Jump to content

Францишек Корницкий

Францишек Корницкий
Францишек Корницкий, 1943 год.
Рожденный ( 1916-12-18 ) 18 декабря 1916 г.
Верешин, Люблинская губерния , Вислинская земля , Российская империя
(ныне Верешин , Польша )
Умер 16 ноября 2017 г. (16 ноября 2017 г.) (100 лет) [ 1 ]
Уэртинг , Англия
Верность  Польша
 Франция
 Великобритания
Услуга/ ветвь
Лет службы 1939–1972
Классифицировать Полковник (ВВС Польши)
Командир эскадрильи (RAF)
Команды удержаны № 308-я польская истребительная эскадрилья
(1943)
№ 317 Польская истребительная эскадрилья
(1943)
Битвы/войны
Награды

Францишек Корницкий (18 декабря 1916 — 16 ноября 2017) — польский летчик-истребитель, служивший в ВВС Польши в Польше, Франции и Великобритании во время Второй мировой войны , а затем служивший в Королевских ВВС (RAF). Он умер всего за несколько недель до своего 101-го дня рождения и был последним выжившим командиром польской истребительной эскадрильи времен Второй мировой войны.

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]
Класс Корницкого в гимназии в Грубешове. Корницкий находится сразу за шляпой учителя слева. (Источник: семейный архив)

Корницкий родился в Верешине, к югу от Грубешува , в Польше, 18 декабря 1916 года и был шестым сыном Лукаша Корницкого, кучера в большом поместье, и его жены Аниелы Корницкой. Он пошел в сельскую школу в Верешине, а затем в гимназию в Грубешове , где жил и покрывал свои расходы, тренируя менее способных учеников.

Силы карьеры

[ редактировать ]

Стремясь продолжить свое образование, но не имея возможности позволить себе обучение в университете, он был принят курсантом двенадцатого набора в академию Польских ВВС в Демблине . В июле 1939 года он завершил учебу, заняв третье место из 173 учеников класса. [ 2 ] В середине двухнедельного отпуска перед своей первой командировкой он получил приказ немедленно явиться в свою часть во время всеобщей мобилизации, когда сгущались тучи войны, и попрощался со своей семьей. Он больше никогда не видел своего отца и не увидит свою мать и братьев еще 25 лет.

Немецкое вторжение

[ редактировать ]

Когда 1 сентября немецкие войска вторглись в Польшу, он был членом 162-й эскадрильи, летавшей на устаревших самолетах PZL P.7 без радиосвязи, и обнаружил, что немецкие истребители превосходят немецкие истребители по всем параметрам. Польские ВВС были в значительном меньшинстве, а потери были тяжелыми, поэтому истребительные эскадрильи постоянно отводились и перегруппировывались. 17 сентября на брифинге летчикам сообщили, что Советская Армия пересекла границу и движется на запад через Польшу и что для продолжения боя они должны вылететь в Румынию и направиться во Францию. Те, у кого не было самолетов, включая Корницкого, который обнаружил, что его забрали, пока он был на брифинге, должны были отправиться в Румынию по суше. Позже той же ночью вместе с несколькими другими пилотами он переправился в Румынию. Автомобильным и железнодорожным транспортом они добрались до порта Балчик , который тогда был частью Румынии, избежав интернирования и получив фальшивые документы от польского посольства, а затем отплыли со многими другими летчиками СС. Патрис в Марсель . Прошло несколько месяцев, прежде чем была проведена летная подготовка на французском истребителе Morane 406 , и вскоре после того, как Корницкий закончил обучение, пришли новости о капитуляции Франции. Вместе с несколькими тысячами других поляков он добрался до Сен-Жан-де-Люз в Стране Басков и был эвакуирован на борту « Арандора Стар» в Ливерпуль , где его первой задачей было начать изучать английский язык.

Францишек Корницкий (Источник: семейный архив)

Британия

[ редактировать ]

К августу 1940 года польские ВВС уже насчитывали в Британии более 8000 человек, и в конечном итоге они состояли из шестнадцати истребительных и бомбардировочных эскадрилий, которые были сформированы в оперативном подчинении Королевских ВВС. После летной подготовки на Boulton Paul Defiant он был отправлен 11 октября 1940 года в 303-ю эскадрилью , сразу после того, как она двинулась на север для отдыха и реформирования после достижения за шесть недель наивысшего результата среди всех эскадрилий, принимавших участие в битве за Британию . Присоединившись к 303-й эскадрилье, он переоборудовался в Hawker Hurricane . В январе 1941 года он присоединился к 315-й эскадрилье , которая в июле перешла в RAF Northolt и была перевооружена на Spitfire MkII. 23 июля он совершил свой первый полет над Францией, получив, как обычно, указание держаться поближе к командиру своей секции. Он описал этот опыт следующим образом: «Мы находились на высоте более двадцати тысяч футов, а Франция под нами, когда я услышал по RT [радиопередатчику], что приближаются вражеские самолеты, а позже появились сообщения об атаках и предупреждающие крики — кто-то где-то сражался. Мне показалось, что мы немного нервничаем, когда я вспомнил золотое правило: никогда не летай прямо и ровно в течение какого-то времени, - и поэтому я тоже плелся за своим энергичным лидером, отчаянно пытаясь ни с кем не столкнуться и не потерять его. Мне удалось, но я больше ничего не увидел, кроме него и моих ближайших соседей. К нашей эскадрилье никто не приставал, и мы все вернулись целыми и невредимыми. Я приземлился весь в поту, выпрыгнул из самолета, закурил и глубоко затянулся». . [ 3 ]

13 февраля 1943 года он принял командование 308-й польской истребительной эскадрильей : в 26 лет он был самым молодым командиром эскадрильи в ВВС Польши и первым из двенадцатой эскадрильи в Демблине, достигшим такой должности. В конце месяца он заболел аппендицитом и 7 мая стал командиром 317-й польской истребительной эскадрильи , которой руководил до декабря 1943 года. С января 1944 года, прожив более трех лет в качестве летчика-истребителя, Корницкий был переведен на наземную работу офицером связи. Затем он поступил в штабной колледж польских ВВС в Уэстон-сьюпер-Мэр , после чего служил на штабных должностях в штабе 84-й группы 2-й тактической воздушной армии в Нидерландах, Бельгии и Германии. Как штабному офицеру ему было запрещено совершать боевые вылеты, но он только что получил разрешение переобучиться на новейшую модель «Спитфайра», когда война в Европе подошла к концу. За военную службу он был награжден Серебряным крестом Virtuti Militari (военный приказ № 08487) и орденом Крест Доблести с двумя перекладинами .

Пост-был

[ редактировать ]
Корницкий воссоединился со «Спитфайром», на котором летал в 1942 году.

Как и многие его соотечественники, Корницкий был встревожен Ялтинским соглашением и не имел желания ехать в оккупированную Советским Союзом Польшу после окончания войны. [ 4 ] Корницкий поступил на курс обучения в Ноттингемском техническом колледже, но в 1948 году женился на Пейшенс Уильямс, и они начали карьеру менеджеров отелей в пивоварне Symonds Brewery . Однако в июне 1951 года, отвечая на призыв к пилотам для Королевских ВВС, который расширялся в ответ на давление Холодной войны , он получил комиссию по кратковременной службе в качестве летного лейтенанта в Королевских ВВС и возобновил полеты. [ 5 ] В мае 1953 года он перешел в отдел общественного питания и служил на базах Королевских ВВС в Англии, Мальте, Адене и на Кипре. [ 6 ] его повысили до командира эскадрильи . 1 января 1961 года [ 7 ] и ушел из Королевских ВВС 8 января 1972 года. [ 8 ] Впоследствии он работал в Учебном совете газовой промышленности , а затем в Министерстве обороны .

6 марта 1948 года он женился на Пейшенс Керидвен Уильямс (известной как Пэт), дочери Юарта и Энид Уильямс. Их двое сыновей - Питер Корницки и Ричард Корницки. Его памятные вещи, в том числе бортовой журнал, французские очки и атташе-кейс, который ему выдали в Демблине в 1936 году, находятся в Польском музее в ВВС Великобритании в Нортхолте . Один из самолетов, на которых он летал, Spitfire MkVB BM 597, до сих пор летает в цветах 317-й эскадрильи: он воссоединился с ним в ВВС Великобритании в Нортхолте по случаю 70-летия битвы за Британию в сентябре 2010 года, когда Корницки тогда было 93 года. 16 июня 2011 года он был награжден Командорским крестом ордена Polonia Restituta , награда была вручена ему лично 24 сентября 2012 года президентом Польши Брониславом Коморовским . 11 ноября 2012 года ему было присвоено звание полковника (Пулковник) ВВС Польши. ему исполнилось 100 лет . В декабре 2016 года [ 9 ]

Осенью 2017 года, готовясь к своему столетнему юбилею в 2018 году, Музей Королевских ВВС организовал опрос, чтобы выбрать «Народного пилота Spitfire», который будет представлен вместе со Spitfire Mk VB на выставке, посвященной столетию Королевских ВВС. Были номинированы одиннадцать пилотов разного происхождения, и Корницкий стал безоговорочным победителем, набрав более 325 000 голосов (занявший второе место, британский пилот, имел 6 300 голосов). [ 10 ] Об этом широко сообщалось в польской прессе, а также на польском телевидении и радио. [ 11 ] В октябре 2017 года министр обороны Польши наградил его золотой медалью «За заслуги перед национальной обороной». [ 12 ]

Он умер 16 ноября 2017 года в клинике Сассекс, доме престарелых в Уортинге. Его жена Пэт умерла десять дней спустя, 26 ноября. Их совместные похороны состоялись 30 ноября 2017 года в церкви Святого Михаила в Уортинге в присутствии польского посла и главы ВВС Польши, а позже они были похоронены на кладбище Нортвуд, на территории, связанной с войной польских ВВС. могилы. Польские ВВС предоставили гроб и цветные группы, Королевская цветная эскадрилья полка Королевских ВВС выстроилась вдоль маршрута с перевернутым оружием, а мимо пролетел самолет 32-й (Королевской) эскадрильи, базирующейся в Королевских ВВС Нортхолт.

посмертно присвоил ему звание генерала Бригады Президент Польши Анджей Дуда на церемонии, состоявшейся в посольстве Польши в Лондоне 3 декабря 2019 года.

Работает

[ редактировать ]
  • Польские ВВС - Хроника главных событий (1993)
  • Борьба: Биография летчика-истребителя (2008) ISBN   978-83-89450-80-7
  • Змагания (2009) [здесь содержится гораздо больше оригинальных фотографий, чем в английском издании]
  • Змагания (2-е издание, 2017 г.) [Содержит новое предисловие, некоторые дополнительные материалы и больше фотографий, чем первое издание] ISBN   978-83-8098-342-7
  1. ^ Францишек Корницкий, ветеран воздушных боев в Великобритании, умер. Архивировано 18 ноября 2017 г. в Wayback Machine (на польском языке).
  2. ^ Корницкий, Борьба: Биография летчика-истребителя (2008) [далее просто Борьба ], таблица кадетов в 12-й записи на стр. 185–190. Эта книга является источником всей биографической информации в этой статье.
  3. ^ Корницкий, Борьба ], с. 185.
  4. ^ Корницкий, Борьба , стр. 114–7.
  5. ^ «№39292» . Лондонская газета (Приложение). 20 июля 1951 г. с. 3987.
  6. ^ «№39910» . Лондонская газета (Приложение). 10 июля 1953 г. с. 3861.
  7. ^ «№42241» . Лондонская газета (Приложение). 30 декабря 1960 г. с. 30.
  8. ^ «№45586» . Лондонская газета (Приложение). 31 января 1972 г. с. 1276.
  9. ^ Госия Прочал (18 декабря 2016 г.). «Подполковнику Францишеку Корницкому сегодня исполняется 100 лет» (на польском языке). радиостар.нет. Архивировано из оригинала 25 декабря 2016 года . Проверено 25 декабря 2016 г.
  10. Daily Telegraph , 26 сентября 2017 г.; «Мы объявляем «Народный пилот Spitfire» » . Архивировано из оригинала 24 октября 2017 года . Проверено 24 октября 2017 г.
  11. ^ «Польский пилот победил! Францишек Корницкий станет символом Королевских ВВС» . Архивировано из оригинала 24 октября 2017 года.
  12. ^ @PolishEmbassyUK, 12 октября [2017]
[ редактировать ]
  • Биографический очерк (содержит некоторые неточности) [1]
  • Корницкий на авиасалоне Гораська 2010 [2]
  • Освещение в прессе корейского издания книги Корницкого [3]. Архивировано 6 марта 2012 г. в Wayback Machine.
  • Видео Корницкого воссоединилось со «Спитфайром», на котором он летал во время войны [4]
  • Корницкий воссоединился со «Спитфайром», на котором летал во время войны [5] [6]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8cab938673147bc19e3daf7f0fe37f05__1714385760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/05/8cab938673147bc19e3daf7f0fe37f05.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Franciszek Kornicki - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)