Европейская сеть операторов систем передачи электроэнергии
![]() | |
Аббревиатура | ДЕЙСТВИЕ- Да |
---|---|
Предшественник | ETSO, UCTE, НОРДЕЛ, АТСОИ, УКЦОА, БАЛСО |
Формирование | 19 декабря 2008 г |
Тип | Ассоциация |
Юридический статус | АИСБЛ |
Цель | ENTSO-E способствует более тесному сотрудничеству европейских TSO для поддержки реализации энергетической политики ЕС и достижения целей европейской энергетической и климатической политики, которые меняют саму природу энергосистемы. |
Штаб-квартира | улица Спа, 8 Брюссель , Бельгия |
Обслуживаемый регион | Европа |
Членство | Операторы системы передачи |
Главный орган | Сборка АКТ-Е |
Веб-сайт | www |
ENTSO-E , Европейская сеть операторов систем передачи электроэнергии , представляет 40 операторов систем передачи электроэнергии (TSO) из 36 стран Европы, тем самым выходя за пределы ЕС. ENTSO-E была создана и получила юридические полномочия в соответствии с Третьим пакетом ЕС по внутреннему энергетическому рынку в 2009 году, который направлен на дальнейшую либерализацию рынков газа и электроэнергии в ЕС. [1] Украинская «Укрэнерго» стала 40-м членом ассоциации 1 января 2024 года. [2]
История
[ редактировать ]27 июня 2008 года 36 европейских операторов систем передачи электроэнергии (TSO) подписали в Праге декларацию о намерениях создать ENTSO-E. [3] ENTSO-E была основана 19 декабря 2008 года в Брюсселе 42 операторами системы передачи электроэнергии в качестве правопреемника шести региональных ассоциаций операторов систем передачи электроэнергии. [4] [5] ENTSO-E начал свою работу 1 июля 2009 года. Бывшие ассоциации ETSO, ATSOI, UKTSOA, NORDEL, UCTE и BALTSO стали частью ENTSO-E, продолжая при этом предлагать данные своих предшественников в общественных интересах. [6]
Создание ENTSO-E было инициировано принятием третьего законодательного пакета Евросоюза по рынкам газа и электроэнергии . [3] В 2003 году Европейская комиссия провела отраслевое исследование конкуренции на рынке электроэнергии в шести европейских странах. [7] В итоговом отчете, рассматривающем конкуренцию в этих странах, были отмечены серьезные проблемы, требующие решения. [8] Было отмечено, что интеграция между рынками стран-членов все еще недостаточна. Кроме того, было оценено отсутствие прозрачно доступной рыночной информации. [7] В результате третий законодательный пакет по рынкам газа и электроэнергии ЕС был принят Европейской комиссией в сентябре 2007 года. [9]
Цели
[ редактировать ]Согласно веб-сайту, «ENTSO-E способствует более тесному сотрудничеству европейских TSO для поддержки реализации энергетической политики ЕС и достижения целей европейской энергетической и климатической политики, которые меняют саму природу энергосистемы. Основные цели ENTSO-E основное внимание уделяется интеграции возобновляемых источников энергии (ВИЭ), таких как энергия ветра и солнца, в энергосистему, а также завершению создания внутреннего энергетического рынка (ВЭМ), который имеет решающее значение для достижения целей энергетической политики Европейского Союза по доступности, устойчивости и [...] ENTSO-E стремится быть координатором по всем техническим, рыночным и политическим вопросам, касающимся TSO и европейской сети, взаимодействуя с пользователями энергосистем, учреждениями ЕС, регулирующими органами и национальными правительствами». [10]
Члены
[ редактировать ]ОПС отвечают за оптовую передачу электроэнергии по магистральным электрическим сетям высокого напряжения . ОПС предоставляют сети доступ к участникам рынка электроэнергии (т.е. генерирующим компаниям, трейдерам, поставщикам, дистрибьюторам и напрямую подключенным потребителям) в соответствии с недискриминационными и прозрачными правилами. Во многих странах ОПС также отвечают за развитие сетевой инфраструктуры. ОПС на внутреннем рынке электроэнергии Европейского Союза – это организации, действующие независимо от других участников рынка электроэнергии (анбандлинг). [11]
По состоянию на январь 2024 года в ENTSO-E входило 40 ОПС-членов из 36 стран. [12] Из-за Брексита три британских оператора ушли, и из Великобритании осталась только североирландская SONI. [13]
26 апреля 2022 года Укрэнерго подписало соглашение о членстве наблюдателя. [14] и стал 40-м членом ENTSO-E 1 января 2024 года. [2]
14 января 2016 года TEİAŞ подписал соглашение с ENTSO-E о том, чтобы стать первым членом-наблюдателем, срок действия соглашения истек в январе 2019 года. [15] 13 декабря 2022 года TEİAŞ подписал новое Соглашение о членстве в качестве наблюдателя, которое будет действовать сроком на три года. [16]
наблюдатели
[ редактировать ]Код страны ISO | Страна | ТСО | Сокр. |
---|---|---|---|
ТР | Турция | Турецкая электропередающая корпорация | ТЕЙАШ |
доктор медицинских наук | Молдавия | Молдэлектрика | Молдэлектрика |
Географическая зона
[ редактировать ]
Географическая территория, охватываемая ОПС — членами ENTSO-E, разделена на пять синхронных зон и две изолированные системы (Кипр и Исландия). Синхронные зоны — это группы стран, которые связаны своими энергетическими системами. системы Частота (50 Гц, обычно с очень незначительными отклонениями) синхронна внутри каждой зоны, и возмущение в одной точке зоны будет зарегистрировано по всей зоне. Отдельные синхронные зоны соединены между собой посредством постоянного тока соединителей .
Преимущества синхронных зон включают объединение генерирующих мощностей, совместное обеспечение резервов, что приводит к экономии средств, а также взаимную помощь в случае сбоев, что приводит к более дешевым затратам на резервную электроэнергию (например, в случае сбоя или отключения электроэнергии). [17]
Правовая основа
[ редактировать ]Третий энергетический пакет и Регламент (ЕС) № 714/2009. [18] об условиях доступа к сети для трансграничного обмена в регулировании электроэнергии определяют задачи и обязанности ENTSO-E. Регламент (ЕС) 838/2010 [19] в руководящих принципах, касающихся механизма компенсации между ОТС, изложена методология, с помощью которой ОПС получают компенсацию за затраты, понесенные при организации трансграничных потоков электроэнергии. Регламент (ЕС) 347/2013 [20] о руководящих принципах трансъевропейской энергетической инфраструктуры определяет европейские проекты, представляющие общий интерес (PCI) [21] определяет десятилетний план развития сети ENTSO-E (TYNDP) [22] в качестве основы для выбора PCI. ENTSO-E также поручено разработать соответствующую методологию затрат и выгод. [23] для оценки проектов передающей инфраструктуры.
Регламент о прозрачности (ЕС) № 543/2013. [24] о представлении и публикации данных на рынках электроэнергии обязывает поставщиков и владельцев данных в государствах-членах ЕС предоставлять фундаментальную информацию, связанную с производством, нагрузкой, передачей электроэнергии, балансировкой, отключениями и управлением перегрузками, для публикации через Платформу прозрачности ENTSO-E. [17]
ENTSO‑E не классифицируется как «орган государственного сектора» в значении, предусмотренном Директивой об открытых данных 2019 года .
Ключевые виды деятельности
[ редактировать ]Планы Панъевропейской сети электропередачи и анализ затрат и выгод
[ редактировать ]Десятилетний план развития сети 2016 (TYNDP) [25] разработан ENTSO-E в тесном сотрудничестве с заинтересованными сторонами, находится под пристальным вниманием ACER и окончательно принят Европейской комиссией . Это единственный существующий план развития общеевропейской сети. Это основа для отбора проектов ЕС, представляющих общий интерес (PCI). [26] Список PCI не установлен ENTSO-E и подлежит другой процедуре, проводимой Европейской комиссией и государствами-членами ЕС.
TYNDP обновляется каждые два года. Для включения в TYNDP каждый проект, будь то передача или хранение, должен пройти анализ затрат и выгод. Методика анализа выгод [23] разработан ENTSO-E при консультации с заинтересованными сторонами и принят Европейской комиссией. Он оценивает проекты по социально-экономическим и экологическим критериям. [17]
Перспективы адекватности
[ редактировать ]ENTSO-E публикует прогнозы достаточности на летний и зимний периоды. [27] а также среднесрочную оценку достаточности ресурсов – Европейскую оценку достаточности ресурсов (ERAA). [28] Сезонные прогнозы позволяют оценить, достаточно ли генерации для покрытия предложения, и выявить возможности соседних стран внести свой вклад в баланс генерации/спроса в критических ситуациях в конкретной стране. ERAA анализирует достаточность ресурсов на десятилетие вперед, учитывая решения об инвестициях и выходе на пенсию.
Сетевые коды
[ редактировать ]Сетевые кодексы ENTSO-E представляют собой общеевропейские обязательные правила, разработанные ENTSO-E по согласованию с заинтересованными сторонами и под руководством ACER . Сетевые коды сгруппированы в три области:
- коды подключения, подключающие генераторы электроэнергии, линии спроса и постоянного тока к сетям электропередачи;
- операционные кодексы, регулирующие работу общеевропейских электроэнергетических систем;
- и рыночные кодексы, облегчающие и гармонизирующие торговлю электроэнергией через европейские границы. [17] [29]
Процесс разработки и принятия сетевых кодексов определяется Третьим пакетом . ACER разрабатывает рамочное руководство, определяющее выбор политики для каждого кодекса. На этой основе кодексы разрабатываются ENTSO-E по согласованию с заинтересованными сторонами. После заключения ACER и рекомендаций по принятию каждый кодекс передается в Европейскую комиссию на утверждение в рамках процесса Comitology , т. е. на голосование представителей государств-членов и, таким образом, становится законом ЕС, имеющим прямую обязательную силу и реализуемым во всех государствах-членах. [17]
Платформа прозрачности (ТП)
[ редактировать ]Центральная платформа прозрачности информации ENTSO-E [30] обеспечивает свободный доступ к фундаментальным данным и информации об общеевропейском оптовом производстве, передаче и потреблении энергии. [31]
Исследования, разработки и инновации (RDI)
[ редактировать ]Дорожная карта исследований и разработок ENTSO-E [32] представляет видение ENTSO-E по сетевым проектам, которые должны реализовываться TSO для достижения целей ЕС. Дорожная карта поддерживается ежегодным Планом реализации НИОКР, [33] который сочетает в себе подходы «сверху вниз» и «снизу вверх» для удовлетворения требований «дорожной карты». ENTSO-E ежегодно публикует отчет о мониторинге НИОКР. [34] который оценивает ход НИОКР, связанных с TSO. [17]
Управление
[ редактировать ]ENTSO-E — международная некоммерческая ассоциация ( AISBL ), созданная в соответствии с законодательством Бельгии. ENTSO-E финансируется своими членами. ОПС вносят свой вклад в бюджет в зависимости от количества стран и обслуживаемого населения. [17]
Высшим органом ENTSO-E является Ассамблея, в состав которой входят представители на уровне генеральных директоров всех нынешних 43 членов. Совет ENTSO-E избирается каждые два года из общего числа членов и через Ассамблею. В его состав входят 12 представителей. Президент, вице-президент и председатели комитетов приглашаются на заседания совета директоров. Правление координирует работу комитетов и местных органов власти, а также выполняет решения Ассамблеи. [17] [35]
ENTSO-E учредил четыре специализированных комитета. [36] состоит из менеджеров ОПС-членов. Каждый комитет возглавляет ряд региональных групп и рабочих групп.
На том же уровне, что и четыре комитета, поперечная правовая и нормативная группа [37] консультирует все органы ENTSO-E по правовым и нормативным вопросам. Кроме того, экспертные группы по данным, внедрению сетевых кодексов и делам ЕС предоставляют ассоциации конкретные экспертные знания и рабочие продукты. [17]
Секретариат ENTSO-E находится в Брюсселе. Его возглавляет генеральный секретарь, и он представляет ENTSO-E перед европейскими учреждениями, регулирующими органами и заинтересованными сторонами.
Организационная структура
[ редактировать ]Позиция | Имя |
---|---|
Президент Ассамблеи | Эрве Лаффе |
Вице-президент Ассамблеи | Збинек Болдиш |
Председатель правления | Иоахим Ванцетта |
Заместитель председателя правления | Лиам Райан |
Генеральный секретарь | Соня Тухиг |
Руководитель отдела политики, коммуникаций и управления заинтересованными сторонами | Кристель Верстратен |
Руководитель отдела управления ИКТ и архитектуры | Николя Рише |
Руководитель отдела корпоративного обслуживания | Бертран Маккавей |
Руководитель отдела корпоративного управления и главный юрисконсульт | Флоренс Мельхиор |
Руководитель юридического отдела | Иван Талеский |
Руководитель отдела рынка | Золтан Дюлай |
Руководитель отдела инноваций | Норела Константинеску |
Руководитель отдела системного развития | Эдвин Хэсен |
Начальник операционного отдела | Бруно Гувернер |
Руководитель отдела ИКТ-решений | Эрвис Брегу |
Руководитель отдела кадров, талантов и культуры | Эвелин Дриан |
Ключевые цифры (2022 г.)
[ редактировать ]- 39 операторов системы передачи
- 35 европейских стран
- Обслужено 532 миллиона клиентов
- 312 693 километра (194 298 миль) линий электропередачи
- Перевезено 3174,2 ТВтч электроэнергии
- 423 586 ГВтч обмена электроэнергией между ОПС-членами
- Чистая генерирующая мощность, подключенная к сети, составляет 1 023 721 МВт. [17]
См. также
[ редактировать ]- ЭУРЭЛЕКТРИК
- Агентство по сотрудничеству регуляторов энергетики
- Европейское энергетическое сообщество
- Европейская сеть операторов систем передачи газа (ENTSOG)
- IPS/UPS – организация TSO для сетей большинства бывших советских республик и Монголии.
- SuperSmart Grid , европейская суперсеть
- Северный бассейн
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ЭНЦО-Э. «Официальные мандаты ENTSO-E» . Европейская сеть операторов систем передачи электроэнергии . Брюссель, Бельгия . Проверено 14 февраля 2022 г. Страница не датирована.
- ^ Jump up to: а б «Оператор системы электропередачи Украины НЭК «Укрэнерго» присоединился к ENTSO-E в качестве нового члена» . entsoe.eu . Архивировано из оригинала 14 декабря 2023 года . Проверено 14 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Операторы электроэнергетики создают новую ассоциацию» (Пресс-релиз). ЭНЦО-Э. 1 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 20 июля 2011 г. Проверено 17 января 2010 г.
- ^ «Операторы электроэнергетики создали новую ассоциацию» (Пресс-релиз). ЭНЦО-Э. 19 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 20 июля 2011 г. Проверено 17 января 2010 г.
- ^ «Европейские TSO создали новую организацию ENTSO-E» (Пресс-релиз). Статнетт . 19 декабря 2008 года. Архивировано из оригинала 23 сентября 2009 года . Проверено 17 января 2010 г.
- ^ «ENTSO-E, полностью функционирующий с 1 июля, приветствует принятие третьего энергетического пакета ЕС» (пресс-релиз). ЭНЦО-Э. 1 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 20 июля 2011 года . Проверено 17 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Расследование в соответствии со статьей 17 Регламента (ЕС) № 1/2003» . Европейская комиссия . 2005. Архивировано из оригинала 23 января 2010 года . Проверено 17 января 2010 г.
- ^ «Сообщение Комиссии – Расследование в соответствии со статьей 17 Регламента (ЕС) № 1/2003 в европейском газовом и электроэнергетическом секторах» . Европейская комиссия . 2007 . Проверено 12 марта 2010 г.
- ^ «Энергетическая Европа – реальный рынок с надежными поставками (Третий законодательный пакет)» . Европейская комиссия . Архивировано из оригинала 8 апреля 2010 года . Проверено 17 января 2010 г.
- ^ «Кто такой ЭНТСО-Э?» . Энцое.eu . Проверено 30 июля 2015 г.
- ^ «Рыночное законодательство – Энергетика – Европейская Комиссия» . Ec.europa.eu . Проверено 30 июля 2015 г.
- ^ «Компании-члены ENTSO-E» . Энцое.eu . Архивировано из оригинала 5 марта 2024 года . Проверено 8 января 2021 г.
- ^ 12 февраля 2021 г. Уведомление ЕС для заинтересованных сторон об отмене правил Великобритании и ЕС в области внутреннего энергетического рынка.
- ^ «ЭНТСО-Э приветствует Укрэнерго в качестве наблюдателя» . www.entsoe.eu . Архивировано из оригинала 17 октября 2022 года . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ «Международные организации» . www.teias.gov.tr . Архивировано из оригинала 18 июля 2022 года . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ «Новое соглашение о членстве наблюдателя оформлено с TEİAŞ» . www.entsoe.eu . Архивировано из оригинала 21 декабря 2022 года . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «ЭНЦО-Э: краткий обзор» . Энцое.eu . Проверено 31 июля 2015 г.
- ^ «РЕГЛАМЕНТ (ЕС) № 714/2009 ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА» . Eur-lex.europa.eu . Проверено 1 декабря 2016 г.
- ^ «РЕГЛАМЕНТ КОМИССИИ (ЕС) № 838/2010» . Eur-lex.europa.eu . Проверено 1 декабря 2016 г.
- ^ «РЕГЛАМЕНТ (ЕС) № 347/2013 ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА» . Eur-lex.europa.eu . Проверено 1 декабря 2016 г.
- ^ «Энергетические темы – Европейская Комиссия» . Ec.europa.eu . Проверено 1 декабря 2016 г.
- ^ «План реализации НИОКР на 2016–2018 годы» . Энцое.eu . Архивировано из оригинала 10 июля 2015 года . Проверено 1 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Методология анализа затрат и выгод CBA 1.0 для оценки проекта TYNDP» . Энцое.eu . Проверено 1 декабря 2016 г.
- ^ Европейская комиссия (15 июня 2013 г.). «Регламент Комиссии (ЕС) № 543/2013 от 14 июня 2013 года о представлении и публикации данных на рынках электроэнергии и внесении изменений в Приложение I к Регламенту (ЕС) № 714/2009 Европейского парламента и Совета (текст, имеющий отношение к ЕЭЗ) " . Официальный журнал Европейского Союза . Том. Л 163. стр. 1–12 . Проверено 17 июня 2021 г.
- ^ «Десятилетний план развития сети 2016» . Энцое.eu . Проверено 1 декабря 2016 г.
- ^ «Проекты общего интереса – Европейская Комиссия» . Ec.europa.eu . 8 ноября 2016 г. Проверено 1 декабря 2016 г.
- ^ «Сезонные прогнозы» . Энцое.eu . Проверено 9 января 2024 г.
- ^ «Оценка достаточности европейских ресурсов» . Энцое.eu . Проверено 9 января 2024 г.
- ^ «Сетевые коды» . Networkcodes.entsoe.eu . Архивировано из оригинала 7 января 2016 года . Проверено 31 июля 2015 г.
- ^ «Платформа прозрачности ENTSO-E» . www.transparency.entsoe.eu . Проверено 1 сентября 2023 г.
- ^
Хирт, Лев; Мюленпфордт, Джонатан; Балкли, Мариса (1 сентября 2018 г.). «Платформа прозрачности ENTSO‑E: обзор самой амбициозной европейской платформы данных об электроэнергии» . Прикладная энергетика . 225 : 1054–1067. Бибкод : 2018ApEn..225.1054H . дои : 10.1016/j.apenergy.2018.04.048 . ISSN 0306-2619 . Лицензия CC‑BY‑4.0.
- ^ «Дорожная карта НИОКР на 2017–2026 годы» . Энцое.eu . Проверено 1 декабря 2016 г.
- ^ «План реализации НИОКР на 2016–2018 годы» . Энцое.eu . Проверено 1 декабря 2016 г.
- ^ «Отчет о мониторинге НИОКР 2015» . Энцое.eu . Проверено 1 декабря 2016 г.
- ^ «ЭНТСО-Э Управление» . Энцое.eu . Проверено 31 июля 2015 г.
- ^ «Рабочие комитеты ENTSO-E» . Энцое.eu . Проверено 1 декабря 2016 г.
- ^ «Правовая и регуляторная группа (ЛРГ)» . Энцое.eu . Проверено 1 декабря 2016 г.