Ильхан Коман
Ильхан Коман | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 30 декабря 1986 г. | (65 лет)
Национальность | турецкий |
Альма-матер | Стамбульская государственная академия изящных искусств |
Известный | Скульптура |
Заметная работа | Аныткабир (Северные рельефы) Средиземноморье (скульптура) |
Супруг | Мелда Капитан [ 1 ] |
Награды | Награда за первое место на конкурсе скульптур Аныткабира 1952 года. Второе место на Государственной выставке в Анкаре 1954 года. Награда за первое место на государственной выставке в Анкаре 1955 года. |
Дети | 5 |
Веб-сайт | koman.org |

Ильхан Коман (17 июня 1921 — 30 декабря 1986) — турецкий скульптор. [ 2 ] С 1951 по 1958 год он работал в Стамбульской академии изящных искусств , а затем переехал в Швецию в 1959 году. Его особый стиль сочетания науки и искусства в его работах принес ему уникальное положение среди современных художников. [ 3 ] за что его прозвали турецким Да Винчи . [ 2 ] Его самая известная и самая обсуждаемая работа в области фигуративной абстракции — скульптура «Акдениз» . [ 4 ]
Жизнь
[ редактировать ]Он родился 17 июня 1921 года в Эдирне . Его отец, Фуат-бей, был врачом и фермером, а мать — Севинч Леман Ханым. Дальние предки его отца были сельскими жителями, которые после битвы при Мохаче в 1526 году были переселены из Коньи на Балканы . [ 2 ] В 1880-х годах семья эмигрировала (из провинций Османской Румелии , которые позже стали частью Югославии ) в Эдирне после русско-турецкой войны (1877–1878) и Берлинского договора (1878) . [ 5 ] Его дед по материнской линии, Мехмет Шерафеттин Айкут-бей, был революционером во время правления султана Абдул-Хамида II и одним из основателей Тракия Пашаэли Мудафаа-и Хукук Джемиети. [ 5 ] [ 2 ]
Детство он провел в районе Калеичи Эдирне. После окончания средней школы Эдирне в 1941 году он поступил на факультет живописи Стамбульской академии изящных искусств . По совету учителей через год он перевелся на факультет скульптуры, будучи учеником Рудольфа Беллинга , и окончил его в 1945 году. .
В 1947 году он получил государственную стипендию, выиграв экзамен Министерства образования , и был отправлен в Париж , Франция , вместе с Нешет Гюнал, Рефиком Эреном и Сади Озишем. В 1947–1950 годах он учился в Академии Жюлиана и Школе Лувра во Франции. Его работы во время пребывания в Лувре находились под особым влиянием месопотамского и древнеегипетского искусства. [ 2 ] Художник, почувствовавший близость к современным тенденциям в Париже, открыл свою первую выставку в этом городе в 1948 году. В 1951 году, незадолго до возвращения в Турцию, он женился на Мелде Каптане и от этого брака у пары родился сын.
Вернувшись на родину, он начал обязательную службу в Стамбульской академии изящных искусств , проработав там до 1958 года. В 1952 году он занял первое место с « Рельефной композицией под лестницей в Зале почета » на « Аныткабира Конкурсе скульптур ». . [ 6 ] Между 1952 и 1954 годами рельефы, созданные им в рамках проекта о битве при Сакарье (1921), имели следы опыта, полученного им в Париже, где он изучал месопотамские и древнеегипетские рельефы. [ 2 ]
Он начал работать в металлической мастерской, основанной в 1953 году в академии вместе с Сади Озишем, Хади Бара , Шади Чалыком и Зюхту Мюридоглу . В тот же период, используя капитал, предоставленный производителем Мажаром Сулеймангилом, он вместе с Шади Чалыком и Сади Озишем основал мастерскую металлической мебели под названием «Kare Metal» и разработал современную мебель. [ 2 ] Вдохновленные французской Groupe Espace , в 1955 году Али Хади Бара, Сади Озиш и архитектор Тарик Карим основали группу Türk Grup Espas. [ 7 ] Вместе с этой группой он создавал работы, пропагандирующие сотрудничество художников, скульпторов и архитекторов. [ 8 ]
Его работа была удостоена второго места на Государственной выставке в Анкаре 1954 года и первого места на Государственной выставке в Анкаре 1955 года. В 1958 году он взялся за строительство турецкого павильона на Всемирной выставке в Брюсселе 1958 года . По приглашению шотландского архитектора Ральфа Эрскина , с которым он познакомился в течение шести месяцев работы над брюссельским проектом, он отправился в Швецию, чтобы исследовать формы для своих архитектурных проектов. Оставив первую жену и работу в Стамбульской академии изящных искусств, он переехал в Швецию в 1959 году.
В 1965 году он купил M/Y Hulda , двухмачтовую парусную лодку, построенную в 1905 году, которую он восстановил, чтобы жить и работать. Он использовал эту лодку в качестве дома и мастерской до своей смерти в 1986 году. [ 9 ]

В 1967 году его приняли преподавателем в Стокгольмскую школу прикладных искусств. В этот период были зарегистрированы такие научные открытия, как новые геометрические производные и ветряные мельницы. Он выиграл первый приз в конкурсе на развитие территории в Швеции, Сундсвалль , в 1969 году, а в 1970 году — первое место в конкурсе скульптур за скульптуру, которая будет установлена перед муниципальным дворцом Эребру .
30 декабря 1986 года он умер в возрасте 65 лет в столице Швеции Стокгольме . Согласно его завещанию, его тело было кремировано, а прах развеян в Балтийском море , где он провел значительную часть своей жизни. [ 10 ]
Скульптуры Комана встречаются на улицах и площадях 20 городов, большая часть из которых находится в Стокгольме. [ 10 ] ») перед Стокгольмской архитектурной школой Его скульптура «Фрон Леонардо» («От Леонардо да Винчи является одной из его широко любимых работ. [ 10 ] (1980), первоначально расположенная перед штаб-квартирой Япы Креди в Левенте , Стамбул Его скульптура «Акдениз» , является самой известной работой скульптора в Турции.
Дань
[ редактировать ]17 июня 2019 года, в день 98-летия Комана, ему был вручен дудл Google . [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сонмез, Нечми. «Я вырос в византийском саду» . kitap.radikal.com.tr . Архивировано из оригинала 10 сентября 2017 года . Проверено 10 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кантай, Дениз. «Леонардо да Винчи из Эдирне; Ильхан Коман...» . www.ankaraantikacilik.com . Архивировано из оригинала 19 ноября 2017 года . Проверено 10 сентября 2017 г.
- ^ Достоглу, Али Дерья (январь – февраль 2011 г.). Достоглу, Неслихан Тюркюн (ред.). «О взаимодействии команских скульптур с архитектурой и пространством и теплоходом Hulda» . архитектураdergisi.com (357). Архитектурный журнал. Архивировано из оригинала 10 сентября 2017 года . Проверено 10 сентября 2017 г.
- ^ Хано, Билал. «Фигуративная абстракция в скульптуре XX века» . www.academia.edu . Магистерская диссертация Института социальных наук Университета Ататюрка, Эрзурум, 2015 г. Проверено 10 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Кыранлар, Онер. «Место статуи Ильхана Комана в скульптуре ХХ века» . tez.yok.gov.tr. Архивировано из оригинала 10 сентября 2017 года . Проверено 10 сентября 2017 г.
- ^ «Конкурс скульптуры и рельефа» . www.anitkabir.org . 24 апреля 2011 года. Архивировано из оригинала 10 сентября 2017 года . Проверено 10 сентября 2017 г.
- ^ Явуз, Эзги. «Проектирование единства: Türk Grup Espas и архитектура в послевоенной Турции» (PDF) . jfa.arch.metu.edu.tr. Архивировано из оригинала (PDF) 10 сентября 2017 года . Проверено 10 сентября 2017 г.
- ^ «Мастер, превративший скульптуру в абстракцию» . www.hurriyet.com.tr . 19 апреля 2000 года. Архивировано из оригинала 10 сентября 2017 года . Проверено 10 сентября 2017 г.
- ^ «110-летняя лодка Ильхана Комана станет центром искусства» . www.cumhuriyet.com.tr . 27 апреля 2015 года. Архивировано из оригинала 10 сентября 2017 года . Проверено 10 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Выставка Ильхана Комана находится в туре по Европе» . www.trf.nu. Веб-сайт Шведско-турецких ассоциаций рабочих, 11 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 10 сентября 2017 г. . Проверено 10 сентября 2017 г.
- ^ «98 лет со дня рождения Ильхана Комана» . Google . 17 июня 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]