рубашка Алоха

( Рубашка алоха по -гавайски : palaka aloha) . [ 1 ] ), также называемая гавайской рубашкой , представляет собой стиль классической рубашки, зародившийся на Гавайях . Это классические рубашки с воротником и пуговицами, обычно с короткими рукавами, изготовленные из ткани с набивным рисунком . Их традиционно носят незаправленными, но их можно носить заправляя за пояс брюк. их носят повседневно или как неформальный На Гавайях деловой наряд.
«Алоха пятница», или «Повседневная пятница» , ныне распространенная традиция праздновать окончание рабочей недели, надев по пятницам более повседневную одежду, изначально возникла из-за усилий по продвижению рубашек «алоха». [ 2 ]
Дизайн
[ редактировать ]Классические рубашки Aloha имеют принты, в основном с короткими рукавами и воротником. У них почти всегда есть пуговицы, иногда на всю длину рубашки или хотя бы до груди. Обычно у них вшит левый нагрудный карман, часто с вниманием к тому, чтобы напечатанный рисунок оставался непрерывным. Рубашки Алоха могут носить как мужчины, так и женщины. Женские рубашки-алоха обычно имеют заниженный вырез и V- образный вырез.
Нижние края прямые, [ 3 ] и рубашки часто носят с свисающими полами, а не заправленными. На ношение незаправленной рубашки, возможно, повлияли местные филиппинцы, которые носили рубашки с распущенными полами и называли их байау , что означает «друг». [ 5 ] [ 6 ] [ а ] Носить его незаправленным или заправленным зависит от личного вкуса; это имеет тот же смысл, что и заправлять или расстегивать рубашку-поло . В 1950-х годах рубашка была разрешена в качестве деловой одежды на неделе алоха, но только в том случае, если ее носить заправленной. [ 8 ] [ 9 ]
Традиционные мужские рубашки алоха обычно украшены традиционными гавайскими лоскутными узорами, узорами тапа и простыми цветочными узорами в более приглушенных тонах. Современные рубашки алоха могут иметь принты, которые не имеют традиционных гавайских лоскутных одеял или цветочных узоров, но вместо этого могут включать напитки, пальмы, доски для серфинга или другие островные тропические элементы в форме, аналогичной традиционной рубашке алоха. [ 10 ]
Было замечено, что местные жители ( камаайна ) склонны избегать ярких рубашек алоха как «слишком диких», когда они впервые появляются. [ 11 ] тогда как туристы стали носить одежду ярких цветов. [ 6 ] Пример типа рубашки, которую могут предпочесть местные жители, включает «обратный принт»; на этих рубашках часто присутствует принт на внутренней стороне, в результате чего цвет снаружи получается приглушенным. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]По некоторым источникам, происхождение рубашек-алоха можно отнести к 1920-м годам. [ 12 ] или начало 1930-х годов, [ 13 ] когда магазин галантерейных товаров «Муса-Шия Рубашка» в Гонолулу принадлежал Коитиро Миямото, [ 13 ] начал шить рубашки из ярких японских принтов. [ б ] [ 12 ] [ 13 ] Также утверждалось, что рубашка алоха была изобретена в начале 1930-х годов китайским торговцем Эллери Чуном из магазина «King-Smith Clothiers and Dry Goods» в Вайкики . [ 15 ] [ 16 ] Хотя это утверждение было описано как миф, подкрепленный повторяющимися рассказами, [ 17 ] Чун, возможно, был первым, кто начал массовое производство [ 7 ] или поддерживать готовую одежду на складе для продажи с полки. [ 4 ] [ 5 ]
Название «рубашка-алоха» появилось позже. К 1935 и 1936 годам слово «алоха» стало обозначать различные виды гавайских товаров, поэтому название этой одежды «рубашки-алоха» вряд ли было оригинальным. [ 12 ] Термин «рубашка алоха» впервые появился в печати в рекламе Musa-Shiya в номере газеты The Honolulu Advertiser от 28 июня 1935 года . [ 12 ] [ 18 ] Тем не менее, Эллери Чуну иногда приписывают создание этого термина. [ 19 ] возможно, в 1933 году; [ 20 ] Сообщается, что в магазине Чуна на витринах было написано «рубашки-алоха». [ 7 ] [ 21 ] Термин «спортивная одежда алоха» был зарегистрирован в качестве товарного знака компанией Чуна в 1936 году. [ 12 ] [ 4 ] за этим последовала регистрация товарного знака «Aloha Shirt» Чуном в 1937 году и владение правами на это наименование в течение следующих 20 лет. [ 22 ]
Спустя годы крупные дизайнерские лейблы появились по всему Гавайям и начали массово производить и продавать рубашки алоха. К концу 1930-х годов в отрасли с оборотом в 600 000 долларов в год работало 450 человек. [ 23 ] Двумя известными производителями этого периода являются Камехамеха и Бранфлит (позже Кахала ), основанные в 1936 году. [ 24 ] [ 6 ] Розничные сети на Гавайях, в том числе и на материке, могут массово производить одну рубашку с рисунком алоха для униформы сотрудников.
После Второй мировой войны многие военнослужащие и женщины вернулись в Соединенные Штаты с азиатских и тихоокеанских островов в рубашках алоха, сделанных на Гавайях с 1930-х годов. [ 25 ] Одним из крупных производителей был Шахин , начавший свою деятельность в 1948 году. [ 6 ] После обретения Гавайями статуса штата в 1959 году, когда сохранившиеся тропические принты стали считаться довольно безвкусными, дизайнер Альфред Шахин прославился производством рубашек алоха более высокого качества и шика, а Элвис Пресли носил красную алоху, созданную Шахином, на обложке альбома Blue Hawaii. (1961). [ 25 ] [ 26 ] В 1956 году была основана Tori Richard , известная марка алоха. [ 27 ] [ 28 ] Spooner's of Waikiki, предшественник Рейна Спунера , также открыл свой бизнес в 1956 году. [ 29 ]
Экспорт
[ редактировать ]Одежда, произведенная на Гавайях, могла иметь маркировку «Сделано на Гавайях» до обретения штата (1959 г.), и даже после этого ее продажи на материковую часть Соединенных Штатов продолжали называться «экспортом». [ 30 ]
Население материковой части Соединенных Штатов обычно называет рубашки Алоха «гавайскими рубашками». [ 6 ] и часто ярко раскрашены цветочными узорами или типичными полинезийскими мотивами. [ нужна ссылка ]
Рубашка алоха в настоящее время [ когда? ] главный экспортный текстиль обрабатывающей промышленности Гавайев. [ нужна ссылка ]
Дресс-код Алоха
[ редактировать ]Привет неделя
[ редактировать ]
В 1946 году Торговая палата Гонолулу профинансировала исследование рубашек алоха и дизайнов удобной деловой одежды, которую можно носить жарким гавайским летом. Город и округ Гонолулу приняли постановление, разрешающее своим сотрудникам носить спортивные рубашки с июня по октябрь. Городским служащим не разрешалось носить рубашки с изображением алоха на работе до тех пор, пока в 1947 году не был учрежден фестиваль «Неделя Алоха» . Фестиваль «Неделя Алоха» был мотивирован как культурными, так и экономическими соображениями: фестиваль, впервые проведенный в октябре в парке Ала Моана , возродил интерес к древним Гавайская музыка, танцы, спорт и традиции. Был бал холоку , парад цветов и фестиваль макахики , на котором присутствовало 8000 человек. С экономической точки зрения недельное мероприятие впервые привлекло посетителей в октябре – традиционно медленном месяце для туризма – что принесло пользу гавайской индустрии моды, поскольку они предоставили рубашки муумуу и алоха, которые надевали для празднования. [ 31 ] В 1974 году Неделя Алоха расширилась до шести островов и продлилась до месяца. В 1991 году Неделя Алоха была переименована в Фестивали Алоха . [ 32 ]
В конце концов, Неделя Алоха оказала прямое влияние на возникший в результате спрос на алоха-одежду и отвечала за поддержку местного производства одежды: местным жителям была нужна одежда для фестивалей, и вскоре люди на Гавайях начали носить эту одежду в большем количестве. ежедневно. Индустрия моды Гавайев испытала облегчение, поскольку изначально они были обеспокоены тем, что популярная одежда из материковой части Соединенных Штатов в конечном итоге заменит одежду алоха. [ 33 ]
Алоха пятница
[ редактировать ]В 1962 году профессиональная производственная ассоциация, известная как Гавайская гильдия моды, начала продвигать рубашки и одежду из алоха для использования на рабочем месте, особенно в качестве деловой одежды. В рамках кампании под названием «Операция Освобождение» Гильдия раздала по две рубашки алоха каждому члену Палаты представителей Гавайев и Сената Гавайев . Впоследствии в Сенате была принята резолюция, рекомендующая носить одежду алоха в течение всего лета, начиная с Дня Лея . [ 34 ] В формулировке резолюции говорилось о том, что «мужскому населению разрешается вернуться к «одежде алоха» в летние месяцы ради комфорта и в поддержку швейной промышленности 50-го штата». [ 35 ]
В 1965 году Билл Фостер-старший, президент Гавайской гильдии моды, возглавил кампанию по лоббированию «Пятницы Алоха», дня, когда работодатели разрешат мужчинам носить рубашки с надписью «Алоха» в последний рабочий день недели через несколько месяцев. года. [ 35 ] Алоха Пятница официально началась в 1966 году. [ 36 ] и молодые люди 1960-х годов приняли этот стиль, заменив официальную деловую одежду, предпочитаемую предыдущими поколениями. К 1970 году одежда алоха получила признание на Гавайях как деловая одежда в любой день недели. [ 34 ] В отличие от судебной формы, требуемой в большинстве юрисдикций, адвокатам на Гавайях может быть разрешено носить рубашки алоха в суде, хотя это варьируется в зависимости от суда. [ 37 ]
Обычай Алоха-пятницы на Гавайях медленно распространился на восток до Калифорнии, продолжаясь по всему миру до 1990-х годов, когда он стал известен как «Повседневная пятница» . [ 34 ] [ 35 ] Сегодня на Гавайях алохавир носят как деловую одежду в любой день недели. [ 21 ] а «Алоха пятница» обычно используется для обозначения последнего дня рабочей недели. [ 34 ] Теперь считается гавайским термином «Слава богу, сегодня пятница» (TGIF), [ 38 ] эту фразу использовали Кимо Кахоано и Пол Натто в их песне 1982 года «Алоха, пятница, никакой работы до понедельника». [ 39 ] каждую пятницу можно услышать на радиостанциях Гавайев по всему штату. [ нужна ссылка ]
Алоха наряд
[ редактировать ]Родственное понятие «одежда алоха» происходит от рубашки алоха. Полуформальные мероприятия, такие как свадьбы, вечеринки по случаю дня рождения и ужины, часто обозначаются как «одежда алоха», что означает, что мужчины носят рубашки алоха, а женщины - муумуу или другие тропические принты. Поскольку Гавайи, как правило, более повседневны, редко бывает уместно посещать такие мероприятия в полной вечерней одежде, как на материке; [ 40 ] вместо этого одежда алоха рассматривается как золотая середина между чрезмерной формальностью и повседневной одеждой (т. е. деловой повседневной одеждой ).
См. также
[ редактировать ]- Баронг тагалог – официальная филиппинская рубашка из ананасового волокна.
- Батик – индонезийская и малазийская рубашка, которую можно носить в повседневном или деловом стиле.
- рубашка для боулинга
- Лагерная рубашка
- Гуаябера - рубашка из Мексики, Центральной Америки и Карибского бассейна, которую можно носить в повседневном или деловом стиле.
- Рубашка Кариюси - окинавская рубашка, которую можно носить в повседневном стиле или как деловой наряд.
- Тори Ричард - бренд рубашек Aloha
- Рейн Спунер – фирменная рубашка алоха
- Jams - бренд рубашек «Алоха»
Примечания
[ редактировать ]- ^ Возможно, уходит корнями в филиппинский баронг . тагальский [ 7 ]
- ↑ Musa-Shiya был основан японским иммигрантом Тётаро Миямото ( Miyamoto Chotaro ) в 1904 году. После смерти Миямото в 1915 году магазин был переименован в «Musa-Shiya Shoten» (японское название: Musashi-ya-gofukuten) его сыном Коитиро Миямото , типа . который шил рубашки Алоха из японских тканей для кимоно и делал вид, что первым продает рубашки такого [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Через «Словарь гавайского языка» . Улукау: Гавайская электронная библиотека. Архивировано из оригинала 10 декабря 2005 г.:
- "рубашка" . Гавайский словарь .
- "рубашка" . Мамака Каяо: современный гавайский словарь . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. 2003.
- ^ «Алоха пятница» . Журнал Мауи Но Ка 'Ой . Том. 11, нет. 2. Март 2007 г. Архивировано из оригинала 8 августа 2007 г.
- ^ Кристиан, Скотт (30 марта 2017 г.). «Мужская рубашка, которая привлечет к вам внимание» . Уолл Стрит Джорнал .
- ^ Jump up to: а б с Шмитт, Роберт К. (1980). «Некоторые новинки в островном бизнесе и правительстве» (PDF) . Гавайский исторический журнал . 14 . Гавайское историческое общество: 86–87. ; ср. более короткая запись в Шмитт, Роберт К. (1995). Ронк, Рон (ред.). Первые и почти первые на Гавайях . Издательство Гавайского университета. стр. 101–102. ISBN 978-0-8248-1282-9 .
- ^ Jump up to: а б Фундабурк (1965) , II:4 , с. 169, по Шимту (1980) [ 4 ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кеуне, Марибет; Куинн, Брэд (23 июля 2010 г.). «Гавайский стиль: корни рубашки Алоха, интервью с Линдой Артур» . Еженедельник коллекционеров .
- ^ Jump up to: а б с Хирахара, Наоми ; Смит, Генриетта М. (2002). Выдающиеся азиатско-американские бизнес-лидеры . Издательство Island Heritage. п. 43. ИСБН 0-89610-406-0 .
- ^ Гогганс, Ян; ДиФранко, Аарон (2004). Тихоокеанский регион . Издательство Гринвуд . п. 172. ИСБН 0-313-33266-5 .
- ^ Фурер (1983) , стр. 19–20.
- ^ «Тапа_мейкинг» . www.eua-island-tonga.com . Проверено 1 июня 2023 г.
- ^ Линда Б. Артур в интервью, Keane & Quinn (2010), [ 6 ] в Хьюзе (2017) , с. 284
- ^ Jump up to: а б с д и Фурер (1983) , стр. 19.
- ^ Jump up to: а б с Хоуп и Тозиан (2000) , стр. 101-1. 17, 19 апуд Хьюз (2017) , с. 284
- ^ «Ароха шатсу то нихонджин имин но рекиси» Рубашки Алоха и история японской иммиграции [Рубашка Алоха и история японской иммиграции]. Японский музей зарубежной миграции (на японском языке). Японское агентство международного сотрудничества . 2012. Архивировано из оригинала 9 сентября 2006 года . Проверено 25 октября 2012 г.
- ^ Мартин, Дуглас (8 июня 2000 г.). «Эллери Чун, 91 год, популяризатор рубашки, которая завоевала Гавайи» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 28 августа 2014 г.
- ^ Хьюз (2017) , с. 284.
- ^ Гувер, Уилл (11 июля 2000 г.). «Рубашки Алоха отключены: развенчание некоторых слухов и выдумок» . Рекламодатель Гонолулу . стр. 21–23.
- ^ Муса-Шия Шотен, ООО (28 июня 1935 г.). « Рубашки «Алоха» — хорошо сшитые, красивые модели и яркие цвета (реклама)» . Рекламодатель Гонолулу . п. 17.
- ^ Ронк, Ронн (2 апреля 1987 г.). «Распечатай эту рубашку Алоха» . Сцена искусств. Рекламодатель Гонолулу . п. 21.
- ^ Хендриксон, Роберт (2001). Искусство рубашки Алоха . John Wiley & Sons, Inc. с. 10. ISBN 0-471-34518-0 .
- ^ Jump up to: а б Гордон, Майк (2 июля 2006 г.). «Рубашки Алоха» . Рекламодатель Гонолулу . стр. 21–23. Архивировано из оригинала 1 февраля 2012 года.
- ^ Фурер (1983) , стр. 16.
- ^ Чунг, Алексис (23 февраля 2018 г.). «Происхождение и распространение рубашки Алоха» . Разбитый . Вокс Медиа . Архивировано из оригинала 26 сентября 2018 года . Проверено 23 февраля 2018 г.
- ^ Хьюз (2017) , стр. 288–289.
- ^ Jump up to: а б Смит, Рэй А. (7 июня 2012 г.). «Когда дизайнеры вмешиваются в гавайские рубашки». Уолл Стрит Джорнал . п. Д6.
- ^ Ноланд, Клэр (4 января 2009 г.). «Альфред Шахин, пионер швейной промышленности, умер в возрасте 86 лет» . Некрологи. Лос-Анджелес Таймс . Проверено 4 мая 2009 г.
- ^ «Тори Ричард». Журнал Сан-Диего . Том. 51. 1998. с. 4.
С 1956 года.
- ^ Фуджи, Джоселин К. (2006). Тори Ричард: Первые пятьдесят лет . Гонолулу, Гавайи: TR Press. ISBN 0-9785466-0-1 . OCLC 128234380 .
- ^ Падилья, Макс (20 июня 2010 г.). «Новая волна гавайских рубашек Рейна Спунера» . Шоппинг. Лос-Анджелес Таймс . Проверено 20 июня 2010 г.
- ^ Миллер-Дэвенпорт, Сара (2019). Государство-ворота: Гавайи и культурная трансформация Американской империи . Издательство Принстонского университета. п. 170. ИСБН 978-0-691-18596-5 .
- ^ Артур (2000) , стр. 34–35.
- ^ «Культурная витрина Гавайев» . Фестивали Алоха . Управление по туризму Гавайских островов. 2006. Архивировано из оригинала 21 марта 2008 года . Проверено 9 апреля 2008 г.
- ^ Артур (2000) , с. 39.
- ^ Jump up to: а б с д Браун и Артур (2002) , стр. 78–79.
- ^ Jump up to: а б с Хоуп и Тозиан (2000) , с. 45.
- ^ « Выставка «Wear Aloha» открывается в Гонолулу-Хейл» . 8 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 26 сентября 2006 г.
Мэр Муфи Ханнеманн : «Когда совет директоров Торговой палаты Гавайев проголосовал за «Пятницу Алоха» в 1966 году, они признали настроения, широко распространенные на нашем острове. дома: что нам не обязательно одеваться как жители материка, чтобы нас воспринимали всерьез. Теперь остальная часть страны уловила дух пятницы Алоха с помощью «Casual Fridays».
- ^ Инг, Луиза Кюй (19 января 2011 г.). «AHFI Insights: что не следует носить — издание Hawaiʻi Lawyers» . www.hawaiilitigation.com . Архивировано из оригинала 5 января 2018 года . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ Лумис, Сьюзен Херрманн (16 октября 1988 г.). «Мир покупателя; оперение Гавайев с короткими рукавами» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 июня 2008 г.
- ^ Браун, Джей-Джей (9 сентября 2007 г.). «Вы когда-нибудь задумывались?» . Газета . Колорадо-Спрингс . Проверено 10 апреля 2008 г.
- ^ Дейл Хоуп: Рубашка Алоха с другим годом выпуска. [ когда? ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Артур, Линда Б. (2000). Наряд «Алоха»: гавайское платье в двадцатом веке . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing . ISBN 0-7643-1015-1 .
- Браун, ДеСото; Артур, Линда (2002). Искусство рубашки Алоха . Издательство Island Heritage. ISBN 0-89610-406-0 .
- Фундабурк, Эмма Лила (1965). Швейная промышленность Гавайских островов . Том. Часть II, Том. 4. Гавайский университет, Центр экономических исследований.
- Фурер, Глория (1983), «Дизайн гавайской одежды: эволюция в истории» , Материалы ACPTC: протоколы национального собрания.
- Надеюсь, Дейл; Тозиан, Григорий (2000). Рубашка Алоха: Дух островов . Хиллсборо, Орегон: TR Press. ISBN 1-58270-034-6 .
- Хьюз, Роксана (2017). «Мультикультурные или бедные Гавайи? Новый взгляд на символику рубашки Алоха» . У Людвига, саами (ред.). Американский мультикультурализм в контексте: взгляды дома и за рубежом . Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing. стр. 281–300. ISBN 978-1-4438-7482-3 .
- Имблер, Сабрина (20 августа 2019 г.). «Не такая уж и прохладная история самой легкой рубашки на Гавайях» . Атлас Обскура . Проверено 28 июля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
