Конституционный закон о Чехословацкой Федерации
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2008 г. ) |
Конституционный закон о Чехословацкой федерации ( чешский : Ústavní zakon o československéfederáci , словацкий : Ústavný zakon o česko-slovenské Federationacii ) был конституционным законом в Чехословакии, принятым 27 октября 1968 года и действовавшим с 1969 по 1992 год. Он преобразовал ранее унитарный закон. Чехословацкое государство в федерацию .
Федерация
[ редактировать ]Почти на протяжении всего своего существования в качестве независимого государства Чехословакия была унитарным государством, единственным исключением была « чехословацкая эпоха » непосредственно перед Второй мировой войной . Концентрация государственной власти в Праге была источником недовольства в Словакии на протяжении 1960-х годов. В рамках «Пражской весны» реформ Коммунистической партии лидер Александр Дубчек , сам словак, стремился предоставить словакам больше автономии. Действительно, итоговая реформа оказалась практически единственным уцелевшим продуктом Пражской весны.
Обнародование Конституционного закона Федерации внесло поправки в пятьдесят восемь статей Конституции Чехословакии 1960 года, касающихся структуры правительства. Чехословацкое государство было объявлено федерацией «двух равных братских наций», Чешской Социалистической Республики и Словацкой Социалистической Республики , каждая из которых имела национальную администрацию, параллельную и, по крайней мере теоретически, равную по статусу федеральному правительству. Было установлено двойное гражданство (статья 5 (3): «Каждый гражданин Чехословакии является одновременно гражданином Чешской Социалистической Республики или Словацкой Социалистической Республики»). Вместо этого многие из прежних функций центрального правительства были переданы в юрисдикцию двух национальных правительств. Федеральное правительство сохранило исключительную юрисдикцию над иностранными делами, национальной обороной, федеральными резервами и национальными ресурсами. Он обладал совместной юрисдикцией по ряду других вопросов, но масштабы реформы федерализации были широкими.
Федеральный законодательный орган
[ редактировать ]Самым значительным и продолжительным изменением в соответствии с конституционным законом 1968 года стала замена однопалатного Национального собрания двухпалатным законодательным органом, известным как Федеральное собрание . [ 1 ] Двумя органами, наделенными равными полномочиями, были Народная палата, которая была идентична старому Национальному собранию, и Палата Наций, в которую входило равное количество чехов и словаков. Вместе с положением (статья 42), согласно которому некоторые решения требуют согласия большинства каждой половины (чешской и словацкой) Палаты Наций, и положением (статья 41), согласно которому конституционные поправки, органические законы , выборы президента и декларации Для войны требовалось квалифицированное большинство в три пятых не только в Народной палате, но и в каждой половине (чешской и словацкой) Палаты Наций. Эта институциональная реформа была призвана положить конец словацким страхам перед чешским доминированием в законодательной ветви власти. правительство.
Последующие события
[ редактировать ]Однако вскоре стало очевидно, что многие аспекты федерализации 1968 года были политически и административно непрактичными. Политическая власть оставалась твердо централизованной в Коммунистической партии (предложения о федерализации партии были отменены после советского вторжения в Чехословакию в 1968 году), а управление двумя экономическими системами, двумя полицейскими системами и т.п. оказалось неработоспособным. В результате поправки, внесенные в июле 1971 года в Конституционный закон Федерации 1968 года, унифицировали управление этими и другими государственными функциями, положили конец практике двойного гражданства и, что наиболее важно, разрешили федеральному правительству вмешиваться в действия национальных правительств и признавать их недействительными. (аналогично президентскому правлению в Индии и федеральному вмешательству в Аргентине ). Хотя большинство структур реформы 1968 года остались нетронутыми, наблюдатели за чехословацкой системой правления в 1970-х годах согласились, что федерализм остался не более чем фасадом после принятия конституционных поправок 1971 года. В мае 1975 года в Конституционный закон Федерации 1968 года были внесены дополнительные поправки, позволяющие Густав Гусак сменит на посту президента больного Людвика Свободу .
Бархатный развод
[ редактировать ]Конституционный закон был заменен новой Конституцией Чешской Республики и Конституцией Словацкой Республики , которые вступили в силу 1 января 1993 года, после эффективного роспуска Чехословакии путем переговоров . Конституционный закон о Чехословацкой федерации не предусматривал роспуска и не обсуждал никаких прав наций на самоопределение . в Таким образом, Декларация независимости словацкой нации, принятая Словацким национальным советом июле 1992 года, была неконституционной – по крайней мере, запланированные результаты были бесспорно неконституционными. Эта декларация и ее противоречие с конституционной системой Чехословакии убедили большинство чешских и словацких политиков в том, что переговоры о роспуске стали неизбежными.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Конституционный закон № 143/1968 Сб. о Чехословацкой федерации» . www.usoud.cz . Конституционный суд Чехии . 27 октября 1968 года. Архивировано из оригинала 30 июня 2013 года . Проверено 20 апреля 2013 г.