Жан Бэхлер
Жан Бэхлер родился 28 марта 1937 года в Тьонвиле ( Мозель ). [1] и умер 13 августа 2022 года в Дравейле , французский академик и социолог . [2]
Полный профессор, а затем почетный профессор исторической социологии Сорбонны. [3] он был членом Академии моральных и политических наук , избранным 6 декабря 1999 года в секцию социологии. [4] на место, освободившееся в результате перехода Алена Безансона . [5]
Его главный вклад в область антропологических и историко-социологических знаний относится к философскому пересмотру гуманитарных наук (или общей антропологии), общей теории «власти» и политических режимов, долгосрочной истории демократических режимов в отношении различных типы социальной организации (группы, племена, города, нации), история социальных морфологий, нерелятивистская этика добродетели и социологическое объяснение условий, лежащих в основе возникновения основных религиозных и светских метафизики, особенно в Осевую эпоху .
Биография
[ редактировать ]Окончив факультет философии и истории Страсбургского университета и получив степень доктора социологии Университета Сорбонны , Жан Беклер посвятил большую часть своей жизни преподаванию и исследованиям. Он начал свою карьеру преподавателем истории и географии в лицее Монтескье в Ле-Мане (1962–1966), а затем встретил Раймона Арона и читал лекции по социологии в Сорбонне с 1966 по 1969 год, затем с 1969 по 1986 год в Школе практической медицины . Hautes Études , которая в 1975 году стала École des Hautes Études en Sciences Sociales ( EHESS ). С 1975 по 2006 год он был руководителем семинаров DEA по социологии в Париже IV, Париже V и Париже X. Он также стал научным сотрудником в CNRS занять в 1966 году, научный сотрудник в 1969 году, а затем директор по исследованиям в секции социологии с 1977 по 1988 год. В 1988 году он покинул CNRS, чтобы кафедру исторической социологии в Сорбонне (Париж-IV). Он преподавал там до 2006 года. В 1999 году он был избран членом Академии моральных и политических наук. Президент Академии моральных и политических наук. и Институт Франции в 2011 году. [5] [6]
Жан Бэхлер был членом Европейского центра исторической социологии под руководством Раймонда Арона (1969–1984). В 1984 году он стал членом Группы по изучению методов социологического анализа (GEMASS). [7] [8] основан Раймоном Будоном . Он был почетным председателем Филотехнической ассоциации. [9]
Работа
[ редактировать ]Признанная профессией социологов, [10] и далеко за его пределами, [11] [2] Жан Беклер является автором не только объемной работы (34 книги и 270 статей). [12] ), но также насыщены концептуальной и исторической систематикой. Он сочетает в себе общую теорию человека со сравнительной исторической социологией человеческих обществ. Ее фундаментальная направленность заключается в исследовании того, как в различных цивилизационных сферах человеческие потенциальные возможности ( виртуальные ), рассматриваемые как универсальные, на самом деле сформировались ( актуализации ) под влиянием различных исторических и социологических факторов, поддающихся объяснению.
Начальные этапы
[ редактировать ]Жан Бэхлер начал свою работу с исследования троцкизма ( Politique de Trotsky , 1968) по просьбе Жана Тушара. [13] а затем продолжил типологическое и историческое сравнение « явлений» Революционных (1970 ; Revolution , 1975). В плодотворной статье 1969 года о происхождении капиталистической системы [14] затем он разработал преимущественно «политическое» объяснение проблемы, а не экономическое, как Маркс , или культуралистское, как Макс Вебер (опровергающее Маркса). Этот текст впоследствии был переиздан, переведен на английский язык ( «Происхождение капитализма» , 1976 г.) и полностью переработан в расширенной версии в двух больших томах под названием « Капитализм» (1995 г.). В 1975 году под руководством Раймона Арона Жан Бэхлер защитил докторскую диссертацию на тему «Самоубийства» (1975 на французском языке; английский перевод, 1979). Он принял «стратегический» подход к действию, точку зрения, которую он будет придерживаться в дальнейшем, и определил двенадцать характерных значений самоубийства. Это обеспечило универсальный исторический взгляд на экзистенциальные «проблемы», с которыми сталкиваются люди, рассматривающие самоубийство как потенциальное «решение». Его анализ одновременно исследует социально-исторические условия, способствующие самоубийству, и интерпретационный выбор, сделанный теми, кто покончил с собой. Разнообразие ситуаций сводится к ограниченному числу типов, и этот анализ иногда ошибочно интерпретируется как радикальный вызов силах Теории Дюркгейма о , вызывающих самоубийство, без субъекта . [15]
Бэхлеровские концепции
[ редактировать ]Режимы мощности
[ редактировать ]После получения докторской степени Жан Бэхлер сосредоточил свое внимание на анализе основных основ идеологии в книге «Qu'est-ce que l'ideologie» (1976) и исследовал основные атрибуты политической власти, руководя исторической актуализацией ее механизмов ( Le Пувуар Пур , 1978). Определив три режима власти как «принуждение», «авторитет» и «направление», он заложил основы строгой общей теории «политических режимов», «отношений власти» и несходной логики политического согласия. Этот анализ власти является концептуальным прорывом и открывает путь для сравнительного социологического анализа исторических реализаций этого феномена.
Социальные морфологии
[ редактировать ]После этого Жан Бэхлер приступил к обширному историко-социологическому исследованию «демократии», открыв новые горизонты по двум направлениям. С одной стороны, он поместил логику демократии в очень долгую человеческую историю, начиная с верхнего палеолита , и тем самым порвал с общей генеалогией, начавшейся с греческих городов классической эпохи. [16] С другой стороны, это усложняет анализ властных отношений и способов политического согласия, поскольку принимает во внимание тип социальной организации, лежащей в основе каждого исторического варианта демократического режима. Вслед за американской социальной антропологией возникла концепция «социальной морфологии». [17] была предложена наряду со строгой типологией групп, племен, городов, вождеств, княжеств, королевств, империй и наций (см. «Демократии» в 1985 году, «Демократия: аналитический обзор» в 1995 году и «Краткий обзор политической философии» в 2014 году). Его «Эскиз вселенской истории» (2002) и «Социальные морфологии» (2005) суммируют фундаментальные исторические положения его общей социологии. Что же касается вопросов войны и международных отношений, то они неотделимы от этой общей теории и социологии политики. Они присутствуют во всех его работах и систематически изложены в сводном труде Guerre, Histoire et Société (2019).
«Порядки» деятельности
[ редактировать ]Жана Бэхлера В антропологии и исторической социологии «политический порядок» человеческой деятельности всегда предполагает преобладающую причинную валентность и чувствительность. Именно политический порядок оказывает наибольшее влияние на все остальные порядки деятельности (экономический, демографический, технический, этический и т. д.). Это связано с самой природой власти ( Le pouvoir pur , 1978), поскольку ее «властный» режим (в отличие от «авторитета» и «направления») всегда потенциально способен через свои внутренние принудительные ( автократические ) и внешние воинственные проявления выражая дисфункцию и радикально влияя на все другие сферы человеческой деятельности. Отличительными чертами этого являются радикальные оценки и открытое насилие.
Но хотя «политика» каузально первична, для Жана Бэхлера она остается антропологически вторичной с точки зрения конечных целей: она представляет собой «служение», вспомогательный порядок, а не тот вид деятельности, в котором решается вопрос о смысле человеческого существования. разыгрался. Вот почему политическая философия и историческая социология Бэхлера не находятся в центре его антропологических размышлений, а должны пониматься как второстепенные моменты более общего исследования.
В 2000-х годах Жан Беклер систематизировал свои неэссенциалистские взгляды на «человеческую природу» и ее конкретные проявления в рамках тринадцати конкретных «порядков» деятельности. Каждый из этих порядков соответствует разрешению неизбежной «проблемы» экзистенциального «выживания» или «предназначения» как для отдельных людей, так и для человеческих групп. Среди этих порядков Беклер выделяет демографический, гигиенический, экономический, технический, политический, педагогический, игровой, морфологический (механизмы солидарности), содалический (групповые образования), агорический (сети), нормативный, эсхатическое (метафизическое) и стасеологическое (критическое). Работа «Природа и история» (2000). [18] проясняет это и является прорывом для гуманитарных и социальных наук, которые всегда находились в поисках фундаментальных порождающих структур истории. Некоторые аспекты этого обширного антропологического опуса были впоследствии рассмотрены, разъяснены и расширены в трех связанных книгах: «Agir, faire, connaître» (2008), «Человеческая природа» (2009) и «Культурные матрицы» (2009). [19]
Две книги под названием « Qu'est-ce que l'humain?» Liberté, Finalité, рациональность (2014) и Modeles d'humanité (2019) суммируют общие предположения автора о фундаментальных «виртуальных возможностях» человека из исходной схемы «свободы». Эта свобода рассматривается как генетическое непрограммирование вида, включающее его «завершенное», «рациональное», но по своей сути «ошибочное» историческое состояние. Со временем в форме упомянутых работ И. Беклер в конечном итоге разработал общий трактат о человеке и человеческих обществах, иначе говоря, «антропологическую сумму», с одной стороны, и сравнительно-историческую социологию всемирной истории, с другой. [20]
Финал заканчивается
[ редактировать ]Эта общая антропология, также применяемая к анализу конечных целей, помимо вспомогательных целей выживания, включает в себя как антирелятивистскую этику « bonne vie bonne » ( Les Fins dernières , 2006), так и классификацию метафизических рациональностей, занимающихся этим вопросом. «конечных целей» человеческого существования. Жан Бэхлер в конечном итоге назвал этот последний метафизический порядок «эсхатическим» ( La Spiritualité , 2021) из-за отсутствия лучшего лексикона, доктринально нейтрального в повседневном языке, для обозначения «вещей конца», то есть метафизических вопросов о значении жизнь, о которой люди не могут не спросить себя. Понятие «религиозное» для этой цели непригодно, так как исключает из своего объема нерелигиозные исследования проблемы конца и смысла жизни, что является особенностью философий.
Этот «эсхатический» приказ является предметом двойного расследования. Первый представляет собой собственно метафизическое размышление над логически возможными обоснованиями вопроса об Абсолюте. Возникают два основных варианта: светский («абсолютный», строчные буквы) и религиозный («абсолютный», прописные буквы). Вторая часть исследования сосредоточена на исторической идентификации и социологическом объяснении основных факторов исторического возникновения и доктринальном разъяснении каждого из этих основных метафизических вариантов через индивидуальных и групповых исследователей эсхатических или «целей назначения» («философы, «метафизики», «священники», секты, сети, церкви, политический паразитизм на них и т. д.). Ибо великие метафизические положения о конечных целях не возникали никогда, нигде и каким-либо образом: светский путь Становления («Девенир») был проиллюстрирован в древнем Китае и Греции, религиозные пути монотеизмов ( иудаизма) , христианство, ислам) в Западной Азии и ведический, а затем индуистский атманизм в Индии. Эти три великие связи поэтому метафизическую рациональность необходимо объяснять с точки зрения социологических условий ее возникновения, которые можно определить только посредством длительного сравнительного подхода исторической социологии .
Конечная работа
[ редактировать ]Жан Бэхлер умер 13 августа 2022 года, вскоре после завершения первого тома запланированной трилогии « Историческая социология абсолю» . Эта итоговая работа дает макросоциологически строгий ответ на классическую проблему « Осевого века » для каждой цивилизационной области, от верхнего палеолита до эпохи планетарной глобализации. Первоначально поднятая Максом Вебером , а затем Карлом Ясперсом , эта проблема остается центральным вопросом исторической социологии религий, который еще предстоит решить путем изучения различных исторических факторов, способствовавших актуализации этого феномена. Он никогда не был интегрирован в совместный метафизический и социологический анализ, выходя за рамки простого философского переописания осевых явлений в различных цивилизационных областях.
Историческая социология де л'Абсолу стремится предоставить долгосрочное социологическое объяснение с помощью трех объединенных средств философии, истории и социологии. «Философия» берет на себя строгое концептуальное определение как эсхатологического «виртуального» трех метафизически связанных вариантов вопроса о безусловном (A(a)bsolu); «История» документирует прошлые исследования проблемы по типам доступных исследованию следов (париетное искусство, скульптура, мифы, тексты, религии, философии и т. д.); а «Социология» завершает бехлеровский метод – постоянно трехсторонний как по этому вопросу, так и по всем остальным – формулировкой объяснительной гипотезы относительно конкретных факторов, которые сделали возможным реализовать три метафизических варианта, которые практически всегда были мыслимы – т.е. начало документирования проблемы материальными артефактами, начиная с верхнего палеолита .
Библиография
[ редактировать ]По-английски
- 1975: перевод: Революция , Харпер и Роу.
- 1975: Истоки капитализма , Блэквелл.
- 1979: Самоубийства , Основные книги.
- 1988: Европа и подъем капитализма (реж. с Майклом Манном (социолог) и Джоном А. Холлом ).
- 1995: Демократия: аналитический обзор , Издательство ЮНЕСКО.
На французском языке
- 1968: Politique de Trotsky (Сборник и анализ текстов), Арман Колен, полковник. "У"
- 1970: Революционные явления , ППУ, полковник. "КАК ДЕЛА."
- 1971: Истоки капитализма , Галлимар.
- 1975: Les Suicides (из докторской диссертации, режиссёр Рэймонд Арон ), [21] Кальман Леви. Переиздание. Герман, 2009.
- 1976: Что такое идеология ? Карманное издание, Идеи, Галлимар № 345.
- 1978: Чистая сила , Кальман Леви.
- 1985: Демократии , полковник. Свобода духа, Кальман Леви.
- 1988: Индийское решение . Очерк истоков кастовой системы , ППУ.
- 1993: Великая скобка (1914–1991) . Очерк исторической катастрофы , Кальман Леви.
- 1994: Краткое изложение демократии , Кальман Леви-Юнеско.
- 1995: Капитализм , 2 т. Полковник История Фолио.
- 1996: Контрапункты и комментарии (сборник статей, опубликованных в этих журналах), Кальман Леви.
- 2000: Природа и история , ППУ.
- 2002: Очерк всеобщей истории , Файард [22]
- 2003: Аспекты политической глобализации , PUF. [23]
- 2005: Социальные морфологии , полковник. Социологии, ППУ.
- 2006: Последний конец , Герман
- 2008: Действуй, делай, знай , Германн
- 2009: Культурные матрицы. В сердце культур и цивилизаций Германн
- 2009: Человеческая природа , Германн
- 2010: Становление Германа
- 2011: La Perfection , Герман
- 2012: Дисквалификация экспертов , Герман
- 2013: Бытие. Метафизические основы иерологии , Герман.
- 2014: Что такое человек? , Герман, колл. «Философия Германа», 2014 г.
- 2014: Краткий обзор этики , Германн
- 2014: Краткое изложение политической философии , Герман
- 2015: Воссоздание международной валютной системы , Герман (совместно с Жан-Клодом Трише и Мишелем Пеберо ).
- 2017: В поисках Абсолюта, Религиозные истины и ошибки , Герман
- 2019: Чего стоят наши знания , под ред. Германн.
- 2019: От искусства к культуре, Герман .
- 2019: Война, история и общество: Элементы полемологии, Германн.
- 2019: Модели человечества: Гуманизм и глобализация, Германн.
- 2020: Экология или энвайронментализм? : Причина и актуальность экологической политики. [24] , Германн.
- 2021: Духовность, Герман
- 2021: Иррациональное сегодня (с Джеральдом Броннером )
- 2022: Интимное, Германн.
- 2023: Историческая социология Абсолюта, Герман.
- 2024 г. (предстоящий): Демократическая устойчивость (с Александром Эскюдье), Германн.
С 2013 по 2016 год Жан Беклер провел серию из семнадцати коллоквиумов и семинаров по вопросам войны в Академии моральных и политических наук, кульминацией которых стала публикация следующих материалов:
- 2014: Война и политика (с Жаном-Винсентом Холеном), Герман.
- 2014: Мыслители стратегии (совместно с Жаном-Винсентом Холеном) , Германн.
- 2016: Война и религия , Герман.
- 2016 : Война, экономика и налогообложение (совместно с Жоржем-Анри Суту), Герман.
- 2017 : Война и закон (с Жаном Дельвольве), Герман.
- 2017: Л'Аррьер (с Фредериком Рамелем) , Герман.
- 2018 : Война и технологии (совместно с Кристианом Малисом), Германн.
- 2018: Война и психология (совместно с Лорой Бардьес), Германн.
- 2018: Армии (с Бернаром Боэне), Герман.
- 2018: Гражданская война , Герман.
- 2018: Бой (с Оливье Шалином), Герман.
- 2018: Война и женщины (с Марион Тревизи), Герман.
- 2018: Война и здоровье (совместно с Мишель Баттести), Герман.
- 2018: Война и искусство , Герман.
- 2019: Война и история , Герман.
- 2019: Фигуры войны , Герман.
- 2019: Возвращение военной ядерной энергетики (с Жоржем-Аниром Суту), Германн.
- 2019: Война и стихии (совместно с Жеромом Леспинуа), Герман.
Отличия
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Универсальный, Энциклопедия. «ЖАН БЕХЛЕР (1937–2022)» . Энциклопедия Universalis (на французском языке) . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Жан Бэхлер» . academiesciencesmoralesetpolitiques.fr (на французском языке). 2 июля 2019. .
- ^ Мингарди, Альберто (26 августа 2022 г.). «Мнение | Капитализм и свобода уйти» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN 0099-9660 . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ «Жан Бэхлер» . canalacademies.com (на французском языке). .
- ^ Перейти обратно: а б «Жан Бэхлер» . babylio.com (на французском языке). .
- ^ «Выступающие / Джин Бэхлер» . session-quin-academies-2011.institut-de-france.fr . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ «Аккуэйль» . ГЕМАСС (на французском языке) . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ «БЕХЛЕР Жан» . ГЕМАСС (на французском языке) . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ «Филотехническая ассоциация» , Arc.Ask3.Ru (на французском языке), 3 июля 2023 г. , дата обращения 1 декабря 2023 г.
- ^ Демёленэр, Пьер (22 февраля 2023 г.). «Мы помним». Социологический год . 73 (1): 9–14. дои : 10.3917/anso.231.0009 . ISSN 0066-2399 .
- ^ Пьер Демёленэр, реж. Тьерри Тирбуа, Перспективы исторической социологии, Смеси в честь Жана Бэхлера , Париж, Presses de Sorbonne Université, 2020.
- ^ Полное издание всех его статей, опубликованных в журналах и коллективных трудах, находится в стадии подготовки и будет опубликовано Германом в 6 томах.
- ^ «Жан Тушар» , Arc.Ask3.Ru , 9 июля 2023 г. , дата обращения 1 декабря ,
- ^ Бэхлер Жан (1968). «Очерк истоков капиталистического строя» . Европейский журнал социологии . 9 (2): 205–263.
- ^ Беснар Филипп (1976). «Анти- или антюркгеймизм? Вклад в дискуссию по официальной статистике самоубийств» . Французский социологический журнал . 17 (2): 313–341.
- ^ См. новаторскую статью «Пища людей. Очерк неолита» в European Archives of Sociology , vol. 23, № 2, 1982, с. 241-293.
- ↑ Начало систематизации было предложено сразу после выхода книги «Демократы» (1985), в курсах, проводимых в Сорбонне с 1988 года, и в эпохальном отчете: Дж. Бэхлер, «Le Concept de morphologie», в La revue du MAUSS , № 7, Новая серия, 1990, с. 34-59. Книга La Solution indienne (1988) представляет собой разъяснение кастовой морфологии по сравнению со всеми другими социальными морфологиями, и ее следует читать как отдельную часть его общей исторической социологии.
- ^ Универсальный, Энциклопедия. «ПРИРОДА И ИСТОРИЯ - Справочник лекций» . Энциклопедия Universalis (на французском языке) . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ См. Александр Эскюдье, «Переосмысление систематики истории с Жаном Бэхлером за пределами Рейнхарта Козеллека - вызов трех М (мета, макро, микро)», History of European Ideas , vol. 48, 2021, с. 1-19 ДОИ: 10.1080/01916599.2021.1937890; Там же, «Множественное единство человеческого вида: от общей антропологии к исторической социологии», в реж. Стефана Дюфуа и Алена Поликара, Универсализм в дебатах , Лормон, Éditions du Bord de Water, 2023, стр. 27-42.
- ^ Александр Эскудье, «Жан Беклер (1937–2022)», в Encyclopédie Universalis [онлайн, 1 является декабрь 2022], https://www.universalis.fr/auteurs/alexandre-escudier/.
- ^ Жан-Клод Шмитт (1976). «Жан Бэхлер, самоубийствам предисловие Раймона Арона к » . Анналы. История, социальные науки (обзор) (на французском языке). 31 (1): 140–143. .
- ^ «Жан Беклер, «Очерк всеобщей истории» » . fayard.fr (на французском языке). .
- ^ «Аспекты политической глобализации» . puf.com (на французском языке). .
- ^ «Экология или экологизм? Причина и актуальность экологической политики» . editions-hermann.fr (на французском языке). 16 сентября 2020 г. .
- ^ Приказ от 30 декабря 2011 года о повышении в должности и назначении . Проверено 25 сентября 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Запись в Универсальной энциклопедии (на французском языке) [1]
- Академия моральных и политических наук
- Пьер Демёленэр – «In Memoriam», в журнале «Социологии » (обзор), 2023/2, том. 14 ( https://www.cairn.info/revue-sociologie-2023-2-page-145.htm )
- Кто есть кто во Франции
Интернет-документы
- 1937 рождений
- 2022 смертей
- Кавалеры ордена Академических пальм
- Члены Академии моральных и политических наук
- Французские писатели XX века
- Французские писатели XXI века
- Французский национальный центр научных исследований ученых
- Директора по исследованиям Французского национального центра научных исследований
- Академический состав Школы перспективных исследований в области социальных наук
- Преподаватели социологии
- Историческая социология
- Люди из Тьонвиля