Педер Соренсен
Педер Сёренсен широко известный под латинизированным именем , Петрус Северинус (1542–1602) , [1] был датским врачом и одним из наиболее значительных последователей Парацельса . Среди его работ — крупный трактат Idea Medicinae philosophicae (Идеал философской медицины) (1571), в котором утверждалось превосходство идей Парацельса над идеями Галена . [2] Северин был членом интеллектуальной элиты Дании. Его образование было поддержано датской короной, и его возможное назначение на пост королевского врача придало статус и авторитет его работе и мнениям. Он был современником, интеллектуальным и личным соратником Тихо Браге , который также связан с развитием химии в семнадцатом веке. Даниэль Сеннерт , профессор Виттенберга, писал в 1619 году, что большинство врачей-химиков последовали примеру Северина и даже ссылались на «Северинскую школу» медицинской теории, основанную на философии Парацельса. [3] : 14 Ученые, в том числе Джоул Шакелфорд и Хиро Хираи ( «Концепция семян в теориях материи эпохи Возрождения» , 2005), утверждали, что Северин был важным предшественником как Иоганна Баптисты фон Гельмонта , так и Пьера Гассенди .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Педер Соренсен, позже известный под своим латинизированным именем Петрус Северинус, родился в датском городе Рибе на западном побережье Ютландии либо в 1542, либо в 1540 году. Оба года цитируются в текстах семнадцатого века. Рибе был процветающим городом на главном торговом пути между фермерами Ютландии и их рынками на юге. Это также был портовый город, который поддерживал регулярную торговлю с Голландией, Англией и другими портовыми городами фризского побережья. Рибе также был административным центром с собором в Рибе, которым управлял один из самых важных престолов Дании шестнадцатого века. [3] : 23
Родители Северина, вероятно, были преуспевающими и хорошо обеспеченными людьми, и, как и другие сыновья обеспеченных людей, Северин, вероятно, поступил в латинскую или кафедральную школу Рибе, прежде чем перейти в зарубежные университеты или в университет в Копенгагене. После Реформации католическая иерархия была заменена лютеранскими учителями и администраторами, но учебная программа вряд ли сильно изменилась. Собором в Рибе управляли некоторые из величайших реформаторов-гуманистов шестнадцатого и семнадцатого веков, в том числе Ганс Таузен , Педер Хегелунд и Йенс Динесен Йерсин, предоставившие Северину лучшее образование, доступное в Дании того времени. [3] : 24–25
Академическая жизнь
[ редактировать ]Где-то примерно в конце 1550-х годов Северин поступил в Копенгагенский университет . Во время поступления он, вероятно, следовал стандартной европейской программе бакалавриата, которая предписывала тексты, основанные на трудах и комментариях Аристотеля . Копенгаген как реформированный университет позволил изучать натурфилософию или «филлиппистский» гуманизм имени Филиппа Меланхтона . Философия в Копенгагенском университете состояла из трех разделов: логики (грамматики, диалектики и риторики), физики (математики, физиологии и метафизики) и этики. Первое знакомство Северина с основами академической медицины, вероятно, произошло во время занятий по физиологии и метафизике, которые в основном основывались на аристотелевских взглядах. [3] : 27
В 1562 году Северин покинул Копенгаген и направился во Францию, чтобы начать медицинское обучение, но вернулся через год из-за отсутствия финансирования. В 1563 году король Фридрих II предложил Северину каноническую должность врача в Выборге, которая, вероятно, была использована для финансирования стипендии на три года медицинского обучения. Когда и где Северин в конечном итоге получил степень доктора медицины, остается неясным. Северин получил звание магистра в 1564 году под руководством Николая Лаврентия Скавениуса, который занимал кафедру математики, а затем физики в Копенгагенском университете. Эти предметы охватывали философские основы медицины, в том числе зарождение и разложение — темы, к которым Северин возвращался снова и снова на протяжении всей своей жизни. Фактически именно его теории по этим предметам принесли ему международное признание. [3] : 29 В 1571 году Северин был официально назначен врачом короля Фридриха II до его смерти в 1588 году. Затем он лечил Кристиана IV , который в то время был несовершеннолетним. Когда в 1592 году Кристиан стал королем, он нанял дополнительных врачей, продолжая нанимать Северина, который сохранил свой титул и доход. В течение последних десяти лет своей жизни Северин пользовался относительной свободой от официальных обязанностей, но не написал никаких дополнительных сочинений после выхода его влиятельной работы « Идея медицины» в 1571 году. [4]
Северин и парацельсианство
[ редактировать ]Северин в самом начале своей карьеры был привлечен к учению и трудам немецкого реформатора медицины Теофраста Парацельса (1493–1541). Северина « Идея medicinae philosophicae» (1571 г.) — его самая важная письменная работа, в которой интерпретируется учение Парацельса. Цифровое издание Университета и государственной библиотеки Дюссельдорфа. Хотя труды Парацельса трудно различить, его основной вклад в изучение медицины основан на его утверждениях о том, что медицину можно изучать и совершенствовать только посредством изучения природы, основанного на христианских принципах. Парацельс также подчеркивал необходимость использования химии при составлении определенных формуляров для лечения заболеваний.
Будучи студентом-медиком, Северин услышал об успехе некоторых лекарств Парацельса и начал читать труды Парацельса. Хотя эти сочинения были довольно неясными, Северин упорствовал в понимании концепций посредством своих собственных эмпирических экспериментов и применения учений древних греков в вопросах теории и наблюдения. [3] : 29 Северин все чаще находил традиционные медицинские методы Аристотеля и Галена неудовлетворительными и также начал использовать химию и учение Парацельса для создания эффективных лекарств. Чаще всего полагались на соединения с «сильными выраженными качествами», такими как запах, который считался показателем их эффективности. Токсичность некоторых соединений можно решить, применяя химические принципы для устранения их токсичных свойств. Однако противоречие с таким методом заключалось в том, что не всегда было известно, является ли соединение токсичным, пока оно не было проглочено.
Идея философской медицины Северина
[ редактировать ]Самым известным произведением Северина является «Идея медицины» , опубликованная в Базеле в 1571 году. В этом томе представлена интерпретация Северином метафизических и физических основ медицины и естественных изменений. Считается, что это единственная работа Северина, которая полностью иллюстрирует его принятие писаний Парацельса. Но в семнадцатом веке его сочли достаточно важным, чтобы выпустить еще два издания и три обширных комментария. [3] : 143 Idea Medicinæ фокусируется не только на медицине, но и на идеологических вопросах, которые повлияли на моральную философию и религию. По сути, книга представляет собой философское обсуждение фундаментальных причин изменений в естественных телах и ставит под сомнение стандартные медицинские практики того времени, основанные на галеновой медицине и четырех жидкостях тела.
Северин считал, что болезни имеют органическую причину. Он предположил, что семена болезней (semina morborum) являются инородными телами в здоровом организме и пускают корни, растут и нарушают обычно упорядоченный процесс функций организма. Эти семена проявляются в различных местах тела и вызывают особые симптомы, указывающие на заболевание. Чтобы восстановить здоровье, можно было бы производить и применять химические средства для восстановления телесной гармонии. [3] : 467
Наследие Северина
[ редактировать ]Читатели « Idae medicinae » Северина познакомились с новым миром химической философии. Несмотря на то, что расшифровка Парацельса Северином глубоко укоренилась в парацельсианстве, она, по сути, пролила свет на сочинения, которые, возможно, могли остаться загадочными. Включение химических идей в терапевтическую практику привлекло широкое внимание, особенно в Дании, где Тихо Браге также занимался химическим искусством и чья королевская благосклонность и покровительство еще больше продвинули зарождающуюся химическую науку. [5] Однако Фома Эраст , Андреас Либавиус и другие антипарацельсианцы минимизировали наследие Северина. Либавиус, в частности, нападал на оккультные науки любого рода, но особенно выступал против Парацельса и всех сочинений, которые его поддерживали, включая Северина. С другой стороны, влияние Idæ Medicinæ на английских натурфилософов можно увидеть в трудах Томаса Моффета (1553–1604) и Фрэнсиса Бэкона (1561–1626), которые, с одной стороны, поносили Парацельса, но восхищались важным синтезом, внесшим Петра Северина. [3] : 253
Ссылки
[ редактировать ]- Джоул Шакелфорд (2004), Философский путь парацельсианской медицины: идеи, интеллектуальный контекст и влияние Петра Северина (1540–1602)
- Карлос Гилли (2002), Парацельсианство для философов: Питер Северинус, https://www.academia.edu/34679104/
Примечания
[ редактировать ]- ^ Педер Серенссен, Питер Северинус, Питер Северинус
- ^ ПАРАЦЕЛЬС: Медицинская химия Парацельсов.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Джоул Шакелфорд, Философский путь парацельсианской медицины: идеи, интеллектуальный контекст и влияние Петра Северина (1540/2-1602) (Копенгаген: Museum Tusculanum Press, 2004).
- ^ Джоул Шакелфорд, «Раннее восприятие теории Парацельса: Северин и Эраст», The Sixteenth Century Journal 26, вып. 1 (1 апреля 1995 г.): 134.
- ^ Джоул Шакелфорд, «Парацельсианство и православно-лютеранское неприятие жизненной философии в Дании начала семнадцатого века», Ранняя наука и медицина 8, вып. 3 (2003): 212.