Вилка
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на греческом языке . (Ноябрь 2020 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Вилка | |
---|---|
Координаты: 37 ° 58' с.ш. 34 ° 37' в.д. / 37,967 ° с.ш. 34,617 ° в.д. | |
Страна | Турция |
Провинция | Нигде |
Округ | Нигде |
Муниципалитет | Нигде |
Высота | 1270 м (4170 футов) |
Население (2022) | 9,287 |
Часовой пояс | UTC+3 ( ТРТ ) |
Почтовый индекс | 51000 |
Код города | 0388 |
Фертек — район города Нигде в провинции Нигде , Турция . [1] Население составляет 9287 человек (2022 г.). [2] До реорганизации 2013 года это был город ( бельде ). [3] Его история восходит к III веку, начиная с поселения Караманлидов . Город прошел через византийскую , сельджукскую и османскую истории.
История
[ редактировать ]В турецком, арабском и персидском языках слово «Рум» относится к Риму и римлянам. Таким образом, греков, живущих в Фертеке, турки называли Румом. Ром также подразумевает преемственность древней Римской империи в византийском тысячелетии, а также означает «римляне Малой Азии». Однако греки, живущие в Фертеке, называли себя « Караманлиды » , что означает «греки Карамана» . Караманлиды. Таким образом, в этой статье греческая православная община, или Рум, упоминается как Караманлиды.
Ранняя история
[ редактировать ]Нет убедительных доказательств того, когда именно был заселен Фертек. Начало существования «подземного города» относится к III и IV векам, когда город начинался как подземный город, подобный городам в Кападокии на севере. Из-за сходства поселений Кападокии предполагается, что возникновение Фертека приходится примерно на один и тот же период с поселением Караманлидов. Исторические сооружения служат подсказками для других поселений: мечеть Омер-ага была построена в 1669 году, что указывает на то, что мусульмане поселились задолго до этого. Главная церковь была построена в 1835 году, поэтому, чтобы построить церковь, должна была быть большая община. Однако нет известных записей, указывающих на какие-либо поселения между ранним периодом и XIX веком. Предполагается, что караманлиды, жившие в Кападдокии, подвергшиеся гонениям «аги», бежали и поселились в Фертеке. Фертек (Фертакаина) Тарихине бир бакыш 1/Tarih/milliyet blog [4]
Хотя имя Фертек осталось неизменным со времен римского и византийского периодов, его называли в 8 различных вариантах. В византийский период город назывался Фертакаина, Фертаки или Фертакион. Другими используемыми именами были Фертекина, Фертайна, Фертиккёй и Бартакина. Среди этих имен Фертекина и Бартакина - имена, данные Фертеку жителями этого района. Имя Фертакаина встречается в религиозных источниках и учебных книгах. После обмена караманлидами и турецким населением в 1923 году село было официально переименовано в Айдынюрт . Однако город сохранил свое первоначальное название Фертек; даже в официальных записях использовался Фертек. Айдинюрт так и не получил признания. [4] Точно неизвестно, откуда произошло название Фертек; нет ни надежных источников, ни документов, указывающих на его происхождение. Были некоторые местные слухи и попытки этимологии определить источник, однако ни один из них не считается окончательным и окончательным.
Начиная с византийского и османского периодов, поселения в Фертеке расположены в трех регионах, называемых Верхним, Нижним и Средним регионами. Недавно новый регион был добавлен в основном чужаками, переехавшими в Фертек, который находится вокруг исторической бани.
Отъезд Караманлидов
[ редактировать ]Гармония Караманлидов и местных жителей, живущих вместе, изменилась, когда греки вторглись в западную Турцию в 1919 году . Караманлиды праздновали вторжение и часто заявляли, что скоро присоединятся к своим предкам. В рамках празднования колокола церкви в Фертеке звонили до поздней ночи. Поскольку контрнаступление турок в битве при Сакарье закончилось победой турок, празднования завершились в Фертеке. [5]
После войны за независимость и провозглашения Турецкой Республики греческое население в Турции было обменено с турецким населением в Греции в 1924 году Обмен греческим и турецким населением . . В результате население Караманлидов покинуло Фертек и направилось в Грецию по дороге через баню (хамам) очень печальным и душераздирающим образом, многие плакали и против своего желания. И наоборот, турки из греческих деревень Зелегосди в Кастории были переселены и поселены в Фертеке - фактически территория, которую они заселили, называется «переселенческим» районом.
Потомки Караманлидов, покинувшие Фертек, время от времени приезжают в гости, где местные жители всегда рады принять и встретить тех, кто имел связи с Фертеком.
Полк в подготовке к Войне за независимость
[ редактировать ]Фертек послал полк в битву при Сакарье . Капитан этого полка разместился в нынешней резиденции Энвера Коча. Баня (хамам) была тренировочным лагерем и спальным местом полка. После завершения обучения в Фертеке полк отправился на поле битвы при Сакарье по дороге из (бани) хамама в сторону города Бор , а жители Фертека плакали и молились за них, зная, что многие не вернутся. Несколько лет спустя Караманлиды с той же печалью покинут Фертека и пойдут той же дорогой. Неизвестно, когда полк прибыл на поле боя и где он находился после этого. [6]
Текущие тенденции
[ редактировать ]Как и в случае с урбанизацией многих поселений в Турции, Фертек находится в той же тенденции. Жизненный цикл поселения начался примерно в III веке как деревня. Затем Фертек получил статус поселка, позже снова стал селом, затем городом; сейчас Фертек — район Нигде. Турецкая община научилась сельскому хозяйству, виноделию, производству раки и многим другим навыкам у Караманлидов. Но величайшим наследием турецкой общины от Караманлидов были культура и образование. В течение многих лет Фертек производил собственные продукты питания посредством сельского хозяйства и выращивания растений и мог удовлетворять потребности своего сообщества. Поскольку население больше не могло удовлетворять свои экономические потребности, они начали отправлять свою молодежь в большие города для получения высшего образования. По мере того, как численность образованного класса увеличивалась, они начали устраиваться на работу в более крупные города, что привело к оттоку населения и упадку сельского хозяйства, производства вина и раки в Фертеке. Благодаря близости к Нигде, прекрасной погоде и зелени в Фертек приезжают новые поселенцы. Кроме того, некоторые из тех, кто уехал ранее, возвращаются в Фертек после выхода на пенсию. Новое население увеличило спрос на жилье, дороги и другие удобства, необходимые для поддержания сообщества. Поля, используемые для земледелия, и виноградники, на которых производили раки, которые кормили поколения, больше не обрабатываются, а становятся задними дворами для новых домов, построенных на них. Дорожки, по которым шли ослы, превратились в шоссе. Со временем Фертек превратился из «производящего» сообщества в «потребляющее». В последнее время нам пришлось с сожалением признать, что наше село Фертек присоединилось к Нигде в составе его района. У тех из нас, кто родился в Фертеке, нет другого выбора, кроме как иметь дело с душевным одиночеством и воспоминаниями о том, что было в прошлом, когда мы возвращаемся в Фертек. Несмотря на все изменения, местная кухня все еще существует, особенно летом, когда многие возвращаются в Фертек, принося с собой средства к существованию и немного волнения в поисках старых времен. Хотя Fertek вступает в новую эру, мы надеемся, что она сохранит суть своей культуры; и что будут проведены более профессиональные и подробные исследования для научного документирования сокровищ и подношений Фертека. [7]
География
[ редактировать ]Фертек почти слился с Нигде , расстояние между Фертеком и центром города Нигде составляет около 7 километров (4,3 мили). Город расположен на восточных склонах гор на высоте около 1270 метров (4170 футов).

Фертек — очаровательный город посреди анатолийской степи , демонстрирующий оттенки зелени своих виноградников и садов. Это словно оазис посреди пустыни, внезапно возникший миражом перед Юсуфом, Керемом и Меджнуном. Это красивый жилой район, окруженный фруктовыми садами и виноградниками. Многие утверждают, что его климат и вода омолаживают живущих там людей. Город, переживший римскую и византийскую эпохи, дал примеры цивилизованной жизни в эпоху сельджуков-османов и сохранил свое существование до наших дней благодаря своим историческим артефактам тех периодов. Это город, который раскрывает историю своими домами, улицами, мостами, банями, церковью, которая используется как мечеть, святая вода, школа, фонтаны и подземный город, несущий в себе черты византийской архитектуры.
Фертек — одно из поселений Каппадокии, расположенное на плато Нигде, прислонённом к горам Мелендиз , между горами Тавр и Аладаглар . Он похож на другие поселения в регионе Каппадокии. Как и в случае с Каппадокией, поселение в Фертеке в ранние века началось с небольших отдельных домов, высеченных в скалах, соединенных между собой туннелями. Со временем, по мере развития цивилизации, дома строились над землей, а старые подземные дома превращались в подвалы. Сегодня следы этих старых домов, высеченных в скале, в виде подвалов все еще видны. [5]
Население
[ редактировать ]У нас есть следующая ограниченная информация в виде оценок, собранных из старых записей:
Источник | Год | Общая численность населения | Караманлиды | мусульмане |
Konya Records | 19 век | 1980 г., 500 домохозяйств. | ||
Konya Records | 19 век (поселок) | 2968 г. с 947 домохозяйствами | ||
1895 | 2500 | 1200 | 1300 | |
1905 | 4000 | 1500 | 2500 | |
перепись | 2011 | 1020 | ||
перепись | 2017 | 9000 |
В 1872 году на основании Невахского указа Османской империи Фертек стал поселком. [8] в который входило 9 деревень, основными из которых были: Адырмусун ( Коюнлу ), Дельмисун (Ханчерли), Илисун (Кючуккёй) и Феслеген, и записи велись как таковые.
Особые привилегии были предоставлены караманлидам, проживающим в Турции, после греческого восстания 1829 года , за которым последовали указ Танзимата в 1839 году и указ о реформе в 1856 году . После этого началась грекизация христианских подданных в Турции.
Образование
[ редактировать ]Сегодня известно, что в Фертеке высокая концентрация людей с высшим образованием, что редкость для этой части страны. Возможно, в результате этого в 1923 году Фертек был переименован в Айдын Юрт (Интеллектуальный город). Известные истоки образования в Фертеке относятся к первой половине XIX века. Хотя точные даты неизвестны, районные школы были созданы, скорее всего, до 1852 года. [9] Мы предполагаем, что община Караманлидов имела образовательные учреждения задолго до того, как у мусульман появились свои собственные; мы основываем это на знаниях и навыках высокого уровня, продемонстрированных Караманлидесом. Эти школы располагались рядом с мечетью и внутри церкви. Возможно, наличие собственной школы в начале 20 века способствовало тому, что община Фертек добилась более высокого уровня образования, чем другие регионы в этом районе. Потребность и стремление к высшему образованию стали важной частью культуры Фертек в республиканский период. Сегодня достаточно хорошо известно, что Фертек выпустил множество врачей, фармацевтов, судей, прокуроров, юристов, достаточно учителей, чтобы удовлетворить потребности всех школ Нигде, десятки губернаторов, мэров округов, офицеров, унтер-офицеров, инженеров, и администраторы. Фертек гордится тем, что предоставляет стране такие ресурсы.
Кухня
[ редактировать ]

Поскольку Фертек оставляет после себя свое наследие кулинарной культуры благодаря модернизации нашего времени, в сознании многих он напоминает запах хлеба тандури и «халка» с его маслянистым (памук яги - хлопковое масло) и молочным хлебом, раньше распространялся из дома в дом. В дополнение к этим тандырным хлебам, кавут, приготовленный из простого мяса и пастрами, смешанный с виноградной патокой, запеченная фасоль, приготовленная в горшочках, фаршированное мясо, приготовленное в горшочках, келлес, суп дукук, гицака, мумбар, боссулус, сахарная начинка, жареный сахар в сочетании с грецкими орехами, патокой, халвой и патокой продолжаются и сегодня, хотя и в упадке. [9] [5] Еще одним важным продуктом, производимым в Фертеке, было вино. Виноград вручную измельчали в больших контейнерах для приготовления вина, особенно для церковных церемоний и для потребления широкой публикой. Кроме того, в осенний сезон в каждом доме готовили собственные мясные продукты (сучук, пастирма), похожие на колбасу и бекон. Важность этого очевидна в их высказывании: «Да не оставит Бог ни одного дома без сучук и пастирма».
Жизнь караманлидов
[ редактировать ]Мусульманская община и Караманлиды жили в Фертеке в гармонии. Жизнь караманлидов была простой и простой, но считалась несколько роскошной, учитывая эпоху, в которой они жили. Караманлиды, особенно молодые женщины, уделяли внимание своей одежде и всегда красиво одевались. Караманлиды занимались торговлей, земледелием, занимали официальные должности в правительстве. Раньше они жили в Фертеке, но торговали в основном в Стамбуле. Высоко ценились земледелие, растительность и виноградники. Сохранившиеся до наших дней высокие стены, которые Караманлиды построили вокруг своих виноградников, являются символом того значения, которое они придавали виноградникам. Ракия, которую они производили из винограда, была их пропитанием. На многих виноградниках также были колодцы. Вода из колодцев использовалась для орошения через водосборники для сбора и распределения воды по виноградникам. Некоторые остатки этих колодцев и водосборников сохранились до нашего времени и видны до сих пор. Чтобы обеспечить непрерывную подачу воды на виноградники в Фертеке, Караманлидес подписал договор с деревней Ханцерли, по которому каждую ночь вода из Ханцерли будет перенаправляться в «верхнее озеро» в Фертеке, чтобы наполнять его до утра. В дневное время вода собирается в верхнем озере. [10] был распространен на плантациях и растительности Фертека. Это главное наследство, которое Караманлиды оставили мусульманам, которые процветали благодаря этому источнику воды в течение многих лет после этого, чтобы поливать свои сады и виноградники. [5]
Караманлиды занимались торговлей, а также занимали высокие посты в правительственных учреждениях Нигде. Каждое утро караманлиды отправлялись в Нигде на своих ухоженных ослах. Фертек был культурным центром этого региона. Они организовывали культурные мероприятия, регулярно встречались, чтобы обмениваться идеями, чтобы совершенствоваться, а также помогать местным мусульманам. Тогда местных жителей называли «мусульманами», а не турками (примечание Хаяти Сойкана). Местные жители работали на виноградниках и садах, принадлежавших Караманлидам. Экономическая, социальная и культурная структура местных жителей не была такой развитой, как у Караманлидов. Это могло быть еще одним показателем того, что местные жители поселились в Фертеке намного позже Караманлидов. [5]
Сообщество караманлидов в Фертеке писало и говорило по-турецки в своей повседневной жизни, религиозных обрядах и образовательной деятельности. В их письменности использовался греческий алфавит. Они взяли себе множество турецких имен, таких как Байрам, Караджа, Сулейман, Сюллюоглу, Куртоглу. Караманлиды считали себя тюрками; фактически во время битвы при Манцикерте - Arc.Ask3.Ru (Малазгирт) в 1071 году Караманлиды поняли, что армия, против которой они сражались, говорила по-турецки; после чего они перешли на другую сторону и способствовали победе лидера сельджуков Алп Арслана. [5]
До образования Турецкой Республики придерживались следующих принципов община караманлидов в Фертеке: [6]
- Харелем Эфенди - жил в доме, который сейчас занимает сестра Рекая Варола, Зехра. Он был финансовым офицером в правительстве Нигде.
- Сита Бодос - жила в доме, который в настоящее время занимает Сади Сойкан, сын Нуреттина Сойкана (дядя Хаяти Сойкана). Он был фермером. В этом доме есть большой двор и комнаты с высокими потолками. В доме есть отдельная дверь для людей и еще одна дверь для животных (крупного рогатого скота, овец, ослов и т. д.). Конюшня находилась на нижнем этаже дома, дверь открывалась на глухую улицу. Интересно отметить, как они уделяли внимание уровню своей жизни.
- Курдоглу – жил в доме, который в настоящее время занимает Мустафа Энес. Он готовил раки.
- Куриный фермер Бодос - жил в доме, который в настоящее время занимает Али из Тат Хакки. Он готовил раки.
- Харитон – управлял мельницей, расположенной недалеко от дороги на Бор, недалеко от лугов.
- Козмомдис – жил в доме, который сейчас занимает Абди из Геде. Этот дом расположен по дороге к бане (хамаму). Он был представителем местного правительства Османской империи. Он был хорошо известен и уважаем османскими властями. Однажды, когда он возвращался домой с казенной работы, от перекрестка Бора до его дома были раскатаны ковры. Нынешней дороги в Нигде тогда не существовало; он был построен бригадой, которая прошла подготовку в Фертеке для участия в войне за независимость.
- Саррафоглу – жил в доме, который в настоящее время занимает Эсат Ходжа. Он торговал золотом в Стамбуле, отсюда и прозвище «Сарраф».
Дома, которые построили Караманлиды, были хорошо продуманы и спроектированы так, чтобы максимально улучшить условия жизни. Это проявляется в осмотре нескольких сохранившихся домов. Главные двери были большими и с обеих сторон крепились на цельных камнях. На камнях всегда были вырезаны какие-то мотивы. Главная дверь вела в большой двор. Полы дворов были покрыты тесаными камнями, подогнанными друг к другу для облегчения уборки. Комнаты первого этажа имели высокие потолки и резные деревянные двери. Эти номера были спроектированы и расположены так, чтобы в жаркие летние дни в них было прохладно благодаря естественному ветерку.
Урожай виноградника и раки
[ редактировать ]Фертек славился своими виноградниками со времен Османской империи до наших дней. Каждый год, ближе к концу августа, виноград собирали и сушили на виноградниках. Караманлиды вручали призы тем, кто принесет первый спелый виноград в сезоне. Поскольку виноград в конечном итоге будет использоваться для производства раки , призы достались только красному винограду. Подготовка к сбору урожая включала подготовку бочек к отправке; для этого Караманлиды ставили бочки в «нижнее озеро». После некоторого периода пребывания в воде деревянные бочки расширялись и становились герметичными, чтобы содержать раки для транспортировки. Сегодня нижнее озеро находится рядом с действующим казино и чайным садом на озере. [11]
В сентябре, после сбора урожая, виноград давили в больших виноградных контейнерах, а сусло бросали в котлы с патокой и оставляли на ночь. На следующий день сусло перекладывали из котлов в большие миски, а затем медленно кипятили, получая патоку. Тем временем, пока варилась патока, из этих фруктов делали сладости, добавляя яблоки, айву, тыкву, грецкие орехи. После приготовления патоки также готовили «кёфтер», смешивая его с суслом и крахмалом.

Самым важным продуктом, символизируемым и брендируемым Fertek, является, конечно же, Fertek Rakısı. Фертек был хорошо известен как одно из мест, где производили раки высочайшего качества в период Османской империи, с конца 19-го века до начала 20-го века. Во многих домах находились заводы по производству раки; После производства бочки наполнялись раки. Затем бочки либо отправляли на продажу, либо оставляли для общего потребления. По слухам, ракия из Фертека была известна не только в Турции, но и в Европе. Часть раки будет отправлена в другие европейские города. [В романе Халита Зии Усаклигила есть эпизод, где люди собирались за столом и наслаждались едой, а когда у них кончалась выпивка, они не заказывали еще одну ракию, а скорее говорили официанту: «Принеси мне еще». Фертек». [6] ]. Караманлиды имели приличный доход от этой торговли. В то время раки изготавливали на специальных предприятиях в домах Караманлидов в Фертеке. Лучшие и самые большие объемы раки производились в доме семьи Караманлидес Курдоглу; Этот дом совсем недавно принадлежал владельцу продуктового магазина Мустафе Энесу.
Эта мастика раки, приготовленная с ароматом жевательной резинки, произведенной из растения простого или кенгера в Фертеке, рекламировалась в газетах Стамбула. Когда партия раки прибыла в Стамбул, ее доставили на Эминеню Балыкпазары (рыбный рынок). Там его продавали оптом или в розницу брокеры Караманлиды. Клиентура из обеспеченных районов предпочитает покупать ракию Fertek в этих местах.
Кроме того, в Стамбуле были таверны, которыми владели Караманлиды, где обслуживали «Фертек Ракисы». Те, кто управлял этими тавернами, были либо выходцами из Феретека, либо имели с Фертеком прочные связи. Конечно, самым известным из них был «Трактир Фертек». [12] ", который находился в Стамбуле Eminönü Balıkpazarı; это был склад вина и раки. Почти все завсегдатаи таверны "Фертек" были поэтами, писателями и композиторами. Негде было посидеть, не было накрытых столов. Каждый приходил со своими закуски, такие как яблоко, груша, немного жареного нута, оливки и хлеб, и пили стоя за стойкой. Таверна Фертек, открывшаяся в 1890 году, к сожалению, была закрыта в 1908 году.
Исторические структуры
[ редактировать ]Общественный фонтан – Хаджи Осман
[ редактировать ]
Этот фонтан, который до недавнего времени служил местным жителям, был построен в 1800 году Хаджи Османом Эфенди. Фонтан расположен на острове Кей-Махаллеси (район Крик). На мемориальной доске на фонтане изображено следующее: « Омолаживающий жизнь, холодный фонтан с водой замза, молитесь за Хаджи Османа Эфенди, утоляя жажду; 1800 год нашей эры ». Фонтан построен из желтоватых ограненных трахитовых камней. Внутри двойных арок фонтана для создания контраста использовались более темные камни, что позволило избежать монотонной структуры. Источник воды так и не был точно идентифицирован, но известно, что если в ручье поблизости есть вода, то и в фонтане тоже. [5]
Подземный город – Мандилмос.
[ редактировать ]Одним из самых важных исторических мест Фертека является «Подземный город», как сегодня называется Мандилмос. Предположительно, он был построен во второй половине III века. Он был построен как убежище для защиты первых христиан, спасавшихся от преследований Римской империи. В то время римляне пытались остановить распространение христианства. Мандилмос очень похож на другие подземные города Каппадокии (Деринкую и Ералти Сехирлери). Вход в подземный город ведет по узкой и короткой тропе, требующей от людей наклоняться, чтобы пройти по ней. После входа дороги расширяются по мере продвижения внутрь. На входе и выходе есть большие круглые камни, называемые «Камень для бритья» или «Замковый камень» в форме жерновов, которые, как полагают, используются для закрытия и запирания дверей, чтобы остановить злоумышленников. В двухэтажном «подземном городе Фертек» есть большие помещения, тандыры, печи, винные домики, глиняные кувшины на складах, небольшие церкви (парекклисион) и зерновые склады, называемые «хочере». Имеет отдельную систему вентиляции. Подземный город сегодня закрыт. Его восстановление и открытие для публики внесут большой вклад в туризм Фертека и Нигде. [13]
Имя Мандилмос происходит от имени святого Панделимона . Святой Панделимон (Агиос Панделимон) – один из христианских святых-исцелителей, родившийся в Измите в 271 году. Его отца зовут Евсторгиос, а мать – Еввули. После того как Панделимон получил свое первое образование, отец отправил его к знаменитому врачу того времени Ефросину, чтобы тот получил медицинское образование. В этот период он стал одним из лучших учеников Пантелеймона Еросина, который также был врачом императора Максимиана.
Имя Панделимон превратилось в Мандилмос после обмена Караманлидами и турецким населением. Набережная Мандилмоса была местом, где проходила церемония освящения новорожденных Караманлидов у пресноводного источника (агайсма). Считается, что святая вода имела целебный эффект. После религиозной церемонии в церкви прихожане собирались позади священника, пели гимны и отправлялись в Мандилмос, чтобы наблюдать за церемонией крещения новорожденных детей. Затем они возвращались в свои дома, получив от священника свидетельства о крещении.
Дата строительства этого святого источника оценивается в 18 веке. Это куполообразное сооружение, первоначально сделанное из тесаного камня. Однако в ходе позднего ремонта оно утратило свой прежний вид. Сегодня он используется как променад.
Хамам (баня)
[ редактировать ]
Исторический хамам (баня), расположенный в нижнем районе Фертека, был построен семьей «Хаджи Замбазаде», одной из семей Караманлидов из Карамана, которая жила в Фертеке во время правления османского султана Абдулмеджида . Его строительство началось в июне 1852 года и было завершено 31 марта 1853 года. Это куполообразное сооружение из тесаного камня, имеющее черты византийско-османской архитектуры. Согласно надписи на камнях церкви, доходы от этой бани были пожертвованы действующей при церкви школе в Фертеке. Хамам служил общине Фертек на протяжении многих лет. Церемониальная часть заключалась в том, что свадебная вечеринка невесты всегда останавливалась здесь, чтобы забрать семьи участников свадьбы, когда они принимали ванну перед свадьбой. Сегодня хамам не используется и требует ремонта. [14]
Церковь
[ редактировать ]

В Фертеке есть две исторические церкви Караманлидес (некоторые полагают, что их было больше). Одна из них первоначально называлась «Церковь Ангелов Гавриила и Михаила», которая сейчас используется как мечеть и называется Новой мечетью. Он поддерживается в хорошем состоянии и находится в очень хорошем состоянии. Другая известна как часовня и находится рядом с домом Энвера Арикана. К сожалению, он не поддерживается в хорошем состоянии и требует ремонта. Церковь Гавриила и Михаила Ангелов была открыта для богослужений 29 сентября 1835 года караманлидами Кара Махооглу Хаджи Никола, которые раньше жили в Фертеке (Архангелос Михаил - Габриэль). Женщина по имени Пипи, жена Харелема Эфенди, каждый вечер зажигала в церкви свечи. Это здание, являющееся хорошим примером византийско-османской архитектуры, было построено из тесаного камня. Религиозные фрески в трех апсидах этой старой церкви выполнены Провосом Гамбисом из города Талас в Кайсери. Эти фрески имеют большое значение и ждут внимания ученых, художников и историков, чтобы осветить историю, искусство, культуру и религию, которые они представляют. [15]
Мечеть Омер Ага
[ редактировать ]
Еще одним важным сооружением в Фертеке является историческая мечеть Омерага. Мечеть представляет собой куполообразное сооружение из тесаного камня. Надпись на входной двери мечети указывает, что она была построена в 1669 году. Мечеть была построена на средства, основанные матерью османского султана Ахмеда III , Гюльнуш Султан, первоначально звавшейся Эвманией Вория, которая была этнической гречанкой. В мечети было проведено два капитальных ремонта: первый в 1799 году, второй в 1958 году. Мечеть действует и по сей день. [5]
Школа
[ редактировать ]Историческая старая школа в Фертеке была построена в 1904 году с помощью местного купца Константина С. Араванопулоса и других купцов, живущих в Стамбуле, которые были родом из Фертека или имели с Фертеком прочные связи. Эта школа, сохранившаяся до наших дней, прошла реконструкцию в 1940-х годах, а затем и другие мелкие ремонты. Однако сегодня он не используется и нуждается в ремонте, ожидая внимания чиновников и финансирования. [16]
В школе 5 классов. В начале 19 века в школе обучалось около 220 мальчиков и девочек. В 1913 году это была средняя школа, в которой обучалось 60 мальчиков и 57 девочек. Образовательная программа включала старый и новый греческий, французский, турецкий языки, арифметику, музыку, историческую географию и рукоделие; удивительно богатая для своего времени учебная программа. Среди учителей, которые там преподавали, были: Н.Мпарас, Милт А. Эфрамидис Антипродрос, С.Б. Номидис, Грамматис, А. Караджаоглу, Тамиас Н. Бодокидис, Крр, папахросандтро, Н.И. Царбакагис, Г.Т, Нумидис, А.И. Циваглус и А. Х. Кладопулос.
Наличие собственной школы было важным преимуществом Фертека, которое было краеугольным камнем образованного населения.
Экономика
[ редактировать ]На протяжении всей истории экономика Фертека была в основном сельскохозяйственной. Виноград и яблоки являются наиболее важными продуктами. До обмена караманлидов и турецких граждан изготовление раки (спиртов), перегоняемых в Фертеке, было очень популярно в Стамбуле . В наше время, находясь недалеко от Нигде, городские службы также играют часть экономики города. На данный момент заметных доходов от туризма нет, но туристический потенциал благодаря подземному городу (который нуждается в реставрации) и различным зданиям, включая церкви, обеспечивает возможность туризма. [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Махалле , Опись департаментов гражданской администрации Турции. Проверено 1 марта 2023 г.
- ^ «Результаты адресной системы регистрации населения (АДНКС) от 31 декабря 2022 года, Любимые отчеты» (XLS) . ТЮИК . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ Закон № 6360 , Официальный вестник , 6 декабря 2012 г. (на турецком языке) .
- ^ Jump up to: а б Руководство государственной организации Турецкой Республики, 1988 г., стр. 840.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Экистический подход к блогу истории/истории/национальности Фертека» . blog.milliyet.com.tr . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Сойкан, Хаяти (26 октября 2001 г.). «Полк в Фертеке»: статья основана на интервью Мехмета Хаяти Сойкана (1928–2018), которое он провел 26 октября 2001 года в Фертеке с учителем на пенсии Хасаном Огузканом, сыном мастера-строителя и эксперта по виноградникам Тевфика Огузкана, который является сыном сына Насие и Фахреттина.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Фертек: Прощание города с историей / Урбанизацией / Блог о национальности» . blog.milliyet.com.tr . Проверено 4 января 2023 г.
- ^ «Район Фертек в период Османской империи / Блог истории / национальности» . blog.milliyet.com.tr . Проверено 6 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Динсер, Фехми. «Статьи о Фертеке».
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Сойкан, Хаяти (4 июля 2011 г.). «Измерения Верхнего озера».
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Динсер, Фехми (9 августа 2007 г.). «Фертек Ракиси и таверна Фертек» . Фертек Ракиси и Мейханеси: две стамбульские легенды . Проверено 7 января 2023 г.
- ^ «Таверна Фертек» . Экши Созлюк (на турецком языке) . Проверено 9 января 2023 г.
- ^ «Из истории Каппадокии: Подземный город Фертек / Блог истории / национальности» . blog.milliyet.com.tr . Проверено 7 января 2023 г.
- ^ «Из истории Каппадокии: эпиграф в блоге Fertek (Niğde)/История/национальность» . blog.milliyet.com.tr . Проверено 7 января 2023 г.
- ^ «Фертек: Церковь Ангелов Гавриила и Михаила (Новая мечеть) / Блог истории / национальностей» . blog.milliyet.com.tr . Проверено 7 января 2023 г.
- ^ «Взгляд на историю Фертека (Фертакаины) 1/Блог истории/национальности» . blog.milliyet.com.tr . Проверено 7 января 2023 г.
- ^ «Образы» . Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года . Проверено 17 мая 2011 г.