Юдель Пен
Юдель Пен , также известный как Иегуда Пен или Юрий Пен , [ а ] (5 июня [24 мая по старому стилю] 1854 г. - 28 февраля 1937 г.) [ 1 ] был еврейским художником и учителем рисования, работавшим в Российской империи и Советском Союзе. Он наиболее известен тем, что основал влиятельную художественную школу в Витебске и преподавал выдающимся художникам-авангардистам, таким как Марк Шагал , Эль Лисицкий и Осип Цадкин . Пен был одним из первых художников, последовательно изображавших еврейскую жизнь в черте оседлости ; его иногда называют « Шолом-Алейхемом живописи». [ 2 ]
Родившийся в бедной еврейской семье в местечке , он рано проявил талант к рисованию и живописи. Он получил академическое образование в Петербургской Академии художеств , а через несколько лет после окончания школы открыл в Витебске художественную школу, где обучал множество бедных, преимущественно еврейских детей, часто бесплатно. Пен был убит в 1937 году; хотя официально это называлось ограблением, его ученики считали, что он был убит сотрудниками НКВД во время сталинских чисток . Многие его картины были потеряны во время Второй мировой войны. Сохранившиеся произведения распределены между Национальным художественным музеем в Минске и Витебским областным краеведческим музеем .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Юдель Пен родился в 1854 году в Ново-Александровске (ныне Зарасай , Литва) в бедной еврейской семье. Его отец Мовша (или Моисей) умер, когда Пену было четыре года, оставив православную мать с десятью детьми. [ 2 ] [ 3 ] Он получил хедерское образование. [ 1 ] [ 3 ] Несмотря на религиозные запреты на создание изображений, Пен рано проявил талант к рисованию и живописи, что не поощрялось его матерью, которая осуждала написанные им портреты как «идолопоклонство». [ 2 ] [ 3 ]
В молодости Пен пять лет работал маляром в Двинске (ныне Даугавпилс , Латвия), [ 2 ] [ 3 ] где он встретил Боруха Гершовича , еврейского студента Санкт-Петербургской Академии художеств , который посоветовал Пену получить формальное художественное образование. В 1879 году, в возрасте 24 лет, Пен переехал в Петербург, чтобы учиться в Императорской Академии художеств. Пену не удалось сдать вступительные экзамены с первой попытки, и, как еврею, ему не разрешили жить в столице. Ему пришлось дать взятку чиновникам, чтобы остаться нелегально, и он провел год, изучая работы в Эрмитаже, прежде чем его приняли в академию. Пен получил высшее образование с серебряной медалью, обучаясь в академических традициях реалистического искусства. [ 2 ] Среди его преподавателей в академии были Павел Чистяков и Николай Лаверецкий . [ 1 ] Рембрандт был его любимым художником. [ 2 ] [ 4 ]
Карьера
[ редактировать ]После окончания учебы Пен работал придворным художником у барона Николая Корфа в Крейтсбурге. [ 2 ] [ 3 ] Он пробыл там пять лет и был «в основном недоволен тем, что ему приходилось рисовать по фотографиям». [ 2 ] [ 1 ] Он посетил Илью Репина , жившего неподалеку в Здраневе . В 1891 году его пригласил в Витебск губернатор Владимир Левашов , который предложил ему «комнату в своем губернаторском особняке». Остаток жизни Пен проведет в Витебске. [ 2 ]
В 1897 году Пен открыл в Витебске художественную школу. [ 2 ] [ 3 ] в основном для еврейских детей, многие из которых не знали русского языка и говорили только на идиш. Школу закрыли в субботу, [ 2 ] [ 3 ] и находился под покровительством Адольфа Ливенсона, «директора крупной пивоварни». Пен бесплатно обучал многих бедных детей. [ 2 ] [ 5 ] Пен преподавал в своей школе академически. [ 5 ] В 1906 году Марк Шагал , которому тогда было 19 лет, начал учиться в школе Пена. Другие его известные ученики — Эль Лисицкий и Осип Цадкин . [ 2 ] [ 3 ] Среди его учеников были Заир Азгур , Ефим Минин , [ 1 ] Соломон Юдовин , [ 2 ] Елена Кабишер , Давид Якерсон , Лев Зевин , Илья Мазель , Лев Лейтман , Абель Панн , Полиа Чентофф . [ 6 ] По словам Александры Шацких, Пен всегда называл себя русифицированным именем «Юрий Моисеевич». [ 7 ] Пен часто использовал немецко-еврейский журнал Ost und West «в качестве руководства». [ 8 ] Это была первая еврейская художественная школа в черте оседлости. [ 9 ]
Историк Галя Димент отмечает важность художественной школы Пена для его учеников: [ 2 ]
Пен не был гением. Его картины часто статичны и довольно безжизненны. В его палитре, кажется, отсутствуют тонкие оттенки цвета. Если искусство Шагала создает лирическую поэзию, то искусство Пена, казалось бы, всего лишь воссоздает простое и прозаическое повседневное существование. ... Однако для его молодых и впечатлительных учеников, которые были окружены всеми этими картинами, когда брали у него уроки, недостаток художественного совершенства, вероятно, не замечался. Важно было само существование этих произведений, в которых можно было почти услышать, как персонажи говорят – или кричат – на идиш, как это делали их семьи. ... Даром Пена им был не какой-то особый стиль живописи, а столь необходимая гарантия того, что, как евреи, они все еще могут быть серьезными, уважаемыми художниками, которым не нужно уклоняться от еврейских сюжетов. Короче говоря, он дал им образец для подражания...
Пен был художником-реалистом, и хотя его ученики прославились своими авангардными картинами , он не одобрял « кубизм и футуризм ». Пер преимущественно создавал реалистические картины, изображающие повседневную еврейскую жизнь в черте оседлости . Его сюжеты включали ремесленников, ученых и сцены религиозной и семейной жизни. Известные работы включают «Письмо в Америку» (1920-е), «Дети-беженцы» (1915), «Получить» (Развод, 1907), «Дер Фрайнд» (Друг) и «Хайнт» (Сегодня). Хотя Пен не был стилистически новаторским, он был новатором в своем постоянном сосредоточении на современных еврейских темах. Перо сравнивают и иногда называют « Шолом-Алейхемом живописи». [ 2 ]
-
Письмо из Америки , 1903 год.
-
Старый портной , гр. 1910 год
-
Читаю газету , 1910-е.
-
Часовщик , 1914 год.
-
Дом с козой , 1920-е годы.
Пером часто рисовали жителей Витебска, особенно он любил рисовать молодых женщин. По словам Шагала, «не было ни одной красивой молодой женщины, которую Пен, достигнув 20-летнего возраста, не пригласил бы позировать ему так, как ей хотелось. Если бы можно было включить ее грудь - тем лучше." [ 2 ]
После Первой мировой войны Пен навещал своих учеников Цадкина и Шагала в Париже, но переезжать туда из Витебска не захотел. [ 2 ]
Более поздняя жизнь и советская эпоха
[ редактировать ]После Октябрьской революции 1917 года Пен некоторое время преподавал в Витебском народном художественном училище по приглашению Шагала. Он ушел в отставку в 1920 году из-за идеологических конфликтов между ним и Шагалом с Казимиром Малевичем . [ 2 ] [ 1 ]
В 1920-1930-е годы Пен участвовал в нескольких выставках в Минске и Москве. Хотя он продолжал уделять внимание еврейской тематике, некоторые из его работ приобрели советский оттенок, например, «Комсомольский сапожник, читающий газету» (1925). [ 2 ] [ 3 ] В 1930 году его пригласили на выставку в Берлине, но советские власти не разрешили ему поехать, даже после того, как его ученики и друзья пытались ему помочь. [ 2 ]
У Пена была двухкомнатная квартира в Витебске. Одна комната служила ему мастерской и кабинетом, а другая — гостиной. Пен никогда не был женат; он жил со своей сестрой, которая умерла в 1931 году. Из всех своих учеников Шагал особенно любил своего старого учителя и посылал ему письма из Парижа даже в 1930-е годы, когда это не поощрялось Советами и было рискованно для общества. Советские граждане. Шагал пытался убедить Пена эмигрировать и поселиться в Париже или хотя бы отправить туда свои произведения «на хранение». В 1928 году Соломон Юдовин , тоже его бывший ученик, ставший директором Ленинградского еврейского историко-этнографического музея, пытался убедить Пена отдать свои картины в постоянную коллекцию музея. [ 2 ] Пен также переписывался с другими студентами; Осип Цадкин отправил ему письмо, когда служил во Франции во время Первой мировой войны. Также у него была многолетняя переписка с Еленой Кабишер-Якерсон. [ 10 ]
-
Перо в своей мастерской, 1920-е годы.
-
Пен со своими учениками, 1920-е годы.
-
«Комсомолка-сапожник читает газету», 1925 год.
Смерть и наследие
[ редактировать ]Судьба забросила меня далеко от родных руин. Но как бы ни отличалось наше искусство, я никогда не забуду его дрожащую фигуру. Он живет в моей памяти как отец. И часто, когда я думаю о пустынных улицах моего города, он появляется то здесь, то там... И я не могу не умолять вас: запомните его имя.
—Марк Шагал, 1927 год. [ 2 ]
Пен был убит топором в собственном доме в ночь с 28 февраля на 1 марта 1937 года. Хотя официально его приписывают ограблению, [ 2 ] [ 1 ] его ученики считали, что он был убит НКВД во время сталинских чисток . Его племянница, еще одна родственница и бывший студент были арестованы и осуждены за убийство. [ 7 ] Ни одна картина не была украдена из его дома, а у Пена не было денег. [ 2 ]
Альтернативная версия предполагает, что Пена убил начальник витебского НКВД, осудивший его родственников. Согласно этому сообщению, мотив возник из-за отказа Пена «продать ему картину с изображением обнаженной натуры», чего он особенно желал. Некоторые версии этой теории утверждают, что «обнаженная фигура», о которой идет речь, на самом деле была изображением жены вождя. [ 2 ]
Шагал не смог присутствовать на похоронах; он написал короткое стихотворение об убийстве Пена: [ 2 ]
Моего учителя больше нет,
его бороды больше нет,
его мольберта больше нет. Злое чудовище убило его, коварно появившись у него дома.
И черный конь навсегда
увез этого старого ребе куда-то на тот свет.
Перо стало практически забытым и малоизвестным за пределами Беларуси. Многие из примерно 800 картин Пена были потеряны во время Второй мировой войны. Сохранившиеся произведения распределены между Национальным художественным музеем в Минске и Витебским областным краеведческим музеем . [ 2 ] [ 3 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Старик с корзиной, 1892 год.
-
Портрет Лидии Кон, 1903 год.
-
Развод , 1907 год.
-
Усадьба , с. 1916 год
-
Письмо в Америку , 1920-е гг.
-
Автопортрет с музой и смертью , 1925 год.
-
Мужской портрет, 1925 год.
-
Завтрак , автопортрет, 1932 год.
-
Изучение Торы
Примечания
[ редактировать ]- ^ Yudel is a Yiddish name, Yiddish : יודל פּען , Belarusian : Юдаль Моўшавіч Пэн . Yehuda is a Hebrew name, though it's very unlikely that Pen himself used it. Yury is a Russified name, Russian : Юрий Моисеевич , Belarusian : Юрый Майсеевіч . [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Пен Юдал (Иегуда) Мушавич (Юрий Моисеевич)» . bis.nlb.by. Беларусь в лицах и событиях . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Димент, Галя (1 января 2021 г.). «Иегуда Пен, Шолом-Алейхем в живописи» . Ars Judaica, журнал еврейского искусства Бар-Илан . 17 (1): 61–86. дои : 10.3828/aj.2021.17.4 . ISSN 2516-4252 . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Казовский, Гилель. «ЙИВО | Пен, Иегуда» . yivoencyclepedia.org . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ Шатских 2001 , p. 16.
- ^ Jump up to: а б Шатских 2001 , p. 18.
- ^ Шатских 2001 , pp. 16–19.
- ^ Jump up to: а б Шатских 2001 , pp. 12–15.
- ^ Райнер, Мирьям (2004). « Парохет как картина». Студия Розенталиана . 37 : 193–222. дои : 10.2143/SR.37.0.583408 .
- ^ Шарлин, Шифра. «Марк Шагал и Народное художественное училище в Витебске воссоединились» . Таблетка . Проверено 24 июня 2024 г.
- ^ Шатских 2001 , pp. 12–19.
Источники
[ редактировать ]- Шатских, Александра (2001). Витебск. Жизнь искусства. 1917–1922 (in Russian). Litres. ISBN 978-5-04-099198-3 . Проверено 23 июня 2024 г.