Кольское восстание
![]() | Эта статья может потребовать редактирования текста из- за неэнциклопедического и непонятного текста . ( июнь 2024 г. ) |
Дата | 1831 — 1832 |
---|---|
Расположение | Чота Нагпур, Британская Индия |
Участники |
|
Восстание Кол , восстание Кол , также известное в британских записях как мятеж Кол, было восстанием племени Кол в Чхота Нагпуре, которое произошло между 1831 и 1832 годами. [1] Это произошло из-за экономической эксплуатации, вызванной системами землевладения и управления, введенными Ост-Индской компанией . Племенные жители Чотанагпура, включая Мундаса , Ораонов , Хоса и Бхумиджа, назывались Колсами. [2] Сначала они грабили и убивали сикхов и мусульманских тикедаров (подрядчиков), которые собирали налоги разными способами. Позже они также начали грабить и убивать индусов близлежащих деревень и сжигать их дома. [3] Восстание было подавлено убийством лидеров и их последователей и арестом многих лидеров Томасом Уилкинсоном. [4] [5]
Фон
В 18 веке король Нагванши Манинатх Шах (1748-1762) укрепил свою власть над поместьями Бунду , Силли , Барве, Рахе, Тамар и глава этих поместий были вынуждены признать правителя Нагванши своим главой. [6] Эти вожди были известны как манки этой области. В 19 веке некоторые манки восстали после того, как Нагванши сверг их и назначил Тикедаров для сбора налогов в счет погашения долга Нагванши. Эти манки и их последователи напали на других манки в этом районе, разграбили и сожгли дома тикедаров, а также разграбили и разрушили деревни индусов. [4]
Восстание стало реакцией на назначение политического агента при правительстве Южного Бихара и недавнюю уступку близлежащих районов примерно в 1819 году. Это привело к тому, что многие люди переселились в эти районы, которые были землями многочисленных аборигенных племен. Эти племена правили по системе Мунда-Манки. С применением новых земельных законов Кольсы стали эксплуатироваться посторонними, переселявшимися в этот район и занимавшимися коммерческой деятельностью. Еще одним раздражением стало налогообложение перемещения таких продуктов, как соль, которые раньше перемещались свободно. За этим последовали коррупция и беззаконие. Когда некоторые манкисы расправились, манкисы и их последователи в отместку разграбили и сожгли дома вновь поселившихся людей, а также близлежащие деревни индусов. [4] [7] [8] [9] [10]
Повстанческое движение
Харинатх Шахи, брат короля Нагванши Джаганнатха Шаха Део, предоставил земли некоторым сикхским торговцам лошадьми и мусульманским торговцам тканями для сбора налогов в Сонпур Паргана из-за долгов. [5] Двенадцать деревень принадлежат Синграю Манки и Мохану Манки. Затем манки избавились от них, а их двух сестер соблазнили сикхи и оставили в качестве наложниц. Двенадцать деревень Бьюнатх Манки были переданы Хуссейну Хану, и он отправил Манки в полицию Говиндпура и отправил в тюрьму в Шергати . Тикедары собирали налоги различными способами, такими как абвабы, салями и т. Д. Затем Мунда региона созвал собрание и начал грабежи, поджоги домов, убийства сикхов и мусульман. Дома Сайфуллы Хана, Мухаммеда Али Наика, Зафара Али Хана Патана были разграблены и убиты. Затем они также начали грабить дома и убивать индусов близлежащих деревень. [5] Затем Ораон и Хо также присоединились к восстанию, пытаясь уничтожить Сада (Садана), или индусов, и дику, или иностранцев. По словам полковника Эдварда Туите Далтона , в каждой Парагане были деревни, в которых проживали сады (саданы/индусы). были уничтожены и все дику (иностранцы), попавшие в руки повстанцев были убиты. Заминдары Рахе, Бунду , Тамар и Барвы, хотя ни Сады, ни Дикус, едва спасшиеся, когда эти места все были разграблены и уничтожены. [4]
Затем оно распространилось на другие районы района Ранчи . Они предавались грабежам и убийствам. Они напали на представителей других племен региона, на народ Садана . Ситуация продолжается уже несколько месяцев. [11] Они также разрушили храм Махамая, построенный Нагванши королем Гаджгат Раем , и убили жену и детей смотрителя храма Барджу Рама. Он описал этот инцидент в стихотворении Нагпури. [12]
Британская историография охарактеризовала Кольское восстание как бандитизм . В 1831 году соплеменники Кол из Чхота Нагпура , недовольные эксплуатацией со стороны агентов Ост-Индской компании (EIC), подняли восстание против EIC. Повстанцы Колса под руководством Будху Бхагата , Джоа Бхагата, Джиндрая Манки и других. Колы стали проявлять беспокойство из-за растущего вторжения на племенные территории со стороны представителей неплеменного населения, таких как индуисты , мусульмане и сикхи . Новые помещики, не являющиеся племенами, прибегали к принудительному труду, штрафам и часто конфисковывали скот. Восстание в Коле началось в 1831 году, когда ферма двух сикхских тикадаров (подрядчиков) была разграблена и сожжена. В 1832 году произошли столкновения между вооруженными силами племени Кольс и повстанцами. Харвар и Черо также присоединились к восстаниям. [2] Профессор Сунил Сен упоминает, что во время памятной партизанской кампании Будху Бхагат и его последователи сражались с использованием примитивного оружия, такого как луки и стрелы . [13] По словам британцев, жители Колса восстановились, без разбора нападая на индусов, мусульман и других иностранцев, грабили и сжигали их дома. [3]
Томас Уилкинсон пресекал эту деятельность. [11] Он убил многих лидеров повстанцев и их последователей. 14 февраля 1832 года он убил Бхагата Сингха, лидера мунда, его семерых сыновей и 150 последователей в деревне Силлагаон. Капитан Уилкинсон расположился лагерем в Тамаре . Он вызвал вождя Бунду Тамара, который был Мундой, а также королем Чотанагпура, и решил держать Лакра Кола (Хоса) подальше от этого региона. Раутиа . Сундари, Хунти, Торпы и других мест присвоили Томасу Уилкинсону титул Бараика Затем Уилкинсон отправился в Порахат , подружился с одним из Хосов и сумел схватить в 1836 году лидера кольского повстанческого движения Дасаи Манки. и Бинджи Рай схватили, когда они наслаждались званым обедом, затем их в цепях доставили в Калькутту. [4]
Последствия
После восстания британцы создали подразделение Юго-Западной границы со штаб-квартирой в Лохардаге , которое позже было переведено в Кишунпур (ныне Ранчи) , и основали полицейские участки в различных районах. [4] Согласно британскому отчету, восстание было результатом расположения некоторых манки и жестокого обращения с ними со стороны тикедаров, а также различных арендных ставок, налагаемых Компанией на массы, большинство из которых были бедняками с полудиким менталитетом. [4]
См. также
Ссылки
- ^ Кумар, Анил (2001). «Неизвестная глава Кол-Восстания» . Труды Индийского исторического конгресса . 62 : 621–626. ISSN 2249-1937 . JSTOR 44155808 .
- ^ Перейти обратно: а б Шри Джагдиш Чандра Джа (1958). «КОЛСКИЕ ВОССТАНИЯ В ЧОТАНАГПУРЕ (1831-1833) – ЕГО ПРИЧИНЫ» . Труды Индийского исторического конгресса . 21 . JSTOR: 440–446. JSTOR 44145239 . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Анил Кумар (2001). «Неизвестная глава Кол-Восстания» . Труды Индийского исторического конгресса . 62 . JSTOR: 621–626. JSTOR 44155808 . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Сарат Чандра Рой. «Мунда и их страна» . Проверено 22 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ансари, Тахир Хусейн (20 июня 2019 г.). Администрация Великих Моголов и заминдары Бихара . Рутледж. ISBN 9781000651522 .
- ^ Ансари, Тахир Хусейн (20 июня 2019 г.). Администрация Великих Моголов и заминдары Бихара . Рутледж. ISBN 9781000651522 .
- ^ Джа, Джагдиш Чандра (1958). «Колское восстание в Чотанагпуре (1831–1833 гг.) - его причины». Труды Индийского исторического конгресса . 21 : 440–446. JSTOR 44145239 .
- ^ Приядарши, Ашок (2011). «Племенные восстания на севере Ориссы: исследование восстания Кол в штате Маюрбхандж (1821-1836)». Труды Индийского исторического конгресса . 71 : 696–705. JSTOR 44147538 .
- ^ Шарма, КЛ (1976). «Джаркхандское движение в Бихаре». Экономический и политический еженедельник . 11 : 37–43. JSTOR 436431 .
- ^ Гриффитс, Уолтер Г. (1946). Племя Кол в Центральной Индии . Калькутта: Королевское азиатское общество Бенгалии.
- ^ Перейти обратно: а б «Нагпури Шист Сахитья» . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ «1100-летний храм Маа Махамая расположен в районе Гумла, узнайте, какова история его создания» . новостинкр . 8 октября 2021 г. Проверено 5 сентября 2022 г.
- ^ Сунил Сен, Крестьянское движение в Индии , стр.7
Дальнейшее чтение
- Джа, Джагдиш Чандра (1964). Колское восстание в Чота-Нагпуре . Такер, Спинк. Архивировано из оригинала 13 января 2017 года.