Дмитрий Кирсанов
Дмитрий Кирсанов | |
---|---|
Рожденный | Маркус Давид Суссманович Каплан 6 марта 1899 г. |
Умер | 11 февраля 1957 г. Париж , Франция | (57 лет)
Национальность | Русский (латышский или эстонский) |
Образование | Нормальная музыкальная школа, Париж |
Занятие | Кинорежиссер |
Супруг (а) | Nadia Sibirskaïa Берта Ноэлла Бессетт (позже известная как Моник Кирсанофф ) |
Dimitri Kirsanoff ( Russian : Димитрий Кирсанов , né Markus David Sussmanovitch Kaplan , Маркус Давид Зусманович Каплан; [1] 6 марта 1899 — 11 февраля 1957) — русско-французский кинорежиссер, работавший во Франции, которого иногда считали частью французского импрессионистского движения в кино. Он известен некоторыми поэтическими немыми фильмами, которые он снял самостоятельно, особенно средним фильмом « Менильмонтан» , но в эпоху звука он добился меньшего успеха с коммерческими фильмами. [2]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Кирсанов родился Маркус Давид Суссманович Каплан. [1] 5 марта 1899 г. [3] в Тарту (тогда Юрьев), Эстония , тогда Российская империя . Многие факты о его молодости было трудно проверить, и различные источники подтверждают альтернативные версии. [4] Судя по всему, его родители были литовскими евреями, приехавшими в Тарту в 1870 году. После убийства отца большевиками в 1919 году [3] Кирсанов покинул Тарту и направился в Париж, куда прибыл в 1921 году, и на каком-то этапе принял имя Дмитрий Кирсанов вместо Маркуса Каплана. Он преследовал свои музыкальные интересы, изучая игру на виолончели и играя в оркестре, аккомпанируя немым фильмам. [3] [4]
По мере того как его интерес к кино рос, он встретил начинающую молодую актрису по имени Жермен Леба из Бретани, и она под новым именем Надя Сибирская стала его партнершей и соавтором в его фильмах на протяжении 1920-х годов. [5] (стр. 21)
Карьера
[ редактировать ]За период 1921–1929 (последние годы немого кино) Кирсанов снял пять игровых фильмов (три полнометражных и два короткометражных или средней продолжительности), во всех с участием актрисы Нади Сибирской. [4] По его собственному признанию, когда он начинал, он мало разбирался в кинотехнике и не имел контактов ни с французским авангардом, ни с другими русскими кинематографистами-эмигрантами во Франции, многие из которых были связаны с продюсерской компанией «Альбатрос» . Он работал независимо и с ограниченными техническими ресурсами, иногда создавая визуальные эффекты растворения и последовательности монтажа в камере. [6]
Подход Кирсанова к кинопроизводству был больше всего озабочен изображением – тем, как оно составлено и как оно соотносится с другими изображениями, а не только его способностью иллюстрировать историю. [5] (стр. 26) В Менильмонтане он создал поэтический портрет рабочего квартала Парижа, используя такие визуальные приемы, как наложения, повторяющиеся изображения, растворения и неожиданные сопоставления, в то время как был набросан мелодраматический рассказ о двух сестрах, осиротевших после убийства своих родителей. эллиптически и с неопределенной хронологией. Еще одна забота Кирсанова в этом (и его предыдущем фильме) заключалась в том, чтобы исключить использование титров из повествования, заставив зрителя полностью взаимодействовать с ним в визуальном плане. [3] Несмотря на скромную продолжительность, «Менильмонтан» стал самым популярным и неизменно ценимым фильмом Кирсанова, особенно среди «артхаусной» публики. [7] [8] [9]
Первым звуковым фильмом Кирсанова был «Похищение» (1934), основанный на произведении Шарля Фердинанда Рамю «Разделение рас» и снятый в Швейцарии. Использование диалогов сведено к минимуму, но большее внимание уделяется музыкальной партитуре, написанной Артуром Онеггером и Артуром Хоре . Однако законченный фильм получил очень ограниченное распространение, и хотя он продолжал вызывать восхищение у историков кино, он не мог конкурировать на рынке, на котором все больше доминировали крупные американские компании. Это был последний полнометражный фильм, в котором Кирсанов имел свободу работать так, как хотел. [5] (стр. 53–59) [3]
На протяжении оставшейся части карьеры Кирсанов чередовал различные коммерческие фильмы и документальные фильмы, а иногда и короткометражные фильмы более личного характера, которые финансировались его собственной компанией (например, «Arrière-saison» и «La Mort du cerf» ). [6] В годы немецкой оккупации он бездействовал.
В 1939 году (расставшись с Надей Сибирской) Кирсанов женился на Берте Ноэлле Бессетт, киноредакторе, которая затем стала известна как Моник Кирсанофф. [10]
Кирсанов внезапно скончался от сердечного приступа в Париже 11 февраля 1957 года в возрасте 57 лет. [5] (стр. 109)
Фильмография
[ редактировать ]- 1923: «Ирония судьбы» ; художественный фильм, считавшийся утерянным
- 1926: Менильмонтан ; фильм средней продолжительности
- 1927: Сэндс ; художественный фильм
- 1927: Дестин ; художественный фильм
- 1929: Осенние туманы ; шорты
- 1929: Впечатления от Африки ; короткий; снято во время создания « Соболей»
- 1934: Восторг: разделение рас ; художественный фильм
- 1936: Визаж де Франс ; средней длины, считается потерянным
- 1936: Колыбели ; короткометражка ( Cinéphonie ) в сопровождении Форе песни
- 1936: Фонтан Аретюс ; короткометражка ( Cinéphonie ) в сопровождении музыки Шимановского
- 1936: Девушка в саду ; короткометражка ( Cinéphonie ) в сопровождении Момпу музыки
- 1937: Франко де Порт ; художественный фильм
- 1938: Полуночный самолет ; художественный фильм
- 1938: Самая красивая девушка в мире ; художественный фильм
- 1939: Район без солнца ; художественный фильм (выпущен в 1945 г.)
- 1946: Два друга ; короткометражка по рассказу Мопассана
- 1950: Разные события в Париже ; художественный фильм
- 1950: предупреждение о грязном молоке ; короткометражный документальный фильм по заказу
- 1950: бульвар Карно, 22 ; короткометражный документальный фильм по заказу
- 1950: Конец сезона ; шорты
- 1952: Смерть оленя: Охота ; шорты
- 1952: Лесная сказка ; шорты
- 1953: Полуночный свидетель ; художественный фильм
- 1955: Механизация и консолидация ; короткометражный документальный фильм по заказу
- 1955: Череп ; художественный фильм
- 1956: Сегодня вечером летят юбки ; художественный фильм
- 1957: Мисс Катастрофа ; художественный фильм
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б "Raduraksti - Войти" . www.lvva-raduraksti.lv .
- ^ Словарь французского кино , [под ред. автор] Жан-Лу Пассек. Париж: Ларусс, 1987. с. 256.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дирк Хойер (1 декабря 2016 г.). «Дмитрий Кирсанов: Неуловимый эстонец» . Обзор Baltic Screen Media . 4 (1): 5–15. дои : 10.1515/bsmr-2017-0001 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Словарь французского кино двадцатых годов» . 1895 год. Одна тысяча восемьсот девяносто пять (33) года. Французская ассоциация исследований истории кино (AFRHC): 229–242. Июнь 2001 г. doi : 10.4000/1895.95 . Проверено 2 марта 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кристофер Требул. Уникальная работа Дмитрия Кирсанова . Париж: Л'Харматтан, 2003.
- ^ Перейти обратно: а б Уолтер С. Мишель, Памяти Дмитрия Кирсанова, забытого мастера , в журнале «Кинокультура» , вып. 15, 1957, стр. 3-5. Проверено 13 июля 2022 года. Архивировано в Wayback Machine.
- ^ Ричард Абель, Французское кино, Первая волна 1915–1929 . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1984. стр. 395–402.
- ^ Дадли Эндрю, Туманы сожаления . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1995. с. 42.
- ^ Клаудио Алвес. «Безмолвная музыкальность Дмитрия Кирсанова» , в Photogenie , вып. 13 апреля 2022 г. Проверено 15 июля 2022 г. Архивировано в Wayback Machine.
- ^ Архив Парижа [онлайн] Свидетельство о браке № 1749 (просмотр 3/31). (Онлайн-архив города Парижа, акт гражданского состояния 15-го округа, регистрация браков за 1939 год). Проверено 14 июля 2022 года. Брак пары был зарегистрирован под именами Марк Дэвид Каплан и Берта Ноэлла Бессетт.