Систани (народ)
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Восточный Иран , Юго-Западный Афганистан | |
Языки | |
Систанский диалект | |
Религия | |
Шиитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
Другие иранские народы |
Народ Sistani people Систани Persian [ 1 ] (также известные как Систани , Саджестани и исторически называемые Сагзи ) [ 2 ] — иранская этническая группа, которая в основном населяет Систан на юго-востоке Ирана и исторически населяла юго-запад Афганистана. [ 3 ]
Они населяют центральную и северную части провинций Систан и Белуджистан , где составляют основное меньшинство (40–50% территории провинции). [ нужна ссылка ] В последние десятилетия многие систани также мигрировали в другие части Ирана, например, в провинции Тегеран и Голестан на севере Ирана. Систанцы говорят на диалекте персидского языка, известном как Систани . [ 4 ] Систани происходят от скифов , которые были последней группой арийцев, вошедшей в Иран в 128 г. до н. э. [ 5 ] [ 6 ]
Этимология
[ редактировать ]Систанцы получили свое название от Сакастана («земля саков » ). Саки — скифское племя, переселившееся на Иранское нагорье . [ нужна ссылка ] Более древнее древнеперсидское название региона – до господства саков – было Заранка или Дрангиана («водная земля»). [ нужна ссылка ] Эта более старая форма также является корнем названия Зарандж , столицы афганской провинции Нимруз . Дрангийцы числились среди народов, которыми правил легендарный царь Нин до Ахеменидов. Его жители были зороастрийцами. Систан имел очень сильную связь с зороастризмом, и во времена Сасанидов озеро Хамун было одним из двух мест паломничества последователей этой религии. В зороастрийской традиции озеро является хранителем семени Зороастра, и незадолго до окончательного обновления мира в озеро войдут три девушки, каждая из которых затем родит саошьянов, которые станут спасителями человечества при окончательном обновлении мира. .
В « Шахнаме» Систан также упоминается как Забулистан , в честь региона в восточной части современного Афганистана . В эпосе Фирдоуси Забулистан, в свою очередь, описывается как родина мифологического героя Ростама .
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Дрангийцы числились среди народов, которыми правил легендарный царь Нин до Ахеменидов.
Сасанидская эпоха
[ редактировать ]Провинция была образована ок. 240 г., во время правления Шапура I, в его попытках централизовать империю; до этого провинция находилась под властью Парфянского Суренского царства, правитель которого Ардашир Саканшах стал вассалом Сасанидов. Его жители были зороастрийцами. Систан имел очень сильную связь с зороастризмом, и во времена Сасанидов озеро Хамун было одним из двух мест паломничества последователей этой религии. В зороастрийской традиции озеро является хранителем семени Зороастра, и незадолго до окончательного обновления мира в озеро войдут три девушки, каждая из которых затем родит саошьянов, которые станут спасителями человечества при окончательном обновлении мира. .
Исламское завоевание
[ редактировать ]Во время мусульманского завоевания Персии последний сасанидский царь Йездигерд III бежал в Сакастан в середине 640-х годов, где ему помог его наместник Апарвиз (который был более или менее независимым). Однако Йездигерд III быстро прекратил эту поддержку, когда потребовал налоговые деньги, которые он не уплатил. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
В 650 году Абдаллах ибн Амир , закрепив свои позиции в Кермане , послал армию под командованием Муджаши ибн Масуда в Сакастан. Пересекнув пустыню Дашт-и Лут , Муджаши ибн Масуд прибыл в Сакастан. Однако он потерпел тяжелое поражение и был вынужден отступить. [ 10 ]
Год спустя Абдаллах ибн Амир послал армию под командованием Раби ибн Зияда Харити в Сакастан. Через некоторое время он добрался до Залика , пограничного города между Кирманом и Сакастаном, где заставил дехкана города признать Рашидуна власть . Затем он сделал то же самое в крепости Каркуя , в которой находился знаменитый храм огня , упомянутый в «Тарих-и Систан» . [ 9 ] Затем он продолжил захватывать новые земли в провинции. После этого он осадил Зранг , и после тяжелого сражения за городом Апарвиз и его люди сдались. Когда Апарвиз пришел к Лави, чтобы обсудить условия договора, он увидел, что использует тела двух мертвых солдат в качестве стула. Это ужаснуло Апарвиза, который, чтобы избавить жителей Сакастана от арабов, заключил с ними мир в обмен на тяжелую дань, включавшую в себя дань в виде 1000 мальчиков-рабов, несущих 1000 золотых сосудов. [ 9 ] [ 8 ] Таким образом, Сакастан находился под контролем Рашидунского халифата .
Постарабская исламская эпоха
[ редактировать ]Династия Саффаридов , которая была первой полностью независимой иранской империей после арабского правления, была основана Якубом бин Лейтом Саффари. Якуб работал медником ( шаффар ), прежде чем стать военачальником . Он завоевал большую часть современного Ирана, а после захвата контроля над регионом Систан также начал завоевание большей части Пакистана и Афганистана, а затем Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.
Язык
[ редактировать ]Жители Систани говорят на диалекте Систани , который является одним из диалектов персидского языка. С одной стороны, этот диалект имеет большее лексическое и грамматическое родство с существующим и прошлым хорасанским и, кроме того, с мертвыми диалектами мавара ан-нахри и нынешним [таджикским]. [ 11 ] Лексикографы упомянули диалект Систани как один из четырех заброшенных персидских диалектов. Абу Рихан аль-Бируни в « Аль-Саидне » привел несколько слов из древнего систанского языка. [ 12 ]
Многие слова Систани не сильно изменились с тех пор, как тысячу лет назад. Хотя исходный язык, которым, вероятно, является сегзи, уже вымер и остался только его диалект. [ 13 ]
Сохранился религиозный гимн на диалекте Систани, который относят к концу периода Сасанидов. Песня «Костер Каркуе» была одним из самых красивых религиозных гимнов зороастрийцев Систана, который громко пели при зажжении костров . [ 14 ]
Одежда
[ редактировать ]«Одежда Систани» — это традиционная местная одежда жителей Систана, основанная на культуре, географии и тысячелетнем сосуществовании с природой в прошлом и настоящем. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Мужская одежда Систана в основном включает пояс , капюшон , рубаху и штаны . [ 18 ] [ 19 ]
Дастар называется «Ленготе» на местном диалекте, который в основном белого цвета. Мужские рубашки длинные и доходят до колен. Эти рубашки используются в трех моделях: плиссированной, сари и рваной. Обычно, независимо от формы рубашки, брюки также бывают однотонными или плиссированными. Шелковая вышивка делается на одежде богатых людей. [ 20 ] На местном диалекте Систана брюки называются «Тамо» или «Тумон» , рубашки называются «Пенр» , а потрескавшийся тип называется «Чел Триз», который находится в нижней части. Петля для рукавов состоит как минимум из 34 трещин. . Также мужчины Систани носят поверх рубашки жилет, который называется «Джалезка». [ 21 ]
Женская одежда Систани также проста и разнообразна. Женская одежда длинная и свободная, как мужская. Женщины Систани, помимо своей традиционной и повседневной одежды, также готовят одежду для праздников и торжеств. Одной из особенностей повседневной одежды женщин Систани является вид рукоделия, которое используется на воротнике и манжетах одежды, что называется « черной вышивкой на местном диалекте ». Этот наряд состоит из рубашки и свободных брюк. Длина рубашки ниже колена, со складками на талии. [ 22 ] Они также носят прямоугольный головной платок. Фестивали и радостные события, состоящие из плиссированных брюк, рубашки до колена с двумя разрезами с обеих сторон. Они также носят плиссированную юбку длиной до колен, которая называется «тему». Ширина юбки достигает 9 метров. Ручка, использованная в этом платье, представляет собой три ушка. Пример этого платья также можно увидеть в традиционной одежде хорасанских женщин. Также в состав местной женской одежды Систани входят двугорлая рубаха, таджикская рубаха, кружево и чадра. [ 23 ] [ 24 ]
Культура и искусство
[ редактировать ]«Культура Систани» относится к группе различных культурных особенностей народа Систани и включает в себя социальные ценности и существующие нормы, а также знания, верования, искусство, законы и обычаи, существующие среди народа Систани . [ 25 ]
Ремесла
[ редактировать ]Ремесла Систана - одно из самых оригинальных и выдающихся ремесел в Иране и мире, старое, как история. Жители Систана, как и другие иранские племена, всегда искали способ лучше использовать искусство своих предков. Ремесла Систана являются основой этого мышления, и эта работа со временем привела к созданию ценных и прекрасных произведений, красота которых увеличивается с каждым днем. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
Кулинария
[ редактировать ]Кулинария Систани — это стиль и метод приготовления пищи среди народа Систани. Хотя на протяжении веков кухня Систани находилась под влиянием кухонь различных культур, она по-прежнему по-своему уникальна и разнообразна. Многие блюда соседних культур народа Систана также испытали влияние кухни Систана. [ 31 ]
История
[ редактировать ]История метода приготовления Систани очень древняя, как и история народа Систан . Способ приготовления Систани отличается от других своими историческими корнями и уникальностью. Способ приготовления Систани похож на восточный способ приготовления, основанный на его приготовлении и вкусе, а также специях . [ 32 ]
См. также
[ редактировать ]- Биби Сешанбе
- Басс-о-Бейт
- Систан
- Систани из Хорасана
- Систани из Голестана
- Систани одежда
- Систанская кухня
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Морроу, Джон Эндрю (14 января 2019 г.). В поисках В.Д. Фарда: раскрытие личности основателя нации ислама . Издательство Кембриджских ученых. п. 336. ИСБН 978-1-5275-2489-7 .
- ^ Бартольд, Василий Владимирович (14 июля 2014 г.). Историческая география Ирана . Издательство Принстонского университета. п. 69. ИСБН 978-1-4008-5322-9 .
- ^ Индия, Обзор (1893 г.). Общий отчет . В наши дни саки Мушки и саказай, главная часть быстро уменьшающегося клана Саджади, все претендуют на то, чтобы быть брахуи.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Бехари, Мохаммадреза. Практическая лингвистика, изучение диалекта народа Систана. Захедан, Издательство: Автор, 1378, с. 12.
- ^ Машкур, Мохаммад Джавад, Историческая география Древнего Ирана, стр. 649.
- ^ Энаятулла, Реза, Иран и турки. Во времена Сасанидов, с. 63.
- ^ Пуршариати 2008 , с. 222.
- ^ Jump up to: а б Мороний 1986 , стр. 203–210.
- ^ Jump up to: а б с Заринкуб 1975 , с. 24.
- ^ Marshak & Negmatov 1996 , p. 449.
- ^ Афшар, Радж, Симаи. Иран, стр. 302, нет места, нет места.
- ^ Фарханг Мойн, Том 5, под названием «Систани».
- ^ Бахар, Мохаммад Таки, Стилистический том 1, Тегеран, Амир Кабир, 1355, стр. 29 .
- ^ Систани, Мохаммад Азам. Статья «Гимн храма огня Киркови или старейшая поэма на местном диалекте Систана» в сборнике статей о Систане «Матикан Систан». Мешхед, Вазиран, 1378, с. 394.
- ^ Тысячи лет подлинности одежды Систани , ISNA.
- ^ Аутентичное платье Систани, символ цивилизации и аутентичности народа Систана , Клуб молодых журналистов.
- ^ Образ жизни племен, одежда и одежда , номер: 199, 06.10.1400-11:11, печатная версия
- ^ «Мужское платье Систани» . Табнак Систан и Белуджистан
- ^ Систани, Мохаммад Азам, Антропология Систана, стр. 70-71
- ^ Имрани Насаб, Ашраф Ас-Садат (1368 г.), Культура иранского народа
- ^ «Осмотр истории местной одежды разных иранских племен» . Платье Систани. 25 февраля 2019 г.
- ^ «Названия местной одежды иранских городов» . Местное платье Систана. 2 января 2021 г.
- ^ Знакомство с женской одеждой Систана , Hamshahri Online
- ^ Якуби, Хамида. Женские рукоделия; Систани женская одежда .
- ^ Фирузкохи, Али (1401). Культурный Систан. Амин Негар Шабак 9786227709698.
- ^ Захра Долатьяри, Парвин Долатьяри. Традиционное искусство Систана с использованием растительных и животных волокон.
- ^ Афшар, Ирадж (1987). Мукаддамаи бар шинахти-илха, чадурнишинан ва.
- ^ Афшарсистани, Ирадж (1984). Взгляд на Систан: страну трудолюбивых свободных людей.
- ^ Иран в эпоху Сефевидов с точки зрения Шардона - Том II - доктор Мансур Сефат Гол - страница 898
- ^ Самия Миренджад, Аболкасем Немат Шахрбабаки. Распространенные узоры и узоры безузловых изделий ручной работы Систана. стр. 86, 87.
- ^ Систани, Мохаммад Азам, Антропология Систана (виды народной еды), печать (2011).
- ^ «Систан » Веб-сайт Ирана, Министерство связи и информационных технологий. Архивировано из оригинала 17 февраля 2014 г.
Источники
[ редактировать ]- Маршак, Б.И.; Негматов, Н. Н. (1996). «Согдиана» В книге Б.А. Литвинский, Чжан Гуанда и Р. Шабани Самхабади (ред.). История цивилизаций Центральной Азии, Том III: Перекресток цивилизаций: 250–750 годы нашей эры . ЮНЕСКО. ISBN 92-3-103211-9 .
- Морони, М. (1986). «АРАБ ii. Арабское завоевание Ирана» . Энциклопедия Ираника, Том. II, Фаск. 2 . стр. 203–210.
- Пуршариати, Парване (2008). Упадок и падение Сасанидской империи: Сасанидско-Парфянская конфедерация и арабское завоевание Ирана . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-1-84511-645-3 .
- Заринкуб, Абд аль-Хусейн (1975). «Арабское завоевание Ирана и его последствия». Кембриджская история Ирана, Том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 1–57. ISBN 978-0-521-20093-6 .