Jump to content

Битва при заливе Кёге (1677 г.)

Битва при заливе Кёге
Часть Сканской войны

Битва в заливе Кёге , Клаус Мёйнихен
Дата 1–2 июля 1677 г.
Расположение
Результат Датская победа
Воюющие стороны
 Дания – Норвегия Шведская империя
Командиры и лидеры
Нильс Юэль Хенрик Хорн
Сила
34 корабля
6700 человек
45–47 кораблей
9200 человек
Жертвы и потери
ок. 275 раненых и 100 убитых 20 кораблей
ок. 3000 раненых, взятых в плен и убитых

Битва при заливе Кёге — морское сражение между Данией, Норвегией и Швецией , которое произошло в заливе Кёге 1–2 июля 1677 года во время Сканской войны . Битва стала крупным успехом адмирала Нильса Юэля и считается величайшей морской победой в истории датского военно-морского флота.

Дания, Голландская республика, Бранденбург и несколько немецких государств находились в состоянии войны со Швецией и ее союзниками в рамках более крупной франко-голландской войны . После поражения в битве при Фербеллине от бранденбургской армии шведские владения в северной Германии оказались под большим давлением и нуждались в подкреплениях. Попытки освободить южные провинции Балтики провалились, и датский флот нанес ошеломляющий удар шведскому флоту в битве при Эланде в июне 1676 года. Шведский флот потерял три своих крупнейших корабля: «Кронан» , «Свардет» и «Эпплет» , «Адмирал». королевства Лоренц Крейц и опытный адмирал Клаас Уггла, при этом датский флот не потерял ни одного корабля; Датский военно-морской флот командовал Балтией до конца того года. Дания смогла помешать Швеции усилить свои немецкие владения и в то же время смогла высадить большую армию в Сконе, чтобы перенести войну на шведскую землю. Шведскому руководству при Карле XI удалось одержать верх в сухопутной войне благодаря победам при Хальмстад 17 августа и Лунд 4 декабря 1676 года. Датская армия под предводительством Кристиана V была вынуждена отступить обратно в Ландскрону , и 30 декабря Хельсингборг был отбит шведскими войсками. Обе стороны должны были взять под свой контроль балтийские судоходные пути; датчане усилили свои силы в Сконе и Швеции, чтобы освободить свои владения в северной Германии. [ 1 ]

В Сконе шведская и датская армии были близки к крупному сражению при Рённеберге в нескольких километрах к северу от Ландскроны 27 мая 1677 года. Шведские силы были меньше половины численности своего датского противника, и битва была предотвращена только потому, что датчане не осознавали своего преимущества и отменили атаку. Позже той же ночью шведские генералы убедили короля Карла, что шансы безнадежны, и шведская армия отошла обратно в Кристианстад. Вместо этого Кристиан решил попытаться захватить Мальмё , который все еще находился в руках Швеции, чтобы обеспечить базу для своего флота. После нескольких недель осады датчане 25–26 июня попытались взять город силой. Атака была отбита, датчане потеряли не менее 3000 человек и вынудили датчан отступить в Лунд. Карл надеялся, что за успехом на суше последует победа на море, которая отрежет снабжение датской армии в Сконе и не позволит ей эвакуироваться обратно в Данию. [ 2 ]

Несмотря на поражение в прошлом году, весной 1677 года шведский флот все еще превосходил датский флот и представлял значительную угрозу. Датские морские силы были реорганизованы у берегов Зеландии , и необходимость обеспечения безопасности морских путей между Данией и Сконе имела первостепенное значение. Голландские союзники Дании пообещали прислать подкрепление. Корнелис Тромп , опытный адмирал, который годом ранее командовал объединенным голландско-датским флотом, был отправлен для ускорения подготовки, но не прибыл в Копенгаген до 2 июля. [ 3 ] С другой стороны, шведский военно-морской флот столкнулся с серьезными трудностями с обеспечением припасов и оборудования для своих кораблей и не смог набрать достаточно рабочей силы. [ 4 ]

Хенрик Хорн был назначен главнокомандующим шведского флота в марте 1677 года, став третьим подряд командующим флотом (после Густава Отто Стенбока и Лоренца Крейца ) без какого-либо военно-морского опыта. С другой стороны, датский флот был хорошо укомплектован способными и опытными офицерами, что с самого начала ставило шведов в явно невыгодное положение. Хорн был быстро проинформирован о том, что голландские подкрепления под командованием Виллема Бастиенса Шеперса направляются к Балтике, и 21 апреля он получил приказ от короля Карла присоединиться к основным силам шведского флота с небольшой эскадрой, стоящей на якоре у Гетеборга под командованием Эрика Шёблада . Основной флот вышел в море только в начале июня, но Сьёблад, тем не менее, уже 20 мая отплыл, чтобы присоединиться к Хорну. Сьёблад попытался пройти через Большой пояс , но 23-го числа его застигнул штиль, и он миновал Лангеланд только 29-го числа. [ 5 ] В битве при Мёне превосходящие силы датчан одержали решающую победу, потопив или захватив более половины шведских судов и взяв в плен Сьёблад. [ 6 ]

Прелюдия

[ редактировать ]

После победы Юэль отремонтировал и пополнил запасы своих кораблей и отправил патрули на разведку к югу от Эланда . 17 июня ему сообщили, что шведы планируют перебросить кавалерийские части из Померании в Сконе и отправили три фрегата на поиск транспортных кораблей. Разведывательная группа вернулась 21 июня и сообщила, что их преследовали шведские корабли, и они заметили флот из 30 военных кораблей, 15 судов снабжения и боевых кораблей. На следующий день был проведен военный совет, и было принято решение отправиться в круиз между Сконе и островом Рюген , однако флот был вынужден отойти от полуострова Стевнс из-за неблагоприятного ветра. [ 7 ] Была некоторая неуверенность, позволить ли Юэлю сразу же встретиться со шведскими войсками или избежать сражения и дождаться прибытия Тромпа и подкрепления под командованием Шеперса. Первоначальный приказ заключался в том, чтобы вступить в прямой бой со шведскими войсками, но задержка из-за погодных условий заставила колебаться датское военное руководство, особенно великого канцлера Фредерика Алефельта . В то же время король Кристиан приказал избегать сражения. После своего опыта общения со шведским флотом Юэль был убежден, что риск поражения невелик даже против численно превосходящих сил. [ 8 ] Главный флот Швеции покинул свою базу в Даларё , недалеко от Стокгольма , 9 июня, а два дня спустя к нему присоединились у острова Эланд два корабля из его Гётеборгской эскадры и недавно построенный 60-пушечный «Кальмар» . Шведский адмирал Хорн провел почти две недели, тренируя свои экипажи, курсируя между островом Борнхольм и материковой частью Швеции. 24–30 июня два флота маневрировали в проливе Саунд увидели друг друга между Стевнс-Клинтом и Фальстербо . и к югу от Сконе и, наконец, во второй половине дня 30 июня [ 7 ]

Передвижение войск во время боя; на основе иллюстрации из книги Р. К. Андерсона « Морские войны на Балтике 1553-1850 гг.» , 1910 г.

В ночь с 30 июня на 1 июля шведы построились для атаки. В темноте 64-пушечный S:t Hieronymus сел на мель, и на следующий день его не удалось вывести для боя. Рано утром обе стороны выстроили боевые линии на юго-юго-западе между Стевнс-Клинтом и Фальстербо. Во главе шведской линии стояла третья эскадрилья под командованием Вахтмайстера, первая эскадрилья под командованием Горна в середине и вторая эскадрилья под командованием Клерка в тылу. Среди историков были споры о порядке расположения эскадрилий на датской линии, но они располагались к северу от шведской линии и блокировали путь через Зунд. Хорн предпочел попытаться плыть на запад, а не атаковать, несмотря на то, что Джуэль превосходил численностью 29 военных кораблей против 17. Его намерением было отрезать датчанам их базы в Зеландии. Во время последовавшей гонки к побережью две силы перестрелялись, и Хорн попытался прорвать датскую линию, атаковав боевой корабль. Людям Джуэля удалось отбуксировать боевой корабль с помощью баркас и одно из мелких судов снабжения. У Стевнс-Клинта шведский 66-пушечный «Дракен» сел на мель и был вынужден сдаться после сильного артиллерийского огня нескольких датских кораблей, включая собственный 58-пушечный флагман Джуэля «Кристианус V» . Флагманский корабль был настолько сильно поврежден в ходе боя, что Джуэлу пришлось перенести свой флаг на 64-пушечный «Фридерик III» в эскадре Марквора Родстена, а когда и этот корабль получил повреждения, перешел на 64-пушечную «Шарлотту Амалию» . Когда войска приблизились к побережью, шведская линия повернула на север, и оба флота направились параллельно друг другу в пролив. [ 9 ] Около полудня у деревни Хёеруп на Стевнс-Клинте вахтмайстер головной шведской эскадры заметил отряд из восьми больших военных кораблей и передал об этом Хорну. Он увидел эскадрилью Родстена, которая двинулась дальше на север под прикрытием густого тумана порохового дыма. Хорн ошибочно полагал, что эскадра Родстена все еще осталась где-то в дыму, и предполагал, что прибыло голландское подкрепление под командованием Шеперса. Чтобы избежать сражения с, по его мнению, превосходящими силами, он решил совершить маневр уклонения. Хорн позволил Вахтмайстеру продолжить путь на север, чтобы атаковать то, что, по его мнению, было голландскими подкреплениями, в то время как остальные шведские силы повернули с востока на юго-восток, на позицию, где, по его мнению, находилась эскадрилья Родстена.

Юэль сначала вступил в бой с Вахтмейстером, затем люди взяли курс на основные шведские силы вместе с третьей эскадрильей Родстена, когда он заметил, что Хорн направляется на восток. Когда датчане подошли к шведской линии, они не повернули параллельно ей, а предпочли отрезать эскадру Клерка, находившуюся за Хорном. В то же время Родстен подплыл по другую сторону отрезанной эскадры, подвергнув ее обстрелу с обеих сторон. Эскадрилья Хорна повернулась, чтобы помочь эскадрилье Клерка, и завязалась жестокая перестрелка. Переигранные шведские силы не смогли обеспечить эффективную оборону, и 72-пушечный « Марс» и 60-пушечный «Цезарь» были захвачены. [ 10 ]

Последствия

[ редактировать ]
Золотая медаль, отчеканенная в 1677 году в ознаменование победы Дании, из коллекции Национального музея Дании ; на медали изображен взятый в плен шведский Цезарь и зажженный флаг.

Битва стала решающей победой Дании и позорным поражением Швеции. Ценой всего около 100 убитых, 275 раненых и ни одного потерянного корабля датский флот нанес шведам потери более 3000 человек. [ 11 ] Шведы потеряли шесть крупных боевых кораблей, вооруженный торговец, большой фрегат, два брандера и бойорт . [ 12 ] Поражение шведского флота также дало Дании и Норвегии контроль над Балтийским морем и, следовательно, над внутренними путями снабжения Шведской империи . Объединенному датско-голландскому флоту, находившемуся теперь под командованием Тромпа, было приказано «жечь и осквернять, грабить, убивать или похищать людей». [ 13 ] с намерением переманить шведские войска из Скании и тем самым облегчить наземные операции. К неудовольствию Тромпа и Шеперса, считавших такой метод ведения войны чуждым и недостойным голландца. [ 14 ] Хотя Эланд и часть побережья Смоланда были опустошены, король Карл XI не двинул никаких сил с главного фронта в Сканию. В течение оставшейся части войны Дания полностью доминировала на море, даже после того, как Нидерланды заключили мир со Швецией в 1678 году. Шведский флот избегал дальнейших конфронтаций и больше не мог поддерживать линию сообщения со шведской Померанией ; последние шведские войска на Рюгене капитулировали перед Бранденбургом в декабре 1678 года.

Приказ Юэля повернуть на шведскую линию, разрезав ее пополам, а не идти параллельно ей, стал предметом широкого обсуждения среди военных историков. В XIX веке датские и норвежские военно-морские историки интерпретировали это как революционное тактическое нововведение, оказавшее большое влияние на тактическую доктрину того времени. По их мнению, Джуэль придумал концепцию « прорыва линии » за столетие до того, как ее использовал адмирал Джордж Родни в своей решающей победе над французским флотом в битве при Сенте в 1782 году во время Войны за независимость США . Более поздние историки поставили под сомнение предыдущие выводы о маневрах Джуэля и указали на тот факт, что современные морские офицеры хорошо осознавали преимущества прорыва линии противника, но еще не развили ту степень дисциплины, сплоченности и организованности, которая необходима для того, чтобы эта тактика могла привести к успеху. применяться последовательно и надежно.

Шведский флот имел явное превосходство в численности кораблей, орудий и людей. Шведские силы имели 30 больших и средних военных кораблей, 6 боевых кораблей и 11 меньших кораблей поддержки. Всего на его вооружении было 1650 орудий и 9200 человек. Датские силы располагали 35 военными кораблями, 2 боевыми кораблями и 7 кораблями поддержки с общим вооружением 1400 орудий. [ 15 ] Несколько датских кораблей были недостаточно укомплектованы, а общая численность личного состава составляла всего 6700 человек. Однако некоторые шведские корабли были не специально построенными военными кораблями, а скорее вооруженными торговцами. С точки зрения руководства и качества экипажа датские войска имели явное превосходство. [ 16 ]

Цифры в скобках — количество орудий по существующим источникам. Боевые корабли представляли собой обычные корабли, перепрофилированные для поджога и направлявшиеся к вражеским кораблям, чтобы поджечь их или заставить разбежаться.

Датский флот

[ редактировать ]

1. эскадрилья [ 17 ]

Адмиральский корабль: Анна София (58), Маркор Родстен
  • Восточная Нормандия (50)
  • Норвежский лев (86)
  • Фридрих III (52)
  • Кристиан IV (54)
  • Молот (40)
  • Дельменхорст (50)
  • Водяной (30)
  • Бонте Фальк (18)
  • Приятное приключение (4)
  • Норвежский лев (4)
  • Зеленый Истребитель (4) (боевой корабль)

2. эскадрилья

Флагман: Кристиан V (80), Нильс Юэль
  • Кристиансанн (40)
  • Чурпринсен (74)
  • Соглашение (62)
  • Нептун (40)
  • Мария (30)
  • Три льва (58)
  • Русалка (30)
  • Постиллионен (18)
  • Кг. Дэвид (10)
  • Венера (4)
  • Золотая рыбка (8) (боевой корабль)

3. Эскадрилья

Адмиральский корабль: Тре Кронер (68), Йенс Родстен
  • Лебедь (58)
  • Золотой Лев (56)
  • Разгрузка (30)
  • Христиания (54)
  • Гвоздичный лист (62)
  • Шарлотта Амалия (58)
  • Белый Сокол (30)
  • Шведский сокол (40)
  • Молодой принц (?)
  • Маленький Охотник (6)
  • Санкт-Йоханнес (4)
  • Диана (4)

Шведский флот

[ редактировать ]

1. эскадрилья [ 18 ]

Флагман: Виктория (80), Хенрик Хорн
  • Врангель (60)
  • Сатурн (64)
  • Марс [ св ] (72)
  • Чарльз (60)
  • Висмар (54)
  • Летучий Волк (44, вооруженный торговец)
  • рубашка (54)
  • Олень (36)
  • Фредрика Амалия (34)
  • Барабанщик (34 года, вооруженный торговец)
  • Элизабет (12 лет, вооруженный торговец)
  • Мьёхунден (10, судно снабжения)
  • Белка (8 или 12, судно снабжения)
  • Робокен (8, судно снабжения)
  • С:т Йоханнес (4, бойорт)
  • (Датский Капарн) С:т Якоб (6, Бойорт )
  • Друван (боевой корабль)

2. эскадрилья

Адмиральский корабль: Солен (74), Ганс Клерк
  • Венера (64)
  • Меркурий (64)
  • Геркулес (56)
  • Шведский лев (48)
  • Спес (48)
  • Грипен (8, грузовой тягач)
  • Феникс (36)
  • Конунг Давид (32 года, вооруженный торговец)
  • Перлан (18, вооруженный торговец)
  • Лаврентий (8, фермер)
  • Чайка/Мосен (4, место жительства)
  • Лоуренс (8, Божорт)
  • (Маленькая) Фортуна (10, место жительства)
  • Медведь (10, боевой корабль)
  • С:т Йоханнес (4, боевой корабль)

3. эскадрилья

Адмиральский корабль: Ключ (84), Ганс Вахтмайстер
  • Юпитер (70)
  • Дракон (66)
  • Иероним (64)
  • Цезарь (60)
  • Гетеборг (48)
  • Мария (44)
  • (Компания) Солен (32 года, вооруженный торговец)
  • Спаситель (30)
  • Компания Сокол/Позолоченный Сокол (10, родной город)
  • Зеленый Дракон/Капер (8, родной город)
  • Моряк (4, место жительства)
  • Матрос (8, судно снабжения)
  • Сван (боевой корабль)
  • Леопарден (боевой корабль)

«Прикреплено позже в бою»

  • Кальмар (60)
  • Андромеда (50)
  • Густав (44)

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Финн Аскгаард, «Kampen to šöss» в Rystad (2005), стр. 171–176
  2. ^ Ико (2003), с. 247–248; Исакссон (2000), с. 70–73
  3. ^ Финн Аскгаард, «Морская битва» в Rystad (2005), стр. 177
  4. ^ Оселиус (2003), с. 239
  5. ^ Зеттерстен (1903), с. 490
  6. ^ Финн Аскгаард, «Kampen to šöss» в Rystad (2005), стр. 176–178
  7. ^ Jump up to: а б Тоструп «Военные действия» в Бьерге (1977), стр. 52–54
  8. ^ Босиком (1977), стр. 183–184.
  9. ^ Босиком (1997); Зеттерцтен (1903)
  10. ^ Босиком (1997); Тоструп, «Военные действия» в Бьерге (1977); Зеттерцтен (1903)
  11. ^ Тоструп «Военные действия» в Бьерге (1977), с. 62
  12. ^ Гора в горе (1977), с. 37
  13. ^ Оселиус (2003), стр. 238-46
  14. ^ Ван Леннеп 1880 , с. 153.
  15. ^ См. также Финн Аскгаард, «Кригет до Сьёсса» и Ристад (2005), стр. 178. Аскгаард ссылается на первоисточники и утверждает, что количество датских орудий на самом деле составляло всего 1300 единиц.
  16. ^ Краткое описание сил см. в Barfod (1977), p. 188; Тоструп «Военные действия» в Бьерге (1977), стр. 52–54; Ганс Кристиан Бьерг, «Историографический обзор» в Бьерге (1977), с. 79.
  17. ^ Эскадрильи ВМС Дании по данным Йоргена Х. Барфода «Нильс Юэль, Лив ог Гернинг» (1977), стр. 182-83
  18. ^ Шведские войска по данным Зеттерстена (1903), стр. 472-74.
  • Барфод, Йорген Х, флот Нильса Юэля. Гильдендаль, Копенгаген. 1997 год ISBN   87-00-30226-0
  • Бьерг, Ганс Кристиан (редактор), Битва при заливе Кёге 1 июля 1677 г.: предпосылки, ход и последствия. Рота лейтенанта ВМФ, Копенгаген. 1977.
  • Бьерг, Ганс Кристиан, «Нильс Юэль: Старый добрый рыцарь» в книге Джека Суитуотера « Великие адмиралы: командование на море 1587–1945». Военно-морской институт США, Аннаполис. 1997. ISBN   0-87021-229-X стр. 112–29 [1]
  • Эриксон Вольке и Хордстедт, Шведский морской бой. Издательство Medström, Стокгольм. 2009. ISBN   978-91-7329-030-2
  • Эрикссон [Вольке], Хордстедт, Ико, Сьёблом и Оселиус, поля сражений в Швеции. Вальстрем и Видстранд, Стокгольм. 2003. ISBN   91-46-20225-0
    • Ико, Пер, «Ландскрона 1677: Роковое датское рвение», стр. 247–53
    • Оселиус, Гуннар, «Залив Кёге 1676: величайшая военно-морская победа Дании», стр. 238–246
  • Исакссон, Глас-Йоран, Сканская война 1675–1679 гг. , Исторические СМИ, Лунд. 2000. ISBN   91-88930-87-4
  • Йоханссон, Бьорн Аксель (редактор), королевский корабль Кронан. Треви, Стокгольм. 1985. ISBN   91-7160-740-4
  • Лундгрен, Курт, Битва при Эланде. Свидетельства - документы 1676-1677 гг. Lingstad Book & Image, Кальмар. 2001. ISBN   91-631-1292-2
  • Нильс Пробст, Нильс Юэль – Наш величайший командующий флотом , Копенгаген, 2005 г.
  • Зеттерстен, Аксель, История шведского флота в 1635-1680 годах Газетная типография Норртелье, Норртелье. 1903.
  • Ван Леннеп, Джейкоб (1880). История Нидерландов, рассказанная голландскому народу [ История Нидерландов, рассказанная голландскому народу ] (на голландском языке). Руководить; зджей
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8fc090dbefe4343aad50b8ec475e9fbc__1722110400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/bc/8fc090dbefe4343aad50b8ec475e9fbc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of Køge Bay (1677) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)