] Вот как объяснил это летописец того времени: [ 15 ]
Без половины одиннадцати часов ночи город Реус был встревожен, стреляя пулями в воздух, и сразу же все люди собрались вместе, и первое, что они сделали, это окружили монастырь Сан-Франциско и, когда монахи увидели при этом они трижды звонили в колокол о помощи, доверяя пришедшим за их защитой войскам, которые не могли их успокоить, потому что видели, что это будет для них плохо.
Вот как сообщила об этом либеральная газета El Eco del Comercio : [ 14 ]
В 10 часов вечера они собрались в одну из многочисленных и растущих групп, разбросанных по городу, после того как насильно удалили все топливо, которое смогли найти, из кирпичных печей. Там было бесчисленное множество женщин, нагруженных дровами и несущих большие горшки, полные скипидара и других легковоспламеняющихся материалов. Собравшись таким образом, они толпами побежали в Сан-Франциско, подожгли здание и одновременно зарезали ножами столько монахов, сколько смогли найти.
По словам Антонио Молинера Прада, конечная причина бунта заключалась в « антиклерикализме , который ощущался во многих местах, а также в помощи, которую некоторые монастыри оказали карлистам, или в важности того, что будущее лишение прав может иметь". [ 16 ]
« Булланга » Барселоны в день Сан-Хауме.
[ редактировать ]
Последствия антиклерикального бунта в Реусе распространились по всей провинции Таррагона , а также достигли Барселоны, где, как и в Реусе, были сильные антиклерикальные настроения, особенно среди народных классов, несущих бремя и «кровь» гражданская война, в то время как многие монахи были на стороне карлистов, которым они помогали экономически, а некоторые из них даже брали в руки оружие. На улицах города часто можно было услышать такие песни, как « Mentre hi hagi frares, mai anirem be » («Пока есть монахи, нам никогда не будет хорошо») или называть их « paparres » («клещи»), а иногда и они даже получили « стволы, камни и даже несколько кирпичей и пощечину ». согласно канону, [ 17 ]
Незначительный инцидент в Барселоне спровоцировал беспорядки 25 июля. Публика, присутствовавшая на корриде в день Сан-Хауме, начала разрушать площадь Барселонеты - когда прибыл пятый бык, они рвали скамейки и стулья и бросали их в площадь - потому что быки были ручными, и когда коррида закончилась, они протащили шестого мертвого быка по улицам города, забрасывая монастыри Ла-Мерсед и Сан-Франциско . камнями [ 17 ]
В это же время другая группа сожгла « caseta de los consumos » (место, где муниципальные чиновники, «буроты», собирали ненавистные налоги за ввоз товаров в город), а затем под предводительством известного либерала Мануэля Риваденейра , они попытались напасть на монастырь Сан-Франциско, но им удалось лишь сжечь двери. Поздно ночью несколько групп подожгли шесть монастырей: монастырь босых тринитариев, где сегодня находится Лисео, монастырь Сан-Хосе босых кармелитов, где сегодня находится рынок Ла-Бокерия , монастырь августинцев на Больничной улице. , дом кармелитов на улице Кармен, дом минимов Сан-Франциско де Паула на улице Сан-Пере и дом доминиканцев на Санта-Клаусе. Каталина, где сегодня находится одноименный рынок. Другие религиозные здания подверглись нападениям, но не были подожжены, как в случае с семинарией Сан-Висенте-де-Поль на улице Амалия, где монахам и семинаристам удалось противостоять нападавшим с помощью дубинок и огнестрельного оружия. [ 18 ] Нападения на эти монастыри в некоторых случаях совершались одновременно, то есть были делом рук разных группировок. Многие монахи сбежали и были подобраны армией и городской милицией, которые переправили их в замок Монжуик , но другие не успели этого сделать, и 16 из них были убиты. [ 11 ]

Ни армия, ни городская милиция не вмешались, поскольку, по словам историка Антонио Молинера Прада, их члены больше симпатизировали бунтовщикам, чем религиозным, а некоторые из них даже участвовали в беспорядках. С другой стороны, городской совет, несмотря на то, что он был сформирован на постоянной сессии, также не смог провести каких-либо скоординированных действий с силами правопорядка по предотвращению беспорядков. «В протоколах городского совета (ночью 25 июля) зафиксировано, что еще в 1.30 ночи ни пожарные, ни военные силы не появились, чтобы задушить и предотвратить пожары в монастырях». [ 19 ] Лишь на следующий день, 26 июля, «власти предприняли некоторые меры по наведению порядка: опубликовали прокламацию, уклоняющуюся от всякой ответственности за события предыдущего дня, арестовали некоторых людей, приказали распустить группы людей, оставшихся в улицы, распорядились закрыть въездные ворота в город, чтобы воспрепятствовать въезду людей из близлежащих городов, и призвали начальство открыть свои фабрики и мастерские». [ 9 ]
Либеральная газета El Vapor объяснила с заметной беспристрастностью и не сообщая подробностей ни о том, что произошло, ни о смерти «нескольких» монахов: [ 20 ]
Во второй половине дня 25-го числа люди устроили ярость на арене из-за того, что быки были слишком миролюбивы, чтобы вызвать интерес к бою. Оттуда они толпами выходили поджигать монастыри этой столицы. Огонь загорелся в шести из них (...) Ничего не украдено. Несколько завсегдатаев погибли в разгар беспорядков. Во избежание ущерба власти приказали сформировать гарнизон и ополчение. Одной из их мудрых мер было собрать общины и переправить их в форт Атарасанас , а оттуда в форт Монжуи [так в оригинале], где они остались в безопасности.
«Либеральные памфлеты того времени неоднократно настаивают на том, что священники и монастыри монахинь не подверглись никаким нападениям, а также не было никаких грабежей во время булланги . (...) Ф. Рауль настаивает, что вся работа была выполнена безупречно порядок перед многочисленными удивленными и ошеломленными зрителями и другими людьми, которые радовались тому, что они созерцали (...) Отчет о событиях, опубликованный в лондонской газете « Таймс» от 7 августа, автор которого был свидетелем нападения на них. монастырей, также совпадает со следующими оценками: [ 21 ]
Путаница, вызванная сложившимися обстоятельствами, и многочисленные попытки грабежа были преодолены импульсом, проявленным в этой ужасной разрушительной работе. Поджигатели не присвоили ни денег, ни ценных вещей. Золотые и серебряные чаши и другие ценные предметы были брошены в огонь, как только они были найдены, а один человек был забит почти до смерти за то, что сохранил шелковый носовой платок.
Что касается того, кто был виновниками событий, то не существует судебной документации, позволяющей их идентифицировать, поскольку, в отличие от резни монахов в Мадриде в 1834 году , ни один человек не был судим после булланги , а что касается того, стояла ли за событиями какая-то тайна общество, которое их спровоцировало, или это было стихийное движение, историки расходятся во мнениях между собой. Защитники конспирологического тезиса утверждают, что все было подготовлено на секретной встрече, проходившей в доме, расположенном на улице Рамбла-де-Санта-Моника, и что зажигательные материалы были переданы участникам беспорядков, которым заплатили. По данным газеты Panorama Español , акция против монастырей была подготовлена заранее: [ 9 ]
С наступлением ночи на некоторые монастыри начали нападать толпы, у которых было все готово для поджога... Ночь 25 июля была ночью ужаса и террора. Оглушительный рев толпы, которая атаковала или праздновала триумф, был слышен повсюду; топот лошадей и крики вождей, требовавших порядка, заполняли оставленные ими промежутки молчания... Мало, очень мало было тех, кто совершал эти вандалистские нападения, но зрителей было бесконечное количество.
Ана Мария Гарсиа Ровира, напротив, утверждает, что движение было стихийным, хотя и указывает, что в волнениях участвовали видные либералы, такие как печатник и издатель М. Риваденейра, пытавшиеся организовать народные волнения. Таким образом, среди бунтовщиков были не только представители народных сословий, но и зажиточные люди, противостоявшие общему врагу — монахам. [ 9 ] Эту же точку зрения отстаивает Жозеп Фонтана , для которого кажется очевидным, что «группа либералов, недовольная режимом Королевского статута , позволила этому случиться, думая, что этот взрыв народных волнений может быть полезен для ускорения политическая эволюция в ее продвинутом смысле». Чтобы подкрепить свой тезис, он цитирует показания очевидца событий, рассказанные им много лет спустя: [ 22 ]
Достаточно всего, чтобы вызвать народный бунт, когда народ готов к бунту. Разгоряченная толпа уже безудержно бежит и ночью поджигает несколько монастырей, убивает некоторых монахов, а военная власть канонизирует своим присутствием этот скандал, как она канонизировала бунт и беспорядки на арене. Еще живы люди, которые с правящей палочкой в руках созерцали обе сцены, и не верят, господа, что в этом есть какое-то преувеличение, потому что я был на площади и прекрасно помню, как я был потрясен этим слышал, что власть приказала тем, кто рвал скамейки, стараться не навредить себе (...) Речь шла о свержении министерства [правительства] и вступлении на другой путь, отличный от того, по которому шло это министерство (...).
Аналогичной линии придерживается Хуан Сисинио Перес Гарсон, который подчеркивает, что в беспорядках участвовали соответствующие социальные слои, «которые вызывают народный гнев». В качестве доказательства он указывает, что в монастырях «использовались зажигательные бутылки со скипидаром, вроде «коктейлей Молотова», которые кто-то приготовил» и что это повторялось, как при резне монахов в Мадриде в 1834 году , «институциональные спокойствие ополчения, войск и властей». Точно так же бунт был «коллективной акцией наказания, а также предотвращения некоторых монахов, которые в народном воображении считались единственной причиной войны и ее невзгод». [ 23 ] В тот же день, когда произошли беспорядки в Барселоне, «правительство графа Торено издало указ о подавлении монастырей, в которых менее двенадцати исповедовали религию, но это также было недостаточной мерой, поскольку оно не подавляло ни религиозные ордена, ни требование национализировать их имущество, ни требование национализации их имущества, ни требование национализации их имущества. оно также не приспособилось к уже совершившимся фактам. Власть больше не находилась в руках регента, а в руках хунты, которые приняли революционный характер защиты и суверенитета в каждом городе. Более того, события были явно оправданы, и Eco del Comercio еще раз приводит нас к выводу, что такое насилие было намеренным: « наказание только за эти эксцессы» . недостаточно [...] оно не может опираться исключительно на репрессии, так как на них не удалось опереться до сих пор. Нет [...] другого более эффективного средства, чем оперативное подавление религиозных общин. ". [ 24 ]


После беспорядков 25 июля и раннего утра 26 июля спокойствие в Барселону не вернулось. Одним из виновных был капитан-генерал Мануэль Ллаудер , который взбудоражил наиболее радикальный сектор либералов и народных слоев, когда во время своего мимолетного появления в Барселоне опубликовал прокламацию, в которой угрожал наказать виновных в нападениях на монастыри. 5 августа события ускорились, когда новый военный губернатор Барселоны генерал Басса был убит участниками беспорядков, при этом ни городская милиция, ни войска не предприняли ничего, чтобы защитить его. Затем его труп выбросили с балкона, протащили по улице и сожгли. Статуя Фернандо VII , установленная на Пласа-дель-Палау предыдущим генерал-капитаном, графом Испанским , также была разрушена, а потребительские киоски сожжены. На следующий день завод El Vapor , недавно установленный на улице Таллерс компанией Bonaplata, Vilaregut, Rull y Cía. Похоже, пожар на заводе был актом " ludismo », как предупреждал обозреватель того времени в статье, появившейся в El Vapor шесть месяцев спустя: «Я не знаю, чтобы в народных движениях плебс обращался к казначействам или банковским домам, делая это очень часто к производственным учреждениям, чьи машины делают личный труд ненужным». [ 25 ] Это подтверждает и рапорт, написанный военным губернатором Барселоны генералом Пастором о произошедшем: [ 26 ]
Власти, узнав, что бунтовщики пытаются совершить нападение, направили все силы, которые могли собрать, чтобы остановить огонь; но безрезультатно, потому что они были полны решимости сделать это, убежденные, что ткацкие станки, приводимые в движение машинами, уменьшают производство ручного труда. Владельцы фабрики, несколько дней опасавшиеся этого нападения, были предупреждены охраной из своих собственных сотрудников, которые преждевременно подожгли бунтовщиков, что разозлило их и усилило их наглость. Отряд, который должен был их сдерживать, встал на пути, и в результате драки несколько человек были убиты и ранены, лагерь покинули осаждающие. Пламя этого пожара несколько повредило табачную фабрику, которую, к счастью, с помощью строителей удалось спасти, а не пять-восемь небольших домиков, пристроенных к той же фабрике, которые сгорели.
Либеральная пресса Барселоны, такая как El Brusi , El Catalán и El Vapor , которая почти не сообщала об антиклерикальном бунте 25 июля, с другой стороны, широко сообщала о пожаре на фабрике Бонаплата , осуждая это событие. По словам Антонио Молинера Молины, это докажет, что «они благосклонно относились к нападениям на монастыри». [ 11 ]
« Булланги » в остальной части Каталонии
[ редактировать ]
Весть о беспорядках в Реусе быстро распространилась. «В Вальсе не было убийств, потому что мэр Ж. Телль предотвратил их с помощью отряда « моссос д'Эскадра ». В Вила-сека нападения толпы были направлены против собственности, принадлежащей кафедральному капитулу Таррагоны и архидьякона этого города, которые были разграблены 6 августа . (...) Многие верующие покинули монастыри и укрылись в частных домах или в горах. Так поступили монахи Риудомса . . Однако июля - 25 , а 23 монастырь был — го Риудомс Риудомс подожжен монастырь Scala Dei, а несколько дней спустя — Поблет». [ 27 ]
27 июля в Таррагоне на архиепископа Эханове напали, и ему удалось укрыться на английском фрегате, где он пробыл три дня, наконец сумев пересесть на другой корабль, который доставил его на Майорку , и, не будучи там в безопасности, он высадился в Маоне 27 июля. 4 августа. В письме, адресованном папе Григорию XVI , он разоблачил атмосферу враждебности по отношению к духовенству в Таррагоне: [ 27 ]
...поскольку множество анархистов и убийц (...) готовились атаковать угрозу обезглавливания архиепископа, а затем и каноников ( ...) Духовенству были расточены оскорбления, издевательства, угрозы и другие виды жестокого обращения, не исключая себя. Самые ужасающие богохульства и безбожное презрение были частыми и публичными. Храмы Господни были осквернены, превратив их в укрепления для защиты регулярных войск так называемых мигелетес и урбанов .
«Через несколько дней после пожаров в Барселоне другие монастыри в Каталонии подверглись нападениям и подожгли, например, монастыри капуцинов в Сабаделе , Матаро , Ареньс-де-Мар и Вилафранка-дель-Пенедес , иеронимиты Эль -Валле-де-Хеврон и Муртра , Босые кармелиты Кардо . , а также картезианские монастыри Монталегре и Скала Деи , бенедиктинцы Сант -Кугат и Санта-Мария-де-Риполь и цистерцианцы Поблет его и Сантес-Креус. не Монастырь Монтсеррат избежал разграбления после того, как монахи покинули 30 июля». [ 28 ]
«Всего было убито 22 религиозных и 8 светских священников, что, если добавить к убитым ранее в Реусе и Барселоне, 67, распределенных следующим образом: 3 бенедиктинца, 2 картезианца, 2 тринитария Кальсадоса, 3 кармелита, 18 францисканцев, 4 доминиканца, 3 Мерседарианцы, 5 августинцев, 1 капуцин, 12 босых кармелитов, 1 Босые тринитарии, 1 паулина, 4 представителя других религиозных орденов и 8 священников. В первые дни августа в Мурсии повторилось несколько антиклерикальных восстаний. В результате таких преследований и насилия против верующих и, в меньшей степени, против верующих. священников, некоторые приходские священники покинули церкви своих городов и искали безопасного убежища в других местах». [ 28 ]
Последствия
[ редактировать ]Экслаустрация и конфискация
[ редактировать ]В результате либеральных восстаний и антиклерикальных волнений лета 1835 года регент Мария Кристина де Бурбон-Дос Сицилия была вынуждена отстранить графа Торено от поста президента Совета министров и заменить его в сентябре. прогрессивным либералом Хуаном Альваресом Мендисабалем , правительство которого подавило религиозные ордена королевским указом от 8 марта 1836 года, и конфисковали и продали их имущество в рамках конфискации, носящей его имя . [ 29 ]
Вот как А. Фернандес де лос Риос пересказал возгласы , которые Салустиано Олосага возглавил в Мадриде двадцать лет спустя: [ 30 ]
Операция прошла с большой легкостью: большинство монахов были одеты в светскую одежду, и немногие просили компании покинуть монастыри, из которых они уходили с готовностью тех, кто заранее организовал и организовал переезд. В одиннадцать часов утра все мэры доложили, что выполнили первую задачу своей миссии — освобождение монастырей: дон Мануэль Кантеро, исполнявший функции мэра, был единственным, у кого ничего не было известно. Олозага написал ему такие строки: «Все уже сообщили об отправке, кроме тебя». Кантеро ответил: «Остальным осталось только одеть их; мне нужно их побрить. Кантеро был прав: в его округе было сто с лишним капуцинов Терпения.
Хулио Каро Бароха привлек внимание к фигуре старого изгнанного монаха, потому что в отличие от молодого человека, который работал где только мог или вступал в ряды карлистов - или в ряды национальных ополченцев - он жил, «перенося свои страдания, истощенный, ослабленный, дает уроки латыни в школах или выполняет другую низкооплачиваемую работу». [ 31 ] Таким образом, как отметил Хулио Каро Бароха, помимо экономических, подавление религиозных орденов имело «огромные последствия в социальной истории Испании». Каро Бароха цитирует прогрессивного либерала Фермина Кабальеро , который в 1837 году, вскоре после эксклаустрации , писал: [ 32 ]
Полное исчезновение религиозных орденов — это самый гигантский шаг, который мы предприняли в современную эпоху; это истинный акт реформы и революции. Нынешнее поколение удивляется, не находя нигде часовен и обычаев, которые оно видело с детства, таких разнообразных форм и оттенков, как умножались имена бенедиктинцев, иеронимов, мостенсов, базилианцев, францисканцев, капуцинов, гилитов и т. д. , но наши преемники будут не меньше восхищаться преображением, когда традиционно только через книги знают, кем были монахи и чем они оказались, а когда за информацией об их костюмах приходится идти в гравюры или музеи! Тогда они действительно предложат новизну и интерес к таблицам «Эль-дьявол-предикадор», «Фуэрца-дель-Сино» и другим драматическим композициям с участием монахов!»
Социальные последствия отчуждения можно также увидеть в изменении внешнего облика городов, которые стали «лаифицируемыми» (термин, использованный Хулио Каро Бароха ). Мадрид, например, больше не был «задавлен цепью монастырей» благодаря Салустиано Олосаге , губернатору столицы, который приказал снести семнадцать монастырей. [ 33 ]
Как только цели, поставленные либералами в религиозных вопросах, — экскластрация завсегдатаев и конфискация их имущества — были достигнуты, «антиклерикальный цикл», начавшийся с резни монахов в Мадриде в 1834 году, подошел к концу. [ 28 ] Лишь в начале 20-го века антиклерикальное насилие вновь появилось в Испании.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Молинер Прада 1998 , с. 83.
- ^ Молинер Прада 1998 , с. 82.
- ^ Молинер Прада 1998 , стр. 82–83.
- ^ Молинер Прада 1998 , с. 83-84.
- ^ Перес Гарсон 1997 , с. 89.
- ^ Молинер Прада 1998 , с. 84.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Молинер Прада 1998 , с. 85.
- ^ Перес Гарсон 1997 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б с д Молинер Прада 1998 , с. 91.
- ^ Jump up to: а б с Молинер Прада 1998 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б с Молинер Прада 1998 , с. 89.
- ^ Перес Гарсон 1997 , с. 91.
- ^ Перес Гарсон 1997 , стр. 91–92.
- ^ Jump up to: а б с Молинер Прада 1998 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б Фонтана 2003 , с. 38.
- ^ Молинер Прада 1998 , стр. 87–88.
- ^ Jump up to: а б Фонтана 2003 , с. 39.
- ^ Фонтана 2003 , стр. 39–40.
- ^ Молинер Прада 1998 , с. 90.
- ^ Фонтана 2003 , с. 40.
- ^ Молинер Прада 1998 , стр. 89–90.
- ^ Фонтана 2003 , с. 41.
- ^ Перес Гарсон 1997 , с. 92.
- ^ Перес Гарсон 1997 , стр. 94–95.
- ^ Фонтана 2003 , стр. 42–43.
- ^ Туньон де Лара, Мануэль (1977) [1972]. Рабочее движение в истории Испании. I.1832–1899 (на испанском языке) (2-е изд.). Барселона: Лайя. п. 39. ИСБН 84-7222-331-0 .
- ^ Jump up to: а б Молинер Прада 1998 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б с Молинер Прада 1998 , с. 92.
- ^ Дорогая новинка 2008 г. , стр. 107-1. 157–158.
- ^ Дорогая новинка 2008 г. , стр. 107-1. 160–161.
- ^ Каро Бароха 2008 , с. 161.
- ^ Каро Бароха 2008 , с. 159.
- ^ Каро Бароха 2008 , с. 160.
Библиография
[ редактировать ]- Каро Бароха, Хулио (2008) [1980]. Historia del anticlericalismo español (на испанском языке). Мадрид: Дорогой Раджо. ISBN 978-84-7035-188-4 .
- Фонтана, Джозеф (2003). Либеральная революция в Каталонии (на каталанском языке). Лерида: Редакторы Eumo Editorial Pages. ISBN 84-9779-006-5 .
- Молинер Прада, Антонио (1998). «Антиклерикализм и либеральная революция». Современный испанский антиклерикализм (на испанском языке) (Ла Парра Лопес, Эмилио и Суарес Кортина, изд. Мануэля). Мадрид: Новая библиотека. ISBN 84-7030-532-8 .
- Перес Гарсон, Хуан Сисинио (1997). «Священники и либералы в буржуазной революции». Антиклерикализм (на испанском языке) (ред. Рафаэля Круса). Мадрид: Marcial Pons (Journal Ayer, № 27). ISBN 84-7248-505-6 .