Jump to content

Жан Бэхлер

Жан Бэхлер

Жан Бэхлер родился 28 марта 1937 года в Тьонвиле ( Мозель ). [1] и умер 13 августа 2022 года в Дравейле , французский академик и социолог . [2]

Полный профессор, а затем почетный профессор исторической социологии Сорбонны. [3] он был членом Академии моральных и политических наук , избранным 6 декабря 1999 года в секцию социологии. [4] на место, освободившееся в результате перехода Алена Безансона . [5]

Его главный вклад в область антропологических и историко-социологических знаний относится к философскому пересмотру гуманитарных наук (или общей антропологии), общей теории «власти» и политических режимов, долгосрочной истории демократических режимов в отношении различных типы социальной организации (группы, племена, города, нации), история социальных морфологий, нерелятивистская этика добродетели и социологическое объяснение условий, лежащих в основе возникновения основных религиозных и светских метафизики, особенно в Осевую эпоху .

Биография

[ редактировать ]

Окончив факультет философии и истории Страсбургского университета и получив степень доктора социологии Университета Сорбонны , Жан Беклер посвятил большую часть своей жизни преподаванию и исследованиям. Он начал свою карьеру преподавателем истории и географии в лицее Монтескье в Ле-Мане (1962–1966), а затем встретил Раймона Арона и читал лекции по социологии в Сорбонне с 1966 по 1969 год, затем с 1969 по 1986 год в Школе практической медицины . Hautes Études , которая в 1975 году стала École des Hautes Études en Sciences Sociales ( EHESS ). С 1975 по 2006 год он был руководителем семинаров DEA по социологии в Париже IV, Париже V и Париже X. Он также стал научным сотрудником в CNRS занять в 1966 году, научный сотрудник в 1969 году, а затем директор по исследованиям в секции социологии с 1977 по 1988 год. В 1988 году он покинул CNRS, чтобы кафедру исторической социологии в Сорбонне (Париж-IV). Он преподавал там до 2006 года. В 1999 году он был избран членом Академии моральных и политических наук. Президент Академии моральных и политических наук. и Институт Франции в 2011 году. [5] [6]

Жан Бэхлер был членом Европейского центра исторической социологии под руководством Раймонда Арона (1969–1984). В 1984 году он стал членом Группы по изучению методов социологического анализа (GEMASS). [7] [8] основан Раймоном Будоном . Он был почетным председателем Филотехнической ассоциации. [9]

Признанная профессией социологов, [10] и далеко за его пределами, [11] [2] Жан Беклер является автором не только объемной работы (34 книги и 270 статей). [12] ), но также насыщены концептуальной и исторической систематикой. Он сочетает в себе общую теорию человека со сравнительной исторической социологией человеческих обществ. Ее фундаментальная направленность заключается в исследовании того, как в различных цивилизационных сферах человеческие потенциальные возможности ( виртуальные ), рассматриваемые как универсальные, на самом деле сформировались ( актуализации ) под влиянием различных исторических и социологических факторов, поддающихся объяснению.

Начальные этапы

[ редактировать ]

Жан Бэхлер начал свою работу с исследования троцкизма ( Politique de Trotsky , 1968) по просьбе Жана Тушара. [13] а затем продолжил типологическое и историческое сравнение « явлений» Революционных (1970 ; Revolution , 1975). В плодотворной статье 1969 года о происхождении капиталистической системы [14] затем он разработал преимущественно «политическое» объяснение проблемы, а не экономическое, как Маркс , или культуралистское, как Макс Вебер (опровергающее Маркса). Этот текст впоследствии был переиздан, переведен на английский язык ( «Происхождение капитализма» , 1976 г.) и полностью переработан в расширенной версии в двух больших томах под названием « Капитализм» (1995 г.). В 1975 году под руководством Раймона Арона Жан Бэхлер защитил докторскую диссертацию на тему «Самоубийства» (1975 на французском языке; английский перевод, 1979). Он принял «стратегический» подход к действию, точку зрения, которую он будет придерживаться в дальнейшем, и определил двенадцать характерных значений самоубийства. Это обеспечило универсальный исторический взгляд на экзистенциальные «проблемы», с которыми сталкиваются люди, рассматривающие самоубийство как потенциальное «решение». Его анализ одновременно исследует социально-исторические условия, способствующие самоубийству, и интерпретационный выбор, сделанный теми, кто покончил с собой. Разнообразие ситуаций сводится к ограниченному числу типов, и этот анализ иногда ошибочно интерпретируется как радикальный вызов силах Теории Дюркгейма о , вызывающих самоубийство, без субъекта . [15]

Бэхлеровские концепции

[ редактировать ]

Режимы мощности

[ редактировать ]

После получения докторской степени Жан Бэхлер сосредоточил свое внимание на анализе основных основ идеологии в книге «Qu'est-ce que l'ideologie» (1976) и исследовал основные атрибуты политической власти, руководя исторической актуализацией ее механизмов ( Le Пувуар Пур , 1978). Определив три режима власти как «принуждение», «авторитет» и «направление», он заложил основы строгой общей теории «политических режимов», «отношений власти» и несходной логики политического согласия. Этот анализ власти является концептуальным прорывом и открывает путь для сравнительного социологического анализа исторических реализаций этого феномена.

Социальные морфологии

[ редактировать ]

После этого Жан Бэхлер приступил к обширному историко-социологическому исследованию «демократии», открыв новые горизонты по двум направлениям. С одной стороны, он поместил логику демократии в очень долгую человеческую историю, начиная с верхнего палеолита , и тем самым порвал с общей генеалогией, начавшейся с греческих городов классической эпохи. [16] С другой стороны, это усложняет анализ властных отношений и способов политического согласия, поскольку принимает во внимание тип социальной организации, лежащей в основе каждого исторического варианта демократического режима. Вслед за американской социальной антропологией возникла концепция «социальной морфологии». [17] была предложена наряду со строгой типологией групп, племен, городов, вождеств, княжеств, королевств, империй и наций (см. «Демократии» в 1985 году, «Демократия: аналитический обзор» в 1995 году и «Краткий обзор политической философии» в 2014 году). Его «Эскиз вселенской истории» (2002) и «Социальные морфологии» (2005) суммируют фундаментальные исторические положения его общей социологии. Что же касается вопросов войны и международных отношений, то они неотделимы от этой общей теории и социологии политики. Они присутствуют во всех его работах и ​​систематически изложены в сводном труде Guerre, Histoire et Société (2019).

«Порядки» деятельности

[ редактировать ]

Жана Бэхлера В антропологии и исторической социологии «политический порядок» человеческой деятельности всегда предполагает преобладающую причинную валентность и чувствительность. Именно политический порядок оказывает наибольшее влияние на все остальные порядки деятельности (экономический, демографический, технический, этический и т. д.). Это связано с самой природой власти ( Le pouvoir pur , 1978), поскольку ее «властный» режим (в отличие от «авторитета» и «направления») всегда потенциально способен через свои внутренние принудительные ( автократические ) и внешние воинственные проявления выражая дисфункцию и радикально влияя на все другие сферы человеческой деятельности. Отличительными чертами этого являются радикальные оценки и открытое насилие.

Но хотя «политика» каузально первична, для Жана Бэхлера она остается антропологически вторичной с точки зрения конечных целей: она представляет собой «служение», вспомогательный порядок, а не тот вид деятельности, в котором решается вопрос о смысле человеческого существования. разыгрался. Вот почему политическая философия и историческая социология Бэхлера не находятся в центре его антропологических размышлений, а должны пониматься как второстепенные моменты более общего исследования.

В 2000-х годах Жан Беклер систематизировал свои неэссенциалистские взгляды на «человеческую природу» и ее конкретные проявления в рамках тринадцати конкретных «порядков» деятельности. Каждый из этих порядков соответствует разрешению неизбежной «проблемы» экзистенциального «выживания» или «предназначения» как для отдельных людей, так и для человеческих групп. Среди этих порядков Беклер выделяет демографический, гигиенический, экономический, технический, политический, педагогический, игровой, морфологический (механизмы солидарности), содалический (групповые образования), агорический (сети), нормативный, эсхатическое (метафизическое) и стасеологическое (критическое). Работа «Природа и история» (2000). [18] проясняет это и является прорывом для гуманитарных и социальных наук, которые всегда находились в поисках фундаментальных порождающих структур истории. Некоторые аспекты этого обширного антропологического опуса были впоследствии рассмотрены, разъяснены и расширены в трех связанных книгах: «Agir, faire, connaître» (2008), «Человеческая природа» (2009) и «Культурные матрицы» (2009). [19]

Две книги под названием « Qu'est-ce que l'humain?» Liberté, Finalité, рациональность (2014) и Modeles d'humanité (2019) суммируют общие предположения автора о фундаментальных «виртуальных возможностях» человека из исходной схемы «свободы». Эта свобода рассматривается как генетическое непрограммирование вида, включающее его «завершенное», «рациональное», но по своей сути «ошибочное» историческое состояние. Со временем в форме упомянутых работ И. Беклер в конечном итоге разработал общий трактат о человеке и человеческих обществах, иначе говоря, «антропологическую сумму», с одной стороны, и сравнительно-историческую социологию всемирной истории, с другой. [20]

Финал заканчивается

[ редактировать ]

Эта общая антропология, также применяемая к анализу конечных целей, помимо вспомогательных целей выживания, включает в себя как антирелятивистскую этику « bonne vie bonne » ( Les Fins dernières , 2006), так и классификацию метафизических рациональностей, занимающихся этим вопросом. «конечных целей» человеческого существования. Жан Бэхлер в конечном итоге назвал этот последний метафизический порядок «эсхатическим» ( La Spiritualité , 2021) из-за отсутствия лучшего лексикона, доктринально нейтрального в повседневном языке, для обозначения «вещей конца», то есть метафизических вопросов о значении жизнь, о которой люди не могут не спросить себя. Понятие «религиозное» для этой цели непригодно, так как исключает из своего объема нерелигиозные исследования проблемы конца и смысла жизни, что является особенностью философий.

Этот «эсхатический» приказ является предметом двойного расследования. Первый представляет собой собственно метафизическое размышление над логически возможными обоснованиями вопроса об Абсолюте. Возникают два основных варианта: светский («абсолютный», строчные буквы) и религиозный («абсолютный», прописные буквы). Вторая часть исследования сосредоточена на исторической идентификации и социологическом объяснении основных факторов исторического возникновения и доктринальном разъяснении каждого из этих основных метафизических вариантов через индивидуальных и групповых исследователей эсхатических или «целей назначения» («философы, «метафизики», «священники», секты, сети, церкви, политический паразитизм на них и т. д.). Ибо великие метафизические положения о конечных целях не возникали никогда, нигде и каким-либо образом: светский путь Становления («Девенир») был проиллюстрирован в древнем Китае и Греции, религиозные пути монотеизмов ( иудаизма) , христианство, ислам) в Западной Азии и ведический, а затем индуистский атманизм в Индии. Эти три великие связи поэтому метафизическую рациональность необходимо объяснять с точки зрения социологических условий ее возникновения, которые можно определить только посредством длительного сравнительного подхода исторической социологии .

Конечная работа

[ редактировать ]

Жан Бэхлер умер 13 августа 2022 года, вскоре после завершения первого тома запланированной трилогии « Историческая социология абсолю» . Эта итоговая работа дает макросоциологически строгий ответ на классическую проблему « Осевого века » для каждой цивилизационной области, от верхнего палеолита до эпохи планетарной глобализации. Первоначально поднятая Максом Вебером , а затем Карлом Ясперсом , эта проблема остается центральным вопросом исторической социологии религий, который еще предстоит решить путем изучения различных исторических факторов, способствовавших актуализации этого феномена. Он никогда не был интегрирован в совместный метафизический и социологический анализ, выходя за рамки простого философского переописания осевых явлений в различных цивилизационных областях.

Историческая социология де л'Абсолу стремится предоставить долгосрочное социологическое объяснение с помощью трех объединенных средств философии, истории и социологии. «Философия» берет на себя строгое концептуальное определение как эсхатологического «виртуального» трех метафизически связанных вариантов вопроса о безусловном (A(a)bsolu); «История» документирует прошлые исследования проблемы по типам доступных исследованию следов (париетное искусство, скульптура, мифы, тексты, религии, философии и т. д.); а «Социология» завершает бехлеровский метод – постоянно трехсторонний как по этому вопросу, так и по всем остальным – формулировкой объяснительной гипотезы относительно конкретных факторов, которые сделали возможным реализовать три метафизических варианта, которые практически всегда были мыслимы – т.е. начало документирования проблемы материальными артефактами, начиная с верхнего палеолита .

Библиография

[ редактировать ]

По-английски

  • 1975: перевод: Революция , Харпер и Роу.
  • 1975: Истоки капитализма , Блэквелл.
  • 1979: Самоубийства , Основные книги.
  • 1988: Европа и подъем капитализма (реж. с Майклом Манном (социолог) и Джоном А. Холлом ).
  • 1995: Демократия: аналитический обзор , Издательство ЮНЕСКО.


На французском языке

  • 1968: Politique de Trotsky (Сборник и анализ текстов), Арман Колен, полковник. "У"
  • 1970: Революционные явления , ППУ, полковник. "КАК ДЕЛА."
  • 1971: Истоки капитализма , Галлимар.
  • 1975: Les Suicides (из докторской диссертации, режиссёр Рэймонд Арон ), [21] Кальман Леви. Переиздание. Герман, 2009.
  • 1976: Что такое идеология ? Карманное издание, Идеи, Галлимар № 345.
  • 1978: Чистая сила , Кальман Леви.
  • 1985: Демократии , полковник. Свобода духа, Кальман Леви.
  • 1988: Индийское решение . Очерк истоков кастовой системы , ППУ.
  • 1993: Великая скобка (1914–1991) . Очерк исторической катастрофы , Кальман Леви.
  • 1994: Краткое изложение демократии , Кальман Леви-Юнеско.
  • 1995: Капитализм , 2 т. Полковник История Фолио.
  • 1996: Контрапункты и комментарии (сборник статей, опубликованных в этих журналах), Кальман Леви.
  • 2000: Природа и история , ППУ.
  • 2002: Очерк всеобщей истории , Файард [22]
  • 2003: Аспекты политической глобализации , PUF. [23]
  • 2005: Социальные морфологии , полковник. Социологии, ППУ.
  • 2006: Последний конец , Герман
  • 2008: Действуй, делай, знай , Германн
  • 2009: Культурные матрицы. В сердце культур и цивилизаций Германн
  • 2009: Человеческая природа , Германн
  • 2010: Становление Германа
  • 2011: La Perfection , Герман
  • 2012: Дисквалификация экспертов , Герман
  • 2013: Бытие. Метафизические основы иерологии , Герман.
  • 2014: Что такое человек? , Герман, колл. «Философия Германа», 2014 г.
  • 2014: Краткий обзор этики , Германн
  • 2014: Краткое изложение политической философии , Герман
  • 2015: Воссоздание международной валютной системы , Герман (совместно с Жан-Клодом Трише и Мишелем Пеберо ).
  • 2017: В поисках Абсолюта, Религиозные истины и ошибки , Герман
  • 2019: Чего стоят наши знания , под ред. Германн.
  • 2019: От искусства к культуре, Герман .
  • 2019: Война, история и общество: Элементы полемологии, Германн.
  • 2019: Модели человечества: Гуманизм и глобализация, Германн.
  • 2020: Экология или энвайронментализм? : Причина и актуальность экологической политики. [24] , Германн.
  • 2021: Духовность, Герман
  • 2021: Иррациональное сегодня Джеральдом Броннером )
  • 2022: Интимное, Германн.
  • 2023: Историческая социология Абсолюта, Герман.
  • 2024 г. (предстоящий): Демократическая устойчивость (с Александром Эскюдье), Германн.

С 2013 по 2016 год Жан Беклер провел серию из семнадцати коллоквиумов и семинаров по вопросам войны в Академии моральных и политических наук, кульминацией которых стала публикация следующих материалов:

  • 2014: Война и политика (с Жаном-Винсентом Холеном), Герман.
  • 2014: Мыслители стратегии (совместно с Жаном-Винсентом Холеном) , Германн.
  • 2016: Война и религия , Герман.
  • 2016 : Война, экономика и налогообложение (совместно с Жоржем-Анри Суту), Герман.
  • 2017 : Война и закон (с Жаном Дельвольве), Герман.
  • 2017: Л'Аррьер (с Фредериком Рамелем) , Герман.
  • 2018 : Война и технологии (совместно с Кристианом Малисом), Германн.
  • 2018: Война и психология (совместно с Лорой Бардьес), Германн.
  • 2018: Армии (с Бернаром Боэне), Герман.
  • 2018: Гражданская война , Герман.
  • 2018: Бой (с Оливье Шалином), Герман.
  • 2018: Война и женщины (с Марион Тревизи), Герман.
  • 2018: Война и здоровье (совместно с Мишель Баттести), Герман.
  • 2018: Война и искусство , Герман.
  • 2019: Война и история , Герман.
  • 2019: Фигуры войны , Герман.
  • 2019: Возвращение военной ядерной энергетики (с Жоржем-Аниром Суту), Германн.
  • 2019: Война и стихии (совместно с Жеромом Леспинуа), Герман.
  • Офицер Почетного легиона [2] ' [25]
  • Кавалер ордена Академических пальм. [2]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Универсальный, Энциклопедия. «ЖАН БЕХЛЕР (1937–2022)» . Энциклопедия Universalis (на французском языке) . Проверено 23 ноября 2023 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с «Жан Бэхлер» . academiesciencesmoralesetpolitiques.fr (на французском языке). 2 июля 2019. .
  3. ^ Мингарди, Альберто (26 августа 2022 г.). «Мнение | Капитализм и свобода уйти» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN   0099-9660 . Проверено 23 ноября 2023 г.
  4. ^ «Жан Бэхлер» . canalacademies.com (на французском языке). .
  5. ^ Перейти обратно: а б «Жан Бэхлер» . babylio.com (на французском языке). .
  6. ^ «Выступающие / Джин Бэхлер» . session-quin-academies-2011.institut-de-france.fr . Проверено 23 ноября 2023 г.
  7. ^ «Аккуэйль» . ГЕМАСС (на французском языке) . Проверено 1 декабря 2023 г.
  8. ^ «БЕХЛЕР Жан» . ГЕМАСС (на французском языке) . Проверено 1 декабря 2023 г.
  9. ^ «Филотехническая ассоциация» , Arc.Ask3.Ru (на французском языке), 3 июля 2023 г. , дата обращения 1 декабря 2023 г.
  10. ^ Демёленэр, Пьер (22 февраля 2023 г.). «Мы помним». Социологический год . 73 (1): 9–14. дои : 10.3917/anso.231.0009 . ISSN   0066-2399 .
  11. ^ Пьер Демёленэр, реж. Тьерри Тирбуа, Перспективы исторической социологии, Смеси в честь Жана Бэхлера , Париж, Presses de Sorbonne Université, 2020.
  12. ^ Полное издание всех его статей, опубликованных в журналах и коллективных трудах, находится в стадии подготовки и будет опубликовано Германом в 6 томах.
  13. ^ «Жан Тушар» , Arc.Ask3.Ru , 9 июля 2023 г. , дата обращения 1 декабря ,
  14. ^ Бэхлер Жан (1968). «Очерк истоков капиталистического строя» . Европейский журнал социологии . 9 (2): 205–263.
  15. ^ Беснар Филипп (1976). «Анти- или антюркгеймизм? Вклад в дискуссию по официальной статистике самоубийств» . Французский социологический журнал . 17 (2): 313–341.
  16. ^ См. новаторскую статью «Пища людей. Очерк неолита» в European Archives of Sociology , vol. 23, № 2, 1982, с. 241-293.
  17. Начало систематизации было предложено сразу после выхода книги «Демократы» (1985), в курсах, проводимых в Сорбонне с 1988 года, и в эпохальном отчете: Дж. Бэхлер, «Le Concept de morphologie», в La revue du MAUSS , № 7, Новая серия, 1990, с. 34-59. Книга La Solution indienne (1988) представляет собой разъяснение кастовой морфологии по сравнению со всеми другими социальными морфологиями, и ее следует читать как отдельную часть его общей исторической социологии.
  18. ^ Универсальный, Энциклопедия. «ПРИРОДА И ИСТОРИЯ - Справочник лекций» . Энциклопедия Universalis (на французском языке) . Проверено 1 декабря 2023 г.
  19. ^ См. Александр Эскюдье, «Переосмысление систематики истории с Жаном Бэхлером за пределами Рейнхарта Козеллека - вызов трех М (мета, макро, микро)», History of European Ideas , vol. 48, 2021, с. 1-19 ДОИ: 10.1080/01916599.2021.1937890; Там же, «Множественное единство человеческого вида: от общей антропологии к исторической социологии», в реж. Стефана Дюфуа и Алена Поликара, Универсализм в дебатах , Лормон, Éditions du Bord de Water, 2023, стр. 27-42.
  20. ^ Александр Эскудье, «Жан Беклер (1937–2022)», в Encyclopédie Universalis [онлайн, 1 является декабрь 2022], https://www.universalis.fr/auteurs/alexandre-escudier/.
  21. ^ Жан-Клод Шмитт (1976). «Жан Бэхлер, самоубийствам предисловие Раймона Арона к » . Анналы. История, социальные науки (обзор) (на французском языке). 31 (1): 140–143. .
  22. ^ «Жан Беклер, «Очерк всеобщей истории» » . fayard.fr (на французском языке). .
  23. ^ «Аспекты политической глобализации» . puf.com (на французском языке). .
  24. ^ «Экология или экологизм? Причина и актуальность экологической политики» . editions-hermann.fr (на французском языке). 16 сентября 2020 г. .
  25. ^ Приказ от 30 декабря 2011 года о повышении в должности и назначении . Проверено 25 сентября 2023 г.
[ редактировать ]

Интернет-документы

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 82c3cfa0402fcff6ff31dee1f6e9b3ea__1711473720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/82/ea/82c3cfa0402fcff6ff31dee1f6e9b3ea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jean Baechler - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)