Маннус Франкен
Маннус Франкен | |
---|---|
Рожденный | 6 февраля 1899 г. Девентер , Нидерланды |
Умер | 1 августа 1953 г. Лохем , Нидерланды | ( 54 года
Национальность | Голландский |
Занятие | Кинорежиссер |
Годы активности | 1920–1953 гг. |
Заметная работа | |
Стиль | Авангард |
Маннус Франкен (6 февраля 1899 — 1 августа 1953) — голландский кинорежиссёр, сыгравший важную роль в развитии индонезийского кино . Он дебютировал как писатель, а затем работал с Джорисом Ивенсом над созданием двух документальных фильмов. вызвал его в Голландскую Ост-Индию, В 1934 году Альберт Балинк чтобы помочь с постановкой « Паре» (1936). Франкен оставался в Индии до начала Второй мировой войны, снимая кинохронику . После войны он вернулся в страну и продолжил эту работу. В 1949 году Франкен вернулся в Нидерланды, где перед смертью снял еще один фильм.
Биография
[ редактировать ]Франкен родился 2 февраля 1899 года в Девентер , Нидерланды. [ 1 ] В юности он работал писателем-режиссером, прежде чем переехать в Париж в 1925 году; [ 2 ] в Париже он писал об экспериментальных фильмах, производимых во Франции, [ 3 ] а в 1928 году поставил спектакль « D 16 Mensch en Machine » ( «Человек и машина D 16 ») по мотивам рассказа Жюля Ромена «Доного Тонка» . [ 4 ]
В следующем году, работая с Йорисом Ивенсом , Франкен снял короткометражки «Regen» ( «Дождь» ) и «Брэндинг» . [ 5 ] Примерно в это же время он снял еще один короткометражный фильм под названием Люксембургский « сад », а в начале 1930-х годов снял еще несколько фильмов. [ 2 ] Также в начале 1930-х годов он активно работал в Нидерландах в качестве члена Filmliga , голландского киноклуба (1927–1933), основанного Менно тер Брааком и Хенриком Шольте , а также в качестве председателя Ассоциации образовательных и развивающих фильмов; [ 6 ] в Амстердамской лиге он руководил театром Де Уиткийк. [ 5 ]
Франкен вместе с голландско-индонезийским журналистом и режиссером Альбертом Балинком и этническими китайцами братьями Вонг основали продюсерскую компанию Java Pacific Film в 1930-х годах на территории тогдашней Голландской Ост-Индии , которая выпустила «Парех» (1936), этнографический фильм, считающийся предшественником. для фильмов «Индонезия Инда». [ 7 ] Балинк привез Франкена в страну, чтобы гарантировать ее художественное качество. [ 3 ] Франкен помогал с кинематографией и написанием сценария, и, для большей коммерческой жизнеспособности, получил высший счет . Однако фильм потерпел коммерческий провал и обанкротил его продюсеров, в том числе Франкена. [ 8 ]
Во время создания этих художественных фильмов он также работал с Синдикатом голландского индийского кино ( Algemeen Nederlandsch Indisch Filmsyndicaat , или ANIF), принадлежащим Балинку, и режиссировал кинохронику . [ 9 ] В это время Франкен, возможно, был вовлечен в производство Теранга Боэлана , художественного фильма режиссера Балинка. Индонезийский историк Мисбах Юса Биран пишет, что Франкен не участвовал, поскольку Теранг Боелан занимался меньшей этнографической работой, [ 10 ] а американский киновед Карл Г. Хайдер пишет, что Франкен был одним из режиссеров фильма. [ 11 ] В 1938 году Франкен снял полудокументальный фильм « Тана Сабранг» , основанный на произведениях Адриана Джонкерса и пропагандирующий эмиграцию с Явы на Суматру . [ 12 ] [ 13 ] К тому времени, когда разразилась Вторая мировая война, Франкен уже был в Нидерландах; ANIF закрылся в 1940 году. [ 2 ]
После войны Франкен вернулся в Индию – с тех пор, как провозгласил независимую нацию под названием Индонезия – чтобы снимать фильмы для Информационной службы правительства Нидерландов ( Rijksvoorlichtingsdienst ). Франкен вернулся в Нидерланды в 1949 году, чтобы продюсировать фильм для правительства. Он умер 1 августа 1953 года в Лохеме . [ 1 ] [ 2 ]
Наследие
[ редактировать ]После смерти Франкена в некрологе в газете De Telegraaf в стране . говорилось, что он был новаторским режиссером-документалистом в Нидерландах и одним из немногих авангардных творческих профессионалов [ 3 ] Историк кино Питер Коуи пишет, что Франкен был недооценен и был «настоящим пионером и настоящей опорой документальных достижений, которые обычно приписывают исключительно Джорису Ивенсу». [ 1 ] Хайдер считает Пареха и Теранга Боэлана двумя наиболее важными кинематографическими произведениями Голландской Ост-Индии 1930-х годов. [ 11 ]
Фонд Маннуса Франкена, целью которого является сохранение наследия Франкена, был основан в 1979 году. [ 14 ]
Производство фильмов
[ редактировать ]- Jardins du Luxembourg ( Люксембургские сады )
- Дождь ( Дождь ; 1929)
- Брендинг ( Прибой ; 1929)
- Оба ( Райс ; 1936)
- Теранг Боэлан ( Полнолуние ; 1937; не определено)
- Земля Сабранга (1938) [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Коуи, Питер (1979). Голландское кино: иллюстрированная история . Лондон: Тантиви Пресс. ISBN 978-0-498-02425-2 .
- ^ Jump up to: а б с д «Маннус Франкен» . Filmmuseum.nl . Амстердам: Институт кино EYE, Нидерланды . 20 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 23 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Биран 2009 , с. 159.
- ^ Европейский фонд "Доного Тонка и D.16.MM" . 22 февраля 2010 г. Архивировано из оригинала 22 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Парех, это было на Яве» . Filmmuseum.nl . Амстердам: Институт кино EYE, Нидерланды . 20 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 23 января 2018 г.
- ^ Паалман, Флорис (2009). «Гавань, архитектура, фильм: Роттердам, 1925–1935» . В Винценце Хедигере (ред.). Фильмы, которые работают: индустриальный фильм и продуктивность СМИ . Патрик Вондерау. Амстердам УП. стр. 391–404. ISBN 9789089640130 .
- ^ Робертс, Мартин (2000). «Индонезия: Фильм» . В Хьорте Метте (ред.). Кино и нация . Скотт Маккензи. Психология Пресс. стр. 162–76. ISBN 9780415208635 .
- ^ Биран 2009 , с. 160.
- ^ Биран 2009 , стр. 166–167.
- ^ Биран 2009 , с. 168.
- ^ Jump up to: а б Хайдер, Карл Г. (1991). Индонезийское кино: национальная культура на экране . Университет Гавайев П.п. 15. ISBN 9780824813673 .
- ^ Биран 2009 , с. 174.
- ^ Jump up to: а б «Танах Сабранг, хет земля аан де оверкант» . Институт кино EYE, Нидерланды . Архивировано из оригинала 21 февраля 2014 года . Проверено 23 июля 2012 г.
- ^ Травяное поле, Фонс; Франкен, Маннус (1988). Танах Сабранг . Фонд Маннуса Франкена. ISBN 9789068322163 .
Библиография
[ редактировать ]- Биран, Мисбах Юса (2009). История кино 1900–1950: Создание фильмов на Яве [ История кино 1900–1950: Создание фильмов на Яве ] (на индонезийском языке). Bamboo Community работает с Художественным советом Джакарты. ISBN 978-979-3731-58-2 .