Арисаид
Арисаида [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] ( шотландский гэльский : érasaid [ 4 ] или заявите ) [ 4 ] драпированная одежда, которую исторически носили в Шотландии в 17 и 18 веках (и, вероятно, раньше) как часть традиционной женской одежды Хайленда . Его носили как платье – длинную женственную версию мужской клетчатой ткани с поясом – или как накидку без пояса . Ухо может быть ярко окрашено [ 5 ] или из лахданна (серой или неокрашенной) шерсти. [ 6 ] Некоторые цвета были дороже других. [ 2 ] Одежда может быть однотонной, полосатой, [ 6 ] или тартан [ 5 ] – особенно черные, синие и красные полосы на белом. [ 1 ] на белой основе Тартаны- тартаны повлияли на более поздние танцевальные, а иногда и нарядные тартаны , а также на тартаны из предметов домашнего обихода в стиле, называемом тартан «одеяло с решеткой».
Обзор
[ редактировать ]По крою это был большой прямоугольник, длиннее роста владельца и шире окружности талии владельца. Нижний край был длиной до щиколотки, а верхний край, когда он не использовался в качестве капюшона, мог свисать сзади, как накидка. Ширину можно было складывать до тех пор, пока она не охватывала талию, а складки держались под поясом. В этом случае ткань ниже пояса свисала, как юбка; ткань над поясом можно прикрепить или натянуть на голову. Плед можно было носить и без пояса; и кажется его потом тоже стали носить на ширине талии
.Ближе к началу 18-го века Мартин Мартин дал описание традиционной женской одежды (то есть датируемой, по крайней мере, 17-м веком) на Западных островах , включая ухо , а также его броши и пряжки . [ 7 ]
Древнее платье, которое носили женщины и которое до сих пор носят некоторые простолюдины, называемое арисад , представляет собой белую клетку с несколькими маленькими полосками черного, синего и красного цвета; он доходил от шеи до пят и завязывался спереди на груди пряжкой из серебра или меди, в зависимости от достоинства человека. Я видел некоторые экземпляры стоимостью в сто марок ; она была широкая, как обычная оловянная пластина, вся с причудливыми выгравированными изображениями различных животных и т. д. Была пряжка поменьше, которую носили посередине большей и более двух унций весом ; в центре у него был большой кусок хрусталя или какого-нибудь более тонкого камня, а вокруг него было несколько более тонких камней меньшего размера. Плед, сложенный со всех сторон, подвязывался поясом ниже груди; пояс был кожаный, и несколько кусков серебра переплетались с кожей, как цепь . На нижнем конце пояса имеется кусок пластины длиной около восьми дюймов и шириной три дюйма, с любопытной гравировкой; конец которого был украшен прекрасными камнями или кусочками красный коралл . у них были Рукава из алой ткани, застегнутые на конце как мужские жилеты , с золотыми кружевами вокруг них и с пластинчатыми пуговицами с прекрасными камнями. Головной убор представлял собой тонкий платок льняной , плотно прилегающий к голове и свисающий на спине конусом; большая прядь волос свисает по щекам над грудью, нижний конец завязан узлом лент .
Иллюстрация 1845 года представляет собой реконструкцию, основанную на этом описании, которому тогда было полтора века. Несколько более старые рисунки с натуры не показывают деталей одежды: [ 2 ]
-
Жена шотландского офицера во Фландрии, 1743 год, в арисаиде до щиколотки без ремня, с небольшой застежкой у горла, надетой поверх лифа и, возможно, юбки, с головным платком и чепчиком.
-
Семья горского солдата, 1754 год; женщина носит подпоясанную арисаиду, по-видимому, блузку, закрепленную на одном плече, а также, похоже, у нее сшитые на заказ рукава.
-
«Уркхарт» Р. Р. Макиана из книги Джеймса Логана «Кланы Шотландского нагорья» , 1845 год; эта реконструкция основана на письменном описании, сделанном примерно 150 лет назад.
-
«Синклер», еще одна реконструкция из «Кланов Шотландского нагорья» , 1845 год.
Описания женских пледов
[ редактировать ]В одном из ранних (начало XIX века) словарных определений уарасаида оно описывается в прошедшем времени как длинное и носимое без нижнего белья. [ 2 ] Мартин Мартин описывает его в полный рост, который можно носить поверх топа с рукавами. В более поздних описаниях (особенно Берта) слово «плед» используется для описания сначала накидок, закрывающих все тело, а затем одежды, закрывающей только от головы до талии. Бедные люди описываются как носящие одеяла в полный рост.
Дамы одеваются, как в Англии , с той разницей, что, когда они отправляются за границу, от самых высоких до самых низких, они носят плед, закрывающий половину лица и все тело. В Испании , Фландрии и Голландии женщины ходят в церковь и на рынок, надев на голову и тело черную мантию. , как вы знаете , они обтянуты шелком; который посреди церкви в воскресенье выглядит как Цветочный партер .
Министр здесь, в Шотландии, хотел бы, чтобы дамы приходили к Кирку в своих пледах, которые скрывают любое свободное платье, а также их лица, если их уговорить, чтобы предотвратить блуждающие мысли молодых товарищей и, возможно, некоторых молодых стариков. они тоже; ибо министр считает хорошо одетую женщину объектом, непригодным для просмотра во время богослужения, особенно если она красива.
Упоминавшийся выше автор «Путешествия по Шотландии» позаимствовал мысль у «Татлера» или «Зрителя», не помню, у кого из них.
Говоря о женских пледах, он говорит: «Они полосатые зеленого, алого и других цветов, которые посреди церкви в воскресенье выглядят как цветочный партер». Вместо полосок ему следовало бы носить пледы. сказал клетчатый, но это не очень гармонировало бы с его Цветами; и я должен попросить Лива не соглашаться с ним в этом сравнении, потому что поначалу мне это показалось очень странным зрелищем; а по внешнему виду его больше можно сравнить со сборищем арлекинов, чем с клумбой из тюльпанов.
Плед — женская одежда; и для благородной женщины, которая поправляет его с хорошим видом, это подобающая вуаль. Но поскольку я почти уверен, что вы никогда не видели ни одного из них в Англии, я воспользуюсь несколькими словами, чтобы описать его вам. Он сделан из шелка или тонкой камвольной ткани, в клетку различных ярких цветов, шириной в две ширины и длиной в три ярда; он надевается на голову и может скрывать или открывать лицо в зависимости от фантазии или случая владельца; сзади доходит до талии; один угол с одной стороны опускается до лодыжки; а другая часть в складках свисает с противоположной руки.
- Письма Берта с севера Шотландии , 1754 г. [ 9 ]
Некоторыми из этих [торфяных] повозок управляют женщины, которые обычно босиком, с одеялом, прикрывающим их тела, и в холодную или сырую погоду они полностью накрывают его. В другое время они носят на голове кусок полотна, сделанный наподобие трактирной салфетки, только не завязанный сверху, а свисающий сзади...
Когда они [служанки] уезжают за границу, они носят покрывала на головах, как это делают бедные женщины, что-то вроде изображений, которые вы, возможно, видели в каком-нибудь босоногом ордене среди римских священников.
И то же самое одеяло, которое днем служит им мантией, ночью становится частью их постельного белья, которое обычно расстилают на полу; это, кажется, они называют Шейкдауном .
- Письма Берта с севера Шотландии , 1754 г. [ 9 ]
Женское платье — кирха, или кусок белого льняного полотна, который прикрепляется ко лбу замужних женщин и вокруг задней части головы, спадающий сзади на шею. Одинокие женщины носят только ленту на голове, которую они называют снудом. Танак ; или плед свисает с плеч и застегивается спереди прорезью но в ненастье натянуто над головой: я также наблюдал во время богослужения, что они вытягивают его вперед по мере того, как возрастает их внимание; настолько, чтобы скрыть наконец: все их лицо, как будто оно должно было исключить каждый внешний предмет, который мог бы нарушить их преданность. В графстве Бредалбейн многие в высокой одежде носят большие плиссированные чулки огромной длины, называемые офан . В остальном их одежда напоминает одежду женщин того же ранга в Англии.
- Томас Пеннант , Тур по Шотландии , 1769 г. [ 10 ]
Исторический пример
[ редактировать ]Кристина Янг пряла, красила и соткала сохранившийся клетчатый плед; на нем указан год «1726» и инициалы производителя, вышитые по краю; [ 11 ] оно появилось еще до того, как одежда Хайленда была запрещена (хотя запрет в любом случае не распространялся на женщин). Реконструкция из Музея шотландских тартанов выставлена в качестве ушного наушника , хотя есть некоторые сомнения относительно точности этого. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бэнкс, Джеффри; де ла Шапель, Дориа (2007). Тартан: Романтика с пледом . Нью-Йорк: Риццоли. п. 71. ИСБН 978-0-8478-2982-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и Макдональд, Питер Эслеа (2016). «Размышления об Арисаиде и других женских нарядах» (PDF) . ScottishTartans.co.uk .
- ^ Такетт, Салли (2016). «Переоценка романтики: тартан как популярный товар, около 1770–1830 годов» (PDF) . Шотландский исторический обзор . 95 (2): 3. дои : 10.3366/шр.2016.0295 .
- ^ Jump up to: а б « Earasaid. Архивировано 13 апреля 2016 г. в Wayback Machine » в гэльском словаре Дуэлли.
- ^ Jump up to: а б «Обычным обычаем представителей обоих полов является плад; у женщин он гораздо тоньше, цвета более яркие, а квадрат намного больше, чем у мужчин, и это напомнило мне древних пиктов. Он служит им вуалью и покрывает обоих. голова и тело». Уильям Сачсеверелл с острова Малл в 1688 году; цитируется в Хронологическом списке исходных текстов, связанных с тартаном.
- ^ Jump up to: а б «Женское платье» . TartansAuthority.com . Шотландское управление по тартанам . 2010. Архивировано из оригинала 6 июля 2022 года . Проверено 9 июля 2023 г. Цитирую: Логан, Джеймс ; МакИэн, Роберт Рональд (1845–47). Кланы Шотландского нагорья . Лондон: Ackermann & Co.
Арисаида обычно была лахдана или шафранового оттенка, но также была полосатой и разных цветов по вкусу.
- ^ Мартин, Описание западных островов Шотландии , (1703), стр. 208–209: цитируется в изд. Робертсона, « Описи Ройна Дескосса» , Bannatyne Club, (1863), стр. 208–209. lxviii сноска.
- ^ «Джон Маки (Маки, Джон, -1726) — Страница онлайн-книг» . OnlineBooks.Library.UPenn.edu . Пенсильванский университет.
- ^ Jump up to: а б Берт, Эдвард (29 июня 1876 г.). «Письма Берта с севера Шотландии; с факсимиле оригинальных гравюр» . Эдинбург: В. Патерсон - через Интернет-архив.
- ^ Пеннант, Томас (29 июня 1772 г.). «Путешествие по Шотландии, 1769 год» . Лондон: Напечатано для Б. Уайта в «Голове Горация» - из Интернет-архива.
- ^ «Детали тартана» . Шотландский регистр тартанов . Национальные рекорды Шотландии.