Государственная помощь (Европейский Союз)
Государственная помощь в Европейском Союзе — это название субсидии или любой другой помощи, предоставляемой правительством , которая искажает конкуренцию. В соответствии с законодательством Европейского Союза о конкуренции этот термин имеет юридическое значение, обозначая любую меру, которая демонстрирует любую из характеристик, указанных в статье 107 Договора о функционировании Европейского Союза , в том смысле, что, если она искажает конкуренцию или свободный рынок , она классифицируется как Евросоюзом как незаконную государственную помощь. [1] Меры, подпадающие под определение государственной помощи, считаются незаконными, если они не предусмотрены исключением или не уведомлены Европейской Комиссией . [2] В 2019 году страны-члены ЕС предоставили госпомощь, соответствующую 0,81% ВВП блока. [3]
Политика ЕС в отношении государственной помощи
[ редактировать ]Договор о функционировании Европейского Союза (ст. 107, п. 1) гласит:
«За исключением случаев, предусмотренных настоящим Договором, любая помощь, предоставляемая государством-членом или через государственные ресурсы в любой форме, которая искажает или угрожает исказить конкуренцию путем оказания поддержки определенным предприятиям или производству определенных товаров, должна, поскольку она затрагивает торговлю между государствами-членами, быть несовместимыми с общим рынком». [4]
В нем излагаются характеристики «государственной помощи» и указывается, что предоставление государственной помощи будет незаконным, если оно не совместимо с общим рынком, что достигается либо путем применения группового исключения, либо путем уведомления. [5]
Для существования «государственной помощи» должны присутствовать пять совокупных критериев:
- «использование государственных ресурсов»
- «мера должна давать преимущество определенному предприятию»
- «преимущество должно быть избирательным»
- «Эта мера должна исказить конкуренцию»
- «влияет на торговлю между государствами-членами».
Почти вся государственная помощь предоставляется в рамках блоковых льгот. Например, 96% государственной помощи предоставляется в соответствии с Общим положением об освобождении от налогов. [6] Государства могут предоставлять государственную помощь путем уведомления Генерального директората Европейской комиссии по вопросам конкуренции в соответствии с такими руководящими принципами, как «Руководство по региональной помощи» (RAG), «Руководство по оказанию помощи в области климата, энергетики и окружающей среды» (CEEAG), «Руководство по финансированию рисков» (RFG) и «Руководство по исследованиям». Структура развития и инноваций (RDI). [7]
История
[ редактировать ]Государственная помощь была официально введена в статутное право Европейского Союза Римским договором , который классифицировал государственную помощь как любое государственное вмешательство, искажающее законодательство о конкуренции. [8] Позднее это определение было обновлено Договором о функционировании Европейского Союза в 2007 году. В нем говорилось, что любая помощь, предоставляемая компании государством внутри ЕС, как правило, будет несовместима с Общим рынком ЕС . В новом законе, предусмотренном договором, первая глава определяет, что нельзя делать с помощью государственной помощи, а вторая глава определяет действия, которые можно совершать в пределах закона. [1] 1. За исключением случаев, предусмотренных в Договорах, любая помощь, предоставляемая государством-членом или через государственные ресурсы в любой форме, которая искажает или угрожает исказить конкуренцию путем оказания поддержки определенным предприятиям или производству определенных товаров, должна, насколько это влияет торговля между государствами-членами будет несовместима с внутренним рынком. [1]
Целью этого было то, чтобы избежать предпочтения определенной компании или коммерческой группы, государство-член ЕС не должно оказывать поддержку посредством финансовой помощи, снижения налоговых ставок или других средств стороне, которая ведет обычный коммерческий бизнес. Например, ЕС будет считать незаконной государственную помощь, если правительство возьмет на себя управление убыточной компанией с единственным намерением поддерживать ее работу с убытком. [9] Однако государственная помощь может быть одобрена Европейской комиссией в индивидуальных обстоятельствах. [10] но эта помощь может быть востребована ЕС, если она нарушает договор. [2]
Существуют конкретные исключения из положений договора в отношении государственной помощи. [11] Государственная помощь может предоставляться сторонам, занимающимся благотворительностью или «содействием сохранению культуры и наследия». [12] В договоре также говорилось, что помощь, предоставляемая в ответ на стихийные бедствия, будет законной. Было предоставлено исключение, позволяющее Германии предоставлять помощь при условии, что эта помощь использовалась для содействия развитию бывших территорий Восточной Германии, пострадавших от разделения Германии после поражения Германии во Второй мировой войне . [1]
Временные рамки во время вспышки COVID-19
[ редактировать ]Чтобы позволить государствам-членам быстро отреагировать на вспышку COVID-19, 20 марта 2020 года Европейская комиссия опубликовала временные рамки мер государственной помощи. [13] предоставление государствам-членам большей гибкости в предоставлении прямой финансовой помощи и кредитов сверх существующих возможностей статьи 107. Первоначально срок действия мер истекал 31 декабря 2020 года. Меры конкретно предусматривали:
- Прямые гранты, авансы или налоговые льготы с определенными потолками
- Гарантии по кредитам
- Субсидируемые процентные ставки
- Гарантии и кредиты, предоставляемые через банки
- Краткосрочное экспортно-кредитное страхование
28 января 2021 года эти рамки были продлены еще на один год и расширены за счет удвоения максимального размера прямой помощи, конвертации кредитов в гранты и приостановки действия списка стран с «рыночным риском» для краткосрочных экспортных кредитов. 18 ноября 2021 года ЕС объявил, что продлит меры еще на шесть месяцев, а также введет инвестиционные стимулы и меры поддержки платежеспособности. [14] В мае 2022 года ЕС объявил, что эти рамки не будут продлены после истечения срока действия 30 июня 2022 года, хотя он разрешил реструктуризацию кредитов в прямые гранты до 30 июня 2023 года. По оценкам ЕС, общая сумма кредитов составит 3,2 триллиона евро. государственная помощь была предоставлена через временные рамки. [15]
Ограничения государственной помощи ЕС
[ редактировать ]Юрисдикция ЕС является редким случаем, когда были введены конкретные обязательные правовые положения для контроля государственной помощи. Эти положения в принципе требуют, чтобы комиссия санкционировала все гранты помощи, что оказалось трудной, если не невозможной задачей для 27 стран-членов ЕС. Этот контроль может показаться ненужным, поскольку предполагается, что большинство субсидий (налоговых льгот) «побуждают новые фирмы размещаться в субсидирующем государстве». [16] Аргумент заключается в том, что, поскольку страны стремятся конкурировать за привлечение фирм на свою территорию, обеспечивая хорошую инфраструктуру, образование, здравоохранение и т. д., государственная помощь не должна сильно отличаться (например, помощь в выборе местоположения). [16] Хотя этот аргумент нельзя отвергнуть prima facie , он основан на «предположении, что продолжительность политического и экономического циклов одинакова». [16] Это предположение неверно, поскольку политические циклы намного короче экономических циклов, и даже при строгой финансовой дисциплине политики сохраняют положительные стимулы для предоставления «чрезмерного объема государственной помощи (по сравнению с реальными преимуществами)». [16] Введение ограничений и контроль государственной помощи необходимы, чтобы препятствовать выдаче чрезмерной государственной помощи, что особенно актуально в случае Союза, который не имеет строгих сбалансированных бюджетных ограничений и в основном работает с единой валютой (евро). По словам Альберто Хеймлера и Фредерика Дженни , «предоставление государственной помощи является дисциплиной для государств-членов». [16] Однако Комиссия может временно исключить вспомогательные средства, предназначенные для устранения серьезных экономических потрясений, при условии, что эти нарушения узко и строго определены. Европейский суд дополнительно дисциплинирует государства-члены ЕС и обеспечивает соблюдение ограничений. Введение положений о государственной помощи было бы выгодно для всех стран, но правительства склонны дистанцироваться от введения дисциплинарных мер, если не существует международного договора, который бы предусматривал это. Для стран, не являющихся частью ЕС, ограничения помощи вытекают из соглашений Всемирной торговой организации, которые запрещают субсидии исключительно тогда, когда они направлены на искажение международной торговли, как это строго определено. [16] В этих соглашениях также признаются так называемые субсидии, требующие принятия мер, которые могут быть запрещены, если страна, подавшая жалобу, демонстрирует негативное влияние субсидии на ее интересы. В частности, запрет может наступить в случае причинения тяжкого вреда здоровью:
- «отечественная промышленность страны-импортера»
- «конкурирующие экспортеры в третьей стране пытаются конкурировать с субсидируемым экспортером»
- «экспортеры пытаются конкурировать с субсидируемыми отечественными фирмами» [16]
Однако из-за отсутствия спецификаций, определений и в некоторых случаях разъяснений дело ВТО является весьма спорным и скорее является исключением, чем правилом. Решением этой проблемы мог бы стать более строгий режим, в некоторой степени соответствующий режиму Европейского Союза. В этом случае запрет государственных субсидий произойдет, если субсидии будут антиконкурентными и затрагивают международную торговлю. [16]
Режим контроля над субсидиями Соединенного Королевства
[ редактировать ]Соглашение между ЕС и Великобританией о торговле и сотрудничестве от декабря 2020 года требует от Великобритании ввести альтернативную систему государственных субсидий. [17]
Это будет называться «Контроль субсидий». Новый режим будет основан на обязательствах, взятых в Главе 3 Соглашения между ЕС и Великобританией о торговле и сотрудничестве . [18] Правительство Великобритании опубликовало руководство, призванное помочь организациям государственного сектора соблюдать режим [19] и подтвердил, что проведет консультации по поводу изменений режима в течение 2021 года. [20]
Примеры
[ редактировать ]Банковский кризис
[ редактировать ]В 2008 году британское правительство получило разрешение Европейской комиссии на предоставление государственной помощи для национализации Lloyds TSB во время финансового кризиса 2007–2008 годов . Однако Комиссия постановила, что, поскольку финансовые требования Lloyds TSB возникли в результате поглощения HBOS , для того, чтобы государственная помощь была законной, им придется продать часть своего бизнеса. [10] Lloyds Bank сделал это, выделив TSB Bank как отдельную компанию, первоначально принадлежавшую им, и продал ее Banco de Sabadell , чтобы оставаться в рамках правил ЕС о государственной помощи. [21]
Дело о налогообложении Apple
[ редактировать ]В 2016 году после двухлетнего расследования Европейская комиссия постановила, что Ирландская Республика вынесла Apple Inc. налоговые решения , которые действовали как форма незаконной государственной помощи в соответствии с законодательством ЕС о конкуренции. Apple использует адаптированный вариант « двойной ирландской » системы уклонения от уплаты налогов ( используемой многими транснациональными корпорациями США в Ирландии ). Постановления налоговой службы Ирландии , которые позволили провести индивидуализацию, были сочтены несправедливой государственной помощью. Комиссия заявила, что в результате Apple придется выплатить ирландскому правительству 13 миллиардов евро ирландских налогов (2004–2014 годы), а также процентные штрафы. [22] Кабинет министров Ирландии заявил, что оспорит решение комиссии о государственной помощи и обжалует это решение. [23]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Гиперссылка» . ТФЭУ . Проверено 25 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Что такое государственная помощь?» . Европейская комиссия. 1 июля 2016 года . Проверено 14 октября 2016 г.
- ^ «Таблица государственной помощи 2020» . ГД по конкуренции . 2020.
- ^ «Договор о функционировании ЕС» .
- ^ «Часто задаваемые вопросы о государственной помощи DWF» (PDF) .
- ^ «Табло государственной помощи» .
- ^ Саймон, Ивонн (15 октября 2015 г.). «Правила государственной помощи и влияние на финансирование ESIF. Семинар в Праге» (PDF) . п. 17.
- ^ «Приложение C: Ограничения ЕС на государственную помощь – Инструментарий поддержки принятия решений» . Nao.org.uk. 9 июня 2009 года . Проверено 15 сентября 2016 г.
- ^ Карвен, Эдвард (31 марта 2016 г.). «Может ли Великобритания помочь сталелитейной промышленности в соответствии с правилами ЕС?» . Новости Би-би-си . Проверено 2 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Конкуренция: Комиссия одобряет приобретение Sabadell TSB; важный шаг в плане реструктуризации Lloyds Banking Group» . Европа.eu. 18 мая 2015 года . Проверено 2 сентября 2016 г.
- ^ Кунерт, Ян; Лепс, Олоф (1 января 2017 г.). Новая жилищная некоммерческая организация (на немецком языке). Специалист Springer по СМИ Висбаден. стр. 213–258. дои : 10.1007/978-3-658-17570-2_8 . ISBN 9783658175696 .
- ^ «Английская программа государственной помощи по сохранению культурного и культурного наследия» (PDF) . Правительство Ее Величества . Проверено 2 сентября 2016 г.
- ^ «Сообщение Комиссии о временных рамках мер государственной помощи для поддержки экономики в условиях текущей вспышки COVID-19 2020/C 91 I/01» . eur-lex.europa.eu . Проверено 2 марта 2023 г.
- ^ «Дальнейшее продление и шестая поправка к временным рамкам государственной помощи Комиссии ЕС» . Куатрекасас . Проверено 2 марта 2023 г.
- ^ «Временные рамки» . конкуренция-политика.ec.europa.eu . Проверено 2 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хеймлер, Альберто; Дженни, Фредерик (2012). «Ограничения контроля Европейского Союза над государственной помощью». Оксфордский обзор экономической политики . 28 (2): 347–367. дои : 10.1093/oxrep/grs005 . ISSN 0266-903X . JSTOR 43741300 .
- ^ Правительство Великобритании, Соглашение о торговле и сотрудничестве между Великобританией и ЕС: Резюме, 24 декабря 2020 г.
- ^ «Контроль над субсидиями в Великобритании: как изменится государственное финансирование теперь, когда Великобритания вернула себе контроль над регулированием государственной помощи?» .
- ^ «Руководство по контролю субсидий опубликовано в помощь организациям государственного сектора» .
- ^ «Соблюдение международных обязательств Великобритании по контролю над субсидиями: руководство для органов государственной власти» . 24 июня 2021 г.
- ^ Гофф, Шарлин (13 мая 2014 г.). «Европейская комиссия одобрила новый план Lloyds по продаже TSB» . Файнэншл Таймс . Проверено 2 сентября 2016 г.
- ^ «Apple должна выплатить Ирландии 13 миллиардов евро, постановляет Европейская комиссия» . Новости Би-би-си . 1 января 1970 года . Проверено 2 сентября 2016 г.
- ^ Томпсон, Марк (2 сентября 2016 г.). «Ирландия не хочет налогов от Apple в размере 14,5 миллиардов долларов» . CNN . Проверено 2 сентября 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Табло ЕС и ЕАСТ за 2015 год , стр. 10