Jump to content

Саша Андерсон

Александр «Саша» Андерсон (родился 24 августа 1953 г.) - немецкий писатель и художник, который был влиятельной фигурой на альтернативной сцене в до объединения Восточном Берлине в 1980-х годах. Андерсона прозвали «министром культуры» за его роль в организации культурных мероприятий и продвижении молодых художников. [ 1 ] В 1991 году выяснилось, что с 1975 года он неофициально сотрудничал с восточногерманской Штази . [ 2 ]

Андерсон родился в Веймаре в 1953 году в семье театрального режиссера и актера и матери-архитектора. Став взрослым, он переехал в Дрезден , где выучился на наборщика и использовал свои навыки для печати и распространения политических листовок и стихов, за что его дважды сажали в тюрьму, в 1970 и 1972 годах. [ 3 ] Первые отчеты Андерсона в Штази поступили после его тюремного заключения. [ 4 ] Кодовое имя Андерсона было Фриц Мюллер. [ 4 ]

Тайная полиция Восточной Германии, известная как Штази, располагала одной из самых обширных и эффективных разведывательных сетей, когда-либо существовавших. К 1989 году было подсчитано, что во всех сферах восточногерманского общества насчитывалось не менее 189 000 информаторов и досье на миллионы граждан. К концу 1970-х годов Штази перешла от явного преследования к программе психологического преследования, известной как Zersetzung . Целью была «фрагментация, паралич, дезорганизация и изоляция враждебных и негативных сил, чтобы превентивно воспрепятствовать враждебной и негативной деятельности» политических оппонентов. [ 5 ]

Переехать в Берлин

[ редактировать ]

В 1960-е годы Пренцлауэр-Берг стал домом для восточногерманских художников, интеллектуалов и гей-сообщества; в 1970-х и 80-х годах этот район был известен как «легендарная Богемия», которая привлекала таких художников, как Корнелия Шляйме и поэты Адольф Эндлер и Берт Папенфусс-Горек . [ 6 ]

В 1976 году Вольфу Бирманну , известному певцу и автору песен, лишили гражданства во время турне по Западной Германии; другой член, философ Рудольф Бахро , был арестован и заключен в тюрьму в 1977 году после того, как признался, что написал «Альтернативу» , критику восточногерманского социализма . Эти события вызвали волну эмиграции на контркультурной сцене и оставили то, что керамист Вильфрида Маас назвала «глубокой пустотой». [ 1 ]

Андерсон переехал из Дрездена в Берлин в 1981 году и обосновался в районе Пренцлауэр-Берг . Те, кто его знал, описывали его как «очаровательного», «харизматичного» и «кумира»; он погрузился в альтернативную сцену Восточного Берлина, стал певцом панк-группы и быстро завоевал репутацию организатора культурных мероприятий. [ 1 ] [ 7 ] Он организовал показ фильмов и публикацию книг и журналов, а также нашел места для работы, выступлений и выставок художников. [ 8 ] Некоторое время он жил у Эккехарда и Вильфриды Маас, и их квартира и мастерская стали местом встреч художников и представителей богемы. [ 8 ] Эккехард и Андерсон проводили чтения и выставки в своем доме, и он стал литературным салоном, который посещали Хайнер Мюллер , Криста Вольф , Фолькер Браун и Франц Фюманн . Аллен Гинзберг и Евгений Евтушенко также посетили; Было высказано предположение, что известные участники могли защитить собрания от преследований со стороны Штази. [ 9 ] [ 10 ]

В 1986 году Андерсон эмигрировал в Западную Германию, но продолжал организовывать культурные мероприятия на Востоке и отчитываться перед Штази. Находясь в Западном Берлине, работал личным секретарем А. Р. Пенка . Через шесть месяцев после его переезда на Запад Штази завела дело на Андерсона и, возможно, находилась под наблюдением еще раньше. [ 11 ]

В 1989 году протесты в Восточной Германии завершились падением Берлинской стены . В документальном фильме 2009 года Андерсон сказал: «Это было невероятно захватывающе… мне никогда не приходило в голову, что я был со Штази. Я очень быстро оказался там, стоя на вершине стены. Это было прекрасное чувство, и я хотел быть частью этого, я не мог стоять в стороне и наблюдать за этим издалека». [ 12 ] Друг вспоминает, что Андерсон выругался при виде открытой стены, хотя Андерсон говорит, что не помнит этого. [ 4 ]

Разоблачение в качестве информатора

[ редактировать ]

В 1991 году певец и автор песен Вольф Бирманн был удостоен премии Георга Бюхнера . Во время своей благодарственной речи он упомянул ряд шпионов Штази, в том числе «бездарного болтуна Сашу Аршлоха [засранец]... который все еще ведет себя круто и надеется, что его файлы не появятся». [ 13 ] Это объявление вызвало немедленный протест среди друзей и сторонников Андерсона; на вопрос Шляйме и Эндлера он неоднократно отрицал, что работал шпионом. [ 14 ]

Информация, предоставленная Андерсоном Штази, включала «точные и подробные психограммы всех друзей-художников». [ 15 ] «Ни одно критическое слово, ни один мятежный взгляд, ни одна ненадежная любовь не ускользнули» из репортажей. [ 4 ] Он организовывал мероприятия, а затем сообщал о них в полицию. О себе он тоже писал в своих отчетах: в 1986 году он писал в Штази: «Иногда у меня возникало ощущение, что мне платят за то, чтобы я следил за собой». Его отчеты были «точно сформулированы и содержали компрометирующие доказательства против его коллег-писателей». [ 16 ]

В интервью Андерсон назвал ряд причин, по которым он стал информатором. В 2009 году, выступая в документальном фильме, он ответил:

Как вы решили стать шпионом?

В этой ситуации кто-то приходит и хочет чего-то от вас, и если вы достаточно эгоистичны и альтруистичны, вы говорите: «Хорошо, давай сделаем это. Я сделаю все, что смогу, а ты сделаешь то, что сможешь». Это нормально. Я не из тех людей, которые принимают решения, основываясь на идее, поэтому, если Дьявол выглядит хорошо, я могу сказать ему: «Чем я могу тебе помочь, дорогой Дьявол?»

Я чувствовал, что они чего-то от меня хотят. Кто-то воспринимает вас серьезно и слушает. Поэтому я предложил себя. Каждый перерыв в разговоре был для меня шансом сказать: «Я для тебя тот самый мужчина».

Ты был хорошим шпионом?

[смеется] Там, где я был, я был главным информатором. У меня было ощущение, что я не обычный шпион. Конечно, я им все рассказал. [ 12 ]

Он отметил, что хотел, чтобы КГБ завербовал его в качестве «ведущего шпиона», и был удивлен, что они к нему не обратились, и описал свои отношения с офицерами Штази как отношения отца и сына. [ 6 ] В другом интервью он сказал: «Для меня это все равно… Для меня это ничего не значило… У меня не было моральных проблем. [ 16 ] В 2019 году он сказал другому интервьюеру, что его мотивом является антифашизм. [ 8 ]

До того, как его роль информатора была раскрыта, Андерсон получил ряд премий за свои литературные произведения, включая резиденцию на вилле Массимо . После этого он подвергся остракизму со стороны литературного сообщества и описывался как «какое-то время... один из самых презираемых людей в Германии». [ 12 ] Когда в 1993 году он принял участие в годовой резиденции на вилле Массимо, другие получатели отказались оставаться с ним, и в итоге он переехал с виллы, чтобы остаться в Риме. [ 4 ] документальный фильм Аннекатрин Хендель «Андерсон – Анатомия предательства » («Андерсон – Анатомия предательства»), на показах были протесты. Когда в 2014 году вышел [ 8 ]

В 1995 году ему были предъявлены обвинения в работе информатором. Он был оправдан, но получил штраф. [ 4 ] После роспуска Штази в 1990 году Агентство документации Штази работало над сбором и систематизацией записей, хранящихся в тайной полиции, и граждане имеют право запросить просмотр своих собственных записей. Эти документы также использовались для идентификации агентов и информаторов Штази. В 1999 году было опубликовано досье информатора Андерсона.

Он подвергался критике за отказ извиниться или признать вину за свои действия; несколько критиков отметили, что его опубликованные работы, кажется, оправдывают или замалчивают его сотрудничество. Литературовед Питер Бётиг назвал Андерсона одним из шести самых активных информаторов литературных салонов, проводимых в квартире Маасса. [ 9 ]

С середины 1990-х годов жил во Франкфурте вместе с писательницей и художницей Алиссой Вальзер . [ 8 ] где он работал наборщиком-фрилансером и организовывал мероприятия для инвестиционного банка.

Андерсон опубликовал ряд сборников стихов и автобиографический роман. Его считают одним из важнейших поэтов Германской Демократической Республики . [ 4 ] но многие из его работ не переиздавались из-за разногласий вокруг него.

Его роман, опубликованный в 2002 году, не имел большого успеха, несмотря на серию широко посещаемых рекламных мероприятий. Многие рецензии были «пренебрежительными и откровенно саркастическими» по отношению к книге.

С тех пор он писал под псевдонимом по просьбе издателей, поскольку они не хотели, чтобы его имя ассоциировалось с ним. [ 4 ]

В обзоре работ, переоценивающих культуру ГДР, говорится, что Андерсон «воплощает все отвратительное, что есть в Востоке и его литературной культуре» и что Андерсон стал «проекцией всех мелких актов предательства, трусости и приспособления, которые были необходимы на Востоке». ".

Работает

[ редактировать ]
  • Андерсон, Саша; Кербах, Ральф (1998). У каждого спутника есть спутник-убийца (по-немецки). Берлин: издание Qwert zui opü Эгмонта Гессена. ISBN  3-933149-08-8 . OCLC   40364412 .
  • Андерсон, Саша; Кербах, Ральф (1983). Похоронное объявление: путешествие: тексты и рисунки (на немецком языке). Берлин: Красная книга. ISBN  3-88022-273-8 . OCLC   10118919 .
  • Андерсон, Саша; Слизи, Корнелия; Кербах, Ральф; Вильденхайн, Майкл (1984). Лесная машина (на немецком языке). Берлин: Красная книга. ISBN  3-88022-298-3 . OCLC   12355231 .
  • Андерсон, Саша; Гессенский государственный музей; Ассоциация друзей и сторонников Гессенского государственного музея в Дармштадте (1985). Deep Looks: Искусство 1980-х годов из Федеративной Республики Германия, ГДР, Австрии и Швейцарии (на немецком языке). Кельн: ДюМон. ISBN  3-7701-1740-9 . OCLC   13356906 .
  • Андерсон, Саша; Лейберг, Хельге (1985). ОТ . Берлин. ISBN  978-3-922510-27-7 . OCLC   74773845 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Андерсон, Саша; Ча, У-хай (1985). Мне комфортно в пределах 15 немецких сонетов (на немецком языке). Берлин. ISBN  978-3-922510-31-4 . OCLC   311083939 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Андерсон, Саша; Кербах, Ральф (1988). Ну, полный до краев (по-немецки). Берлин: Красная книга. ISBN  3-88022-727-6 . ОСЛК   19052043 .
  • Андерсон, Саша; Пенк, Арканзас (1991). Еврейский реактивный набор . Берлин: Галрев. ISBN  3-910161-08-1 . OCLC   24937459 .
  • Андерсон, Саша; Пенк, Арканзас (1994). Rosa Indica vulgaris: стихи и эссе (на немецком языке). Берлин: Галрев. ISBN  3-910161-58-8 . ОСЛК   31609396 .
  • Андерсон, Саша (1997). Осенние слезы: Стихи (на немецком языке). Берлин: Издание Qwert Zui Opü. ISBN  3-910161-83-9 . ОСЛК   39529371 .
  • Андерсон, Саша (2002). Саша Андерсон (на немецком языке). Кельн: ДюМон. ISBN  3-8321-5904-5 . OCLC   49286523 .
  • Андерсон, Саша (2006). Места преступлений: по Гераклиту: Стихи, 1998-2005 (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Gutleut Verlag. ISBN  3-936826-61-7 . OCLC   85691459 .
  • Андерсон, Саша (2006). Дом мертвых: Новелла (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Gutleut Verlag. ISBN  3-936826-60-9 . OCLC   111294462 .
  • Андерсон, Саша (2008). Есть... 33 стихотворения об искусстве и жизни (на немецком языке). Франкфурт, М. ISBN  978-3-936826-45-6 . OCLC   318218204 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Андерсон, Саша (2019). Вот как язык погружается в речь, чтобы забыться: стихи (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне. ISBN  978-3-86337-176-0 . OCLC   1098038955 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Рейнхардт, Бернд. « Андерсон»: Художники и Штази в сталинской Восточной Германии» . www.wsws.org . Проверено 25 ноября 2019 г.
  2. ^ Доцауэр, Грегор (9 февраля 2014 г.). «Преступление или наказание» . The Tagesspiegel Online (на немецком языке) . Проверено 25 ноября 2019 г.
  3. ^ Кёллинг, Андреас (2009). «Биографические базы данных: Саша Андерсон» . Федеральный прямой фундамент публичного права . Проверено 25 ноября 2019 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Я и Он» . The Tagesspiegel Online (на немецком языке). 12 марта 2005 г. Проверено 28 ноября 2019 г.
  5. ^ Министерство государственной безопасности. Словарь политической и оперативной работы .
  6. ^ Jump up to: а б Черт, Джулия (2002). Андерсон, Саша; Магенау, Йорг; Вольф, Криста (ред.). «Верные диссиденты и поэты Штази: Саша Андерсон, Криста Вольф и незавершенный проект исследования ГДР». Немецкая политика и общество . 20 (4 (65)): 82–118. дои : 10.3167/104503002782385282 . ISSN   1045-0300 . JSTOR   23740516 .
  7. ^ Браун, Майкл (12 января 2019 г.). «Сфинкс Пренцлауэр Берг» . The Tagesspiegel Online (на немецком языке) . Проверено 27 ноября 2019 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и «Человек, который предал своих друзей Штази» . ФОКУС Онлайн (на немецком языке) . Проверено 27 ноября 2019 г.
  9. ^ Jump up to: а б «Встреча поэтов под сенью Штази» . The Tagesspiegel Online (на немецком языке). 10 апреля 2017 г. Проверено 28 ноября 2019 г.
  10. ^ Ригер, Биргит (26 сентября 2014 г.). «С керамикой против системы ГДР» . The Tagesspiegel Online (на немецком языке) . Проверено 28 ноября 2019 г.
  11. ^ Льюис, Элисон (2002). «Гендерные воспоминания: память, пол и информаторы для Штази». Новая немецкая критика (86): 103–134. дои : 10.2307/3115203 . JSTOR   3115203 .
  12. ^ Jump up to: а б с Сим, Кевин (режиссер) (07.11.2009). Тайная жизнь Берлинской стены (документальный). Дайвер Продакшнс, BBC . Проверено 26 ноября 2019 г.
  13. ^ Бродер, Хенрик М. (4 марта 2002 г.). «АВТОРЫ: Все мои утята» . Зеркало онлайн . Том 10 . Проверено 25 ноября 2019 г.
  14. ^ Бейер, Сюзанна (8 июня 2009 г.). «Дух времени: Друзья прошлого» . Зеркало онлайн . Том 24 . Проверено 25 ноября 2019 г.
  15. ^ «Нас было много» . The Tagesspiegel Online (на немецком языке). 22 ноября 2009 года . Проверено 28 ноября 2019 г.
  16. ^ Jump up to: а б Блейкер, Роланд (2000). «Прогулка сквозь стену: повседневная поэтика политики холодной войны». Альтернативы: глобальные, локальные, политические . 25 (3): 391–408. дои : 10.1177/030437540002500313 . JSTOR   40644961 . S2CID   140963347 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8121716d895e471f62e89a34820cbd13__1716919500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/81/13/8121716d895e471f62e89a34820cbd13.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sascha Anderson - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)