Jump to content

Мы что

Мы что
Вева, зуни- лхамана , около 1886 г.
Рожденный в. 1849 г.
Умер 1896 г. (46–47 лет)

Вева ( ок. 1849–1896, различные варианты написания) был зуни коренных американцев лхаманом из Нью-Мексико, известным ткачом и гончаром. [ 1 ] Будучи самым известным лхаманом в истории, Вева служил культурным послом коренных американцев в целом и зуни в частности, выступая в качестве контактного лица и педагога для многих европейско-американских поселенцев, учителей, солдат, миссионеров и антропологов. . [ 2 ] Приемная семья Ве'ва была одной из самых богатых и влиятельных в культуре зуни, что давало Ве'ва привилегированное положение, позволяющее утверждать свое церемониальное значение как лхамана. [ 3 ] В 1886 году Вева был частью делегации Зуни в Вашингтоне, округ Колумбия ; Во время этого визита Вева встретился с президентом Гровером Кливлендом . [ 4 ]

В традиционной культуре зуни лхамана - это люди мужского пола, которые берут на себя социальные и церемониальные роли, которые обычно выполняют женщины в их культуре, по крайней мере, некоторое время. Примечательно, что Вева по-прежнему играли мужские социальные роли зуни. Например, Вева принадлежали к мужскому обществу качина , группе, исполнявшей ритуальные танцы в церемониальных масках . лхамана носят как женскую, так и мужскую одежду. Некоторые современные лхаманы участвуют в современном паниндийском сообществе двух духов . [ 1 ]

Дружба Ве'ва с антропологом Матильдой Кокс Стивенсон привела к публикации большого количества материалов о зуни. Стивенсон записала свои наблюдения за Вева, используя как мужские, так и женские местоимения в разные моменты времени, написав: «Она выполняет мужские религиозные и судебные функции одновременно с женскими обязанностями, ухаживая за стиркой и садом». [ 5 ] «Он был самым умным человеком в пуэбло. Сильный характер сделал его слово законом как для мужчин, так и для женщин, с которыми он общался. Хотя его гнева боялись как мужчины, так и женщины, его любили все дети, которым он был дорог. всегда добрый». [ 6 ] Мы'ва прожили часть своей жизни в роли и одежде, обычно ассоциирующихся с мужчинами в культуре Зуни, и часть своей жизни в ролях, связанных с женщинами, затем снова в ролях и одежде, связанных с мужчинами. Друзья и родственники использовали для обозначения We'wha как мужские, так и женские местоимения, в зависимости от жизненного этапа и текущей профессии. [ 5 ] [ 6 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Вева родился примерно в 1849 году в Нью-Мексико в семье зуни . Племя зуни в то время все еще могло свободно практиковать свои религиозные обычаи и церемонии. Год рождения Вева был первым годом, когда зуни взаимодействовали с американцами, и первоначально они согласились вступить в союз с колонистами в некоторых территориальных битвах против своих традиционных соперников навахо и апачей . Колонисты принесли оспу , и в 1853 году оба родителя Вева умерли от новой болезни. в деревню [ 7 ] Затем Вева и его брат были усыновлены их тетей по отцовской линии. Ве'ва осталась членом племенного клана ее матери, известного как донаши:кве (народ барсуков). Он также сохранил церемониальные связи с кланом своего отца, бичи:кве (народ кизила). В новом усыновлении также появились две приемные сестры и брат. [ 8 ]

Детей зуни можно было признать лхаманами уже с трех-четырех лет. Однако в случае с Вева впервые Вева был включен в религиозные церемонии для мальчиков-зуни в возрасте двенадцати лет. Лишь через несколько лет после этого племя признало черты лхаманы Вева , и его религиозное обучение было передано родственницам женского пола. Затем мы научились навыкам женщин зуни – измельчению и приготовлению кукурузной муки, изготовлению церемониальной керамики, кулинарии и различным домашним работам. [ 3 ] В 1864 году зунисы и американские войска одержали победу над навахо , после чего навахо были отправлены в резервацию в Нью-Мексико на четыре года. Некоторые члены племени Вева затем переехали в заброшенные земли зуни Нутрия и Пескадо и стали фермерами, включая Вева и его приемную семью. [ 9 ] Пока семья Вева жила в этом регионе, Вева работал фермером, что в культуре зуни считалось традиционно мужским занятием.

Взрослая жизнь

[ редактировать ]
Мы ва, в традиционной одежде и украшениях, работаем на ткацком станке.
Мы работаем на ткацком станке

В 1870-х годах Вева все еще жил и работал на ферме. Когда приемная мать Вева стала старше, Вева взял на себя больше домашних обязанностей, как и его приемная старшая сестра. В 1877 году протестантские стали прибывать к племени зуни миссионеры . Эти миссионеры были частью «Мирной политики управления грантами». [ 10 ] Политика заключалась в том, чтобы коренные американцы , вместо того, чтобы быть переселенными в резервации, были ассимилированы в американское общество путем идеологической обработки христианства и других колониальных верований и социальных структур. Эти протестантские миссионеры были первыми белыми людьми, жившими среди этого конкретного племени зуни, и, вероятно, первыми белыми людьми, с которыми столкнулся Вева. На тот момент Ве'ва было бы за тридцать.

Пресвитерианским священником и врачом, назначенным к племени Вева , был человек по имени Тейлор Ф. Или, который прибыл в деревню со своей женой, двумя дочерьми и помощником учителя 12 октября 1878 года. Их направили в построенную школу. там годом ранее. [ 11 ] Мы помогали миссис Или заботиться о двух ее маленьких дочерях, а также выполняли различные обязанности по обучению и работе по дому. В дневнике г-жи Или были страницы, рассказывающие о Ве'ва: «За всю эту неделю мы сшили пять предметов одежды: юбку и две баски для Ве-Ва [ sic ], платье для Грейс (зуни), платье и юбку для нее. сестра, кроме одной, для которой нашли ситец». Эта дневниковая запись датирована 29 января 1881 года. [ 12 ] и в этот момент We'wha носит юбки и занимается уходом за детьми, поэтому, вероятно, в обществе его воспринимают как женскую роль. Вполне возможно, что Мы'ва получила оплату за свою работу с Илис. Это была бы не валюта, а товары, похожие на одежду, которую они шили вместе. В 1881 году протестантские миссионеры начали покидать деревню, включая семью Или. Миссия очень мало изменила религиозное мировоззрение зуни, и влияние школы было минимальным. Школа оставалась там, но не имела большого значения, пока ее не возобновили в 1888 году. [ 13 ]

Дружба We'wha и Стивенсона

[ редактировать ]
We'wha, фотография без даты; приобретен в Нью-Мексико в 1920 году.
Мы ткали на ткацком станке для одеял во время визита в Вашингтон, округ Колумбия, в 1880-х годах.

Матильда Кокс Стивенсон и Вева познакомились в 1879 году, когда работали с миссис Или. Стивенсон писал, что Вева был очень дружелюбен к посторонним и хотел изучать английский язык. Стивенсон описал Вева как «самого умного человека в пуэбло». Сильный характер сделал его слово законом как для мужчин, так и для женщин, с которыми он общался. Хотя его гнева боялись как мужчины, так и женщины, его любили все. дети, к которым он всегда был добр». [ 14 ] Изучив английский, Вева смог хорошо взаимодействовать с белыми посетителями, и это помогло им подружиться со Стивенсоном. Стивенсон посещал Вева в 1881, 1884, 1886, 1891–92, 1895 и 1896 годах. [ 13 ] Эти визиты способствовали развитию их дружбы.

В 1879 году Стивенсон представил коммерческое хозяйственное мыло в деревне Вева (у юго-западных племен уже было травяное мыло). Она научила их стирать одежду, используя более сильное химическое мыло, и вскоре Вева начал стирать большое количество одежды для членов протестантской миссии, зарабатывая за эту услугу серебряные доллары. Затем мы решили переехать в Форт Вингейт и мыть солдат и семью капитана. Мы начали расширять бизнес за пределы форта, а также примывать к себе белых поселенцев. Лишь немногие зуни работали на белых за плату. Если они работали за плату, «мужчины в женской одежде предпочтительнее женщин из-за их силы и выносливости». [ 15 ]

Стивенсон называет своего друга Вева «он». [ 6 ] а иногда как «она», по-видимому, сделавшая выбор в пользу последнего где-то после 1904 года, записывая в своем дневнике: «Поскольку писательница никогда не могла думать о своем верном и преданном друге в каком-либо другом свете, она будет продолжать использовать женский род, когда речь идет о We'wha». [ 16 ]

Стивенсон нанял Вева для изготовления религиозной керамики зуни, которая позже будет выставлена ​​в Национальном музее в Вашингтоне, округ Колумбия. Вева был очень опытным гончаром и следовал строгим религиозным протоколам, которые сопровождали изготовление керамики зуни. Будучи талантливым ткачом, Вева также шила корзины, платья, одеяла и пояса. Говорили, что Вева имел глаз на приятные узоры и цвета. Джордж Уортон Джеймс , эксперт по стилям ткачества коренных американцев , писал: «Она была искусной ткачихой, и ее столб из мягких тканей был наполнен работой ее ткацких одеял и изысканно сотканных платьев, а также тонким восприятием цветовых оттенков. что радовало глаз знатока». [ 17 ]

Дружба Ве'ва со Стивенсоном подвергла Ве'ва риску быть обвиненным в колдовстве со стороны племени Зуни. Зуни с подозрением относились к членам племени, которые передавали секреты посторонним. Однако племя Вева никогда не обвиняло их в колдовстве и продолжало доверять Вева как ценному лхаману. [ 18 ]

Визит We'wha в Вашингтон

[ редактировать ]

В декабре 1885 года Матильда Кокс Стивенсон и ее муж Джеймс Стивенсон отвезли Вева в Вашингтон, округ Колумбия. Это был первый опыт Вева в американском городе. Во время поездки она была частью вашингтонского общества вместе со Стивенсонами и посещала различные мероприятия. В их число входили мероприятия для высшего общества, такие как посещение бала в Новом национальном театре и участие в чаепитии с дамами из Вашингтона. Одним из наиболее примечательных событий стала встреча Вева с президентом Гровером Кливлендом 24 июня 1886 года. Позже в том же месяце она покинула Вашингтон. [ 19 ]

Мы привлекли особое внимание правительства и прессы США. We'wha привлекло это внимание, потому что большинство американцев считали We'wha женщиной, и для Соединенных Штатов было необычно принимать делегатов-женщин из числа коренных американцев. Многие другие индейцы-мужчины, приехавшие в девятнадцатом веке, посетили Соединенные Штаты практически без какого-либо внимания со стороны общественности и прессы. [ 20 ] Именно это внимание позволило We'wha встретиться и пожать руку президенту США Гроверу Кливленду. [ 21 ]

У нас были свои цели во время визита в столицу. Они считали себя представителями племени зуни и делали все возможное, чтобы установить хорошие отношения с правительством Соединенных Штатов и их народом, чтобы обеспечить здоровье их продолжающегося союза. [ 22 ]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

После работы послом культуры народа зуни в Вашингтоне Вева вернулся в сообщество пуэбло. Но спустя шесть лет после пребывания в Вашингтоне Вева отсидел месяц в тюрьме. Причина, по которой Мы провели время в тюрьме, подвергается сомнению, поскольку некоторые связывают это с колдовством. Уилл Роско написал, что «он провел месяц в тюрьме за сопротивление солдатам, посланным тем же правительством для вмешательства в его общественные дела». [ 23 ] При этом он ссылается на правительство, с которым Вева работал во время своего визита в Вашингтон. Уилл Роско также пишет по другому поводу, разъясняя неверное толкование Вева и обвинений в колдовстве. Он заявляет:

Вева и другие лидеры зуни никогда не обвинялись в колдовстве - скорее, лидеры зуни обвинили и судили молодого человека, а Вева, который сопротивлялся солдатам, посланным для ареста этих лидеров, сам был арестован. [ 24 ]

В 1896 году семья Вева была выбрана местом проведения ежегодного фестиваля Шалако , и он позаботился о том, чтобы все было подготовлено. Эти приготовления включали «тщательную укладку каменного пола в большой комнате, где танцевал бог-птица». [ 25 ] Он умер вскоре после участия в фестивале из-за сердечной недостаточности. [ 26 ] [ 27 ] После смерти Вева Стивенсон вспоминала этот момент в одной из своих книг:

Член семьи имеет обычай держать молитвенные перья возле рта умирающего и повторять молитву, но в случае с Вева такая практика не наблюдалась. [...] Брат предложил держать перья и читать молитвы, но Мы'ва слабо протянула к ним руку, и, сжимая молитвенные перья между руками, она сделала большое усилие, чтобы говорить. Она сказала всего несколько слов, а затем откинулась на спинку стула. Брат снова предложил подержать перья и помолиться, но она снова отказалась. [ 28 ]

Наследие

[ редактировать ]

Наследие и действия Ве'ва на протяжении всей их жизни привели к тому, что Ве'ва был признан выдающейся личностью в истории. [ 29 ]

Современное представление Ве'ва, которое иллюстрирует ее важность, - это появление Ве'ва в дудле Google 1 ноября 2021 года, который включал некоторые биографические и наследственные подробности, а также игру по ткачеству, которая поможет узнать о плетении зуни. [ 30 ] Искусство интерактивных дудлов Google было создано Маллери Кетавки, человеком из племени Зуни. В ответе Маллери на вопрос они объясняют, что We'wha сыграли большую роль в представлении культуры зуни и основного элемента искусства как ткачиха.

«Для меня создание дудла We:wa было большой честью, поскольку We:wa был таким теплым и щедрым человеком, который олицетворял наши основные ценности как A:shiwi. Представлять свой народ в этом дудле — это еще одна честь, за которую я всегда буду благодарен». Мы — деревня, наполненная талантливыми художниками, и я абсолютно благодарен за эту честь представлять нашу историю и рассказывать ее, используя наше искусство». (Приглашенный художник Зуни Пуэбло Маллери Кетавки) [ 30 ]

У We'wha также есть страница на веб-сайте Национального музея женской истории , опубликованная недавно, в июне 2021 года. [ 31 ] На этой странице кратко рассказывается о жизни и вкладе Ве'ва в мир, описывая Ве'ва как человека, который «оставил глубокое наследие в качестве церемониального лидера, культурного посла и художника, который работал над сохранением образа жизни зуни». [ 31 ] В конце 2010-х годов в Сан-Франциско была на Радужной аллее чести установлена ​​бронзовая мемориальная доска в честь Вева с надписью:

«Уважаемый зуни-лхамана или два духа, опытный гончар, ткач и посол культуры нации зуни». [ 24 ]

Мемориальная доска We'wha на Радужной аллее чести в Сан-Франциско [ 32 ]

Как опытный художник, Вева был одним из первых зуни, которые производили произведения искусства зуни, такие как керамика и текстиль, с намерением продавать свои работы, начав процесс, в результате которого искусство коренных американцев стало популярным изобразительным искусством, продаваемым в Соединенных Штатах. Штаты и другие страны. [ 33 ] Чтобы еще больше расширить культурное наследие племени зуни, Вева также преподнес президенту США Гроверу Кливленду и первой леди Фрэнсис Кливленд свадебный подарок ручной работы. [ 1 ] Отчасти благодаря We'wha, вторым по величине источником дохода народа зуни теперь является продажа произведений искусства зуни. [ 33 ]

Кроме того, Пол Эллиот Рассел, американский писатель и профессор университета, поставил We'wha на 53-е место в своей книге 1995 года «100 геев: рейтинг самых влиятельных геев и лесбиянок прошлого и настоящего» о самых важных гомосексуальных людях в мировой истории. . [ 34 ]

Наследие We'wha можно объяснить несколькими вариантами написания их имени, а также несколькими прозвищами. Некоторые варианты написания и способы обозначения We'wha включают: We'wha, We:wa, [ 30 ] Принцесса Зуни, [ 35 ] и многие другие названия.

Местоимения

[ редактировать ]

Существуют серьезные разногласия по поводу того, какие местоимения следует использовать по отношению к We'wha. Матильда Кокс Стивенсон, современница и близкая подруга Вева, варьировала местоимения мужского и женского рода. [ 36 ] Уилл Роско, ученый, написавший больше всего о We'wha, использует в основном местоимения мужского рода. [ 37 ] На странице Национального музея женской истории на We'wha предпочитают использовать гендерно-нейтральное местоимение «они», утверждая, что зуни признали лхамана культурно и социально отличным как от мужчин, так и от женщин, поэтому ни мужские, ни женские местоимения не подходят. Единого мнения до сих пор нет. [ 1 ]

Таким образом, Роско иногда критиковали за то, что он представил Вева как гомосексуального мужчину на основе евроцентристского видения гомосексуализма. [ 38 ] Однако до сих пор неясное определение гендерной идентичности, данное зуни, нельзя сравнивать с западными определениями.

«Важно подчеркнуть тот факт, что бердаче относится к «отдельному гендерному статусу, обозначаемому специальными терминами, а не словами «мужчина» или «женщина». Таким образом, обозначение бердаче как просто гомосексуалиста, трансвестита и «Гермафродит» просто неуместен, поскольку эти термины обозначают понятие недостатка или избытка, которое отклоняется от нормального. [ 38 ] (Баю Кристанто)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Брандман, Мариана (июнь 2021 г.). «Мы что» . Национальный музей женской истории . Архивировано из оригинала 24 ноября 2023 года . Проверено 28 ноября 2023 г.
  2. ^ Роско 1991 , стр. 29, 43, 46.
  3. ^ Jump up to: а б Роско 1991 , с. 38.
  4. ^ Роско 1991 , с. 2.
  5. ^ Jump up to: а б Бост, Сюзанна (2003). Мулаты и метисы: представление смешанных идентичностей в Америке, 1850–2000 гг . Афины, Джорджия: Издательство Университета Джорджии. п. 37 . ISBN  978-0-8203-2721-1 . OCLC   608691560 .
  6. ^ Jump up to: а б с Стивенсон 1904 , с. 37.
  7. ^ Роско 1991 , с. 30.
  8. ^ Роско 1991 , с. 31.
  9. ^ Роско 1991 , с. 40.
  10. ^ Роско 1991 , с. 42.
  11. ^ Роско 1991 , с. 43.
  12. ^ Или, Тейлор Ф. (1984). Бендер, Норман Дж (ред.). Миссионеры, преступники и индейцы: Тейлор Ф. Или в Линкольне и Зуни, 1878–1881 гг . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. п. 153 . ISBN  978-0-8263-0757-6 . OCLC   563018342 - через Интернет-архив.
  13. ^ Jump up to: а б Роско 1991 , с. 46.
  14. ^ Роско 1991 , с. 37.
  15. ^ Стивенсон 1904 , с. 380.
  16. ^ Стивенсон 1904 , с. 310.
  17. ^ Джеймс, Джордж Уортон (1920). Нью-Мексико: Земля создателей наслаждений; история его древних жилищ на скалах и пуэбло, завоеваний испанцами, францисканских миссий . Смотрите первую серию «Америка». Бостон: Компания Page. стр. 63–64 . OCLC   647091733 .
  18. ^ Роско 1991 , с. 120.
  19. ^ Мут, Шарлотта (28 июля 2021 г.). «Мы посещаем столицу» . Пограничные камни . Архивировано из оригинала 2 сентября 2023 года . Проверено 27 ноября 2023 г.
  20. ^ Роско 1991 , стр. 54–55.
  21. ^ Роско 1991 , стр. 70–71.
  22. ^ Роско 1991 , с. 73.
  23. ^ Роско, Уилл (июль 1988 г.). «Мужчина-женщина Зуни» . Перспективы . 1 (2): 56 – через JSTOR.
  24. ^ Jump up to: а б Роско, Уилл (2019). «Изображение We'Wha было не в тему» . Всемирный обзор геев и лесбиянок . 26 (5) – через Gale Academic OneFile.
  25. ^ Роско, Уилл. «Мужчина-женщина Зуни» . Перспективы . 1 (2): 56. Архивировано из оригинала 11 ноября 2021 г. Получено 29 ноября 2023 г. - через JSTOR.
  26. ^ Стивенсон 1904 , с. 311.
  27. ^ Стюарт, Чак , изд. (2015). Гордое наследие: люди, проблемы и документы опыта ЛГБТ . Том. Т. 1: Историческое начало 1970-х годов. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, LLC. стр. 344–345. ISBN  978-1-61069-399-8 . OCLC   897379016 .
  28. ^ Стивенсон 1904 , с. 312.
  29. ^ Парсонс, Элси Клюс (1916). «Зуни Ламана» . Американский антрополог . 18 (4): 521–528. ISSN   0002-7294 . Архивировано из оригинала 22 августа 2023 г. Проверено 29 ноября 2023 г.
  30. ^ Jump up to: а б с «Празднование покойного We:wa Doodle — Google Doodles» . дудлы.google . Проверено 26 ноября 2023 г.
  31. ^ Jump up to: а б «Мы что» . Национальный музей женской истории . Архивировано из оригинала 24 ноября 2023 г. Проверено 26 ноября 2023 г.
  32. ^ Эйтан, Тед (16 ноября 2017 г.), 11 ноября 2017 г., Люди и места Сан-Франциско, Сан-Франциско, Калифорния, США 0497 , заархивировано из оригинала 21 января 2019 г. , получено 28 ноября 2023 г.
  33. ^ Jump up to: а б Роско 1991 , с. 121.
  34. ^ Пол Эллиот Рассел : 100 геев: рейтинг самых влиятельных геев и лесбиянок прошлого и настоящего . Издательская группа Кэрол, Секаукус, 1995 г., ISBN   0-8065-1591-0 , глава We'wha .
  35. ^ «Мужчина-женщина Зуни» . www.willsworld.org . Архивировано из оригинала 30 ноября 2023 г. Проверено 26 ноября 2023 г.
  36. ^ Роско 1991 , с. 49.
  37. ^ Роско 1991 .
  38. ^ Jump up to: а б Кристанто, Баю (2011). «Два духа и деколонизация гендера» . Парадигма: журнал Каджян Будая . 1 (2). Архивировано из оригинала 30 ноября 2023 г. Проверено 29 ноября 2023 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  • Мут, Шарлотта (28 июля 2021 г.). «Мы посещаем столицу» . Пограничные камни: исторический блог WETA в Вашингтоне, округ Колумбия . Проверено 2 ноября 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 894f0ac7d27daf4ba3e491b24afbd88c__1724343000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/89/8c/894f0ac7d27daf4ba3e491b24afbd88c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
We'wha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)