Битва при заливе Кёге (1677 г.)
Битва при заливе Кёге | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Сканской войны | |||||||
![]() Битва в заливе Кёге , Клаус Мёйнихен | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
34 корабля 6700 человек |
45–47 кораблей 9200 человек | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
ок. 275 раненых и 100 убитых |
20 кораблей ок. 3000 раненых, взятых в плен и убитых |
Битва при заливе Кёге — морское сражение между Данией, Норвегией и Швецией , которое произошло в заливе Кёге 1–2 июля 1677 года во время Сканской войны . Битва стала крупным успехом адмирала Нильса Юэля и считается величайшей морской победой в истории датского военно-морского флота.
Фон
[ редактировать ]Дания, Голландская республика, Бранденбург и несколько немецких государств находились в состоянии войны со Швецией и ее союзниками в рамках более крупной франко-голландской войны . После поражения в битве при Фербеллине от бранденбургской армии шведские владения в северной Германии оказались под большим давлением и нуждались в подкреплениях. Попытки освободить южные провинции Балтики провалились, и датский флот нанес ошеломляющий удар шведскому флоту в битве при Эланде в июне 1676 года. Шведский флот потерял три своих крупнейших корабля: «Кронан» , «Свардет» и «Эпплет» , «Адмирал». королевства Лоренц Крейц и опытный адмирал Клаас Уггла, при этом датский флот не потерял ни одного корабля; Датский военно-морской флот командовал Балтией до конца того года. Дания смогла помешать Швеции усилить свои немецкие владения и в то же время смогла высадить большую армию в Сконе, чтобы перенести войну на шведскую землю. Шведскому руководству при Карле XI удалось одержать верх в сухопутной войне благодаря победам при Хальмстад 17 августа и Лунд 4 декабря 1676 года. Датская армия под предводительством Кристиана V была вынуждена отступить обратно в Ландскрону , и 30 декабря Хельсингборг был отбит шведскими войсками. Обе стороны должны были взять под свой контроль балтийские судоходные пути; датчане усилили свои силы в Сконе и Швеции, чтобы освободить свои владения в северной Германии. [ 1 ]
В Сконе шведская и датская армии были близки к крупному сражению при Рённеберге в нескольких километрах к северу от Ландскроны 27 мая 1677 года. Шведские силы были меньше половины численности своего датского противника, и битва была предотвращена только потому, что датчане не осознавали своего преимущества и отменили атаку. Позже той же ночью шведские генералы убедили короля Карла, что шансы безнадежны, и шведская армия отошла обратно в Кристианстад. Вместо этого Кристиан решил попытаться захватить Мальмё , который все еще находился в руках Швеции, чтобы обеспечить базу для своего флота. После нескольких недель осады датчане 25–26 июня попытались взять город силой. Атака была отбита, датчане потеряли не менее 3000 человек и вынудили датчан отступить в Лунд. Карл надеялся, что за успехом на суше последует победа на море, которая отрежет снабжение датской армии в Сконе и не позволит ей эвакуироваться обратно в Данию. [ 2 ]
Несмотря на поражение в прошлом году, весной 1677 года шведский флот все еще превосходил датский флот и представлял значительную угрозу. Датские морские силы были реорганизованы у берегов Зеландии , и необходимость обеспечения безопасности морских путей между Данией и Сконе имела первостепенное значение. Голландские союзники Дании пообещали прислать подкрепление. Корнелис Тромп , опытный адмирал, который годом ранее командовал объединенным голландско-датским флотом, был отправлен для ускорения подготовки, но не прибыл в Копенгаген до 2 июля. [ 3 ] С другой стороны, шведский военно-морской флот столкнулся с серьезными трудностями с обеспечением припасов и оборудования для своих кораблей и не смог набрать достаточно рабочей силы. [ 4 ]
Хенрик Хорн был назначен главнокомандующим шведского флота в марте 1677 года, став третьим подряд командующим флотом (после Густава Отто Стенбока и Лоренца Крейца ) без какого-либо военно-морского опыта. С другой стороны, датский флот был хорошо укомплектован способными и опытными офицерами, что с самого начала ставило шведов в явно невыгодное положение. Хорн был быстро проинформирован о том, что голландские подкрепления под командованием Виллема Бастиенса Шеперса направляются к Балтике, и 21 апреля он получил приказ от короля Карла присоединиться к основным силам шведского флота с небольшой эскадрой, стоящей на якоре у Гетеборга под командованием Эрика Шёблада . Основной флот вышел в море только в начале июня, но Сьёблад, тем не менее, уже 20 мая отплыл, чтобы присоединиться к Хорну. Сьёблад попытался пройти через Большой пояс , но 23-го числа его застигнул штиль, и он миновал Лангеланд только 29-го числа. [ 5 ] В битве при Мёне превосходящие силы датчан одержали решающую победу, потопив или захватив более половины шведских судов и взяв в плен Сьёблад. [ 6 ]
Прелюдия
[ редактировать ]После победы Юэль отремонтировал и пополнил запасы своих кораблей и отправил патрули на разведку к югу от Эланда . 17 июня ему сообщили, что шведы планируют перебросить кавалерийские части из Померании в Сконе и отправили три фрегата на поиск транспортных кораблей. Разведывательная группа вернулась 21 июня и сообщила, что их преследовали шведские корабли, и они заметили флот из 30 военных кораблей, 15 судов снабжения и боевых кораблей. На следующий день был проведен военный совет, и было принято решение отправиться в круиз между Сконе и островом Рюген , однако флот был вынужден отойти от полуострова Стевнс из-за неблагоприятного ветра. [ 7 ] Была некоторая неуверенность, позволить ли Юэлю сразу же встретиться со шведскими войсками или избежать сражения и дождаться прибытия Тромпа и подкрепления под командованием Шеперса. Первоначальный приказ заключался в том, чтобы вступить в прямой бой со шведскими войсками, но задержка из-за погодных условий заставила колебаться датское военное руководство, особенно великого канцлера Фредерика Алефельта . В то же время король Кристиан приказал избегать сражения. После своего опыта общения со шведским флотом Юэль был убежден, что риск поражения невелик даже против численно превосходящих сил. [ 8 ] Главный флот Швеции покинул свою базу в Даларё , недалеко от Стокгольма , 9 июня, а два дня спустя к нему присоединились у острова Эланд два корабля из его Гётеборгской эскадры и недавно построенный 60-пушечный «Кальмар» . Шведский адмирал Хорн провел почти две недели, тренируя свои экипажи, курсируя между островом Борнхольм и материковой частью Швеции. 24–30 июня два флота маневрировали в проливе Саунд увидели друг друга между Стевнс-Клинтом и Фальстербо . и к югу от Сконе и, наконец, во второй половине дня 30 июня [ 7 ]
Боевой
[ редактировать ]
В ночь с 30 июня на 1 июля шведы построились для атаки. В темноте 64-пушечный S:t Hieronymus сел на мель, и на следующий день его не удалось вывести для боя. Рано утром обе стороны выстроили боевые линии на юго-юго-западе между Стевнс-Клинтом и Фальстербо. Во главе шведской линии стояла третья эскадрилья под командованием Вахтмайстера, первая эскадрилья под командованием Горна в середине и вторая эскадрилья под командованием Клерка в тылу. Среди историков были споры о порядке расположения эскадрилий на датской линии, но они располагались к северу от шведской линии и блокировали путь через Зунд. Хорн предпочел попытаться плыть на запад, а не атаковать, несмотря на то, что Джуэль превосходил численностью 29 военных кораблей против 17. Его намерением было отрезать датчанам их базы в Зеландии. Во время последовавшей гонки к побережью две силы перестрелялись, и Хорн попытался прорвать датскую линию, атаковав боевой корабль. Людям Джуэля удалось отбуксировать боевой корабль с помощью баркас и одно из мелких судов снабжения. У Стевнс-Клинта шведский 66-пушечный «Дракен» сел на мель и был вынужден сдаться после сильного артиллерийского огня нескольких датских кораблей, включая собственный 58-пушечный флагман Джуэля «Кристианус V» . Флагманский корабль был настолько сильно поврежден в ходе боя, что Джуэлу пришлось перенести свой флаг на 64-пушечный «Фридерик III» в эскадре Марквора Родстена, а когда и этот корабль получил повреждения, перешел на 64-пушечную «Шарлотту Амалию» . Когда войска приблизились к побережью, шведская линия повернула на север, и оба флота направились параллельно друг другу в пролив. [ 9 ] Около полудня у деревни Хёеруп на Стевнс-Клинте вахтмайстер головной шведской эскадры заметил отряд из восьми больших военных кораблей и передал об этом Хорну. Он увидел эскадрилью Родстена, которая двинулась дальше на север под прикрытием густого тумана порохового дыма. Хорн ошибочно полагал, что эскадра Родстена все еще осталась где-то в дыму, и предполагал, что прибыло голландское подкрепление под командованием Шеперса. Чтобы избежать сражения с, по его мнению, превосходящими силами, он решил совершить маневр уклонения. Хорн позволил Вахтмайстеру продолжить путь на север, чтобы атаковать то, что, по его мнению, было голландскими подкреплениями, в то время как остальные шведские силы повернули с востока на юго-восток, на позицию, где, по его мнению, находилась эскадрилья Родстена.
Юэль сначала вступил в бой с Вахтмейстером, затем люди взяли курс на основные шведские силы вместе с третьей эскадрильей Родстена, когда он заметил, что Хорн направляется на восток. Когда датчане подошли к шведской линии, они не повернули параллельно ей, а предпочли отрезать эскадру Клерка, находившуюся за Хорном. В то же время Родстен подплыл по другую сторону отрезанной эскадры, подвергнув ее обстрелу с обеих сторон. Эскадрилья Хорна повернулась, чтобы помочь эскадрилье Клерка, и завязалась жестокая перестрелка. Переигранные шведские силы не смогли обеспечить эффективную оборону, и 72-пушечный « Марс» и 60-пушечный «Цезарь» были захвачены. [ 10 ]
Последствия
[ редактировать ]
Битва стала решающей победой Дании и позорным поражением Швеции. Ценой всего около 100 убитых, 275 раненых и ни одного потерянного корабля датский флот нанес шведам потери более 3000 человек. [ 11 ] Шведы потеряли шесть крупных боевых кораблей, вооруженный торговец, большой фрегат, два брандера и бойорт . [ 12 ] Поражение шведского флота также дало Дании и Норвегии контроль над Балтийским морем и, следовательно, над внутренними путями снабжения Шведской империи . Объединенному датско-голландскому флоту, находившемуся теперь под командованием Тромпа, было приказано «жечь и осквернять, грабить, убивать или похищать людей». [ 13 ] с намерением переманить шведские войска из Скании и тем самым облегчить наземные операции. К неудовольствию Тромпа и Шеперса, считавших такой метод ведения войны чуждым и недостойным голландца. [ 14 ] Хотя Эланд и часть побережья Смоланда были опустошены, король Карл XI не двинул никаких сил с главного фронта в Сканию. В течение оставшейся части войны Дания полностью доминировала на море, даже после того, как Нидерланды заключили мир со Швецией в 1678 году. Шведский флот избегал дальнейших конфронтаций и больше не мог поддерживать линию сообщения со шведской Померанией ; последние шведские войска на Рюгене капитулировали перед Бранденбургом в декабре 1678 года.
Приказ Юэля повернуть на шведскую линию, разрезав ее пополам, а не идти параллельно ей, стал предметом широкого обсуждения среди военных историков. В XIX веке датские и норвежские военно-морские историки интерпретировали это как революционное тактическое нововведение, оказавшее большое влияние на тактическую доктрину того времени. По их мнению, Джуэль придумал концепцию « прорыва линии » за столетие до того, как ее использовал адмирал Джордж Родни в своей решающей победе над французским флотом в битве при Сенте в 1782 году во время Войны за независимость США . Более поздние историки поставили под сомнение предыдущие выводы о маневрах Джуэля и указали на тот факт, что современные морские офицеры хорошо осознавали преимущества прорыва линии противника, но еще не развили ту степень дисциплины, сплоченности и организованности, которая необходима для того, чтобы эта тактика могла привести к успеху. применяться последовательно и надежно.
Сила
[ редактировать ]Шведский флот имел явное превосходство в численности кораблей, орудий и людей. Шведские силы имели 30 больших и средних военных кораблей, 6 боевых кораблей и 11 меньших кораблей поддержки. Всего на его вооружении было 1650 орудий и 9200 человек. Датские силы располагали 35 военными кораблями, 2 боевыми кораблями и 7 кораблями поддержки с общим вооружением 1400 орудий. [ 15 ] Несколько датских кораблей были недостаточно укомплектованы, а общая численность личного состава составляла всего 6700 человек. Однако некоторые шведские корабли были не специально построенными военными кораблями, а скорее вооруженными торговцами. С точки зрения руководства и качества экипажа датские войска имели явное превосходство. [ 16 ]
Цифры в скобках — количество орудий по существующим источникам. Боевые корабли представляли собой обычные корабли, перепрофилированные для поджога и направлявшиеся к вражеским кораблям, чтобы поджечь их или заставить разбежаться.
Датский флот[ редактировать ]1. эскадрилья [ 17 ]
2. эскадрилья
3. Эскадрилья
|
Шведский флот[ редактировать ]1. эскадрилья [ 18 ]
2. эскадрилья
3. эскадрилья
«Прикреплено позже в бою»
|
Примечания
[ редактировать ]- ^ Финн Аскгаард, «Kampen to šöss» в Rystad (2005), стр. 171–176
- ^ Ико (2003), с. 247–248; Исакссон (2000), с. 70–73
- ^ Финн Аскгаард, «Морская битва» в Rystad (2005), стр. 177
- ^ Оселиус (2003), с. 239
- ^ Зеттерстен (1903), с. 490
- ^ Финн Аскгаард, «Kampen to šöss» в Rystad (2005), стр. 176–178
- ^ Jump up to: а б Тоструп «Военные действия» в Бьерге (1977), стр. 52–54
- ^ Босиком (1977), стр. 183–184.
- ^ Босиком (1997); Зеттерцтен (1903)
- ^ Босиком (1997); Тоструп, «Военные действия» в Бьерге (1977); Зеттерцтен (1903)
- ^ Тоструп «Военные действия» в Бьерге (1977), с. 62
- ^ Гора в горе (1977), с. 37
- ^ Оселиус (2003), стр. 238-46
- ^ Ван Леннеп 1880 , с. 153.
- ^ См. также Финн Аскгаард, «Кригет до Сьёсса» и Ристад (2005), стр. 178. Аскгаард ссылается на первоисточники и утверждает, что количество датских орудий на самом деле составляло всего 1300 единиц.
- ^ Краткое описание сил см. в Barfod (1977), p. 188; Тоструп «Военные действия» в Бьерге (1977), стр. 52–54; Ганс Кристиан Бьерг, «Историографический обзор» в Бьерге (1977), с. 79.
- ^ Эскадрильи ВМС Дании по данным Йоргена Х. Барфода «Нильс Юэль, Лив ог Гернинг» (1977), стр. 182-83
- ^ Шведские войска по данным Зеттерстена (1903), стр. 472-74.
Ссылки
[ редактировать ]- Барфод, Йорген Х, флот Нильса Юэля. Гильдендаль, Копенгаген. 1997 год ISBN 87-00-30226-0
- Бьерг, Ганс Кристиан (редактор), Битва при заливе Кёге 1 июля 1677 г.: предпосылки, ход и последствия. Рота лейтенанта ВМФ, Копенгаген. 1977.
- Бьерг, Ганс Кристиан, «Нильс Юэль: Старый добрый рыцарь» в книге Джека Суитуотера « Великие адмиралы: командование на море 1587–1945». Военно-морской институт США, Аннаполис. 1997. ISBN 0-87021-229-X стр. 112–29 [1]
- Эриксон Вольке и Хордстедт, Шведский морской бой. Издательство Medström, Стокгольм. 2009. ISBN 978-91-7329-030-2
- Эрикссон [Вольке], Хордстедт, Ико, Сьёблом и Оселиус, поля сражений в Швеции. Вальстрем и Видстранд, Стокгольм. 2003. ISBN 91-46-20225-0
- Ико, Пер, «Ландскрона 1677: Роковое датское рвение», стр. 247–53
- Оселиус, Гуннар, «Залив Кёге 1676: величайшая военно-морская победа Дании», стр. 238–246
- Исакссон, Глас-Йоран, Сканская война 1675–1679 гг. , Исторические СМИ, Лунд. 2000. ISBN 91-88930-87-4
- Йоханссон, Бьорн Аксель (редактор), королевский корабль Кронан. Треви, Стокгольм. 1985. ISBN 91-7160-740-4
- Лундгрен, Курт, Битва при Эланде. Свидетельства - документы 1676-1677 гг. Lingstad Book & Image, Кальмар. 2001. ISBN 91-631-1292-2
- Нильс Пробст, Нильс Юэль – Наш величайший командующий флотом , Копенгаген, 2005 г.
- Зеттерстен, Аксель, История шведского флота в 1635-1680 годах Газетная типография Норртелье, Норртелье. 1903.
- Ван Леннеп, Джейкоб (1880). История Нидерландов, рассказанная голландскому народу [ История Нидерландов, рассказанная голландскому народу ] (на голландском языке). Руководить; зджей