Угунчуань
Угунчуань португальской (蜈蚣船), или корабль-сороконожка , — китайское весельное судно XVI века, вдохновленное галерой . Определяющей характеристикой угунчуаня являются его многочисленные весла по бокам, напоминающие образ многоножки , давшие ему название. Угунчуань поворотные был частью серии китайских экспериментов с конструкциями европейских кораблей того периода, когда они пытались установить на свои корабли новые орудия с казенной частью , также привезенные португальцами. До этого времени весла в таком количестве редко применялись в крупных китайских ремеслах. [1]
Характеристики
[ редактировать ]Угунчуань были построены на основе того , что китайцы наблюдали с португальских кораблей. середины династии Мин В тексте «Лунцзян чуаньчан чжи» (龍江船廠志, «Описание верфи Лунцзян» ) их наблюдения описываются следующим образом: «Португальские корабли имели длину в десять чжанов и ширину в три чжана (приблизительно 36×11 метров). Они имели по сорок весел на каждом борту, несли по три-четыре орудия, имели остроконечный киль и плоскую палубу и, таким образом, были защищены от штормов и высоких волн. Кроме того, экипаж был защищен бруствером и поэтому не мог опасаться стрел. Всего было двести человек, многие из которых тянули весла, что делало эти корабли очень быстрыми, даже если не было ветра. Когда пушки стреляли и ядра лились, как дождь, ни один враг не мог противостоять этим кораблям. назывались угунчуань ». [2]
В том же тексте содержится альтернативное описание угунчуаня вместе с иллюстрацией. В этом описании размеры угунчуаня указаны как восемь чжан на один чжан и шесть ци , а на иллюстрации изображен плоский киль в традиционном китайском стиле, две мачты и девять весел на каждом борту корабля. [2] Это описание связано с уменьшенной версией португальской галеры, которую китайцы построили в Нанкине, своей собственной угунчуань . [3] Резкое сокращение количества весел можно объяснить заменой некоторых весел китайскими юло или веслами на корме корабля. [4] [5] Плоский киль может указывать на трудности, с которыми столкнулись китайцы при адаптации к европейским проектам, несмотря на то, что в тексте отмечается, что нос и корма угунчуаня отличались от других китайских кораблей. [6]
История
[ редактировать ]Португальские мореплаватели достигли берегов Китая в 1513 году и начали торговлю в порту Тамао в дельте Жемчужной реки в провинции Гуандун . Примерно в это же время в Китай среди других европейских товаров и идей были завезены европейское огнестрельное оружие, артиллерия и конструкции кораблей. Где-то в течение следующего десятилетия китайский христианин, чье имя было записано португальцами как Педро, отправился к местным властям в Гуанчжоу, рассказал им о подвигах португальцев в Малакке и Кочине и убедил их позволить ему построить две галеры по португальскому образцу. . Власти сочли готовые галеры кривыми, сочли их пустой тратой древесины и приказали больше не строить. [7]
Только когда между китайцами и португальцами начались военные действия, китайцы увидели ценность в португальских кораблях. Комиссар по надзору в провинции Гуандун Ван Хун (汪鋐) соблазнил двух китайских ремесленников, работавших с португальцами, по имени Ян Сан (楊三) и Дай Мин (戴明), передать свои знания своим соотечественникам. Используя новые орудия, пушки и корабли, Ван Хун смог вытеснить португальцев из Тамао в битве при Сикаоване в 1523 году. [3] После этого Ван Хун рекомендовал императорскому двору построить пушки для оборонительных целей, и рекомендация была принята. Поскольку утверждалось, что пушки не могут быть установлены ни на каком корабле, кроме « угунчуаня» , верфи Нанкина отправили ремесленников из Гуандуна для постройки « угунчуаня» . [8] Готовый угунчуань хвалили за скорость и эффективность стрельбы из пушек. [3]
В 1534 году, после многих лет экспериментов с угун-чуанем , было высказано мнение, что подобные китайские корабли функционируют так же хорошо, как и угун-чуань, если они оснащены веслами и внесены незначительные технические изменения. Поэтому было решено, что императорский двор не должен «копировать модели низших варваров» (小夷) и прекратить использовать экзотическое название, связанное с этими кораблями. [3] Похоже, что после 1534 года угунчуань больше не производились. [9]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитируемые работы
[ редактировать ]- Нидэм, Джозеф ; Ван, Лин ; Лу, Гвей-джен (1971). Наука и цивилизация в Китае . Том 4. Физика и физическая технология. Часть 3. Гражданское строительство и мореплавание . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 9780521070607 .
- Птак, Родерих (2003). « Угунчуань (Корабли-сороконожки) и португальцы». Журнал культуры . 5 : 73–83.