Конституционный суд Чешской Республики
Конституционный суд Чешской Республики | |
---|---|
Конституционный суд Чешской Республики | |
Учредил | 1 января 1993 г. |
Расположение | Брно , Чехия |
Метод композиции | Выдвижение на пост президента с Сената подтверждением |
Авторизовано | Конституция Чешской Республики |
Срок полномочий судьи | 10 лет, с возможностью продления |
Количество позиций | 15 |
Веб-сайт | https://www.usoud.cz/ |
Президент | |
В настоящее время | Йозеф Бакса |
С | 7 августа 2023 г. |
Конституционный суд Чешской Республики ( чешский : Ústavní soud České republiky ) является высшим конституционным судом Чешской Республики и де-факто высшим и самым влиятельным судом в стране. [1]
Ее основой является Конституция , и она создана с наибольшей специфичностью среди всех уровней судебной власти . В Конституции говорится, что Суд «обязан защищать конституционное правление», и поэтому его основная и апелляционная юрисдикция заключается в рассмотрении и вынесении решений по вопросам конституционности и конституционного права. Это также единственное место проведения процедуры импичмента , возбужденной парламентом против президента . [2] Суд обладает полномочиями судебного надзора , что позволяет ему признавать недействительными и отменять законы, принятые Парламентом. [3]
Решения Суда являются окончательными, не могут быть отменены, кроме как путем внесения поправок в конституцию, и считаются источником права, подобно прецедентам в системе общего права. [4]
Хотя сам Суд был учрежден только в 1993 году, его чехословацкий предшественник уже был предусмотрен в Конституции 1920 года, что сделало Чехословакию первой страной в мире с системой судебного надзора со стороны специализированного суда (хотя сам суд впервые был созван после Австрийский ). Позже его переняли многие другие страны. [5] [6]
История и предшественники
[ редактировать ]1848–1918
[ редактировать ]Развитие чешской конституционной традиции первоначально шло рука об руку с развитием Австро-Венгрии , которой в 1806–1918 годах принадлежали земли Чешской короны . Первые попытки установления конституционного строя были связаны с революцией 1848 . В австрийский период был принят ряд конституций (апрель 1848 г., март 1849 г., февраль 1861 г. - все они были приняты королем, декабрь 1867 г. - приняты парламентом), однако они были далеки от демократии и не включали возможность судебного пересмотра конституций. акты парламента или суверенов Габсбургов. Хотя попытка демократизировать Габсбургскую монархию в то время провалилась, она ознаменовала начало чешской политической активизации, которая в конечном итоге привела к появлению таких личностей, как Карел Крамарж или Томаш Масарик , которые позже приняли участие в создании Первой Чехословацкой Республики и ее конституционных традиций. . [7]
1918–1948
[ редактировать ]После образования Чехословакии в ноябре 1918 года была принята Временная конституция (Закон № 37/1918 Сб.), которая еще не учредила Конституционный суд. [7]
Тем временем работа над конституцией Чехословакии шла полным ходом. На новую конституцию повлияли следующие модели:
- Конституция Австрии 1867 г. в сфере гражданских прав,
- 1787 года Конституция США в сфере судебной власти и сдержек и противовесов,
- Конституция Франции 1875 г. в сфере полномочий президента и парламента,
- Конституция Швейцарии в сфере полномочий правительства.
На новую конституцию повлияли чешские гуманистические традиции ( Ян Гус , Петр Хельчицкий , Ян Амос Коменский , Франтишек Палацкий , Франтишек Ригер , Томаш Масарик), а также мирные конференции, состоявшиеся после Первой мировой войны. [7]
Новая конституция была принята 2 февраля 1920 года как Закон № 121/1920 Coll. [7] Благодаря этой конституции Чехословакия стала первой страной в мире, принявшей систему, при которой проверка конституционности актов национального парламента была возможна специальным судом - Конституционным судом (в то время как в США и Австралии эта власть была передана в руки их парламентов). Верховные суды уже существовали раньше, а Конституционный суд Австрии уже имел право рассматривать законы австрийских государств в 1919 году. [8] ). Позже аналогичная система судебного надзора на национальном уровне была принята в Австрии (1920 г.), которая вступила в силу до того, как Конституционный суд Чехословакии приступил к исполнению своих обязанностей. Позже она стала широко известна как Австрийская система , будучи перенята многими другими странами, например, Лихтенштейном (1925 г.), Грецией (1927 г.), Испанией (1931 г.), Германией (1949 г.) и т. д. Сам Конституционный суд Чехословакии возник в Зал заседаний президиума Совета Министров в Пражском Граде 17 ноября 1921 года. [5]
Конституционный суд имел юрисдикцию выносить решения о конституционности постановлений Республики, Собрания Карпатской Руси (это было лишь теоретически, поскольку презумпция его автономии не была достигнута до 1938 года) и правовых мер Постоянного комитета (который состоял из 16 членов Палаты депутатов и 8 сенаторов и принимал меры в неотложных случаях, когда Парламент не заседал). Предложения о пересмотре постановлений могли быть поданы Верховным судом, Высшим административным судом, Палатой депутатов, Сенатом и Собранием Карпатской Руси, в то время как правовые меры Постоянного комитета подлежали автоматическому пересмотру сразу после их принятия. В отличие от сегодняшнего дня, Суд не имел юрисдикции рассматривать индивидуальные заявления граждан. [7]
Суд действовал в период 1921–1931 годов, когда он рассматривал ряд правовых мер Постоянного комитета, однако никаких ходатайств о пересмотре постановлений в него никогда не поступало. Хотя правовая основа Суда и его юрисдикция остались неизменными, в период с 1932 по 1937 год он был вакантным и бездействовал. [7] Главным судьей в период 1938-1939 годов был Ярослав Крейчи .
Хотя Конституция оставалась в силе во время немецкой нацистской оккупации и после войны, права, которые она предусматривала, стали лишь теоретическими, а Конституционный суд не собирался во время и после Второй мировой войны. [7]
1948–1989
[ редактировать ]Из-за истребления большого числа чехословацкой элиты нацистскими немцами, разочарования в западных странах после Мюнхенского соглашения и высокого влияния Советского Союза , освободившего почти всю страну, послевоенная эпоха может характеризоваться Растущее влияние коммунистов, кульминацией которого стал коммунистический переворот в феврале 1948 года . Новая конституция была принята в мае 1948 года. По сути, это была конституция 1920 года, модифицированная социалистическими идеями, чтобы служить идеологии коммунистической партии. Например, список основных прав был расширен и теперь охватывает также социальные и культурные права, но, с другой стороны, было ограничено право частной собственности . Формально конституция была демократической и основывалась на идее « народной демократии ». В действительности, однако, демократия была ограничена тем, что коммунистическая партия контролировала государство, а основные права не соблюдались властями. [7]
Конституция 1948 года не была принята Конституционным судом. [7]
Еще одна конституция была принята в 1960 году, во многом под влиянием советской конституции 1936 года. Она юридически закрепила «руководящую роль» коммунистической партии, провозгласила марксизм-ленинизм ведущей идеологией государства, устранила разделение власти. Эта конституция была в значительной степени изменена в 1968 году, установив Чешскую и Словацкую Социалистические Республики в составе Чехословакии как федеративное социалистическое государство. Конституция 1968 года вновь учредила Конституционный суд, точнее, три из них - один для Федерации и два для республик. Федеральный конституционный суд должен был обладать юрисдикцией в отношении конституционности федеральных законов и споров о компетенции между Федерацией и республиками. Конституция предусматривала принятие закона, подробно регулирующего Конституционный суд, но этого не произошло до 1991 года, что исключало фактическое создание Суда. Официально необходимость в Суде не возникла, поскольку предполагаемые споры о компетенции между Федерацией и республиками никогда не имели места. [7]
1989–1992
[ редактировать ]Первые изменения в Конституции произошли уже во время Бархатной революции . 30 ноября 1989 года была отменена руководящая роль коммунистической партии, а также упоминание о марксизме-ленинизме. Ряд других новеллизаций привел к демократизации конституции. В 1991 году Хартия основных прав была принята как часть конституционного порядка, за которым последовал исполнительный акт, касающийся Конституционного суда, как это предполагалось конституцией 1968 года. [7]
Таким образом, Конституционный суд Чехословакии был восстановлен, хотя и лишь на короткий период времени в 1992 году, до распада Чехословакии . [7] Сам роспуск фактически был осуществлен конституционным законом (№ 542/1992 Сб.). [9]
С 1992 года
[ редактировать ]16 декабря 1992 года новая Конституция (Закон № 1/1993 Сб.) и Хартия основных прав и основных свобод (Закон № 2/1993 Сб.) были приняты . В соответствии со статьями 83–89 Конституции учрежден Конституционный суд Чешской Республики, порядок работы которого подробно описан в Законе № 182/1993 Сб. .
Юрисдикция
[ редактировать ]Большую часть работы суда составляют индивидуальные заявления граждан о предполагаемых нарушениях их конституционных прав после исчерпания всех других средств правовой защиты (включая апелляции в Верховный суд или Высший административный суд ).
Согласно статье 87 Конституции Конституционный Суд выносит решения по вопросам: [10]
- отмена законов или отдельных их положений, если они противоречат конституционному строю,
- отмена других правовых норм или их отдельных положений, если они противоречат конституционному строю или закону,
- конституционные жалобы, поданные органами территориального самоуправления на незаконное вмешательство государства,
- конституционные жалобы, поданные на окончательные решения и другие вмешательства органов государственной власти , нарушающие гарантированные конституцией основные права и свободы,
- обжалование решений по вопросам подтверждения избрания депутата или сенатора,
- оговорки относительно утраты права на участие и несовместимости занимать должность депутата или сенатора в соответствии со статьей 25,
- импичмент Сенатом Президента Республики в соответствии со статьей 65, пар. 2,
- предложение Президента об отмене решения Палаты депутатов и Сената согласно статье 66 (решение об исполнении отдельных президентских обязанностей передается Премьер-министру в случае неспособности Президента выполнить их самостоятельно по серьезной причине),
- меры, необходимые для выполнения решения международного суда , которое является обязательным для Чешской Республики, если только оно не может быть выполнено иным образом,
- соответствует ли решение о роспуске политической партии или иное решение о деятельности политической партии конституционным или другим законам,
- споры относительно подведомственности государственных органов и органов территориального самоуправления , если такие споры не отнесены к подведомственности иному органу,
- о средствах защиты от принятого Президентом Республики решения не объявлять референдум о присоединении Чешской Республики к Европейскому Союзу, о том, находится ли в порядке процедура референдума о присоединении Чешской Республики к Европейскому Союзу в соответствии с Конституционным законом о референдуме о вступлении Чешской Республики в Европейский Союз и связанным с ним исполнительным постановлением.
Также в случаях, когда уже отмененный закон, противоречащий конституционному порядку, должен быть применен общим судом, он передает вопрос в Конституционный суд (пункт 2 статьи 95). [11]
Состав
[ редактировать ]Суд состоит из 15 судей, которые назначаются Президентом на возобновляемый период в 10 лет при условии одобрения Сенатом . [12] Судьи пользуются уголовным иммунитетом и могут быть привлечены к ответственности только с одобрения Сената. [13]
Пленум суда правомочен при наличии не менее 10 судей. [14] Чтобы отменить закон, объявить импичмент президенту или принять юридическое заключение, отличающееся от принятого ранее, должно быть достигнуто большинство в составе не менее 9 судей. [14] Остальные вопросы решают сенаты, состоящие из трех судей. [14]
В нынешний состав суда входят следующие судьи:
Президент | Йозеф Бакса |
вице-президент | Войтех Шимичек |
вице-президент | Катерина Роновска |
Первый Сенат | Ян Винтер |
Яромир Йирша | |
Вероника Кршестанова | |
Второй Сенат | Ян Сватонь |
Давид Улир | |
Павел Шамал | |
Третий Сенат | Даниэла Земанова |
Томас Лиховник | |
Люси Доланска Баняева | |
Четвертый Сенат | Йозеф Фиала |
Милан Хулмак | |
Зденек Кюн |
Президенты
[ редактировать ]- Зденек Кесслер (15 июля 1993 г. - 12 февраля 2003 г.)
- Милош Голечек (17 марта 2003 г. - 15 июля 2003 г.)
- Павел Рычецкий (6 августа 2003 г. - 7 августа 2023 г.)
- Йозеф Бакса (с 8 августа 2023 г.)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кюн, Зденек (3 мая 2021 г.), «Конституционный суд Чехии во времена популизма» , Популистские вызовы толкованию конституции в Европе и за ее пределами , Лондон: Routledge, стр. 95–108, doi : 10.4324/9781003148944-8 , ISBN 978-1-003-14894-4 , S2CID 233553830 , получено 3 января 2024 г.
- ^ «ОБНОВЛЕНИЕ: Введение в чешскую правовую систему и юридические ресурсы в Интернете - GlobaLex» . www.nyulawglobal.org . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Копечек, Любомир; Петров, Ян (февраль 2016 г.). «От парламента к залу суда: судебный обзор законодательства как политический инструмент в Чешской Республике» . Восточноевропейская политика и общества: и культуры . 30 (1): 120–146. дои : 10.1177/0888325414561784 . ISSN 0888-3254 . S2CID 143998886 .
- ^ «Статус и полномочия» . Конституционный суд Чехии . Проверено 29 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лангашек, Томаш (2011). Конституционный суд Чехословацкой Республики и его судьба в 1920-1948 годах . Издательство Алеш Ченек, о.о.о. ISBN 978-80-7380-347-6 .
- ^ Конституционный суд Австрии - История. Архивировано 26 августа 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Зимек, Йозеф (1997). Конституционное развитие Чешского государства . Масариков университет . ISBN 978-80-210-1354-4 .
- ^ «История Конституционного Суда» . Конституционный суд Австрии . нд . Проверено 9 октября 2021 г.
- ^ Филип, Ян (2003). Конституционное право Чешской Республики: Основные термины и институты, конституционные основы Чешской Республики . Масариков университет . ISBN 978-80-7239-151-6 .
- ^ Парламент Чешской Республики (1992 г.), Конституция Чешской Республики, ст. 87 , заархивировано из оригинала 30 мая 2012 года.
- ^ Парламент Чешской Республики (1992 г.), Конституция Чешской Республики, ст. 95 , заархивировано из оригинала 30 мая 2012 года.
- ^ Парламент Чешской Республики (1992 г.), Конституция Чешской Республики, ст. 84 , заархивировано из оригинала 30 мая 2012 года.
- ^ Парламент Чешской Республики (1992 г.), Конституция Чешской Республики, ст. 86 , заархивировано из оригинала 30 мая 2012 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Парламент Чешской Республики (1993 г.), Закон №. 182/1993 Сб., О Конституционном суде, ст. 11 , Йоштова 8, Брно, Чехия: Конституционный суд, заархивировано из оригинала 26 июля 2014 г. , получено 14 сентября 2014 г.
{{citation}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ «Решение пленарного заседания Конституционного суда о формировании сенатов и правилах разделения повестки дня в 2024 году» (PDF) . Конституционный суд Чехии . Проверено 16 марта 2024 г.
49°11′52″ с.ш. 16°36′16″ в.д. / 49,19778° с.ш. 16,60444° в.д.