Мария де Лотарингия, герцогиня Гиз
Мари | |||||
---|---|---|---|---|---|
Герцогиня Гиз | |||||
![]() | |||||
Герцогиня Гиз | |||||
Царствование | 16 марта 1675 г. - 3 марта 1688 г. | ||||
Предшественник | Франсуа Жозеф | ||||
Рожденный | Отель де Гиз , Париж , Франция | 15 августа 1615 г. ||||
Умер | 3 марта 1688 г. Отель де Гиз, Париж, Франция | ( 72 года ||||
| |||||
Дом | облик | ||||
Отец | Карл Лотарингский | ||||
Мать | Генриетта Катрин де Жуайез |
Мария де Лотарингия (15 августа 1615 — 3 марта 1688) была дочерью Шарля де Лотарингии, герцога Гиза и Генриетты Катрин де Жуайез и последнего члена Дома Гиз , филиала Дома Лотарингии.
Биография
[ редактировать ]Мария де Лотарингия де Гиз была «иностранной принцессой, натурализованной во Франции» (то есть дочерью иностранного принца младшей ветви Лотарингского дома ). После смерти последнего мужчины из Дома Гиз в 1675 году Мария стала герцогиней Гиз, герцогиней Жуайез и принцессой Жуанвиль и наслаждалась огромными доходами от этих герцогств и княжеств. [ 1 ] Люди официально обращались к ней как «Ваше Высочество»; она подписывала юридические документы как «Мария де Лотарингия»; а после 1675 года - как «Мария де Лотарингия де Гиз», но личные письма она заканчивала словом «Гиз».
Сослана во Флоренцию со своей семьей в 1634–1643 гг. [ 2 ] Мария (которую французы знали как «мадмуазель де Гиз») сблизилась с Медичи и полюбила Италию и особенно итальянскую музыку. За более чем сорок лет не проходило и недели, чтобы она не писала своим друзьям Медичи во Флоренции или не получала от них известий через тосканского резидента в Париже. Около 1650 года она морганатически вышла замуж за Клода де Бурделя, графа де Монтрезора. [ 3 ] от которого у нее было несколько детей, существование которых никогда не признавалось публично, но которых она иногда угрожала признать, если не добьется своего.
Будучи опекуном своего племянника Луи-Жозефа, герцога Гиза , она была озабочена возвращением дому Гиз его былой славы. Это означало подарить молодому человеку прекрасное жилище и престижную невесту. Поэтому в 1666 году Мария поручила Жаку Габриэлю (отцу королевского архитектора Жака Габриэля ) провести обширную реконструкцию городской резиденции семьи, известной как Hôtel de Guise . Она также заказала полную переработку сада знаменитому садовому дизайнеру Андре Ленотру . [ 4 ] Старое крыло конюшни, тянувшееся вдоль сада, также было отремонтировано и разделено на комфортабельные апартаменты, в которых проживали те, кого можно было бы сравнить с нынешними художниками и интеллектуалами: Филипп Гойбо , Роже де Геньер и, чуть позже, Марк-Антуан Шарпантье. .
В качестве невесты Мария де Лотарингия ставила высокие цели и одержала победу: Елизавета Орлеанская , двоюродная сестра Людовика XIV, чье высокое положение перевешивало неприглядность ее кривой спины. Свадьба состоялась 5 мая 1667 года. Молодожены поселились в своей великолепной квартире на «благородном» этаже отеля «Гиз» , а Мария де Лотарингия поселилась в своей квартире на первом этаже чуть ниже них.
Начиная с 1670 года Марк-Антуан Шарпантье начал сочинять для трех Гизов, иногда исполняя haute contre строки . Мадемуазель де Гиз защищала его и продвигала его карьеру, добиваясь комиссий от людей или учреждений, которые искали ее дальнейшего покровительства. Действительно, в течение восемнадцати лет ее покровительство способствовало созданию ряда крупных работ, большинство из которых были религиозными. [ 5 ] и сильное влияние итальянской музыки. [ 6 ] Например, она, вероятно, была одной из «разъяренных девственниц» и «героинь», которые набросились на Мольера в конце 1672 года и вынудили его дать Шарпантье возможность написать музыку для предстоящего театрального спектакля Мольера « Воображаемая болезнь» .
В 1671 году умер ее племянник Луи-Жозеф, герцог Гиз . Она и молодая вдова спорили о том, кто будет опекуном маленького сына покойного герцога, Франсуа Жозефа , последнего мужчины из Дома Гиз. Мария де Лотарингия выиграла битву, но ее опека была недолгой. Маленький мальчик умер в 1675 году.
С тех пор, как последний член Дома Гиз, она использовала свое огромное богатство не только для того, чтобы жить великолепно, но и для проектов, дорогих ее сердцу. [ 7 ] В картуше под ее портретом работы Миньяра выше одинокое дерево стоит в лесу пней, что указывает на ее положение как последней выжившей. Латинский девиз делает эту параллель явной: Succisas dat conjectare superstes , «Выживший свидетельствует о падшем».
После этих двух близко расположенных смертей Мари обратилась к преданности. С помощью отца Николя Барре Миним она основала институт подготовки учителей и создала школы для девочек и больницы для бедных в своем парижском приходе и в своих провинциальных землях. В своей обширной парижской резиденции, известной как «Отель де Гиз», она «великолепно» председательствовала над избранным небольшим «двором», состоявшим в основном из членов Лотарингского дома , духовенства, ученых протеже и итальянцев, проезжавших через Париж. Музыка (часто итальянская и в итальянском стиле) была основным развлечением на этих мероприятиях.
Хотя ее отношения с вдовой Луи-Жозефа, известной ее современникам как «мадам де Гиз» , часто были холодными, обе женщины продолжали видеться как в Париже, так и в аббатстве Сен-Пьер де Монмартр , где настоятельницей была сестра Мари Рене. и где сестра Елизаветы, Маргарита Луиза Орлеанская , бывшая великая герцогиня Тоскана, проживала после 1675 года. Обе женщины Гиз имели частные квартиры на Монмартре.
В начале 1670-х годов Мария начала собирать небольшой ансамбль домашних музыкантов для исполнения произведений различных французских и итальянских композиторов, в том числе Марка-Антуана Шарпантье. [ 8 ] Затем, в начале 1680-х годов, она расширила группу, пока она не стала конкурировать по размеру и качеству с ансамблями, которые содержали «несколько государей». На протяжении многих лет она предоставляла своего композитора и музыкантов вдове своего племянника, мадам де Гиз, для выступлений в церквях и при королевском дворе.
В завещании, призванном лишить ее племянницу наследства, [ 9 ] la Grande Mademoiselle (то есть Анна Мария Луиза Орлеанская, герцогиня Монпансье [ 10 ] в 1689 году сломил завещание ) Мария де Лотарингия передала Отель де Гиз Шарлю Франсуа де Стэнвилю, графу Кувонжу, в 1688 году. Давление, оказанное ее наследниками, привело к тому, что парламент Парижа . [ 11 ]
В 1700 году отель де Гиз был продан Франсуа, принцу Субиз и его жене Анне де Роан-Шабо и стал отелем де Субиз . Лишь несколько фрагментов Hôtel de Guise сохранились среди огромных зданий и садов Hôtel de Soubise , в котором в настоящее время находится Национальный архив .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Патрисия М. Ранум, Портреты вокруг Марка-Антуана Шарпантье (Балтимор, 2004), стр. 346–378, 426–454.
- Опись обстановки в Отеле де Гиз (1688 г.), «Описи драгоценной мебели в Отеле де Гиз...», Revue de l'art français , 3 и серия, 13 (1896 г.), завещание и опись Марии де Лотарингии, стр. 200–233.
- Шарль В. Ланглуа, Отели Клиссона, Гиза и Рохан-Субиза в Марэ (Париж, 1922), стр. 13–121.
- Филипп Бешу и Кристиан Тайяр, Les Hôtels de Soubise et de Rohan-Soubise, Рынки строительства и декора (Париж, 2004), стр. 274–283.
- Понимание личности и занятий мадемуазель де Гиз дают письма, написанные ею или людьми из ее окружения:
- ее беспокойство по поводу получения почестей, соответствующих ее званию [ 12 ]
- ее непринужденная и знакомая переписка с секретарем Гонди во Флоренции [ 13 ]
- ее радость во время поездки в Шампань [ 14 ]
- ее способ выбора картин для своей галереи [ 15 ]
- как она украсила стол для роскошного банкета [ 16 ]
Примечания
[ редактировать ]
- ^ Мария де Гиз (1615-1688), французская Arc.Ask3.Ru.
- ^ Патрисия М. Ранум, Портреты вокруг Марка-Антуана Шарпантье (Балтимор, 2004), стр. 353-58
- ^ Ранум, Портреты , стр. 360–62
- ^ «Фейндре» . Ранумспанат.com. Архивировано из оригинала 14 августа 2014 года . Проверено 14 августа 2014 г.
- ^ «Ше мадемуазель де Гиз» . Шарпантье.cultural.fr. 14 февраля 2003 года . Проверено 14 августа 2014 г.
- ↑ Облики покровителей (Патриция Ранум). Архивировано 14 мая 2008 года в Wayback Machine ; и Патрисия М. Ранум, «Итальянское фойе» chez les Guises: подавляет рефлексы sur les oratorios de Charpentier», Марк-Антуан Шарпантье, музыкант, найденный , изд. Катрин Сесак (Спримонт: Мардага, 2005), стр. 85–110.
- ^ Ранум, Портреты , стр. 426 и далее.
- ^ Патрисия М. Ранум, «Сладкое рабство, жизнь музыканта при дворе мадемуазель де Гиз», Early Music , 15 (1987), стр. 347-360. Среди музыкантов был Этьен Лулье , педагог и теоретик, который сотрудничал с Марком-Антуаном Шарпантье в музыкальном образовании Филиппа Орлеанского, регента Франции .
- ^ Патрисия М. Ранум, «Мадемуазель де Гиз, или Проблемы прялки», XVII и Век (1984), стр. 221-32.
- ^ Ранум, Портреты , стр. 449-54
- ^ Графы и герцоги Гиз .
- ^ «Принцесса дочка» . Ранумспанат.com. Архивировано из оригинала 14 августа 2014 года . Проверено 14 августа 2014 г.
- ^ «Письма Гиза-Гонди» . Ранумспанат.com. Архивировано из оригинала 14 августа 2014 года . Проверено 14 августа 2014 г.
- ^ «Бонс байсер» . Ранумспанат.com. Архивировано из оригинала 11 ноября 2013 года . Проверено 14 августа 2014 г.
- ^ «Галерея Гиза» . Ранумспанат.com. Архивировано из оригинала 14 августа 2014 года . Проверено 14 августа 2014 г.
- ^ «Банкет» . Ранумспанат.com. Архивировано из оригинала 14 августа 2014 года . Проверено 14 августа 2014 г.