Эндре Розда
Эндре Розда | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 16 сентября 1999 г. Париж, Франция | (85 лет)
Национальность | Венгерский, Французский |
Известный | Живопись , рисунок , фотография |
Движение | Сюрреализм , лирическая абстракция |
Награды | Премия Копли, 1964 г. |
Эндре Розда ( венгерский : Rozsda Endre ; 18 ноября 1913, Мохач — 16 сентября 1999, Париж ) — венгерско -французский художник .
Жизнь
[ редактировать ]Эндре Розда родился в Мохаче , небольшом городке на берегу Дуная в Венгрии. Детские воспоминания ознаменовали всю его творческую деятельность. Разработанный им творческий метод помог ему создать уникальный сюрреалистический мир, основанный на его воспоминаниях:
По памяти и свету тку плотную ткань. Я пристально смотрю на него, пока оно не оживает и не смотрит на меня, пока оно не поднимается передо мной. Пришло время, которое я хочу разобрать, систематизировать и оценить. Время – это то яркое, разноцветное забвение, где радости и страдания превращаются в драгоценные бусины. Вокруг бус времени Я вью плющ собственных воспоминаний. Я не хочу ничего оценивать или объяснять. Я хочу понять. Я кладу голову против времени и слушаю, что оно мне говорит. [1]
Отвергнув планы семьи на карьеру, он в раннем возрасте решил стать художником. Основные навыки ремесла он приобрел в школе Вилмоса Аба-Новака . Его первая персональная выставка, состоявшаяся в галерее «Тамаш» в 23 года (1936), имела большой успех. Критики высоко оценили его работы, и Музей изящных искусств Будапешта купил одну из его картин. «Рожда — потрясающий крупный талант. Мало кто когда-либо рисовал старух и нищих так, как он. … В некоторых его прекрасных изображениях ткется завеса тумана и света, превращающая реальность в мелодичную химеру», — пишет критик для « Эст». похвалил молодого художника.
Его ранний творческий период, тесно связанный с венгерским постимпрессионизмом, подошел к концу после посещения концерта Белы Бартока . Несмотря на свои ранние успехи, после прослушивания Бартока он понял, что «я не свой современник». [2] Вместе со скульптором Лайошем Бартой он переехал в Париж (1938), где продолжил обучение в Школе Лувра . Там он подружился с Арпадом Сенешем , Виейрой да Силвой и Франсуазой Жило (позже спутницей Пикассо в течение десятилетия), которая на некоторое время стала его ученицей. Он также познакомился с Максом Эрнстом и Альберто Джакометти . Его мышление претерпело фундаментальные изменения и приблизилось к сюрреализму . После немецкой оккупации он был вынужден вернуться в Будапешт (1943), где его уникальный сюрреалистический стиль полностью созрел ( «Священная и светская любовь» , 1947; Musée des Beaux-Arts de Dijon ).
После войны он сыграл активную роль в создании Европейской школы и регулярно демонстрировал свои работы на групповых выставках. По словам искусствоведа Кристины Пассут, Эндре Розда был одним из самых выдающихся деятелей европейской школы. [3] В 1948 году группа распалась, поскольку новый режим не терпел абстрактного сюрреалистического искусства. В последующие несколько лет Розда работал над книжными иллюстрациями, рисовал тайно и, очевидно, не мог показывать свои работы публично.
После подавления Венгерской революции 1956 года он навсегда вернулся во Францию. Он познакомился с Раймоном Кено и Андре Бретоном , которые написали вступление к его выставке в галерее «Фюрстенберг» (1957). Участвовал в Международной выставке сюрреализма в Милане (1961). Несколько лет спустя он выиграл премию Копли (1964) от жюри, в состав которого входили Ханс Арп , Роберто Матта , Макс Эрнст, Ман Рэй , Роланд Пенроуз , сэр Герберт Рид и Марсель Дюшан .
С начала 1960-х годов работы Розды претерпели еще одно изменение: напряжение и гармония архитектурных структур и кружащихся цветов создали богато детализированный микрокосм. В своем стремлении «контролировать время» и растворить реальность в своем воображении он продолжал полагаться на сюрреализм, хотя его средства выражения все больше становились характерными для лирической абстракции.
В 1970 году он стал гражданином Франции. В 1979 году он открыл студию в Ле Бато-Лавуар и продолжал работать там до конца своей жизни.
Последняя выставка, которую он посетил лично, прошла в галерее Варфок и открылась писателем Петером Эстерхази (1999):
Как и саму природу, эти картины сложно раскрыть. Они требуют сосредоточенного взгляда, долгого и молчаливого. (Что не так…) И все равно говорят на первый взгляд. Они явно не говорят об одном и том же, но у них, кажется, есть общая мелодическая структура. И эта общая мелодическая структура – я могу ошибаться и еще раз ругательно говорю только о себе – довольно анахронична, не соответствует своему времени: кажется, картины Розды говорят, что мир прекрасен. Может быть, это именно сюрреализм. Сюрреализм как этическое мироощущение?»... Я бы хотел обернуть свои книги в эти полотна, им там было бы хорошо. [4]
Розда похоронена на кладбище Монмартр в Париже.
От постимпрессионизма к сюрреализму (1932–1937).
[ редактировать ]Эндре Розда так вспоминал начало: «Я начал учиться живописи в Свободной школе Аба-Новака. Я стал его учеником. Это был самый важный художественный и человеческий опыт за всю мою жизнь. Это была большая удача, что Я учился живописи вне Академии художеств, обучение в то время было чрезвычайно академическим. Аба-Новак был хорошим художником, хотя и далеко не революционным. У него была богатая и свободная личность». [2]
Аба-Новак и Розда часто рисовали на пленэре. Рядом со своим мастером он также работал над фресками, украшающими церкви и общественные памятники.
Его картины того времени характеризуются чувствительностью постимпрессионизма. Первоначально он писал пейзажи, залитые мистическим и тонким солнечным светом, а также тонко написанные портреты, составленные из крупных цветовых пятен. В течение некоторого времени, вместо того, чтобы дистанцироваться от натуралистического изображения, он искал следующую ступень развития и личное видение, применяя смелую обрезку и, после пастельно-мягких пейзажей, создавая временами мрачные и меланхоличные, временами энергичные и яркие кадры. жизни. Тонкие цвета постепенно сменились выразительными глубокими красными, желтыми и фиолетовыми оттенками, создавая напряженность. Чуткое изображение предметов быта и людей сменилось суггестивными формами, написанными широкой кистью.
В середине этого периода в галерее Тамаш состоялась его первая персональная выставка с посвящением, написанным Аба-Новаком. Будапештская ежедневная газета Pesti Naplo написала о Розде следующее:
Ему всего лишь 22 года, и он удивительно талантлив. Полный энергии, тонкого напряжения, здоровой дозы гордости и острого аппетита к экспериментам… Видно, что он получил прекрасное образование: под опекой Аба-Новака он приобрел профессиональные навыки высочайшего уровня. Он рисует, раскрашивает, моделирует и сочиняет с высочайшей уверенностью и с видимой легкостью преодолевает первоначальные препятствия на пути к волнующим и диким подвигам. Его хозяин прав, утверждая, что развитое живописное видение Розды противоречит его возрасту. [5]
Поскольку его стиль намного опережал академические тенденции, но при этом находился на стороне авангарда, очевидно, было все готово для того, чтобы он приобщился к одному из популярных в то время художественных течений в Венгрии. Именно тогда он столкнулся с самым важным художественным влиянием в своей жизни, которое радикально повлияло на его мышление и творчество.
-
Марианна (1934)
-
Курящая девушка (около 1934 г.)
-
Цикламен (1935)
-
Обед на крыльце (1935)
-
Яблоки и вишня (1938)
Поворот к сюрреализму (1938–1944).
[ редактировать ]Вот как Розда вспоминает об этой смене: «По чистой случайности, перед самой поездкой в Париж я познакомилась с двумя художниками, парой: Имре Амосом и Маргит Анной. У меня не было программы на вечер. Они пригласили меня на концерт в Академии. Музыки «Сегодня вечером выступает Барток», — сказали они. Барток был для меня просто именем, я понятия не имел, кто он такой (...) Барток сыграл со своей женой одну из своих пьес: Сонату, написанную для двух фортепиано. и ударные инструменты , я считаю, одно из самых важных произведений 20-го века. Это была мировая премьера. Там, где я сидел, мне открывался прекрасный вид на руки Бартока, я был загипнотизирован. Я никогда не думал, что есть музыка, кроме Баха. Моцарт и Мусоргский. Я совершенно опьянел от этой музыки (...) Я сразу понял, что я не свой современник». [2]
Эндре Розда столкнулся с рядом новых импульсов во французской столице. «После приезда в Париж я поглощал все, что попадалось мне на пути», — сказал он позже. Вместе со скульптором Лайошем Бартой он снял студию на Монпарнасе. Оказавшись в оживленной культуре кафе конца 1930-х годов, он вскоре познакомился с людьми, которые помогли ему стать «своим современником». Последовал период экспериментов и самопоиска, и всего за несколько лет он оставил постимпрессионизм позади и принял нефигуративный стиль.
Этот процесс хорошо иллюстрируется его работами того времени, когда образное изображение постепенно заменялось абстракцией: «Два человека одни» (1939), «Император на троне» (1939–40), «Яблочная кровать» (1942), «Стакан воды наблюдает за Рождение гусеницы (1943), Король правды (1942).
Хотя он не присоединился ни к одной группе художников, его мышление и темперамент сближали его с сюрреалистами. Стиль живописи Розды, разработанный для того, чтобы вернуть воспоминания на поверхность и показать скрытые связи разума, имел сильное родство с сюрреалистическим проектом и сюрреалистическими творческими приемами.
После того, как он был вынужден покинуть Францию после немецкой оккупации (1943), его сюрреалистическая живопись полностью созрела в Будапеште. К тому времени Венгрия находилась в состоянии войны, новые законы лишили венгерских евреев избирательных прав, а большая часть общества поддерживала экстремистские политические силы и идеологии. Мать Эндре Розды была депортирована в 1944 году, и он скрылся, чтобы избежать преследования. Несколькими годами ранее он уже потерял своего обожаемого отца, который покончил жизнь самоубийством во время Великой депрессии.
Конечно, личные трагедии и пережитые ужасы укрепили его решимость открывать миры, где господствуют не исторические силы и законы природы, а силы воображения. В его картинах, нарисованных в те годы оболочками времени, как в ткани, изобилующей жизнью, глубоко в подсознании трансформировались окаменелые формы действительности. Ужасы войны также появились на его полотнах: «Пляска смерти» (1946-1947), «Мои первые шаги в аду» (1947), «Возвращающийся призрак» (1951), «Замученные дети в раю» (1958). «Изображения, насыщенные яркими и темными цветами, отражают экзистенциальные муки Розды и историческую драму, которая его окружала», — сказала Франсуаза Жило, которая также считала, что этот период представляет собой «настоящее нисхождение Эндре Розды в ад». [6]
Европейская школа (1945–1948)
[ редактировать ]В довоенной Венгрии мало кто проявлял интерес к абстрактному и сюрреалистическому искусству. Когда после возвращения из Парижа в 1943 году Розда показал свои работы, критики были в замешательстве. «Очередная абстрактная выставка. Недавно на выставке в «Алкотасе Мувесжаз» мы дали беглый обзор абстракции, то есть вида искусства, лишенного всякого ощущения реальности и времяпрепровождения ушедшего поколения», — один из них написал. [3]
В этой обстановке несколько художников решили создать новую группу с основной целью перенять современные европейские художественные тенденции и представить их венгерской публике. В эйфории после освобождения и надежде на новое начало после войны они могли свободно читать публичные лекции, создавать произведения искусства и устраивать регулярные выставки.
«Рожда был одним из самых выдающихся деятелей европейской школы, родившимся в 1945 году», - писала искусствовед Кристина Пассут. Рассматривая свое обращение с пространством и картинной плоскостью, Пассут также провел параллель между творческими подходами Розды и Макса Эрнста. По ее мнению, это было тем более интересно, что в те годы они не видели творчества друг друга. «Композиции Розды кажутся покрытыми крошечными пушинками, перьями или чрезвычайно тонкими вуалями. Закручивающиеся, распадающиеся, а затем вновь соединяющиеся мотивы и частицы действуют посредством их движения, здесь нет точных контуров, нет начала и конца», - писала она. [3]
В других обзорах также отмечается, что в этот период карьеры картины Розды характеризовались ошеломляющим количеством тем, граничащих с психоделикой. Возможно, мы являемся свидетелями первых мгновений зарождения новых вселенных или, наоборот, исчезновения древних галактик: «Млечный Путь» (1945), «Полет» (1946), «Лорнет моей бабушки» (1947).
Философ Бела Хамвас , возможно, ссылался на эти видения, когда отмечал: «Среди наших современных и молодых художников-сюрреалистов работы Эндре Розды предлагают самую богатую реализацию этого художественного движения. (...) На сегодняшний день возникли две горячие точки. в его работах: одно представляет собой эротическую фантазию-мечту, а другое, тесно связанное с ним, представляет собой нечто, что можно описать лишь смутно с помощью универсальной метафоры. Его лучше всего можно охарактеризовать как уникальный мир приключений/рыцаря/трубадура с ошеломляющей изменчивостью и головокружением. натиск событий». [7]
-
Летающий (1946)
-
Священная и светская любовь , 1947 год.
-
Мои первые шаги в аду (1947)
-
Лорнет моей бабушки (1947)
-
Танец смерти (1946–47)
Годы запрета (1949–1956).
[ редактировать ]После установления коммунистического режима нефигуративное и сюрреалистическое искусство было занесено в черный список. Европейская школа была вынуждена прекратить свою деятельность.
Вот как Розда вспоминает этот период своей жизни: «С установлением коммунистического режима события ускорились с головокружительной скоростью. В 1948 году нам просто пришлось распустить группу. Последняя наша встреча состоялась в кафе «Япония». На следующий день мы разместили в газетах следующее объявление: «В Японии убит европеец». [2]
Хотя художники-абстракционисты и сюрреалисты могли продолжать тайно работать и следовать своему призванию, они не могли выставлять свои работы. Эндре Розда был вынужден работать над книжными иллюстрациями. Лишенный возможности свободно рисовать, он нашел убежище в рисовании. В альбомах для рисования, которые он носил с собой, он прославлял простых людей Венгрии 1950-х годов: интеллектуалов, крестьян и тусовщиков – знаковых фигур той эпохи. Эти элегантные и чувственные рисунки вызывают в воображении мир концертных залов, бань, залов суда, фермерских кооперативов и больниц, а также выражают отвращение к репрессивному режиму. Последнее иллюстрируется безликим судьей или насмешливым тоном автопортрета, частично скрывающего изображение Сталина.
Все это время он никогда не прекращал создавать сюрреалистические рисунки, что было единственной возможностью удовлетворить его острую потребность в переосмыслении реальности ( «Сюрреалистическая сказка» , 1955). Однако ему становилось все труднее принимать ограничения, налагаемые на его творческую свободу. За месяц до начала революции, 13 сентября 1956 года, он подписал совместную петицию с пятью другими художниками: «В Венгрии есть несколько человек, которые никогда не отказывались от убеждения, что искусство 20-го века имеет значительное значение. культурная миссия. Мы продолжали работать в самых суровых условиях. (...) Мы определяем современного художника как человека, работающего в духе 20-го века, создающего значительные произведения в его стиле. Соответственно, мы требуем, чтобы Федерация изменила свою политику. относительно нашей работы (...) Мы требуем права показывать наши работы в соответствующих местах. Мы требуем права выражать свои взгляды на всех форумах, положив конец ситуации, когда Венгрия искусственно изолирована от развития искусства».
Впоследствии подписавшие стороны организовали выставку своих работ в музее Баласса в Эстергоме под названием «Хетек» («Недели»). Власти (государственные цензоры) немедленно закрыли выставку. Вскоре разразилась революция.
Сюрреализм как исследовательское пространство (1957–1967).
[ редактировать ]После подавления Венгерской революции в 1956 году Эндре Розда бежал в Париж. Директор Французского института в Будапеште помог ему вывезти его картины из страны.
Через несколько месяцев он показал свои работы в галерее Фюрстенберг, одном из самых известных выставочных пространств художников-сюрреалистов. Предисловие к выставке 1957 года было написано Андре Бретоном, описывающим искусство Розды следующими словами: «У нас есть возможность узнать в картинах, созданных Роздой тайно в течение последних нескольких лет и которые удача позволила ему привезти с собой. Здесь высший пример того, что нужно скрывать, если хочешь выжить, а также внутренней необходимости, которую нужно вырвать из самого гнусного принуждения. Здесь противостоят силы смерти и любви. друг друга повсюду, под магмой почерневших листьев и сломанных крыльев, непреодолимые силы ищут пути спасения, чтобы природа и человеческий дух могли обновиться посредством самых роскошных жертвоприношений, которых требует весна, чтобы она могла родиться; ." [8]
Выставка принесла художнику значительное признание, а в образах, вибрирующих головокружительными деталями, один из критиков отметил, что через них сюрреализм вновь демонстрирует свою самую резкую и сильную сторону. В 1960 году его пригласили на групповую выставку «Антагонизм», а предисловие к каталогу написал Герберт Рид.
Примерно в это же время Розда познакомился с историком искусства и, пожалуй, самым уважаемым коллекционером сюрреалистического искусства Артуро Шварцем , который так вспоминал их встречу: «Андре Бретон посоветовал мне найти «этого молодого человека, у которого есть ключи от чудесного мира». Я помню его точные слова, поскольку термин «чудесный» имел для Андре особое значение». [9]
Благодаря этой связи одна из работ Розды ( «Окна» ) была показана в галерее Шварц в Милане на международной сюрреалистической выставке, которую курировал Андре Бретон в 1961 году.
В интервью он сказал, что для него сюрреализм представляет собой прежде всего «исследовательское пространство» и интеллектуальное стимулирование. Его вторая выставка в галерее Фюрстенберг (1963) отразила результаты этой исследовательской работы, хотя впоследствии его живопись сделала другой поворот и развилась дальше в направлении лирической абстракции. После смены он спросил Бретона, можно ли по-прежнему считать его работы сюрреалистическими. «Поскольку таково ваше восприятие реальности, вы по необходимости сюрреалист», — так Розда вспоминал ответ Бретона. [2]
В последующие несколько лет психоделическое водоворот мотивов регулярно трансформировался в его картинах в архитектурные структуры. Хотя эти структуры не были геометрическими или систематическими, они указывали на некий порядок. Намерением Розды, возможно, было превратить разрушенный мир в систему – построенную на напряжении и гармонии цвета и формы – где правила обычного трехмерного пространства больше не применяются и где, в результате, горизонт времени может измениться. быть также представленным. Примеры: «С головой во сне» (1960), «Вавилонская башня» (1958–1961) и «Сафирограмма» (1969).
За пределами сюрреализма (1968–1999)
[ редактировать ]Судя по его произведениям, Эндре Розда был в основном озабочен проблемой фиксации времени посредством живописи. Время, которое можно пережить и исследовать субъективным разумом.
«Для Розды субъективность представляла собой нечто большее, чем изображение эмоций, он каким-то образом хотел через живопись запечатлеть само сознание – процесс, в ходе которого человек создает свой собственный мир. В соответствии с этим и живописное изображение времени – изображение времени непостижимое прошлое и время – а не изображение перспективного пространства, стало другим руководящим принципом живописи Розды «техника» живописи Розды – нефигуративная структура картин и их вращение в процессе работы, устраняющее при этом иллюзию реального пространства. таинственным образом сохраняя его (во многих частях и в деталях) – это также указывает на это направление сюрреалистического пространства и времени», – объясняет искусствовед Шандор Хорньик. [10]
С начала 1970-х годов его картины содержат больше деталей, чем когда-либо прежде. Вспоминая свои первые приключения в фотографии в детстве, он рассказал: «С 15 или 16 лет я разрабатывал и печатал свои собственные изображения. Постепенно я начал ощущать двойное влечение: я торопливо фотографировал и бросался проявлять пленку. Я понял, что камера действует как увеличительное стекло, что со всеми деталями она создает чрезвычайно красивые изображения – по крайней мере, для меня. Я считаю, что это основа моей живописи. Желание создавать детали все еще присутствует». [2]
Соответственно, он создавал изображения, позволяя мелким деталям перестраиваться в случайных вариациях – в сознании смотрящего. Эндре Розда стремился сделать зрителя частью творческого процесса. Чтобы достичь этой цели, он разработал метод, в котором сначала он разбивает мир на бесконечное множество составных частей – некоторые фигуративные, некоторые абстрактные – а затем позволяет каждому зрителю использовать их в качестве строительных блоков и конструировать новую целостность в соответствии со своим видением. , свободные ассоциации и воображение. Сюрреализм предложил Розде инструмент для графического представления его личных воспоминаний и фантазий, но он стремился к чему-то большему: он хотел сделать зрителя своим соавтором, чей взгляд помогает воссоздать атомизированный и деконструированный мир.
По-видимому, именно тогда он также открыл изобразительный язык, который позволил ему представлять фундаментальные онтологические вопросы. С начала 1970-х годов он написал серию крупных метафизических образов: «Вечная тайна бытия» (1971), «Мистический символ» (1974), «Бог» (1976), «Посвящение» (1976), « Ты объясняешь своего Бога » (1980). Эти картины представляют собой амбициозную попытку проиллюстрировать изобразительными средствами сферы существования, недоступные разуму и невыразимые языком.
«Мало-помалу, с годами, визуальный язык атомизируется, расслаивается и развивается. Можно сказать, что происходит фрагментация чувственного пространства и постепенная замена его экзистенциальным и личностным пространством-временем, что наверняка напоминает Воспоминание о прошлом . В более поздних работах язык художника становится все более стилизованным. Цвета и формы все больше существуют сами по себе и для себя. Субъективные элементы, возникающие из личной памяти, вытесняются императивами инициативного и метафизического характера», Франсуаза Жило. написала в своем анализе, добавив, что эти все более закрытые композиции требуют времени и терпения со стороны зрителя, чтобы раскрыть их глубокое богатство. [6]
Эндре Розда сказал в этом контексте следующее: «Тех, кто смотрит на мои работы, я прошу вас подойти к ним с тем вниманием и созерцанием, которое я уделял новым вещам в детстве, чтобы найти время, чтобы найти свой путь в картины, которые я предлагаю тебе, и побродить по ним». [11]
Графические работы
[ редактировать ]В своем исследовании графических работ Розды, видного исследователя сюрреализма, Саране Александрян исходил из предпосылки, что, в отличие от других художников, у которых рисование и живопись переплетаются, Эндре Розда «является художником в двойном смысле. рисовальщик и художник — почти два разных человека. Они работают в параллельных мирах, оба создают отдельные визуальные вселенные, не связанные друг с другом». [12]
Действительно, эта дуга трансформации, которая привела живопись Розды от постимпрессионизма и сюрреализма к лирической абстракции, не встречается в его графических работах. Эта часть его творчества представляет собой отдельную область, созданную в целом чувствительностью, которую Бретон в том знаменитом разговоре назвал сюрреалистической. На протяжении всей своей карьеры Розда создавал фигуративные и абстрактные рисунки, часто представляющие собой уникальную комбинацию того и другого, хотя эта вариативность в тематике и технике не противоречит осознанию того, что эта часть его творчества вдохновлена одними и теми же сюрреалистическими амбициями, направленными на освобождение воображение и представление скрытых обитателей разума. Это верно даже тогда, когда он с легкостью создавал тонкие рисунки, составленные в игривом ритме простых форм и с чувственными отсылками, или когда он с необычайной точностью воплощал в жизнь зловеще кружащиеся фантазии, населенные воображаемыми существами.
Изучая различия картин и рисунков Розды, Саране Александрян обнаружила еще одну интригующую особенность. В некоторых рисунках мы обнаруживаем качество, не замеченное в его картинах или скрытое с таким совершенством, что оно становится невидимым с первого взгляда: юмор. Простыми линиями карандаша или пера Розда способен высмеивать различные аспекты жизни. наблюдаемая реальность (...) В большинстве случаев его чувство юмора работает в мире воображения; ему нравится создавать шокирующие человеческие формы: фигуру с трубным ртом, грудь и бедра которой покрыты женской грудью. гротескная женщина трапециевидной формы, напоминающая Мама Убу. Его мужской портрет, изображающий мужчину с открытым ртом, зевающего (или кричащего?) с круглыми морщинами вокруг подбородка, одновременно трагичен и комичен». Александриан делает следующий вывод: «Этот художник осмеливается быть двусмысленным и идти на риск, где сходятся боль и удовольствие, смех и ужас». [12]
Фотоработы
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2018 г. ) |
Помимо живописи и графики, Эндре Розда оставил свой след и в фотографии. Одна из его первых дошедших до нас гравюр — автопортрет, сделанный в 14 лет, предвещающий его будущие фотографические работы и стиль живописи. На этой удивительно сложной фотографии, сделанной в 1927 году, исчезает пространственная глубина, на одной плоскости появляются четкие формы, в том числе портрет молодого Розды, запечатленный посредством отражений.
В молодости он сделал большое количество документальных фотографий, а позже его в первую очередь интересовали такие обыденные объекты, как увядшие цветы, профильтрованные при необычном освещении или наложенные изображения. Однако наиболее часто фотографируемым объектом был он сам; На протяжении всей своей карьеры он делал автопортреты, часто изображая себя в разных формах. [13]
В отличие от его картин, его фотографии также не демонстрируют резких стилистических изменений. Всю свою жизнь его вдохновляло одно и то же: создание новых образов посредством пристального наблюдения за деталями и сочетания различных визуальных компонентов. Поэтому он часто фотографировал отражения, витрины и окна. Часто он экспонировал один и тот же кадр несколько раз, во многих случаях поворачивая камеру на 90 или 180 градусов. Из всех его изображений с мультиэкспозицией особый интерес представляют те, которые сочетают одну из его картин с деревьями и домами, окружающими его мастерскую.
Эти фотографии типа «видение внутри видения» представляют собой попытку запечатлеть мимолетный момент преображения между естественной и живописной реальностью.
В своем завещании Розда оставил большое количество своих фотографий, фотонегативов и диапозитивов Венгерскому музею фотографии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эндре Розда: Мои мысли В: Эндре Розда, Зал искусств, Будапешт, 1998.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Интервью с Эндре Роздой. В: Эндре Розда, Зал искусств, Будапешт, 1998 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кристина Пассут: Жизнь Эндре Розды до 1957 года, В: Эндре Розда, Зал искусств, Будапешт, 1998.
- ^ Петер Эстерхази: Влюбленный мужчина, в: Трудное опьянение свободой, Магветё, Будапешт, 2003 г.
- ↑ 26 апреля 1936 г.
- ^ Перейти обратно: а б Франсуаза Жило: Художник художника, в: Rozsda 100, Галерея Várfok, Будапешт, 2013.
- ^ Plaisir des yeux. В: Бела Хамвас - Каталин Кемени: революция в искусстве, Pannónia Könyvek, Печ, 1989.
- ^ Андре Бретон: Эндре Розда. В: Le Surréalisme et la Peinture, Галлимар, Париж, 1965.
- ^ Артуро Шварц: Я помню Эндре Розду, в: Rozsda 100, Галерея Várfok, Будапешт, 2013.
- ^ Шандор Хорньик: Священная и светская любовь, Эндре Розда и сюрреализм 1940-х годов. В: Розда 100, Галерея Варфок, Будапешт, 2013.
- ^ Эндре Розда: Воспоминания. В: Эндре Розда, Зал искусств, Будапешт, 1998 г.
- ^ Перейти обратно: а б Саране Александрийская: Письма художника к самому себе. В: Розда, Музей изящных искусств, Будапешт, 2001 г.
- ^ Карой Кинчеш: Эндре Розда: Художник-фотограф, в: Художник-фотограф, Венгерский музей фотографии, Будапешт, 2004 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андре Бретон : Сюрреализм и живопись , Галлимар, Париж, 1965.
- Общий словарь сюрреализма и его окружения , Изд. ППУ, 1982 г.
- Саран Александриан , Андре Бретон , Доминик Десанти , Петер Эстерхази , Франсуаза Жило , Эдуард Жагер , Франсуа Лескун, Джойс Мансур , Эрик Орсенна , Давид Розенберг (редактор): Rozsda, l'Oeil en Fête , Somogy Editions d'art, Париж, 2002
- Дэвид Розенберг (редактор): Ржавчина , Музей изящных искусств , Будапешт, 2001 г.
- Сарана Александрийская: Художники-сюрреалисты , Ханна Грэм, Париж, 2009 г.
- Морис Анри: Графическая антология сюрреализма , издатель Габриэле Маццотта, 1972 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эндре Розда - Официальная домашняя страница
- Центр Жоржа Помпиду
- Музей современного искусства Андре Мальро — MuMa, Гавр
- Музей изящных искусств, Дижон
- Музей Израиля, Иерусалим
- Музей изящных искусств, Будапешт
- Музей Людвига - Музей современного искусства, Будапешт
- Мастерская Андре Бретона
- Галерея плодородных глаз
- Галерея Варфок
- 1913 рождений
- 1999 смертей
- Люди из Мохача
- Французские художники 20 века.
- Французские художники-мужчины 20-го века
- Жители Монмартра
- Венгерские евреи
- Венгерские художники
- Венгерские художники-сюрреалисты
- Натурализованные граждане Франции
- Французские художники-мужчины
- Французские художники-сюрреалисты
- Еврейские художники
- Французские современные художники
- Венгерские эмигранты во Франции
- Французы венгерско-еврейского происхождения