платье Delphinus
— Платье Delphos это шелковое платье с тонкими складками, впервые созданное примерно в 1907 году французским дизайнером Генриеттой Негрен и ее мужем Мариано Фортуни-и-Мадрасо (1871–1949). Они производили платья примерно до 1950 года. [1] [2] Он был вдохновлен классической греческой статуей « Дельфийский возничий» и назван в ее честь . [3] С 1970-х годов эти платья были желанными и коллекционными предметами винтажной одежды , одно из которых было продано за мировую рекордную цену в 10 000 долларов в декабре 2001 года. [4]
История
[ редактировать ]Работая в венецианском палаццо 13-го века , Фортуни, художник испанского происхождения, ставший дизайнером текстиля, производил одежду, которую писатель Марсель Пруст назвал «достоверно старинной, но заметно оригинальной». [5] [6] «Дельфос» был преднамеренной отсылкой к хитону Древней Греции и предназначался для ношения без нижнего белья, поскольку хитон сам по себе был формой нижнего белья, что было радикальным предложением в первые годы 20 века. [7]
Фортуни прославился своими плиссированными платьями «Дельфос» и родственными им «Пеплос». [8] добавление короткого слоя туники, напоминающего древнегреческую апоптигму . [9] Точный метод плиссирования был тщательно охраняемым секретом с использованием тепла, давления и керамических стержней, который никогда не воспроизводился. [7] На обоих типах платьев бусины из муранского вдоль каждого бокового шва нанизаны на шелковый шнур стекла. Бусины служат не только функциональному назначению, но и декоративному, поскольку они утяжеляют легкий шелк одежды, обеспечивая плавное прилегание и подчеркивая естественную человеческую форму без корсета. [10] Строительство Дельфоса стало его собственным украшением. [10] Хотя «Delphos» в конечном итоге стали официальной одеждой: Лорен Бэколл носила винтажные красные Delphos на церемонии вручения «Оскара» 1978 года . [11] Первоначально он предназначался как неформальная одежда или чайный халат для ношения исключительно в уединении дома. [10] [12]
Платья Delphos импортировались в Париж кутюрье Полем Пуаре и модным домом Babani, который продавал их таким актрисам, как Элеонора Дузе . [13]
Дельфос как искусство
[ редактировать ]Одежда Fortuny, особенно платье Delphos, с момента ее создания ценилась за свои художественные и эстетические качества. Историк моды и писатель Колин Макдауэлл считает Фортуни одним из создателей моды как искусства. [14] а платье Delphos было одним из двух предметов одежды, содержащихся в коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке в 2003 году. [15]
В 1910-х и 1920-х годах испанский художник Хоакин Соролья написал несколько портретов своей жены и других натурщиков в платьях Дельфоса, некоторые из которых хранятся в Музее Соролья . [16] Скульптор Хамо Торникрофт описал свою дочь Эльфриду как прекрасно выглядящую в «шелковом греческом облегающем белом платье», Дельфосском платье, которое Эльфрида позже подарила Музею Виктории и Альберта . [17]
В литературе Марсель Пруст несколько раз описывал одежду Фортуни в своем романе-эпопее « В поисках утраченного времени» . [6] сравнивая их с музыкальными гармониями, хотя и не называя их прямо искусством. [18]
В эпизоде британского телесериала « Аббатство Даунтон» 2015 года персонаж ( леди Мэри Кроули , которую играет Мишель Докери ) носила подлинное платье Peplos, взятое напрокат у бренда Fortuny. Это был первый случай использования настоящего Delphos в современном телепроизводстве. [19] [20] [21] [22]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Генриетта Фортуни: портрет музы, Женщина за спиной художника.
- ^ Камминг, Валери; Каннингтон, штат Вашингтон; Каннингтон, ЧП (2010). Словарь истории моды . Оксфорд: Берг. п. 64. ИСБН 9781847887382 .
- ^ Мартин, Ричард; Селкирк, Гарольд Кода ; фотографии Нила (1993). Инфра-одежда . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 9780870996764 .
- ^ Беллафанте, Джиния (14 мая 2002 г.). «Первый ряд: Торги на удачу» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 ноября 2012 г.
- ^ Боуман, Сара; Майкл Молинер (1985). Мода на экстравагантность: ткани и мода в стиле ар-деко (1-е изд.). Нью-Йорк: Даттон. п. 81. ИСБН 0525243585 .
- ^ Перейти обратно: а б Пруст, Марсель (1913–1922). Воспоминание о прошлом: Пленник (Том 5, Глава 3) . Проверено 8 ноября 2012 г.
Подобно театральным замыслам Серта , Бакста и Бенуа , воссоздававших в тот момент в русском балете самые заветные периоды искусства с помощью произведений искусства, пропитанных их духом и вместе с тем оригинальных, эти платья Фортюни, верно старинные, но заметно оригинальные, предстали перед взором как декорации, с еще большей выразительностью, чем декорации, поскольку декорации были предоставлены воображению, что Венеция была наполнена великолепным Востоком, с которого они были взяты, которым они были даже больше, чем просто декорациями. реликвия в храме Святого Марка, напоминающая солнце и группу голов в тюрбанах, фрагментарный, загадочный и дополняющий друг друга цвет.
- ^ Перейти обратно: а б «Мариано Фортуни: Платье (2001.702a)». В Хайльбрунне «Хронология истории искусств». Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/works-of-art/2001.702a (октябрь 2006 г.)
- ^ « Платье «Пеплос» от Мариано Фортуни» . Метрополитен-музей, Нью-Йорк . Проверено 8 ноября 2012 г.
- ^ «Рождение уникального платья: Дельфос» .
- ^ Перейти обратно: а б с Фукай, Акико (2002). Мода: коллекция Киотского института костюма: история с 18 по 20 век . Кёльн: Ташен. п. 381. ИСБН 9783822812068 .
- ^ Косгрейв, Бронвин (18 октября 2003 г.). «Пять лучших художественных режиссеров моды» . «Дейли телеграф» . Лондон . Проверено 8 ноября 2012 г.
- ^ Клэр Суаро, «Из коллекции: Платье Мариано Фортуни и Мадрасо»
- ^ «Платье Delphos от Мариано Фортуни, продаваемое в розницу компанией Babani» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 5 ноября 2012 г.
- ^ Макдауэлл, Колин (1984). Справочник Макдауэлла о моде двадцатого века . Лондон: Ф. Мюллер. п. 143. ИСБН 0584110707 . Архивировано из оригинала 11 июля 2012 г. Проверено 9 ноября 2012 г.
- ^ Антонелли, Паола (2003). Объекты дизайна из Музея современного искусства . Нью-Йорк: Музей современного искусства. ISBN 0870706969 .
- ^ Гонсалес Асенхо, Эльвира (2012). Фортуни одевает Клотильду (PDF) (на испанском языке). Испания: Музей Соролья. стр. 21–22 . Проверено 5 ноября 2012 г.
- ^ «Платье Delphos от Мариано Фортуни, которое носила Эльфрида Торникрофт» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 9 ноября 2012 г.
- ^ Кэрриер, Дэвид (2009). Пруст/Уорхол: аналитическая философия искусства . Нью-Йорк: Питер Лэнг. п. 100. ИСБН 978-1433104336 .
- ^ «Венеция – Мода, Фортуни, шелковые платья и аббатство Даунтон» . 12 ноября 2019 г.
- ↑ Историк моды Раисса Бретанья проверяет историческую достоверность костюмов в популярном сериале ITV «Аббатство Даунтон».
- ^ « Самыми большими звездами «Аббатства Даунтон» вполне могут быть эти эффектные платья» . Лос-Анджелес Таймс . 31 октября 2019 г.
- ^ «Провидец гардероба аббатства Даунтон призывает удачу на последний сезон» . 4 марта 2016 г.