Jump to content

Карлос Вас Феррейра

Карлос Вас Феррейра
Карлос Вас Феррейра
Карлос Вас Феррейра
Рожденный Карлос Вас Феррейра
( 1872-10-15 ) 15 октября 1872 г.
 Уругвай , Монтевидео
Умер 3 января 1958 г. ( 1958-01-03 ) (85 лет)
 Уругвай , Монтевидео
Занятие Писатель, философ
Национальность уругвайский

Карлос Вас Феррейра (15 октября 1872 — 3 января 1958) — уругвайский философ , юрист , писатель и учёный. Под влиянием Джона Стюарта Милля и Герберта Спенсера он известен тем, что представил южноамериканскому обществу либеральные, плюралистические политические ценности и прагматические философские концепции.

Ваз Феррейра родился в Монтевидео . Его младшей сестрой была поэтесса Мария Евгения Вас Феррейра . Его первой опубликованной работой в 1897 году была «Curso expositivo de Psicología elemental» («Курс лекций по элементарной психологии»). В том же году он начал читать лекции по философии в Университете Республики . Его вторая работа, опубликованная в 1898 году, представляла собой книгу по формальной логике .

В 1903 году он получил лицензию адвоката.

В 1905 году он опубликовал «Идеи и наблюдения» («Идеи и наблюдения»), сборник как новых, так и ранее опубликованных работ. Объём сборника побудил автора опубликовать его в двух отдельных томах.

Наиболее важные работы Ваза Феррейры были опубликованы между 1905 и 1910 годами. В 1907 году он опубликовал «Проблемы свободы», в 1908 году «Conocimiento y Acción» («Знание и действие») и «Moral para Intelectuales» («Мораль для интеллектуалов»). в 1909 году «El Pragmatismo» («Прагматизм») и в 1910 году «Lógica Viva» («Живая логика»).

В 1913 году он был назначен маэстро конференций (должность, в некоторой степени аналогичная доценту) в Университете Республики.

В 1918 году он опубликовал «Lecciones sobre pedagogy» («Чтения по педагогике») и «О собственности на землю», а в 1922 году — «О социальных проблемах»). «Sobre el feminismo» («О феминизме»), одна из первых трактовок феминизма в латиноамериканских академических кругах, появилась в 1933 году. «Fermentario» («Ферментативный») появился в 1938 году. В 1940 году он редактировал «Фактический кризис мир» («Текущий мировой кризис»).

Вас Феррейра занимал должность вице-канцлера Университета Республики с 1928 по 1931 год и с 1935 по 1941 год. В 1931 году он был вынужден покинуть эту должность из-за проблем со здоровьем, но был единогласно переизбран в 1935 году. В этот период он был хорошо известен своей откровенной защитой академической автономии против диктатуры Габриэля Терры .

Одна из давних академических целей Ваза Феррейры была достигнута в 1945 году с основанием факультета гуманитарных и педагогических наук. Он занимал должность декана до 1958 года.

Философия

[ редактировать ]

Философские взгляды Вас Ферериры сформировались под влиянием позитивизма , который доминировал в Уругвае, а также в Европе в период Конца века . Особое влияние на него оказала философия Герберта Спенсера и Джона Стюарта Милля .

Ваз Феррейра превзошел эти ранние влияния, объединив их с работами других авторов, с которыми он встречался на протяжении всей своей жизни, особенно Уильяма Джеймса и особенно Анри Бергсона . На местном уровне на него в некоторой степени повлиял Хосе Энрике Родо , хотя их философия весьма расходится.

Реальность, наука и философия

[ редактировать ]

Ваз Феррейра понимал реальность как нечто, находящееся за пределами нас, но с которым мы можем соприкасаться разными способами. Логика служит для организации и управления ею, а язык позволяет ею делиться. Из этих элементов мы конструируем теории и системы, конструируем аргументы и дискурсы и т. д. Такие инструменты позволяют нам взаимодействовать с реальностью на практическом уровне, даже если они в определенной степени искажают и затемняют ее.

Несоответствие между реальностью – во всей ее полноте и обширности – и интеллектуальными инструментами, используемыми для ее упрощения и сведения к понятным терминам, привело Васа Феррейру к выявлению несовместимости между языком и мышлением при выражении реальности. Таким образом, он пришел к убеждению, что «систем» недостаточно для понимания окружающего нас мира.

Систематизация, по мнению Ваза Феррейры, — естественная и зачастую плодотворная тенденция человеческого духа. Тем не менее, оно часто порождает догмы , противоречащие реальности.

Он подкрепил эти утверждения конкретными примерами, используя их для подтверждения обоснованности классификаций, которые, будучи абстрактными понятиями, могут лишь тщетно разрешать неопределенные ситуации. Несмотря на это, он настаивал на том, что такие классификации могут быть полезны в смысле прагматической, а не абстрактной полезности.

Ваз Феррейра рассматривал сам язык как систему классификации, в которой говорить о чем-то — значит просто установить его место в упрощенной схеме и, следовательно, отделить его от сложности реальности. Эта отстраненность позволяет провести различие между реальностью и ее выражением, избегая трансцендентализации , перекладывая бремя онтологических проблем на лингвистический уровень, где их не нужно созерцать.

Для Ваза Феррейры различие между научным исследованием и миром обнаруживается в приписывании первому инструментального характера, различие, которое противоречит позитивизму лет становления философа.

В то время как наука инструментальна и ограничена, философия представляет собой форму инклюзивного знания, которая признает недостатки систематического мышления; Философия — это то, что устанавливает ограничения, а также смелость наук, и роль философии — интегрировать все человеческие знания.

Философское понимание науки соответствует не формальной схеме, а постепенному процессу, в котором объекты научного исследования оцениваются независимо и всесторонне. Философия, таким образом, параллельна науке, чтобы постичь ее. Ваз Феррейра использовал море как метафору понимания и абстракции: с увеличением глубины ясности становится меньше. Это углубление ведет к утрате точности, согласно которой наука, хотя и является формой знания, которая распространяется и разделяется, утверждает себя как властная необходимость, так же, как и философия. В этом отношении философия и наука существуют в братских отношениях не как разрозненные дисциплины, а как компоненты одного и того же явления.

Вас Феррейра признавал как хорошие, так и плохие формы позитивизма и видел аналогичную двойственность внутри скептицизма и прагматизма. В то время как плохой позитивизм накладывает научные ограничения на человеческое понимание, хороший позитивизм поощряет любовь к науке, которая дает многочисленные преимущества, в том числе и философии. В то время как плохой скептицизм предполагает невозможность понимания, хороший скептицизм поощряет здоровое недоверие к языку и систематизации. В то время как плохой прагматизм полностью подчиняет веру собственной воле, хороший прагматизм регулирует веру, признавая свое невежество.

Живая логика или психологика

[ редактировать ]
Памятник Альберту Эйнштейну, беседующему с Карлосом Вас Феррейрой в 1925 году. Plaza de los Treinta y Tres Orientales, Кордон, Монтевидео , Уругвай.

Одной из фундаментальных концепций Ваза Феррейры является Живая логика ( Lógica Viva ) или Психо-логика ( Psico-Lógica ), которую он начал развивать после завершения «Проблем свободы». Центральная идея «Живой логики» — раскрыть способ, которым язык и схематизация не только отходят от реальности, но и часто сталкиваются с несуществующими проблемами.

В «Живой логике» можно обнаружить логицизм Стюарта Милля, с одной стороны, и психологизм Бергсона и Уильяма Джеймса — с другой. Последнее было главной чертой спиритуалистического и идеалистического интеллектуального климата, преобладавшего в Уругвае в 1900-е годы.

Это проявление ошибок, заблуждений и паралогизмов формирует основу нового образа мышления, более всеобъемлющего, чем традиционный вариант, основанного на живых, конкретных явлениях, на основе которых формулируются схемы.

Следовательно, Живая Логика включает в себя Этику Понимания , имеющую последствия, относящиеся к метафизике , философии религии и морали .

Ваз Феррейра понимал мораль как намерение очертить реальность в соответствии с категориями, налагаемыми схемами и языком, в сочетании с отказом от систематических и догматических решений. Напротив, он защищал мораль, которая признавала уникальные проблемы каждого человека и места и стремилась решить их соответствующим образом.

Эта мораль, которая ничего не делает так сильно, как опыт, приписывает метафизике роль не теорий и определений, а предположений и видения огромных возможностей.

Идеалы, по мнению Ваза Феррейры, мешают практичности, поскольку допускают выбор, который зачастую требует ненужных жертв как для себя, так и для других. Конфликт ведет к конфликту, и эта культура борьбы порождает конфликтную мораль, которая пронизывает и отравляет историю человечества.

Карлос Вас Феррейра был вольнодумным агностиком, как и многие культурные уругвайцы того периода. Хотя он часто критиковал католические и протестантские религиозные институты, он не особенно критиковал религиозные чувства сами по себе, которые он считал открытой и выжидающей духовной позицией перед лицом трансцендентного неизвестного. Ваз Феррейра понимал религиозность как область метафизических вопросов и сомнений, которые благодаря искренности и непредубежденности могут быть решены такими, какие они есть на самом деле.

Основные работы

[ редактировать ]
  • Разъяснительный курс по элементарной психологии (1897 г.)
  • Идеи и наблюдения (1905)
  • Проблемы свободы (1907)
  • Знание и действие (1908)
  • Мораль для интеллектуалов (1908)
  • Прагматизм (1909)
  • Живая логика (1910)
  • Уроки педагогики и вопросы преподавания (1918)
  • О землевладении (1918)
  • О социальных проблемах (1922)
  • О феминизме (1933)
  • Ферментарный (1938)
  • Современный кризис мира (1940)
  • Идеи эволюционной эстетики (1896 г.)
  • Психология (1897)
  • О метрическом восприятии (1920)
  • Педагогические исследования (1921)
  • Незаконные математические трансцендентализации и коррелирующие заблуждения (1963)
  • О преподавании философии (1963)
  • Преподавание экспериментальных наук (1963)
  • Три философа жизни (1965)

Источники

[ редактировать ]
  • Ардао, Артур . Знакомство с Вазом Феррейрой Монтевидео, Баррейру и Рамосом (1961)
  • Ардао, Артуро, Наука и метафизика в Вас Феррейре , Журнал Мексиканского университета, XXVII/4 (1972)
  • Ромеро Баро, JM Философия и наука в Карлосе Вас Феррейре, Барселона: PPU, 1993.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 910c096f2fa8a62616d621a0962ca10d__1711406520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/91/0d/910c096f2fa8a62616d621a0962ca10d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Carlos Vaz Ferreira - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)