Небесный станок (фильм)
Небесный станок | |
---|---|
![]() Обложка видео/DVD-релиза The Lathe of Heaven (1980) 2000 года. | |
Жанр | Научная фантастика |
На основе | Небесный станок Урсула К. Ле Гуин |
Телеспектакль по |
|
Режиссер | |
В главных ролях | |
Музыка | Майкл Смолл |
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
Язык оригинала | Английский |
Производство | |
Исполнительный продюсер | Дэвид Локстон |
Продюсеры |
|
Кинематография | Робби Гринберг |
Редактор | Дик Бартлетт |
Время работы | 120 минут |
Производственные компании | |
Бюджет | $250,000 |
Оригинальный выпуск | |
Выпускать | 9 января 1980 г. |
«Небесный станок» — экранизация 1980 года научно-фантастического романа «Небесный станок» Урсулы К. Ле Гуин 1971 года . Он был снят в 1979 году в рамках проекта «Экспериментальная телевизионная лаборатория» нью-йоркской общественной телевизионной станции WNET под руководством Дэвида Локстона и Фреда Барзика . [ 1 ] Ле Гуин, по ее собственным словам, участвовала в кастинге, планировании сценария, переписывании и съемках постановки. [ 2 ]
В фильме снимались Брюс Дэвисон в роли главного героя Джорджа Орра, Кевин Конвей в роли доктора Уильяма Хабера и Маргарет Эйвери в роли адвоката Хизер ЛеЛаш.
Сюжет
[ редактировать ]В Портленде, штат Орегон , в ближайшем будущем Джорджу Орру будет предъявлено обвинение в злоупотреблении несколькими рецептурными лекарствами, которые он принимал, чтобы не давать себе мечтать. Орр добровольно обращается за психиатрической помощью, чтобы избежать судебного преследования, и его назначают на попечение лицензированного онейролога Уильяма Хабера. Объяснение Орра своего злоупотребления наркотиками невероятно: с 17 лет он знает, что его сны меняют реальность, и пытается уберечь себя от этих «эффективных сновидений», потому что боится их последствий.
Хабер первоначально рассматривал страх Орра как бредовый симптом невроза или психоза, называя его «возможно, умным шизофреником». Доктор погружает Орра в гипнотический транс, прикрепив его к «Аугментору», устройству, которое он изобрел для мониторинга и усиления или увеличения мозговых волн во время сновидений, чтобы помочь в терапии пациентов. Он призывает Орра увидеть эффективный сон, постоянно записывая работу своего мозга. Во время этого сна мир немного меняется, и Хабер понимает, что Орр говорит правду.
Хабер начинает использовать эффективные мечты Орра: сначала создать престижный, хорошо финансируемый институт, которым он будет управлять, а затем попытаться решить различные социальные проблемы. Но эти решения быстро разваливаются: Хабер предполагает, что Орр мечтает об ответе на перенаселение (приведшее к чуме, уничтожившей три четверти человеческого населения), прекращении всех конфликтов на Земле (приведшем к вторжению инопланетян, объединяющему человечество) и положить конец расизму (в результате чего появится мир, в котором кожа каждого человека имеет одинаковый оттенок серого).
Орр обращается к адвокату Хизер ЛеЛаш за помощью в отказе от назначенного правительством лечения у Хабера. ЛеЛаш сомневается в здравомыслии Орра, но соглашается помочь ему, в конечном итоге становясь его союзником. Орр влюбляется в ЛеЛаша.
Только после нескольких неудачных попыток «сделать мир правильным» Хабер признается Орру, что верит в силу Орра. Используя Аугментор для записи и анализа чрезвычайно сложных мозговых волн Орра, Хабер начинает создавать машину, которая позволит ему видеть свои собственные эффективные сны и напрямую переделывать реальность.
Пока Хабер продолжает использовать сны Орра для изменения человеческого общества, Орр вспоминает сон, который он видел много лет назад, который кратко изображен в начале фильма (и который, как выяснилось, на самом деле является реальностью): мир был разрушен в ядерной войне, а Орр был отравлен радиацией. В свои предсмертные минуты Орр мечтал о мире, в котором не было войны, в результате чего события фильма стали такими, какими мы их видим.
Хабер входит в финальную версию своей машины для управления сновидениями и узнает эту правду, сводя его с ума. Орр, присоединившийся к нему во сне, способен остановить кошмар Хабера, прежде чем он уничтожит мир. Результатом является реальность, которая смешивает воедино элементы разных миров, созданных Хабером с помощью снов Орра, но при этом является относительно стабильной. Орр убит горем, потому что ЛеЛаш в этой реальности никогда не был его близким другом или любовником.
В конце фильма Орр работает в антикварном магазине, которым управляет инопланетянин. ЛеЛаш заходит посмотреть. Она имеет о нем лишь смутные воспоминания, но соглашается присоединиться к нему на обед. Они встречают Хабера в инвалидной коляске по пути на обед. Хабер узнает Орра, но не может выйти из кататонии.
Бросать
[ редактировать ]- Брюс Дэвисон в роли Джорджа Орра
- Кевин Конвей, как доктор Уильям Хабер
- Маргарет Эйвери в роли Хизер ЛеЛаш
- Ники Флэкс в роли Пенни Крауч
- Пейтон Парк в роли Мэнни Аренса
- Ванди Кларк в роли тети Этель
- Джо Ливингстон — отец Джорджа
- Джейн Робертс — бабушка
- Том Мэттс, как дедушка
- Фрэнк Миллер, как офицер по условно-досрочному освобождению
- Joye Nash as Woman on Subway
- Гена Слит в роли женщины в метро
- Бен МакКинли III, как санитар
- Р. А. Михайлов в роли санитара
За кулисами
[ редактировать ]Режиссеры Дэвид Локстон и Фред Барзик были пионерами раннего движения видеоарта. [ 1 ] Они встретились в 1968 году на телевидении WGBH в Бостоне и сотрудничали более 20 лет, вплоть до смерти Локстона в начале 1990-х. Первой научно-фантастической драмой, которую они создали вместе, стал фильм 1972 года « Между временем и Тимбукту» , основанный на произведении Курта Воннегута-младшего. [ 3 ]
Учитывая двухнедельный график съемок, [ 4 ] и скудным бюджетом около 250 000 долларов, Локстону и Барзику пришлось проявить творческий подход, чтобы эффективно передать более глубокий смысл «Небесного станка» , а иногда и грандиозные научно-фантастические сценарии. [ 1 ] В интервью 2000 года Барзик сказал:
У нас с Дэвидом сложились уникальные рабочие отношения. Мы были сопродюсерами, сорежиссерами. Если действительно сократить это, я буду вести съемочную площадку, а Дэвид будет работать за кулисами. Но когда дело дошло до содержания и фактической физической структуры декораций, у нас был равный вклад. Причина, по которой это было важно, особенно для Lathe , заключалась в том, что у нас был очень ограниченный бюджет, и мы двигались в сторону научной фантастики… и, давайте посмотрим правде в глаза, некоторые идеи Урсулы были довольно масштабными. Я имею в виду, как, черт возьми, мы вообще можем начать изображать нападение инопланетян или уничтожение миллиардов людей чумой? В итоге нам пришлось найти метафоры. Нам нужно было найти вещи, которые не стоили бы так много денег и при этом вызывали бы, возможно, такое же эмоциональное воздействие. ... Наши спецэффекты в Lathe не были сделаны так, как они были, потому что это было именно то направление, в котором мы хотели двигаться. Это было то направление, в котором нам нужно было идти. У нас не было достаточно денег, чтобы сделать все это, поэтому мы постоянно пытались придумать, как можно снять что-нибудь за полдня и произвести на зрителей огромное количество впечатлений. Например, когда чума уничтожила всех, нам пришла в голову идея посадить людей за стол и просто постоянно кружить вокруг него, заставляя их искажаться и стареть, чтобы подразумевать, что всех этих людей убивают. Частично это произошло потому, что мы не могли придумать другого способа сделать это в рамках нашего бюджета. Но на нас также повлияли видеохудожники. Например, был один художник, который взял проволоку и обмотал себе лицо, и поэтому я использовал вариацию этого в этой сцене. Мы выхватили у арт-директора пыль, дым и паутину, и, по сути, в итоге мы использовали часть английского наследия Дэвида с канделябрами и всем остальным, что как бы восходит к Большие надежды . [ 3 ]
Фильм снимался в Далласе, штат Техас , и близлежащем Форт-Уэрте, а не в Портленде, штат Орегон. [ 5 ] В их число входили мэрия Далласа , центр Тэнди в Форт-Уэрте , отель Hyatt Regency Dallas с башней Реюньон и освободившееся здание компании Mobil Oil в Форт-Уэрте . [ 6 ] Ле Гуин, ее муж, их пятнадцатилетний сын и восьмидесятилетняя тетя ее мужа Руби появляются в массовке в сцене, где Хизер и Джордж разговаривают за обедом в кафетерии. [ 7 ]
Согласно статье 1978 года в The New York Times , в процессе финансирования предполагаемой серии основное внимание уделялось «спекулятивной фантастике, категории сравнительно недавнего происхождения, применяемой к… самым вдумчивым и провокационным произведениям научной фантастики… [таким как как] Артур Кларк , Фрэнк Герберт , Курт Воннегут-младший , Энтони Берджесс и Роберт Хайнлайн », Ле Гуин был одним из нескольких авторов, чьи романы рассматривались для адаптации: «Финансирование в размере [750 000 долларов] было выделено в результате более раннего грант [Корпорации общественного вещания] на исследование и разработку такого сериала. После долгих исследований с командой консультантов, в которую входили критики, авторы, редакторы, издатели и профессора, был составлен список кандидатов на участие в сериале, из которого Мисс. Роман ЛеГуэна был выбран пилотным сериалом. [ 8 ] В своем эссе о создании фильма Локстон попросил Ле Гуин выбрать, какой роман. «Я выбрал «Небесный станок», потому что это единственная из моих книг, которую мне когда-либо нравилось представлять в виде фильма». [ 9 ]
На момент предоставления финансирования предполагалось, что фильм будет сниматься в Портленде, штат Орегон, где происходит действие этой истории. [ 8 ]
Локстон и Барзик надеялись, что «Лэте» станет первой постановкой общественного телесериала, посвященного научно-фантастической литературе. [ 10 ] 1983 года Вместе они создали еще один телефильм под этой рубрикой, «Перерисовка в банке памяти» , основанный на рассказе Джона Варли .
Прием и награды
[ редактировать ]впервые вышел в эфир в 1980 году, Когда «Небесный станок» он стал одним из двух шоу с самым высоким рейтингом в том сезоне на канале PBS, собрав 10 процентов аудитории в Нью-Йорке и 8 процентов в Чикаго, согласно рейтингам Nielsen. [ 11 ]
Майкл Э. Мур сделал рецензию на «Небесный станок» в журнале Ares №1. [ 12 ] Мур прокомментировал: «Можно надеяться, что некоторые продюсеры, которые планируют еще больше клонов « Звездных войн» , посмотрят «Лате» и узнают, что научная фантастика состоит не только из воздушных боев в космосе и картонных героев, сталкивающихся с «чудесными» задачами. Лучшая научная фантастика, такая как как Латэ , исследует место человечества во Вселенной, а также продукты и проблемы, созданные разумом». [ 12 ]
«Небесный станок» был номинирован на премию Хьюго за лучшее драматическое представление. Сценарий был номинирован на премию Гильдии писателей для писателей Роджера Суэйбилла. [ 13 ] и Дайан Инглиш [ 14 ]
В 1998 году журнал Entertainment Weekly назвал телефильм 1980 года «Токарный станок» одним из 100 величайших произведений научной фантастики. [ 15 ]
О переиздании 2000 года (см. ниже) TV Guide написал: «В отличие от многих современных научных фантастик, он основан на идеях, а не на спецэффектах, а также на тонкой игре Дэвисона в роли Джорджа, который оказывается гораздо более жестким персонажем, чем он в первое появление, является ярким моментом». [ 16 ] В Cinescape рецензент похвалил фильм как
мгновенная классика ... фильм идей, а не действий ... [хотя мизерный бюджет не дал создателям фильма величие некоторых стандартных элементов романа Ле Гуина, таких как вторжение инопланетян или таяние льдов). В Портленде сила фильма заключается в его актерах и напряженных концепциях сценария. [ 17 ]
Журнал «Тайм» писал:
За девятнадцать лет до «Проекта ведьмы из Блэр » этот классический научно-фантастический фильм показал, что можно создать захватывающую фантазию, просто поменяв подушку дивана… [Некоторые] небюджетные эффекты не очень хорошо состарились. - в какой-то момент Землю посещают инопланетные корабли, похожие на электрические гамбургеры. Однако провокационные исследования сознания бесценны. [ 18 ]
переиздание 2000 года
[ редактировать ]После первой трансляции в 1980 году «Лате» время от времени показывался в течение следующих восьми лет. Права PBS на ретрансляцию программы истекли в 1988 году. «Небесный станок» стал самой востребованной программой в истории PBS. [ 1 ]
Поклонники критиковали WNET предполагаемое «складирование» фильма , но бюджетные барьеры для ретрансляции были высокими. В статье 2000 года Джозеф Бэзил, директор по правам и разрешениям программ WNET, сказал: «Непрофессионалы не понимают, что для того, чтобы вытащить программу из нафталиновых шариков, мы должны заплатить и уточнить права со всеми участниками программы. ... Это сложное, трудоемкое и дорогостоящее занятие». [ 19 ]
Бэзилю также пришлось заключить специальное соглашение с автором музыки к фильму и заняться записью группы «Битлз» , включенной в оригинальный саундтрек « С небольшой помощью моих друзей », которая является неотъемлемой частью сюжета как романа, так и фильма. фильм. Кавер-версия заменяет собственную запись Битлз , «очистка которой заняла бы слишком много времени и стоила бы «рука и нога»». [ 19 ]
Как только проблемы с правами были решены, фильм был очищен от двухдюймовых копий видеокассеты Quadruplex . [ 4 ] В 2000 году Lathe наконец-то ретранслировали и выпустили на видео и DVD. [ 1 ] Помимо фильма, в этот выпуск включено интервью Урсулой К. Ле Гуин с Билла Мойерса , которое первоначально транслировалось вместе с ретрансляцией фильма.
На задней обложке DVD написано: «Оригинальные материалы фильма утеряны навсегда. Новый цифровой мастер был создан из уцелевшей 2-дюймовой ленты, а затем подвергся цветокоррекции с использованием новейших технологий. В некоторых сценах могут появляться ореолы и затемнения изображений. Это максимально качественная передача этой важной работы с использованием единственных сохранившихся материалов».
WNET не сообщила, сколько стоит переиздание Lathe, просто заявив, что это «недешево» и что, надеюсь, гонорары помогут окупить затраты. [ 19 ]
Влияние поп-культуры
[ редактировать ]Брюс Дэвисон снялся в качестве приглашенной звезды в эпизоде телешоу The Outer Limits 1995 года под названием « Лихорадка белого света », который представляет собой визуальную дань уважения Лате : эффект «туннеля синего света», очень похожий на специальный эффект, использованный в конце сериала. фильм. (Изображение из этого эпизода присутствует на обложке как массового издания романа в мягкой обложке, выпущенного одновременно с премьерой фильма, так и видео/DVD-релиза 2000 года).
как телефильм В 2002 году компания A&E Networks снова адаптировала роман под названием «Небесный станок» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Мартин, Роберт Скотт; Эрл, Дженнифер (28 мая 2000 г.). «Через 20 лет возвращается «Небесный станок»» . Space.com . Архивировано из оригинала 19 июня 2000 г. Проверено 13 мая 2008 г.
- ^ Ле Гуин, Урсула К. (2002). «О фильмах: Небесный станок» . Проверено 13 мая 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Витковер, Пол (29 мая 2000 г.). «Фред Барзик исследует, из чего состоят мечты» . Научно-фантастический еженедельник . SciFi.com. Архивировано из оригинала 25 февраля 2009 г. Проверено 13 мая 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кинг, Сьюзен (29 августа 2000 г.). «Первый телевизионный фильм PBS, вышедший на видео, DVD». Чикаго Сан-Таймс .
- ^ Ле Гуин, Урсула (1989). «Работа на «Токарном станке» » . Танцы на краю света . Гроув Пресс. п. 31. ISBN 978-0-8021-3529-2 .
- ^ Кольер, Джей (29 ноября 2015 г.). «Создание «Небесного станка» » . Сеть выпускников WGBH . ВГБХ . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ Ле Гуин 1989 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б Шепард, Ричард Ф. (26 мая 1978 г.). «Телевидение: «Амал» вернется на Рождество через 12 лет; грант в размере 740 000 долларов на помощь футуристическим пилотам лаборатории WNET-TV» (требуется оплата) . Нью-Йорк Таймс . п. С26.
- ^ Ле Гуин, Урсула К.; Ле Гуин, Урсула К.; Ле Гуин, Урсула К.; Ле Гуин, Урсула К.; Ле Гуин, Урсула К.; Ле Гуин, Урсула К. (2024). Аттебери, Брайан (ред.). Пять романов . Библиотека Америки. Нью-Йорк: Библиотека Америки. ISBN 978-1-59853-773-4 .
- ^ О'Коннор, Джон Дж. (9 января 1980 г.). «ТВ: WNET запускает научно-фантастический сериал» (требуется оплата) . Нью-Йорк Таймс . п. С23.
- ^ Браун, Лес (20 января 1980 г.). «Драматический сериал предлагается для общественного телевидения; идеальное расписание. Самый высокий уровень аудитории. Единообразное национальное расписание» (требуется плата) . Нью-Йорк Таймс . п. 48.
- ^ Перейти обратно: а б Мур, Майкл (март 1980 г.). «Кино и телевидение». Журнал «Арес» (1). Публикации моделирования, Inc.: 26.
- ^ «Роджеру Э. Суэйбиллу; писателю и писателю «Порки» было 47 лет» . Нью-Йорк Таймс . 22 января 1991 года.
- ^ Де Врис, Хилари (3 января 1993 г.). «Смех над рецессией» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 мая 2008 г.
- ^ Хохман, Дэвид (16 октября 1998 г.). «100 лучших научной фантастики» . Развлекательный еженедельник . Развлекательный еженедельник. п. 3. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Проверено 13 мая 2008 г.
- ^ МакДона, Мейтленд. «Небесный станок» . TVGuide.com . Проверено 13 мая 2008 г.
- ^ Себин, Фредерик К. (21 ноября 2000 г.). «Небесный станок» . Мания.com . Проверено 13 мая 2008 г.
- ^ Поневозик, Джеймс (28 мая 2000 г.). «Небесный станок» . Время . Архивировано из оригинала 21 октября 2012 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Бедфорд, Карен Эверхарт (1 мая 2000 г.). «Требования фанатов побуждают к возрождению классики научной фантастики» . Current.org . Проверено 13 мая 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- компании Thirteen/WNET Веб-сайт The Lathe of Heaven (архивная версия)
- токарных Кадры производства станков на официальном веб-сайте Брюса Дэвисона
- Небесный станок на IMDb
- фильмы 1980 года
- Телевизионные фильмы 1980 года
- Англоязычные фильмы 1980-х годов
- Фэнтези-фильмы 1980 года
- Научно-фантастические фильмы 1980 года
- Адаптации произведений Урсулы К. Ле Гуин
- Американские психологические фильмы
- Американские научно-фантастические телефильмы
- Фильмы о мечтах
- Фильмы по американским романам
- Фильмы по мотивам научно-фантастических романов
- Фильмы, написанные Майклом Смоллом
- Действие фильмов происходит в Портленде, штат Орегон.
- Фильмы, снятые в Далласе
- Фильмы, снятые в Форт-Уэрте, штат Техас.
- Немецкие научно-фантастические телефильмы
- Телешоу по американским романам
- Фильмы режиссера Фреда Барзика
- Американские фильмы 1980-х годов