Мы что
Мы что | |
---|---|
![]() Вева, зуни- лхамана , около 1886 г. | |
Рожденный | в. 1849 г. |
Умер | 1896 г. (46–47 лет) |
Вева ( ок. 1849–1896, различные варианты написания) был зуни коренных американцев лхаманом из Нью-Мексико, известным ткачом и гончаром. [ 1 ] Будучи самым известным лхаманом в истории, Вева служил культурным послом коренных американцев в целом и зуни в частности, выступая в качестве контактного лица и педагога для многих европейско-американских поселенцев, учителей, солдат, миссионеров и антропологов. . [ 2 ] Приемная семья Ве'ва была одной из самых богатых и влиятельных в культуре зуни, что давало Ве'ва привилегированное положение, позволяющее утверждать свое церемониальное значение как лхамана. [ 3 ] В 1886 году Вева был частью делегации Зуни в Вашингтоне, округ Колумбия ; Во время этого визита Вева встретился с президентом Гровером Кливлендом . [ 4 ]
В традиционной культуре зуни лхамана - это люди мужского пола, которые берут на себя социальные и церемониальные роли, которые обычно выполняют женщины в их культуре, по крайней мере, некоторое время. Примечательно, что Вева по-прежнему играли мужские социальные роли зуни. Например, Вева принадлежали к мужскому обществу качина , группе, исполнявшей ритуальные танцы в церемониальных масках . лхамана носят как женскую, так и мужскую одежду. Некоторые современные лхаманы участвуют в современном паниндийском сообществе двух духов . [ 1 ]
Дружба Ве'ва с антропологом Матильдой Кокс Стивенсон привела к публикации большого количества материалов о зуни. Стивенсон записала свои наблюдения за Вева, используя как мужские, так и женские местоимения в разные моменты времени, написав: «Она выполняет мужские религиозные и судебные функции одновременно с женскими обязанностями, ухаживая за стиркой и садом». [ 5 ] «Он был самым умным человеком в пуэбло. Сильный характер сделал его слово законом как для мужчин, так и для женщин, с которыми он общался. Хотя его гнева боялись как мужчины, так и женщины, его любили все дети, которым он был дорог. всегда добрый». [ 6 ] Мы'ва прожили часть своей жизни в роли и одежде, обычно ассоциирующихся с мужчинами в культуре Зуни, и часть своей жизни в ролях, связанных с женщинами, затем снова в ролях и одежде, связанных с мужчинами. Друзья и родственники использовали для обозначения We'wha как мужские, так и женские местоимения, в зависимости от жизненного этапа и текущей профессии. [ 5 ] [ 6 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Вева родился примерно в 1849 году в Нью-Мексико в семье зуни . Племя зуни в то время все еще могло свободно практиковать свои религиозные обычаи и церемонии. Год рождения Вева был первым годом, когда зуни взаимодействовали с американцами, и первоначально они согласились вступить в союз с колонистами в некоторых территориальных битвах против своих традиционных соперников навахо и апачей . Колонисты принесли оспу , и в 1853 году оба родителя Вева умерли от новой болезни. в деревню [ 7 ] Затем Вева и его брат были усыновлены их тетей по отцовской линии. Ве'ва осталась членом племенного клана ее матери, известного как донаши:кве (народ барсуков). Он также сохранил церемониальные связи с кланом своего отца, бичи:кве (народ кизила). В новом усыновлении также появились две приемные сестры и брат. [ 8 ]
Детей зуни можно было признать лхаманами уже с трех-четырех лет. Однако в случае с Вева впервые Вева был включен в религиозные церемонии для мальчиков-зуни в возрасте двенадцати лет. Лишь через несколько лет после этого племя признало черты лхаманы Вева , и его религиозное обучение было передано родственницам женского пола. Затем мы научились навыкам женщин зуни – измельчению и приготовлению кукурузной муки, изготовлению церемониальной керамики, кулинарии и различным домашним работам. [ 3 ] В 1864 году зунисы и американские войска одержали победу над навахо , после чего навахо были отправлены в резервацию в Нью-Мексико на четыре года. Некоторые члены племени Вева затем переехали в заброшенные земли зуни Нутрия и Пескадо и стали фермерами, включая Вева и его приемную семью. [ 9 ] Пока семья Вева жила в этом регионе, Вева работал фермером, что в культуре зуни считалось традиционно мужским занятием.
Взрослая жизнь
[ редактировать ]
В 1870-х годах Вева все еще жил и работал на ферме. Когда приемная мать Вева стала старше, Вева взял на себя больше домашних обязанностей, как и его приемная старшая сестра. В 1877 году протестантские стали прибывать к племени зуни миссионеры . Эти миссионеры были частью «Мирной политики управления грантами». [ 10 ] Политика заключалась в том, чтобы коренные американцы , вместо того, чтобы быть переселенными в резервации, были ассимилированы в американское общество путем идеологической обработки христианства и других колониальных верований и социальных структур. Эти протестантские миссионеры были первыми белыми людьми, жившими среди этого конкретного племени зуни, и, вероятно, первыми белыми людьми, с которыми столкнулся Вева. На тот момент Ве'ва было бы за тридцать.
Пресвитерианским священником и врачом, назначенным к племени Вева , был человек по имени Тейлор Ф. Или, который прибыл в деревню со своей женой, двумя дочерьми и помощником учителя 12 октября 1878 года. Их направили в построенную школу. там годом ранее. [ 11 ] Мы помогали миссис Или заботиться о двух ее маленьких дочерях, а также выполняли различные обязанности по обучению и работе по дому. В дневнике г-жи Или были страницы, рассказывающие о Ве'ва: «За всю эту неделю мы сшили пять предметов одежды: юбку и две баски для Ве-Ва [ sic ], платье для Грейс (зуни), платье и юбку для нее. сестра, кроме одной, для которой нашли ситец». Эта дневниковая запись датирована 29 января 1881 года. [ 12 ] и в этот момент We'wha носит юбки и занимается уходом за детьми, поэтому, вероятно, в обществе его воспринимают как женскую роль. Вполне возможно, что Мы'ва получила оплату за свою работу с Илис. Это была бы не валюта, а товары, похожие на одежду, которую они шили вместе. В 1881 году протестантские миссионеры начали покидать деревню, включая семью Или. Миссия очень мало изменила религиозное мировоззрение зуни, и влияние школы было минимальным. Школа оставалась там, но не имела большого значения, пока ее не возобновили в 1888 году. [ 13 ]
Дружба We'wha и Стивенсона
[ редактировать ]

Матильда Кокс Стивенсон и Вева познакомились в 1879 году, когда работали с миссис Или. Стивенсон писал, что Вева был очень дружелюбен к посторонним и хотел изучать английский язык. Стивенсон описал Вева как «самого умного человека в пуэбло». Сильный характер сделал его слово законом как для мужчин, так и для женщин, с которыми он общался. Хотя его гнева боялись как мужчины, так и женщины, его любили все. дети, к которым он всегда был добр». [ 14 ] Изучив английский, Вева смог хорошо взаимодействовать с белыми посетителями, и это помогло им подружиться со Стивенсоном. Стивенсон посещал Вева в 1881, 1884, 1886, 1891–92, 1895 и 1896 годах. [ 13 ] Эти визиты способствовали развитию их дружбы.
В 1879 году Стивенсон представил коммерческое хозяйственное мыло в деревне Вева (у юго-западных племен уже было травяное мыло). Она научила их стирать одежду, используя более сильное химическое мыло, и вскоре Вева начал стирать большое количество одежды для членов протестантской миссии, зарабатывая за эту услугу серебряные доллары. Затем мы решили переехать в Форт Вингейт и мыть солдат и семью капитана. Мы начали расширять бизнес за пределы форта, а также примывать к себе белых поселенцев. Лишь немногие зуни работали на белых за плату. Если они работали за плату, «мужчины в женской одежде предпочтительнее женщин из-за их силы и выносливости». [ 15 ]
Стивенсон называет своего друга Вева «он». [ 6 ] а иногда как «она», по-видимому, сделавшая выбор в пользу последнего где-то после 1904 года, записывая в своем дневнике: «Поскольку писательница никогда не могла думать о своем верном и преданном друге в каком-либо другом свете, она будет продолжать использовать женский род, когда речь идет о We'wha». [ 16 ]
Стивенсон нанял Вева для изготовления религиозной керамики зуни, которая позже будет выставлена в Национальном музее в Вашингтоне, округ Колумбия. Вева был очень опытным гончаром и следовал строгим религиозным протоколам, которые сопровождали изготовление керамики зуни. Будучи талантливым ткачом, Вева также шила корзины, платья, одеяла и пояса. Говорили, что Вева имел глаз на приятные узоры и цвета. Джордж Уортон Джеймс , эксперт по стилям ткачества коренных американцев , писал: «Она была искусной ткачихой, и ее столб из мягких тканей был наполнен работой ее ткацких одеял и изысканно сотканных платьев, а также тонким восприятием цветовых оттенков. что радовало глаз знатока». [ 17 ]
Дружба Ве'ва со Стивенсоном подвергла Ве'ва риску быть обвиненным в колдовстве со стороны племени Зуни. Зуни с подозрением относились к членам племени, которые передавали секреты посторонним. Однако племя Вева никогда не обвиняло их в колдовстве и продолжало доверять Вева как ценному лхаману. [ 18 ]
Визит We'wha в Вашингтон
[ редактировать ]В декабре 1885 года Матильда Кокс Стивенсон и ее муж Джеймс Стивенсон отвезли Вева в Вашингтон, округ Колумбия. Это был первый опыт Вева в американском городе. Во время поездки она была частью вашингтонского общества вместе со Стивенсонами и посещала различные мероприятия. В их число входили мероприятия для высшего общества, такие как посещение бала в Новом национальном театре и участие в чаепитии с дамами из Вашингтона. Одним из наиболее примечательных событий стала встреча Вева с президентом Гровером Кливлендом 24 июня 1886 года. Позже в том же месяце она покинула Вашингтон. [ 19 ]
Мы привлекли особое внимание правительства и прессы США. We'wha привлекло это внимание, потому что большинство американцев считали We'wha женщиной, и для Соединенных Штатов было необычно принимать делегатов-женщин из числа коренных американцев. Многие другие индейцы-мужчины, приехавшие в девятнадцатом веке, посетили Соединенные Штаты практически без какого-либо внимания со стороны общественности и прессы. [ 20 ] Именно это внимание позволило We'wha встретиться и пожать руку президенту США Гроверу Кливленду. [ 21 ]
У нас были свои цели во время визита в столицу. Они считали себя представителями племени зуни и делали все возможное, чтобы установить хорошие отношения с правительством Соединенных Штатов и их народом, чтобы обеспечить здоровье их продолжающегося союза. [ 22 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]После работы послом культуры народа зуни в Вашингтоне Вева вернулся в сообщество пуэбло. Но спустя шесть лет после пребывания в Вашингтоне Вева отсидел месяц в тюрьме. Причина, по которой Мы провели время в тюрьме, подвергается сомнению, поскольку некоторые связывают это с колдовством. Уилл Роско написал, что «он провел месяц в тюрьме за сопротивление солдатам, посланным тем же правительством для вмешательства в его общественные дела». [ 23 ] При этом он ссылается на правительство, с которым Вева работал во время своего визита в Вашингтон. Уилл Роско также пишет по другому поводу, разъясняя неверное толкование Вева и обвинений в колдовстве. Он заявляет:
Вева и другие лидеры зуни никогда не обвинялись в колдовстве - скорее, лидеры зуни обвинили и судили молодого человека, а Вева, который сопротивлялся солдатам, посланным для ареста этих лидеров, сам был арестован. [ 24 ]
В 1896 году семья Вева была выбрана местом проведения ежегодного фестиваля Шалако , и он позаботился о том, чтобы все было подготовлено. Эти приготовления включали «тщательную укладку каменного пола в большой комнате, где танцевал бог-птица». [ 25 ] Он умер вскоре после участия в фестивале из-за сердечной недостаточности. [ 26 ] [ 27 ] После смерти Вева Стивенсон вспоминала этот момент в одной из своих книг:
Член семьи имеет обычай держать молитвенные перья возле рта умирающего и повторять молитву, но в случае с Вева такая практика не наблюдалась. [...] Брат предложил держать перья и читать молитвы, но Мы'ва слабо протянула к ним руку, и, сжимая молитвенные перья между руками, она сделала большое усилие, чтобы говорить. Она сказала всего несколько слов, а затем откинулась на спинку стула. Брат снова предложил подержать перья и помолиться, но она снова отказалась. [ 28 ]
Наследие
[ редактировать ]Наследие и действия Ве'ва на протяжении всей их жизни привели к тому, что Ве'ва был признан выдающейся личностью в истории. [ 29 ]
Современное представление Ве'ва, которое иллюстрирует ее важность, - это появление Ве'ва в дудле Google 1 ноября 2021 года, который включал некоторые биографические и наследственные подробности, а также игру по ткачеству, которая поможет узнать о плетении зуни. [ 30 ] Искусство интерактивных дудлов Google было создано Маллери Кетавки, человеком из племени Зуни. В ответе Маллери на вопрос они объясняют, что We'wha сыграли большую роль в представлении культуры зуни и основного элемента искусства как ткачиха.
«Для меня создание дудла We:wa было большой честью, поскольку We:wa был таким теплым и щедрым человеком, который олицетворял наши основные ценности как A:shiwi. Представлять свой народ в этом дудле — это еще одна честь, за которую я всегда буду благодарен». Мы — деревня, наполненная талантливыми художниками, и я абсолютно благодарен за эту честь представлять нашу историю и рассказывать ее, используя наше искусство». (Приглашенный художник Зуни Пуэбло Маллери Кетавки) [ 30 ]
У We'wha также есть страница на веб-сайте Национального музея женской истории , опубликованная недавно, в июне 2021 года. [ 31 ] На этой странице кратко рассказывается о жизни и вкладе Ве'ва в мир, описывая Ве'ва как человека, который «оставил глубокое наследие в качестве церемониального лидера, культурного посла и художника, который работал над сохранением образа жизни зуни». [ 31 ] В конце 2010-х годов в Сан-Франциско была на Радужной аллее чести установлена бронзовая мемориальная доска в честь Вева с надписью:
«Уважаемый зуни-лхамана или два духа, опытный гончар, ткач и посол культуры нации зуни». [ 24 ]

Как опытный художник, Вева был одним из первых зуни, которые производили произведения искусства зуни, такие как керамика и текстиль, с намерением продавать свои работы, начав процесс, в результате которого искусство коренных американцев стало популярным изобразительным искусством, продаваемым в Соединенных Штатах. Штаты и другие страны. [ 33 ] Чтобы еще больше расширить культурное наследие племени зуни, Вева также преподнес президенту США Гроверу Кливленду и первой леди Фрэнсис Кливленд свадебный подарок ручной работы. [ 1 ] Отчасти благодаря We'wha, вторым по величине источником дохода народа зуни теперь является продажа произведений искусства зуни. [ 33 ]
Кроме того, Пол Эллиот Рассел, американский писатель и профессор университета, поставил We'wha на 53-е место в своей книге 1995 года «100 геев: рейтинг самых влиятельных геев и лесбиянок прошлого и настоящего» о самых важных гомосексуальных людях в мировой истории. . [ 34 ]
Наследие We'wha можно объяснить несколькими вариантами написания их имени, а также несколькими прозвищами. Некоторые варианты написания и способы обозначения We'wha включают: We'wha, We:wa, [ 30 ] Принцесса Зуни, [ 35 ] и многие другие названия.
Местоимения
[ редактировать ]Существуют серьезные разногласия по поводу того, какие местоимения следует использовать по отношению к We'wha. Матильда Кокс Стивенсон, современница и близкая подруга Вева, варьировала местоимения мужского и женского рода. [ 36 ] Уилл Роско, ученый, написавший больше всего о We'wha, использует в основном местоимения мужского рода. [ 37 ] На странице Национального музея женской истории на We'wha предпочитают использовать гендерно-нейтральное местоимение «они», утверждая, что зуни признали лхамана культурно и социально отличным как от мужчин, так и от женщин, поэтому ни мужские, ни женские местоимения не подходят. Единого мнения до сих пор нет. [ 1 ]
Таким образом, Роско иногда критиковали за то, что он представил Вева как гомосексуального мужчину на основе евроцентристского видения гомосексуализма. [ 38 ] Однако до сих пор неясное определение гендерной идентичности, данное зуни, нельзя сравнивать с западными определениями.
«Важно подчеркнуть тот факт, что бердаче относится к «отдельному гендерному статусу, обозначаемому специальными терминами, а не словами «мужчина» или «женщина». Таким образом, обозначение бердаче как просто гомосексуалиста, трансвестита и «Гермафродит» просто неуместен, поскольку эти термины обозначают понятие недостатка или избытка, которое отклоняется от нормального. [ 38 ] (Баю Кристанто)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Брандман, Мариана (июнь 2021 г.). «Мы что» . Национальный музей женской истории . Архивировано из оригинала 24 ноября 2023 года . Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ Роско 1991 , стр. 29, 43, 46.
- ^ Jump up to: а б Роско 1991 , с. 38.
- ^ Роско 1991 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Бост, Сюзанна (2003). Мулаты и метисы: представление смешанных идентичностей в Америке, 1850–2000 гг . Афины, Джорджия: Издательство Университета Джорджии. п. 37 . ISBN 978-0-8203-2721-1 . OCLC 608691560 .
- ^ Jump up to: а б с Стивенсон 1904 , с. 37.
- ^ Роско 1991 , с. 30.
- ^ Роско 1991 , с. 31.
- ^ Роско 1991 , с. 40.
- ^ Роско 1991 , с. 42.
- ^ Роско 1991 , с. 43.
- ^ Или, Тейлор Ф. (1984). Бендер, Норман Дж (ред.). Миссионеры, преступники и индейцы: Тейлор Ф. Или в Линкольне и Зуни, 1878–1881 гг . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. п. 153 . ISBN 978-0-8263-0757-6 . OCLC 563018342 - через Интернет-архив.
- ^ Jump up to: а б Роско 1991 , с. 46.
- ^ Роско 1991 , с. 37.
- ^ Стивенсон 1904 , с. 380.
- ^ Стивенсон 1904 , с. 310.
- ^ Джеймс, Джордж Уортон (1920). Нью-Мексико: Земля создателей наслаждений; история его древних жилищ на скалах и пуэбло, завоеваний испанцами, францисканских миссий . Смотрите первую серию «Америка». Бостон: Компания Page. стр. 63–64 . OCLC 647091733 .
- ^ Роско 1991 , с. 120.
- ^ Мут, Шарлотта (28 июля 2021 г.). «Мы посещаем столицу» . Пограничные камни . Архивировано из оригинала 2 сентября 2023 года . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Роско 1991 , стр. 54–55.
- ^ Роско 1991 , стр. 70–71.
- ^ Роско 1991 , с. 73.
- ^ Роско, Уилл (июль 1988 г.). «Мужчина-женщина Зуни» . Перспективы . 1 (2): 56 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б Роско, Уилл (2019). «Изображение We'Wha было не в тему» . Всемирный обзор геев и лесбиянок . 26 (5) – через Gale Academic OneFile.
- ^ Роско, Уилл. «Мужчина-женщина Зуни» . Перспективы . 1 (2): 56. Архивировано из оригинала 11 ноября 2021 г. Получено 29 ноября 2023 г. - через JSTOR.
- ^ Стивенсон 1904 , с. 311.
- ^ Стюарт, Чак , изд. (2015). Гордое наследие: люди, проблемы и документы опыта ЛГБТ . Том. Т. 1: Историческое начало 1970-х годов. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, LLC. стр. 344–345. ISBN 978-1-61069-399-8 . OCLC 897379016 .
- ^ Стивенсон 1904 , с. 312.
- ^ Парсонс, Элси Клюс (1916). «Зуни Ламана» . Американский антрополог . 18 (4): 521–528. ISSN 0002-7294 . Архивировано из оригинала 22 августа 2023 г. Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Празднование покойного We:wa Doodle — Google Doodles» . дудлы.google . Проверено 26 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Мы что» . Национальный музей женской истории . Архивировано из оригинала 24 ноября 2023 г. Проверено 26 ноября 2023 г.
- ^ Эйтан, Тед (16 ноября 2017 г.), 11 ноября 2017 г., Люди и места Сан-Франциско, Сан-Франциско, Калифорния, США 0497 , заархивировано из оригинала 21 января 2019 г. , получено 28 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Роско 1991 , с. 121.
- ^ Пол Эллиот Рассел : 100 геев: рейтинг самых влиятельных геев и лесбиянок прошлого и настоящего . Издательская группа Кэрол, Секаукус, 1995 г., ISBN 0-8065-1591-0 , глава We'wha .
- ^ «Мужчина-женщина Зуни» . www.willsworld.org . Архивировано из оригинала 30 ноября 2023 г. Проверено 26 ноября 2023 г.
- ^ Роско 1991 , с. 49.
- ^ Роско 1991 .
- ^ Jump up to: а б Кристанто, Баю (2011). «Два духа и деколонизация гендера» . Парадигма: журнал Каджян Будая . 1 (2). Архивировано из оригинала 30 ноября 2023 г. Проверено 29 ноября 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Роско, Уилл (1991). Мужчина-женщина Зуни . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 978-0-585-28264-0 . OCLC 45732770 - через Интернет-архив.
- Стивенсон, Матильда Кокс (1904). «Индейцы зуни: их мифология, эзотерические братства и церемонии» . Вашингтон, округ Колумбия: Бюро американского этноса. OCLC 1085605041 - через Интернет-архив.
Один из них был самым умным человеком в пуэбло. ... Хотя его гнева боялись как мужчины, так и женщины, его любили все дети, к которым он всегда был добр.
Перепечатано в 2010 году: ISBN 9781177757584
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Мут, Шарлотта (28 июля 2021 г.). «Мы посещаем столицу» . Пограничные камни: исторический блог WETA в Вашингтоне, округ Колумбия . Проверено 2 ноября 2021 г.