Jump to content

Конституционный суд Чешской Республики

Координаты : 49°11′52″ с.ш. 16°36′16″ в.д. / 49,19778° с.ш. 16,60444° в.д.   / 49,19778; 16,60444

Конституционный суд Чешской Республики
Конституционный суд Чешской Республики
Учредил 1 января 1993 г.
Расположение Брно , Чехия
Метод композиции Выдвижение на пост президента с Сената подтверждением
Авторизовано Конституция Чешской Республики
Срок полномочий судьи 10 лет, с возможностью продления
Количество позиций 15
Веб-сайт https://www.usoud.cz/
Президент
В настоящее время Йозеф Бакса
С 7 августа 2023 г.
Местонахождение суда в Брно.

Конституционный суд Чешской Республики ( чешский : Ústavní soud České republiky ) является высшим конституционным судом Чешской Республики и де-факто высшим и самым влиятельным судом в стране. [1]

Ее основой является Конституция , и она создана с наибольшей специфичностью среди всех уровней судебной власти . В Конституции говорится, что Суд «обязан защищать конституционное правление», и поэтому его основная и апелляционная юрисдикция заключается в рассмотрении и вынесении решений по вопросам конституционности и конституционного права. Это также единственное место проведения процедуры импичмента , возбужденной парламентом против президента . [2] Суд обладает полномочиями судебного надзора , что позволяет ему признавать недействительными и отменять законы, принятые Парламентом. [3]

Решения Суда являются окончательными, не могут быть отменены, кроме как путем внесения поправок в конституцию, и считаются источником права, подобно прецедентам в системе общего права. [4]

Хотя сам Суд был учрежден только в 1993 году, его чехословацкий предшественник уже был предусмотрен в Конституции 1920 года, что сделало Чехословакию первой страной в мире с системой судебного надзора со стороны специализированного суда (хотя сам суд впервые был созван после Австрийский ). Позже его переняли многие другие страны. [5] [6]

История и предшественники

[ редактировать ]

Развитие чешской конституционной традиции первоначально шло рука об руку с развитием Австро-Венгрии , которой в 1806–1918 годах принадлежали земли Чешской короны . Первые попытки установления конституционного строя были связаны с революцией 1848 . В австрийский период был принят ряд конституций (апрель 1848 г., март 1849 г., февраль 1861 г. - все они были приняты королем, декабрь 1867 г. - приняты парламентом), однако они были далеки от демократии и не включали возможность судебного пересмотра конституций. акты парламента или суверенов Габсбургов. Хотя попытка демократизировать Габсбургскую монархию в то время провалилась, она ознаменовала начало чешской политической активизации, которая в конечном итоге привела к появлению таких личностей, как Карел Крамарж или Томаш Масарик , которые позже приняли участие в создании Первой Чехословацкой Республики и ее конституционных традиций. . [7]

После образования Чехословакии в ноябре 1918 года была принята Временная конституция (Закон № 37/1918 Сб.), которая еще не учредила Конституционный суд. [7]

Тем временем работа над конституцией Чехословакии шла полным ходом. На новую конституцию повлияли следующие модели:

  • Конституция Австрии 1867 г. в сфере гражданских прав,
  • 1787 года Конституция США в сфере судебной власти и сдержек и противовесов,
  • Конституция Франции 1875 г. в сфере полномочий президента и парламента,
  • Конституция Швейцарии в сфере полномочий правительства.

На новую конституцию повлияли чешские гуманистические традиции ( Ян Гус , Петр Хельчицкий , Ян Амос Коменский , Франтишек Палацкий , Франтишек Ригер , Томаш Масарик), а также мирные конференции, состоявшиеся после Первой мировой войны. [7]

Карел Бакса , председатель Верховного суда, 1921–1931 гг.

Новая конституция была принята 2 февраля 1920 года как Закон № 121/1920 Coll. [7] Благодаря этой конституции Чехословакия стала первой страной в мире, принявшей систему, при которой проверка конституционности актов национального парламента была возможна специальным судом - Конституционным судом (в то время как в США и Австралии эта власть была передана в руки их парламентов). Верховные суды уже существовали раньше, а Конституционный суд Австрии уже имел право рассматривать законы австрийских государств в 1919 году. [8] ). Позже аналогичная система судебного надзора на национальном уровне была принята в Австрии (1920 г.), которая вступила в силу до того, как Конституционный суд Чехословакии приступил к исполнению своих обязанностей. Позже она стала широко известна как Австрийская система , будучи перенята многими другими странами, например, Лихтенштейном (1925 г.), Грецией (1927 г.), Испанией (1931 г.), Германией (1949 г.) и т. д. Сам Конституционный суд Чехословакии возник в Зал заседаний президиума Совета Министров в Пражском Граде 17 ноября 1921 года. [5]

Конституционный суд имел юрисдикцию выносить решения о конституционности постановлений Республики, Собрания Карпатской Руси (это было лишь теоретически, поскольку презумпция его автономии не была достигнута до 1938 года) и правовых мер Постоянного комитета (который состоял из 16 членов Палаты депутатов и 8 сенаторов и принимал меры в неотложных случаях, когда Парламент не заседал). Предложения о пересмотре постановлений могли быть поданы Верховным судом, Высшим административным судом, Палатой депутатов, Сенатом и Собранием Карпатской Руси, в то время как правовые меры Постоянного комитета подлежали автоматическому пересмотру сразу после их принятия. В отличие от сегодняшнего дня, Суд не имел юрисдикции рассматривать индивидуальные заявления граждан. [7]

Суд действовал в период 1921–1931 годов, когда он рассматривал ряд правовых мер Постоянного комитета, однако никаких ходатайств о пересмотре постановлений в него никогда не поступало. Хотя правовая основа Суда и его юрисдикция остались неизменными, в период с 1932 по 1937 год он был вакантным и бездействовал. [7] Главным судьей в период 1938-1939 годов был Ярослав Крейчи .

Хотя Конституция оставалась в силе во время немецкой нацистской оккупации и после войны, права, которые она предусматривала, стали лишь теоретическими, а Конституционный суд не собирался во время и после Второй мировой войны. [7]

Из-за истребления большого числа чехословацкой элиты нацистскими немцами, разочарования в западных странах после Мюнхенского соглашения и высокого влияния Советского Союза , освободившего почти всю страну, послевоенная эпоха может характеризоваться Растущее влияние коммунистов, кульминацией которого стал коммунистический переворот в феврале 1948 года . Новая конституция была принята в мае 1948 года. По сути, это была конституция 1920 года, модифицированная социалистическими идеями, чтобы служить идеологии коммунистической партии. Например, список основных прав был расширен и теперь охватывает также социальные и культурные права, но, с другой стороны, было ограничено право частной собственности . Формально конституция была демократической и основывалась на идее « народной демократии ». В действительности, однако, демократия была ограничена тем, что коммунистическая партия контролировала государство, а основные права не соблюдались властями. [7]

Конституция 1948 года не была принята Конституционным судом. [7]

Еще одна конституция была принята в 1960 году, во многом под влиянием советской конституции 1936 года. Она юридически закрепила «руководящую роль» коммунистической партии, провозгласила марксизм-ленинизм ведущей идеологией государства, устранила разделение власти. Эта конституция была в значительной степени изменена в 1968 году, установив Чешскую и Словацкую Социалистические Республики в составе Чехословакии как федеративное социалистическое государство. Конституция 1968 года вновь учредила Конституционный суд, точнее, три из них - один для Федерации и два для республик. Федеральный конституционный суд должен был обладать юрисдикцией в отношении конституционности федеральных законов и споров о компетенции между Федерацией и республиками. Конституция предусматривала принятие закона, подробно регулирующего Конституционный суд, но этого не произошло до 1991 года, что исключало фактическое создание Суда. Официально необходимость в Суде не возникла, поскольку предполагаемые споры о компетенции между Федерацией и республиками никогда не имели места. [7]

Первые изменения в Конституции произошли уже во время Бархатной революции . 30 ноября 1989 года была отменена руководящая роль коммунистической партии, а также упоминание о марксизме-ленинизме. Ряд других новеллизаций привел к демократизации конституции. В 1991 году Хартия основных прав была принята как часть конституционного порядка, за которым последовал исполнительный акт, касающийся Конституционного суда, как это предполагалось конституцией 1968 года. [7]

Таким образом, Конституционный суд Чехословакии был восстановлен, хотя и лишь на короткий период времени в 1992 году, до распада Чехословакии . [7] Сам роспуск фактически был осуществлен конституционным законом (№ 542/1992 Сб.). [9]

С 1992 года

[ редактировать ]

16 декабря 1992 года новая Конституция (Закон № 1/1993 Сб.) и Хартия основных прав и основных свобод (Закон № 2/1993 Сб.) были приняты . В соответствии со статьями 83–89 Конституции учрежден Конституционный суд Чешской Республики, порядок работы которого подробно описан в Законе № 182/1993 Сб. .

Юрисдикция

[ редактировать ]
Зал пленарных заседаний (бывший зал Моравского парламента)

Большую часть работы суда составляют индивидуальные заявления граждан о предполагаемых нарушениях их конституционных прав после исчерпания всех других средств правовой защиты (включая апелляции в Верховный суд или Высший административный суд ).

Согласно статье 87 Конституции Конституционный Суд выносит решения по вопросам: [10]

  • отмена законов или отдельных их положений, если они противоречат конституционному строю,
  • отмена других правовых норм или их отдельных положений, если они противоречат конституционному строю или закону,
  • конституционные жалобы, поданные органами территориального самоуправления на незаконное вмешательство государства,
  • конституционные жалобы, поданные на окончательные решения и другие вмешательства органов государственной власти , нарушающие гарантированные конституцией основные права и свободы,
  • обжалование решений по вопросам подтверждения избрания депутата или сенатора,
  • оговорки относительно утраты права на участие и несовместимости занимать должность депутата или сенатора в соответствии со статьей 25,
  • импичмент Сенатом Президента Республики в соответствии со статьей 65, пар. 2,
  • предложение Президента об отмене решения Палаты депутатов и Сената согласно статье 66 (решение об исполнении отдельных президентских обязанностей передается Премьер-министру в случае неспособности Президента выполнить их самостоятельно по серьезной причине),
  • меры, необходимые для выполнения решения международного суда , которое является обязательным для Чешской Республики, если только оно не может быть выполнено иным образом,
  • соответствует ли решение о роспуске политической партии или иное решение о деятельности политической партии конституционным или другим законам,
  • споры относительно подведомственности государственных органов и органов территориального самоуправления , если такие споры не отнесены к подведомственности иному органу,
  • о средствах защиты от принятого Президентом Республики решения не объявлять референдум о присоединении Чешской Республики к Европейскому Союзу, о том, находится ли в порядке процедура референдума о присоединении Чешской Республики к Европейскому Союзу в соответствии с Конституционным законом о референдуме о вступлении Чешской Республики в Европейский Союз и связанным с ним исполнительным постановлением.

Также в случаях, когда уже отмененный закон, противоречащий конституционному порядку, должен быть применен общим судом, он передает вопрос в Конституционный суд (пункт 2 статьи 95). [11]

Павел Рычецкий был председателем суда 20 лет.

Суд состоит из 15 судей, которые назначаются Президентом на возобновляемый период в 10 лет при условии одобрения Сенатом . [12] Судьи пользуются уголовным иммунитетом и могут быть привлечены к ответственности только с одобрения Сената. [13]

Пленум суда правомочен при наличии не менее 10 судей. [14] Чтобы отменить закон, объявить импичмент президенту или принять юридическое заключение, отличающееся от принятого ранее, должно быть достигнуто большинство в составе не менее 9 судей. [14] Остальные вопросы решают сенаты, состоящие из трех судей. [14]

В нынешний состав суда входят следующие судьи:

Судьи и сенаты в 2024 году [15]
Президент Йозеф Бакса
вице-президент Войтех Шимичек
вице-президент Катерина Роновска
Первый Сенат Ян Винтер
Яромир Йирша
Вероника Кршестанова
Второй Сенат Ян Сватонь
Давид Улир
Павел Шамал
Третий Сенат Даниэла Земанова
Томас Лиховник
Люси Доланска Баняева
Четвертый Сенат Йозеф Фиала
Милан Хулмак
Зденек Кюн

Президенты

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Кюн, Зденек (3 мая 2021 г.), «Конституционный суд Чехии во времена популизма» , Популистские вызовы толкованию конституции в Европе и за ее пределами , Лондон: Routledge, стр. 95–108, doi : 10.4324/9781003148944-8 , ISBN  978-1-003-14894-4 , S2CID   233553830 , получено 3 января 2024 г.
  2. ^ «ОБНОВЛЕНИЕ: Введение в чешскую правовую систему и юридические ресурсы в Интернете - GlobaLex» . www.nyulawglobal.org . Проверено 11 января 2024 г.
  3. ^ Копечек, Любомир; Петров, Ян (февраль 2016 г.). «От парламента к залу суда: судебный обзор законодательства как политический инструмент в Чешской Республике» . Восточноевропейская политика и общества: и культуры . 30 (1): 120–146. дои : 10.1177/0888325414561784 . ISSN   0888-3254 . S2CID   143998886 .
  4. ^ «Статус и полномочия» . Конституционный суд Чехии . Проверено 29 июня 2023 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Лангашек, Томаш (2011). Конституционный суд Чехословацкой Республики и его судьба в 1920-1948 годах . Издательство Алеш Ченек, о.о.о. ISBN  978-80-7380-347-6 .
  6. ^ Конституционный суд Австрии - История. Архивировано 26 августа 2012 г. в Wayback Machine.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Зимек, Йозеф (1997). Конституционное развитие Чешского государства . Масариков университет . ISBN  978-80-210-1354-4 .
  8. ^ «История Конституционного Суда» . Конституционный суд Австрии . нд . Проверено 9 октября 2021 г.
  9. ^ Филип, Ян (2003). Конституционное право Чешской Республики: Основные термины и институты, конституционные основы Чешской Республики . Масариков университет . ISBN  978-80-7239-151-6 .
  10. ^ Парламент Чешской Республики (1992 г.), Конституция Чешской Республики, ст. 87 , заархивировано из оригинала 30 мая 2012 года.
  11. ^ Парламент Чешской Республики (1992 г.), Конституция Чешской Республики, ст. 95 , заархивировано из оригинала 30 мая 2012 года.
  12. ^ Парламент Чешской Республики (1992 г.), Конституция Чешской Республики, ст. 84 , заархивировано из оригинала 30 мая 2012 года.
  13. ^ Парламент Чешской Республики (1992 г.), Конституция Чешской Республики, ст. 86 , заархивировано из оригинала 30 мая 2012 года.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Парламент Чешской Республики (1993 г.), Закон №. 182/1993 Сб., О Конституционном суде, ст. 11 , Йоштова 8, Брно, Чехия: Конституционный суд, заархивировано из оригинала 26 июля 2014 г. , получено 14 сентября 2014 г. {{citation}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  15. ^ «Решение пленарного заседания Конституционного суда о формировании сенатов и правилах разделения повестки дня в 2024 году» (PDF) . Конституционный суд Чехии . Проверено 16 марта 2024 г.

49°11′52″ с.ш. 16°36′16″ в.д. / 49,19778° с.ш. 16,60444° в.д.   / 49,19778; 16,60444

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a1e18444f3b4429505ab47e7123daf82__1713087420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a1/82/a1e18444f3b4429505ab47e7123daf82.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Constitutional Court of the Czech Republic - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)