Саша Андерсон
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на немецком языке . (Август 2022 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Александр «Саша» Андерсон (родился 24 августа 1953 г.) - немецкий писатель и художник, который был влиятельной фигурой на альтернативной сцене в до объединения Восточном Берлине в 1980-х годах. Андерсона прозвали «министром культуры» за его роль в организации культурных мероприятий и продвижении молодых художников. [ 1 ] В 1991 году выяснилось, что с 1975 года он неофициально сотрудничал с восточногерманской Штази . [ 2 ]
Андерсон родился в Веймаре в 1953 году в семье театрального режиссера и актера и матери-архитектора. Став взрослым, он переехал в Дрезден , где выучился на наборщика и использовал свои навыки для печати и распространения политических листовок и стихов, за что его дважды сажали в тюрьму, в 1970 и 1972 годах. [ 3 ] Первые отчеты Андерсона в Штази поступили после его тюремного заключения. [ 4 ] Кодовое имя Андерсона было Фриц Мюллер. [ 4 ]
Тайная полиция Восточной Германии, известная как Штази, располагала одной из самых обширных и эффективных разведывательных сетей, когда-либо существовавших. К 1989 году было подсчитано, что во всех сферах восточногерманского общества насчитывалось не менее 189 000 информаторов и досье на миллионы граждан. К концу 1970-х годов Штази перешла от явного преследования к программе психологического преследования, известной как Zersetzung . Целью была «фрагментация, паралич, дезорганизация и изоляция враждебных и негативных сил, чтобы превентивно воспрепятствовать враждебной и негативной деятельности» политических оппонентов. [ 5 ]
Переехать в Берлин
[ редактировать ]В 1960-е годы Пренцлауэр-Берг стал домом для восточногерманских художников, интеллектуалов и гей-сообщества; в 1970-х и 80-х годах этот район был известен как «легендарная Богемия», которая привлекала таких художников, как Корнелия Шляйме и поэты Адольф Эндлер и Берт Папенфусс-Горек . [ 6 ]
В 1976 году Вольфу Бирманну , известному певцу и автору песен, лишили гражданства во время турне по Западной Германии; другой член, философ Рудольф Бахро , был арестован и заключен в тюрьму в 1977 году после того, как признался, что написал «Альтернативу» , критику восточногерманского социализма . Эти события вызвали волну эмиграции на контркультурной сцене и оставили то, что керамист Вильфрида Маас назвала «глубокой пустотой». [ 1 ]
Андерсон переехал из Дрездена в Берлин в 1981 году и обосновался в районе Пренцлауэр-Берг . Те, кто его знал, описывали его как «очаровательного», «харизматичного» и «кумира»; он погрузился в альтернативную сцену Восточного Берлина, стал певцом панк-группы и быстро завоевал репутацию организатора культурных мероприятий. [ 1 ] [ 7 ] Он организовал показ фильмов и публикацию книг и журналов, а также нашел места для работы, выступлений и выставок художников. [ 8 ] Некоторое время он жил у Эккехарда и Вильфриды Маас, и их квартира и мастерская стали местом встреч художников и представителей богемы. [ 8 ] Эккехард и Андерсон проводили чтения и выставки в своем доме, и он стал литературным салоном, который посещали Хайнер Мюллер , Криста Вольф , Фолькер Браун и Франц Фюманн . Аллен Гинзберг и Евгений Евтушенко также посетили; Было высказано предположение, что известные участники могли защитить собрания от преследований со стороны Штази. [ 9 ] [ 10 ]
В 1986 году Андерсон эмигрировал в Западную Германию, но продолжал организовывать культурные мероприятия на Востоке и отчитываться перед Штази. Находясь в Западном Берлине, работал личным секретарем А. Р. Пенка . Через шесть месяцев после его переезда на Запад Штази завела дело на Андерсона и, возможно, находилась под наблюдением еще раньше. [ 11 ]
В 1989 году протесты в Восточной Германии завершились падением Берлинской стены . В документальном фильме 2009 года Андерсон сказал: «Это было невероятно захватывающе… мне никогда не приходило в голову, что я был со Штази. Я очень быстро оказался там, стоя на вершине стены. Это было прекрасное чувство, и я хотел быть частью этого, я не мог стоять в стороне и наблюдать за этим издалека». [ 12 ] Друг вспоминает, что Андерсон выругался при виде открытой стены, хотя Андерсон говорит, что не помнит этого. [ 4 ]
Разоблачение в качестве информатора
[ редактировать ]В 1991 году певец и автор песен Вольф Бирманн был удостоен премии Георга Бюхнера . Во время своей благодарственной речи он упомянул ряд шпионов Штази, в том числе «бездарного болтуна Сашу Аршлоха [засранец]... который все еще ведет себя круто и надеется, что его файлы не появятся». [ 13 ] Это объявление вызвало немедленный протест среди друзей и сторонников Андерсона; на вопрос Шляйме и Эндлера он неоднократно отрицал, что работал шпионом. [ 14 ]
Информация, предоставленная Андерсоном Штази, включала «точные и подробные психограммы всех друзей-художников». [ 15 ] «Ни одно критическое слово, ни один мятежный взгляд, ни одна ненадежная любовь не ускользнули» из репортажей. [ 4 ] Он организовывал мероприятия, а затем сообщал о них в полицию. О себе он тоже писал в своих отчетах: в 1986 году он писал в Штази: «Иногда у меня возникало ощущение, что мне платят за то, чтобы я следил за собой». Его отчеты были «точно сформулированы и содержали компрометирующие доказательства против его коллег-писателей». [ 16 ]
В интервью Андерсон назвал ряд причин, по которым он стал информатором. В 2009 году, выступая в документальном фильме, он ответил:
Как вы решили стать шпионом?
В этой ситуации кто-то приходит и хочет чего-то от вас, и если вы достаточно эгоистичны и альтруистичны, вы говорите: «Хорошо, давай сделаем это. Я сделаю все, что смогу, а ты сделаешь то, что сможешь». Это нормально. Я не из тех людей, которые принимают решения, основываясь на идее, поэтому, если Дьявол выглядит хорошо, я могу сказать ему: «Чем я могу тебе помочь, дорогой Дьявол?»
Я чувствовал, что они чего-то от меня хотят. Кто-то воспринимает вас серьезно и слушает. Поэтому я предложил себя. Каждый перерыв в разговоре был для меня шансом сказать: «Я для тебя тот самый мужчина».
Ты был хорошим шпионом?
[смеется] Там, где я был, я был главным информатором. У меня было ощущение, что я не обычный шпион. Конечно, я им все рассказал. [ 12 ]
Он отметил, что хотел, чтобы КГБ завербовал его в качестве «ведущего шпиона», и был удивлен, что они к нему не обратились, и описал свои отношения с офицерами Штази как отношения отца и сына. [ 6 ] В другом интервью он сказал: «Для меня это все равно… Для меня это ничего не значило… У меня не было моральных проблем. [ 16 ] В 2019 году он сказал другому интервьюеру, что его мотивом является антифашизм. [ 8 ]
До того, как его роль информатора была раскрыта, Андерсон получил ряд премий за свои литературные произведения, включая резиденцию на вилле Массимо . После этого он подвергся остракизму со стороны литературного сообщества и описывался как «какое-то время... один из самых презираемых людей в Германии». [ 12 ] Когда в 1993 году он принял участие в годовой резиденции на вилле Массимо, другие получатели отказались оставаться с ним, и в итоге он переехал с виллы, чтобы остаться в Риме. [ 4 ] документальный фильм Аннекатрин Хендель «Андерсон – Анатомия предательства » («Андерсон – Анатомия предательства»), на показах были протесты. Когда в 2014 году вышел [ 8 ]
В 1995 году ему были предъявлены обвинения в работе информатором. Он был оправдан, но получил штраф. [ 4 ] После роспуска Штази в 1990 году Агентство документации Штази работало над сбором и систематизацией записей, хранящихся в тайной полиции, и граждане имеют право запросить просмотр своих собственных записей. Эти документы также использовались для идентификации агентов и информаторов Штази. В 1999 году было опубликовано досье информатора Андерсона.
Он подвергался критике за отказ извиниться или признать вину за свои действия; несколько критиков отметили, что его опубликованные работы, кажется, оправдывают или замалчивают его сотрудничество. Литературовед Питер Бётиг назвал Андерсона одним из шести самых активных информаторов литературных салонов, проводимых в квартире Маасса. [ 9 ]
С середины 1990-х годов жил во Франкфурте вместе с писательницей и художницей Алиссой Вальзер . [ 8 ] где он работал наборщиком-фрилансером и организовывал мероприятия для инвестиционного банка.
Письмо
[ редактировать ]Андерсон опубликовал ряд сборников стихов и автобиографический роман. Его считают одним из важнейших поэтов Германской Демократической Республики . [ 4 ] но многие из его работ не переиздавались из-за разногласий вокруг него.
Его роман, опубликованный в 2002 году, не имел большого успеха, несмотря на серию широко посещаемых рекламных мероприятий. Многие рецензии были «пренебрежительными и откровенно саркастическими» по отношению к книге.
С тех пор он писал под псевдонимом по просьбе издателей, поскольку они не хотели, чтобы его имя ассоциировалось с ним. [ 4 ]
В обзоре работ, переоценивающих культуру ГДР, говорится, что Андерсон «воплощает все отвратительное, что есть в Востоке и его литературной культуре» и что Андерсон стал «проекцией всех мелких актов предательства, трусости и приспособления, которые были необходимы на Востоке». ".
Работает
[ редактировать ]- Андерсон, Саша; Кербах, Ральф (1998). У каждого спутника есть спутник-убийца (по-немецки). Берлин: издание Qwert zui opü Эгмонта Гессена. ISBN 3-933149-08-8 . OCLC 40364412 .
- Андерсон, Саша; Кербах, Ральф (1983). Похоронное объявление: путешествие: тексты и рисунки (на немецком языке). Берлин: Красная книга. ISBN 3-88022-273-8 . OCLC 10118919 .
- Андерсон, Саша; Слизи, Корнелия; Кербах, Ральф; Вильденхайн, Майкл (1984). Лесная машина (на немецком языке). Берлин: Красная книга. ISBN 3-88022-298-3 . OCLC 12355231 .
- Андерсон, Саша; Гессенский государственный музей; Ассоциация друзей и сторонников Гессенского государственного музея в Дармштадте (1985). Deep Looks: Искусство 1980-х годов из Федеративной Республики Германия, ГДР, Австрии и Швейцарии (на немецком языке). Кельн: ДюМон. ISBN 3-7701-1740-9 . OCLC 13356906 .
- Андерсон, Саша; Лейберг, Хельге (1985). ОТ . Берлин. ISBN 978-3-922510-27-7 . OCLC 74773845 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Андерсон, Саша; Ча, У-хай (1985). Мне комфортно в пределах 15 немецких сонетов (на немецком языке). Берлин. ISBN 978-3-922510-31-4 . OCLC 311083939 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Андерсон, Саша; Кербах, Ральф (1988). Ну, полный до краев (по-немецки). Берлин: Красная книга. ISBN 3-88022-727-6 . ОСЛК 19052043 .
- Андерсон, Саша; Пенк, Арканзас (1991). Еврейский реактивный набор . Берлин: Галрев. ISBN 3-910161-08-1 . OCLC 24937459 .
- Андерсон, Саша; Пенк, Арканзас (1994). Rosa Indica vulgaris: стихи и эссе (на немецком языке). Берлин: Галрев. ISBN 3-910161-58-8 . ОСЛК 31609396 .
- Андерсон, Саша (1997). Осенние слезы: Стихи (на немецком языке). Берлин: Издание Qwert Zui Opü. ISBN 3-910161-83-9 . ОСЛК 39529371 .
- Андерсон, Саша (2002). Саша Андерсон (на немецком языке). Кельн: ДюМон. ISBN 3-8321-5904-5 . OCLC 49286523 .
- Андерсон, Саша (2006). Места преступлений: по Гераклиту: Стихи, 1998-2005 (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Gutleut Verlag. ISBN 3-936826-61-7 . OCLC 85691459 .
- Андерсон, Саша (2006). Дом мертвых: Новелла (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Gutleut Verlag. ISBN 3-936826-60-9 . OCLC 111294462 .
- Андерсон, Саша (2008). Есть... 33 стихотворения об искусстве и жизни (на немецком языке). Франкфурт, М. ISBN 978-3-936826-45-6 . OCLC 318218204 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Андерсон, Саша (2019). Вот как язык погружается в речь, чтобы забыться: стихи (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне. ISBN 978-3-86337-176-0 . OCLC 1098038955 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хендель, Аннекатрин (2014). «Андерсон - Anatomie des Verrats» [Андерсон - Анатомия измены]. IMDB . , (документальный) [немецкий]
- ГДР снизу
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Рейнхардт, Бернд. « Андерсон»: Художники и Штази в сталинской Восточной Германии» . www.wsws.org . Проверено 25 ноября 2019 г.
- ^ Доцауэр, Грегор (9 февраля 2014 г.). «Преступление или наказание» . The Tagesspiegel Online (на немецком языке) . Проверено 25 ноября 2019 г.
- ^ Кёллинг, Андреас (2009). «Биографические базы данных: Саша Андерсон» . Федеральный прямой фундамент публичного права . Проверено 25 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Я и Он» . The Tagesspiegel Online (на немецком языке). 12 марта 2005 г. Проверено 28 ноября 2019 г.
- ^ Министерство государственной безопасности. Словарь политической и оперативной работы .
- ^ Jump up to: а б Черт, Джулия (2002). Андерсон, Саша; Магенау, Йорг; Вольф, Криста (ред.). «Верные диссиденты и поэты Штази: Саша Андерсон, Криста Вольф и незавершенный проект исследования ГДР». Немецкая политика и общество . 20 (4 (65)): 82–118. дои : 10.3167/104503002782385282 . ISSN 1045-0300 . JSTOR 23740516 .
- ^ Браун, Майкл (12 января 2019 г.). «Сфинкс Пренцлауэр Берг» . The Tagesspiegel Online (на немецком языке) . Проверено 27 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Человек, который предал своих друзей Штази» . ФОКУС Онлайн (на немецком языке) . Проверено 27 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Встреча поэтов под сенью Штази» . The Tagesspiegel Online (на немецком языке). 10 апреля 2017 г. Проверено 28 ноября 2019 г.
- ^ Ригер, Биргит (26 сентября 2014 г.). «С керамикой против системы ГДР» . The Tagesspiegel Online (на немецком языке) . Проверено 28 ноября 2019 г.
- ^ Льюис, Элисон (2002). «Гендерные воспоминания: память, пол и информаторы для Штази». Новая немецкая критика (86): 103–134. дои : 10.2307/3115203 . JSTOR 3115203 .
- ^ Jump up to: а б с Сим, Кевин (режиссер) (07.11.2009). Тайная жизнь Берлинской стены (документальный). Дайвер Продакшнс, BBC . Проверено 26 ноября 2019 г.
- ^ Бродер, Хенрик М. (4 марта 2002 г.). «АВТОРЫ: Все мои утята» . Зеркало онлайн . Том 10 . Проверено 25 ноября 2019 г.
- ^ Бейер, Сюзанна (8 июня 2009 г.). «Дух времени: Друзья прошлого» . Зеркало онлайн . Том 24 . Проверено 25 ноября 2019 г.
- ^ «Нас было много» . The Tagesspiegel Online (на немецком языке). 22 ноября 2009 года . Проверено 28 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Блейкер, Роланд (2000). «Прогулка сквозь стену: повседневная поэтика политики холодной войны». Альтернативы: глобальные, локальные, политические . 25 (3): 391–408. дои : 10.1177/030437540002500313 . JSTOR 40644961 . S2CID 140963347 .