Шутка про водоросли
Шутка про водоросли [ 1 ] был миссионером, посланным в Исландию королем Норвегии Олафом Трюггвасоном для обращения жителей в христианство . Снорри Стурлусон описал его следующим образом:
|
Происхождение
[ редактировать ]Происхождение Тангбрандра неизвестно. Согласно некоторым источникам, он был сыном неизвестного Вильбальда, графа Саксонии. [ 2 ] или Бремена . [ 3 ] Но говорят, что он также фламандец. [ 4 ] Возможно, он был клерком епископа Бремена. [ 5 ] Как бы то ни было, его имя, судя по всему, имеет немецкое происхождение и может происходить от древневерхненемецкого *Dankbrant . [ 6 ]
Встреча с Олафом
[ редактировать ]Епископ Бремена был приглашен в Англию архиепископом Кентерберийским , и Танбранд поехал с ним. В Англии Танбрандру подарили щит с нарисованным на нем распятым Христом. Вернувшись в Саксонию, они встретили Олафа, который увидел щит Танбрандра и остался им доволен. Тангбранд подарил Олаву щит, а взамен король пообещал помочь и защитить его, если он ему понадобится. [ 3 ]
Миссия в Норвегии
[ редактировать ]После сражения из-за женщины с одним из людей Императора и убийства его, Тангбрандр был вынужден бежать с земли. Он присоединился к Олаву в Англии, который взял его к себе на службу. Когда Олав вернулся в Норвегию, Танбрандру было поручено крестить жителей Хордаланда . Но вскоре у него закончились деньги, и он начал грабить тех, кто еще был язычником. [ 3 ]
Миссия в Исландии
[ редактировать ]В качестве покаяния Олаф отправил его в Исландию, где миссии Торвальдра Кодранссона и Стефнира Торгильссона провалились.
Миссия Тангбрандра началась в 997 году. Сначала ему удалось обратить Сиду-Халлра Торстейнссона. Он путешествовал по стране, и несколько других видных исландцев согласились креститься или, по крайней мере, получить prima Signatio . Но противников у него было больше, чем последователей. Трудности, с которыми он столкнулся, особенно описаны в саге о Бренну-Ньяле в «живой, хотя, вероятно, и преувеличенной» форме. [ 7 ] образом. Его вызвал на дуэль Торкел, которого он победил, хотя у него было распятие, а не щит. Некоторые из его врагов заплатили колдуну, чтобы тот избавился от него. Колдун принес жертву, и земля под Тангбрандом разверзлась. [ 8 ] Его лошадь поглотила, но он убежал. Священник убил скальда Ветрлиди Сумарлидасона, сочинившего о нем клеветнические стихи ( нид ). Он также убил другого скальда, Торвальдра Вейли , который собрал отряд, чтобы убить его. Стайнунн, мать Хофгарда-Рефра , проповедовала ему старую веру, пытаясь продемонстрировать превосходство Тора над Христом («Слышал ли ты, — говорила она, — как Тор вызвал Христа на единоборство, и как он не посмел сразиться с Тором?» [ 9 ] ). Затем Тангбрандр стал причиной смерти берсерка . В конце концов он был объявлен вне закона из-за людей, которых он убил.
После двух лет в Исландии он вернулся в Норвегию и объяснил, что потерпел неудачу:
|
Когда Олав узнал об этом, он разозлился и пригрозил причинить вред или убить всех исландцев-язычников, находившихся в то время в городе. Но Гизур Белый Тейтссон и Хьялти Скегьясон , обращенный Тангбрандом, отговорили его от этого. Они объяснили, что Тангбранд потерпел неудачу, потому что он приступил к насилию и убийствам. [ 10 ] и они посвятили себя проповедованию христианской веры в Исландии. В конечном итоге решение о преобразовании Исландии было принято при следующем Альтинге (в 999 или 1000 году — см. Христианизация Исландии ).
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Тангбранд — обычная форма его имени, но его зовут Теобрандус в Theodoricus monachus « Historia de Antiquitate Regum Norwagiensium» , а Торбранд в поздней Ланднамабока версии — . Во всех других источниках, как норвежских, так и исландских, он упоминается как Тангбранд.
- ^ Сага о Бренну-Ньялсе
- ^ Jump up to: а б с Величайший рассказ Олафа Трюггвасона .
- ^ Теодорих Монах « История древности королей Норвегии» (8).
- ^ Сага о Кристни , величайшая история Трюггвасона саги Олафа .
- ^ Макдугалл, 1998:66
- ^ Бьок, 2001: 299.
- ^ Сигурдур Нордаль предложил этому естественное объяснение, связав это с вулканической активностью, которая могла вызвать оползень ледника («Þangbrandur á Mýrdalssandi». Festskrift til Finnur Jónsson, 29 мая 1928 г. , Копенгаген, 1928 г.).
- ^ Дасент, Джордж Уэбб (пер.). История сгоревшего Ньяла , Эдинбург: Эдмонстон и Дуглас, 1861.
- ^ Согласно саге Снорри об Олаве Tryggvasonar и саге об Олафе Tryggvasonar en mesta . Но в саге о Криштни подчеркивают, что Тангбранд был иностранцем.
Источники
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- История Бренну-Ньяла
- Ари Торгильссона Книга исландцев
- Христианская история
- Расчетная книга
- Сага о Лаксдоле
- История Олафа Величайшая история Трюггвасона
- Скилл, Сэмюэл (пер.). Андерсон, Расмус Б. (обзор и примечания). Снорре Стурласон : Хеймскрингла: История скандинавских королей . Лондон: Общество Норроны , 1906.
- Макдугалл, Дэвид и Ян (пер. и примечания). Фут, Питер (введение). 1998. Theodoricus monachus : История старинного регума Norwagiensium. Отчет о древней истории норвежских королей . Лондон: Общество викингов. ISBN 0-903521-40-7 .
Вторичные источники
[ редактировать ]- Бьок, Джесси Л. Исландия эпохи викингов . Лондон: Книги Пингвинов, 2001. ISBN 0-14-029115-6 .