Джон Лаудон МакАдам
Джон Лаудон МакАдам | |
---|---|
![]() Джон Макадам | |
Рожденный | 23 сентября 1756 г. [1] Эйр , Шотландия |
Умер | 26 ноября 1836 г. Моффат , Дамфрисшир , Шотландия | ( 80 лет
Национальность | шотландский |
Гражданство | шотландский |
Занятие | Инженер |
Инженерная карьера | |
Значительный прогресс | « Макадамизация » |
Джон Лаудон Макадам (23 сентября 1756 г.) [1] — 26 ноября 1836) — шотландский инженер-строитель и дорожный строитель. Он изобрел новый процесс, « щебень », для строительства дорог с гладкой твердой поверхностью, используя контролируемые материалы со смешанным размером частиц и заданной структурой, которые были бы более долговечными и менее грязными, чем дороги, основанные на грунте .
Современное дорожное строительство все еще отражает влияние МакАдама. Из последующих усовершенствований наиболее значительным было введение смолы (первоначально каменноугольной смолы ) для скрепления камней дорожного покрытия, « гудрона » (от Tar Macadam).
Ранний период жизни
[ редактировать ]Макадам родился в Эйре , Шотландия. [2] Он был младшим из десяти детей и вторым сыном барона Уотерхеда. он переехал в Лагвин в Карсферне, Еще ребенком чтобы жить с бабушкой и дедушкой. Фамилия традиционно была МакГрегор, но была изменена на Макадам (утверждающая происхождение от библейского Адама ) по политическим причинам во время Якова VI . правления [3]
Он переехал в Нью-Йорк в 1770 году и, будучи торговцем и призовым агентом во время Американской революции , заработал состояние, работая в дяди Уильяма МакАдама своего счетной конторе . [4] Он вернулся в Шотландию в 1783 году и купил поместье в Сори, Эйршир . [4]
Помимо участия в местных делах Эйршира, Макадам управлял шахтой Каймс. Угольная шахта поставляла уголь Британской смоляной компании Арчибальда Кокрейна, 9-го графа Дандональда и партнеров по торговле каменноугольной смолой ; Компания McAdam управляла своими печами . Кроме того, он работал на металлургическом заводе в Мюркирке , который был покупателем коксового побочного продукта смоляного бизнеса. Эта деловая связь — единственная прямая связь МакАдама и Дегтя. [5]
Карьера
[ редактировать ]Макадам стал попечителем Эйрширской магистрали в 1783 году и в течение следующих 10 лет стал все активнее участвовать в повседневном дорожном строительстве. В 1802 году он переехал в Бристоль , Англия, и в 1804 году стал генеральным геодезистом Бристольской корпорации. Он выдвигал свои идеи в качестве доказательства на парламентских расследованиях в 1810, 1819 и 1823 годах. [3] В двух трактатах, написанных в 1816 и 1819 годах (« Замечания о современной системе строительства дорог и Практический очерк по научному ремонту и сохранению дорог »), он утверждал, что дороги необходимо поднимать над окружающей землей и строить из слоистых камней и гравия в систематический характер.

Макадам также был назначен геодезистом Бристольского фонда магистралей в 1816 году, где он решил переделать дороги, находящиеся под его опекой, используя щебень, связанный с гравием, на прочном основании из больших камней. [6] Выпуклость . , делающая дорогу слегка выпуклой, обеспечивала быстрый отвод дождевой воды с дороги, а не проникала в ее основание и не повреждала его Этот метод строительства, величайшее достижение в дорожном строительстве со времен Римской империи, стал известен как «щебень», или, проще говоря, « щебень ».
Щебеночный метод очень быстро распространился по всему миру. Первая щебеночная дорога в Северной Америке, Национальная дорога , была построена в 1830-х годах, а к концу девятнадцатого века большинство основных дорог в Европе подверглись процессу Макадама. [7]
Хотя Макадаму заплатили 5000 фунтов стерлингов за работу в Bristol Turnpike Trust и в 1820 году он был назначен «генеральным инспектором столичных дорог», профессиональная зависть сократила грант Парламента Соединенного Королевства на покрытие расходов в размере 5000 фунтов стерлингов до 2000 фунтов стерлингов в 1827 году. [8] Его эффективная работа в строительстве дорог и управлении выявила коррупцию и злоупотребления дорожными сборами со стороны недобросовестных трестов магистралей, многие из которых работали с преднамеренными убытками, несмотря на высокие поступления от платы за проезд. [ нужна ссылка ]
Смерть и потомки
[ редактировать ]Макадам умер в Моффате , Дамфрисшир , возвращаясь в свой дом в Ходдесдоне , Хартфордшир, из своего ежегодного летнего визита в Шотландию. Трое его сыновей и, в свою очередь, четыре внука последовали за ним в профессию и помогали в управлении магистральными трестами по всей стране. Его второй выживший сын, Джеймс Николл Макадам, «Колосс дорог», был посвящен в рыцари за управление трестами магистралей: рыцарское звание, как говорят, ранее предлагалось его отцу, но он отказался. [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «FamilySearch.org» . Семейный поиск .
- ^ Jump up to: а б Бьюкенен, Бренда Дж. (2004). «МакАдам, Джон Лаудон (1756–1836)» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/17325 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Jump up to: а б Лэй, МГ (1992). Пути мира . Сидней: Примавера Пресс. стр. 74–77. ISBN 1-875368-05-1 .
- ^ Jump up to: а б Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 17 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 190.
- ^ Чалонер, Уильям Х. (1963). Люди и отрасли . Лондон: Рутледж. стр. 55–6. ISBN 978-0-7146-1284-3 . Проверено 7 мая 2013 г.
- ^ Скемптон, AW , изд. (2002). Биографический словарь инженеров-строителей Великобритании и Ирландии: 1500–1830 гг . Лондон: Томас Телфорд. п. 416.
- ^ «Джон Лаудон МакАдам» . Электрическая Шотландия . Проверено 12 октября 2015 г.
- ^ Эдкинс, Ричард. «Джон Лаудон Макадам, инженер-дорожник (1756–1836)» . Моффат Бизнес и туризм . Проверено 12 октября 2015 г.
- Деверо, Рой (1936). Джон Лаудон МакАдам: Главы истории автомобильных дорог . Лондон: Издательство Оксфордского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Джоном Лаудоном МакАдамом, на Викискладе?
Работы, связанные с Джоном Лаудоном МакАдамом, в Wikisource
- Работы Джона Лаудона МакАдама в Открытой библиотеке
- о современной системе строительства дорог Заметки Джона Лаудона МакАдама , 1821 г., из Поиска книг Google.
- Журнал Министерства общественных работ Пуэрто-Рико с картой о фирме McAdams, построившей множество автомагистралей в Пуэрто-Рико.