Операция Авак
Операция Авак ( иврит : מִבְצָע אָבָק , «Операция Пыль») — логистическая и военная операция, проводившаяся во время второго перемирия в арабо-израильской войне 1948 года , а затем ВВС Израиля (IAF). Его цель состояла в том, чтобы доставить припасы в израильский анклав в северо-западной пустыне Негев по воздуху и создать для этой цели подходящий аэродром. Операция началась 23 августа 1948 года, когда первый самолет приземлился на вновь созданном поле в Рухаме (подняв много пыли и дав название операции), и продолжалась до 21 октября, когда был создан сухопутный коридор между Негевом и остальной Израиль.
Всего за время операции было совершено 417 рейсов, в ходе которых в Негев было доставлено 2235 тонн грузов и 1911 человек, а также эвакуировано 5098 человек. Первоначально использовались Douglas C-54 Skymasters , Lockheed Constellations и Curtiss C-46 Commandos , но позже ВВС также использовали Douglas Dakotas и Noorduyn Norsemans . Главным военным препятствием было сражение на качелях с египетской армией при Хирбет-Мазе, продолжавшееся с 29 сентября по 6 октября.
Фон
[ редактировать ]
В ответ на план Моррисона-Грейди 1946 года еврейский ишув решил построить 11 новых деревень в северной пустыне Негев , чтобы гарантировать, что эта территория станет частью еврейского государства в случае любого будущего политического решения. [ нужна ссылка ] 15 мая 1948 года, после провозглашения независимости Израиля , армии нескольких арабских государств вторглись в новое государство. Египетская армия продвигалась по прибрежной дороге , останавливаясь у моста Сукреир и оставаясь там после операции «Плешет» — израильского наступления на колонну возле моста. [ 1 ]
Затем египтяне заняли позиции на дороге Мадждал - Бейт-Джибрин , чтобы укрепить свой контроль над этим районом и отсоединить деревни Негева от остальной части Израиля. [ 2 ] Израильтяне предприняли две крупные попытки прорвать блокаду — операцию «Ан-Фар» и операцию «Смерть захватчику» , — но не смогли создать собственный клин между египетскими войсками. 18 июля 1948 года вступило в силу второе перемирие в войне, положившее конец боевым действиям, при этом Негев все еще был разделен. [ 3 ]
Прежде чем египтяне создали объезд, наблюдатели ООН посетили этот район и установили, что израильтяне контролировали проход в Негев в начале перемирия. Израиль использовал этот предлог для начала операций GYS 1 и GYS 2 в июле 1948 года, но не смог обеспечить постоянный коридор, и Негев остался отключенным. [ 4 ] Тем временем ситуация в Негеве становилась все более тяжелой, поскольку припасы закончились. 18 августа 1948 года было подсчитано, что объединенным деревням Негева еды хватило лишь на несколько дней. [ 5 ]
Также в августе 1948 года руководство Чехословакии приказало базу снабжения ВВС Израиля в Жатце . закрыть [ нужна ссылка ] Эта база под кодовым названием «Эцион» использовалась в операции «Балак» — поставке оружия в Израиль. Это высвободило некоторое количество транспортных самолетов ВВС, которые можно было использовать в Израиле, хотя места для их хранения не было. [ 5 ] С этой целью аэродром Экрон был переоборудован и расширен, официальное открытие которого состоялось 17 августа. Затем транспортная эскадрилья ВВС провела учения, в ходе которых проверялась ее способность перемещать большие количества товаров. [ 6 ]
Препараты
[ редактировать ]
Решение отправить помощь в Негев по воздуху было принято 18 августа на совещании в высшем эшелоне армии. План состоял в том, чтобы перевезти 2000 тонн продовольствия, топлива и припасов; и заменить бригаду «Негев» — истощенную и истощенную численно — бригадой «Йифтах» , которая участвовала в операции GYS, но иначе не действовала на южном фронте. [ 5 ]
Первой задачей было найти подходящее место для нового аэродрома. Такое место было обнаружено 19 августа между Рухамой и Шовалом , и в течение следующих трех дней было расчищено открытое пространство длиной 1122 м (3680 футов) и шириной 35 м (115 футов). Припасы для транспорта тем временем были перевезены на авиабазу Экрон . В последующие дни большая часть бригады Йифтах тайно пробралась в Негев по суше, к западу от Кавкабы и Хулейката , минуя египетские позиции. [ 5 ]

Полеты и наземные операции
[ редактировать ]Первые полеты операции «Авак» состоялись 23 августа 1948 года с использованием четырехмоторных самолетов Douglas C-54 Skymaster и Lockheed Constellation , а также двухмоторных самолетов Curtiss C-46 Commandos . [ 5 ] Первый самолет приземлился на новом аэродроме Рухама в 18:00 23 августа и доставил необходимые припасы для обслуживания поля и оказания помощи последующим самолетам. [ 6 ] Это подняло много пыли ( на иврите : אָבָק , Авак ), придумав название операции и взлетно-посадочной полосы (отсюда и название Авак 1). [ 5 ] В последующие дни аэродром был оборудован электрогенератором, а взлетно-посадочная полоса освещена электрическими фонарями. [ 7 ]
В первый день в Негев было доставлено 29 тонн припасов. Хотя планировалось перевозить только 14–15 тонн в день, военно-воздушные силы оказались способны увеличить пропускную способность до 75 к третьему дню операции, и этот темп они сохраняли до конца операции. [ 5 ] [ 6 ] Одной из причин увеличения нагрузки были опасения сильных дождей в ближайшие месяцы, которые могли нарушить работу грунтового аэродрома. Однако это создавало возможность того, что дополнительное топливо, используемое транспортниками, истощит имеющиеся запасы и значительно уменьшит возможности ВВС во время запланированной крупномасштабной операции в этом районе (под кодовым названием «Десять казней», позже «Йоав» ). Таким образом, ЦАХАЛ осуществил экстренные закупки топлива у других стран. На протяжении большей части операции выполнялось около 8 рейсов в день, всего их в общей сложности 417. [ 6 ]
Чтобы обеспечить безопасность нового поля, силы ЦАХАЛа проводили ночные патрули и устраивали засады. Когда подразделения бригады Йифтах достигли отдельных деревень, силы бригады Негев были медленно эвакуированы на север, оставив свои запасы на пополнение. Тем временем поиски подходящих мест для взлетно-посадочных полос не закончились, и 10 октября для «Авака-2» была освобождена территория к югу от Урима . В ту же ночь там приземлился первый самолет. [ 5 ] Бригада Йифтах, получившая большой опыт боевых действий в Галилее , Изреельской долине и в операции «Дэнни» , не была привыкла к боям в регионах с равнинной топографией, таких как Негев. Его войска немедленно развернулись и захватили ряд отдаленных позиций, которые представляли собой большую часть возвышенностей в этом районе. [ 8 ] Это отличалось от бригады Негев, которая сосредоточилась на защите деревень, находящихся под ее ответственностью. [ 9 ]
Битва при Хирбет-Махазе
[ редактировать ]В начале сентября 1948 года египетская армия предприняла многочисленные попытки вывести из строя или вывести из строя аэродром Рухама. Израильские и египетские силы боролись за контроль над теллами , окружающими поле, но это закончилось 7–8 сентября, когда бригада Йифтах взяла Телль-эль-Кунейтру, Телль-ан-Наджилу и Телль-аль-Мулейху и отразила контратаку египтян. это длилось два дня. Однако, когда «Ифтах» в течение месяца укрепил свои позиции и расширился до Телль аль-Хеси и Хирбет Махаза (на расстоянии досягаемости полевой пушки от аэродрома), египтяне предприняли ответные действия. [ 5 ]

Первоначально Йифтах захватил позицию Хирбет Махаз 29–30 сентября, а 30 сентября египетские войска под командованием Гамаля Абдель Насера отбили ее. Ифтах вернулся в ночь с 1 на 2 октября (обнаружив, что это место пустует) и в следующие два дня сумел отразить атаки египтян при поддержке бронетехники и артиллерии. 4 октября египтяне обстреляли этот район, и механизированные силы 4-й бригады снова захватили позицию. В тот же день израильтяне вернулись и снова взяли его. [ 5 ] 5 октября египтяне обстреляли позицию восемью самолетами Supermarine Spitfire , сумев разрушить передовой штаб Йифтаха в Телль-ан-Наджиле к юго-западу, но не выбили силы в Хирбет-Махазе. [ 10 ]
Египет возобновил наступление 6 октября, когда двенадцать бронемашин при поддержке пехоты атаковали Хирбет Махаз с севера. Израильская полевая артиллерия была развернута в Телль-ан-Наджиле, чтобы помочь остановить наступление. Египтяне остановились примерно в 150 м от позиции и попытались окружить ее с помощью двухдюймовых минометных расчетов. Израильтяне направили полугусеничный отряд (один из них установил пушку), чтобы перехватить атаку, включая еще одну попытку окружения. Им удалось уничтожить две египетские машины. Во второй половине дня египтяне отступили и заняли позиции в 1,5 км севернее Хирбет-Маза. [ 5 ]
Последствия
[ редактировать ]Операция «Авак» имела успех и освободила осажденные израильские силы в Негеве, что позволило им сыграть активную роль в операции «Йоав» , когда был открыт постоянный сухопутный коридор с остальной частью Израиля. Это значительно подняло их боевой дух и боеспособность, поскольку многие войска застряли в Негеве на восемь месяцев. [ 6 ]
Операция привела к преобразованию бригады «Негев», которая была полностью пополнена запасами (оставив свои запасы бригаде «Йифтах») и получила около 1000 новых солдат. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уоллах (1978) , с. 29
- ^ Уоллах (1978) , с. 45
- ^ Уоллах (1978) , с. 46
- ^ Уоллах (1978) , с. 51
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Уоллах (1978) , с. 53
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лорх (1998) , стр. 499–500
- ^ «Операция Авак» (на иврите). Израильские ВВС . Проверено 8 февраля 2010 г.
- ^ Лорх (1998) , стр. 500–502
- ^ Из (2005) , с. 448
- ^ Лорх (1998) , стр. 502–503
Библиография
[ редактировать ]- Кадиш, Алон изд. (2005). Война Израиля за независимость 1948–1949 гг. (на иврите). Издательство Министерства обороны. ISBN 965-05-1251-9 .
{{cite book}}
:|author=
имеет общее имя ( справка )- Тал, Дэвид. Военный результат политической борьбы: израильско-египетская война 1948–1949 гг.
- Лорх, Нетанель (1998). История войны за независимость (на иврите). Издательство Модан.
- Уоллах, Иегуда изд. (1978). "Безопасность". Атлас Израиля Хартии (на иврите). Том. Первые годы 1948–1961. Хартия Иерусалима.
{{cite encyclopedia}}
:|author=
имеет общее имя ( справка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Операция Авак на сайте ВВС Израиля (на иврите)