Джордж Матей Кантакузино
Джордж Матей Кантакузино (23 мая [ OS 11 мая] 1899 – 1 ноября 1960) был румынским архитектором, художником и эссеистом.
Биография
[ редактировать ]Происхождение и начало карьеры
[ редактировать ]Отпрыск двух знатных семей, Кантакузино и Бибеску, он родился в Вене в семье Николае Б. Кантакузино и его жены Марселы Бибеску, внучки Георгия Бибеску . Его отец приехал в столицу Австрии в 1895 году для работы в посольстве Румынии. Семья жила там до 1909 года, когда Кантакузино-старший был отозван и ненадолго назначен генеральным секретарем Министерства иностранных дел . Подростком он посещал среднюю школу в Монтрё и Лозанне в Швейцарии, а каникулы проводил в Румынии, особенно в Молдавском регионе. Он сдал выпускной экзамен в Национальном колледже Святого Саввы в столице страны Бухаресте в 1916 году. Он пошел добровольцем на службу в Первую мировую войну с 1917 по 1918 год, став самым молодым младшим лейтенантом румынских сухопутных войск и приняв участие в военных операциях в Карпатах. . Демобилизовавшись в Яссах после окончания военных действий, он бродил по Молдавии со своим другом Хорией Теодору ; эти двое записали свои впечатления в серии рисунков, которые вскоре стали предметом выставки. В 1919 году друзья уехали на корабле в Марсель, а затем отправились в Париж, где Кантакузино встретил своего отца (все еще находившегося на дипломатической службе) после нескольких лет отсутствия из-за войны. Во французской столице к ним присоединились еще трое румын, в том числе лингвист Александр Розетти ; все стали его друзьями на всю жизнь. Позже к этому ядру присоединились Ион Джаля , Хория Крянгэ , Катул Богдан и Георге И. Брэтиану . [ 1 ]
В июле 1919 года Кантакузино был принят в Школу изящных искусств . [ 1 ] где одним из его профессоров был фовист художник- Отон Фриш . [ 2 ] В том же году он начал реставрационные работы во дворце Могошоая . [ 1 ] который принадлежал его тете Марте Бибеско . [ 3 ] В 1923 году он и Август Шмидиген, вместе с которым он основал архитектурное бюро, выполнили проект банковского дворца Криссовелони . Здание, расположенное на Липскани , будет открыто в апреле 1928 года. Впоследствии Кантакузино работал в том же офисе над составлением планов ряда куле и загородных домов. В то же время он писал эссе, комментируя другие сферы изобразительного искусства, особенно традиционные румынские формы. В 1926 году он опубликовал обширный вводный текст по архитектуре. В том же году он женился на Санде Стирби, также дворянского происхождения. [ 1 ]
Зрелая работа
[ редактировать ]В 1928 году, находясь в Париже и Виченце, он написал исследование жизни и творчества Андреа Палладио ; в Италии он провел детальное исследование зданий архитекторов эпохи Возрождения. [ 1 ] [ 2 ] Книга, в которую вошли двенадцать эскизов автора, вышла на французском языке в румынском издательстве. В сентябре у него родился сын Щербан. В 1929 году он опубликовал Palais de la Banque Chrissoveloni в Париже. Книга , предваряемая письмом Жоржа Громора Кантакузино, включала шестьдесят четыре листа и краткое введение, в котором автор объяснял свою архитектурную философию. Громорт отметил, что архитекторы задумали палладианский дворец со строго утилитарной целью, сравнив неоклассическое здание с палаццо Виченцы. В декабре 1929 года Кантакузино получил степень в Школе изящных искусств. [ 1 ]
Начиная с 1930 года, он начал продолжительную пятилетнюю архитектурную работу в Румынии, спланировав ряд важных сооружений. В их число входили ансамбль Эфорие , Industria Aeronautică Română ангар в Брашове , Casa Radiodifuziunii в Боде , церковь Тецкани и несколько вилл. серию лекций о румынской архитектуре В 1930 и 1931 годах он транслировал по Румынскому радио ; позже они были опубликованы. Выставка, на которой представлены 62 картины и 41 его рисунок, открылась в январе 1931 года. ней За последовали несколько других. Он опубликовал Arcade, firide şi lespezi в 1932 году; Книга получила очень положительные отзывы от Михаила Себастьяна и Перпесиция . В течение ряда лет Кантакузино продолжал читать радиолекции о румынской и древней архитектуре и искусстве. Некоторые из них появились в книге « Izvoare şi popasuri» 1934 года , другие остались неопубликованными в архивах радио. [ 1 ]
С 1934 по 1940 год он спроектировал серию зданий, которые выдвинули его на передний план румынской архитектуры. Среди них были штаб-квартира ТАРОМ на Университетской площади , жилой дом Крецулеску на площади Амзей и на улице Дионисия Лупу, церковь Флэмында в Кымпулунге , церкви в Бэилешть и Сейни , отель «Рекс» в Мамае (вместе с Василе Арионом) и санаторий отдыха в Бэиле Олэнешть . В дополнение к своей работе на радио, Кантакузино оставался в центре внимания общественности благодаря серии колонок о румынском искусстве и архитектуре, опубликованных в Revista Fundaşiilor Regale . [ 1 ] Неутомимый путешественник по Европе и Азии, [ 4 ] здесь он публиковал статьи о Багдаде, Ширазе, пустыне и водах Тигра. Впоследствии они были включены в « Pătrar de veghe» 1938 года , рецензируемый Себастьяном и Джорджем Кэлинеску . [ 1 ] Его работы также публиковались в румынском историческом журнале и в парижском журнале L'Architecture . [ 2 ]
В мае 1938 года он совершил свою первую поездку в США, а в декабре вел радиопрограмму о румынском павильоне на Всемирной выставке в Нью-Йорке . Он вернулся в Соединенные Штаты летом 1939 года, чтобы присутствовать на Всемирной выставке, и снова поднял эту тему в эфире. Той осенью состоялось первое появление Simetria , ежегодного журнала об искусстве и критике, который выходил в восьми выпусках до 1947 года. Кантакузино был одним из четырех редакторов, а его офис и студия на углу Каля Гривицей с Каля Викторией служили штаб. За время существования журнала он опубликовал множество исследований, статей, обзоров и заметок. Во время землетрясения во Вранче в 1940 году Блок Карлтона распался, первоначально вызвав гнев властей штата Национальных легионеров против его архитектора Кантакузино. Однако расследование установило, что здание рухнуло по другим причинам, и к ответственности он не привлекался. [ 1 ]
С октября 1942 по май 1948 года он преподавал курсы истории и теории архитектуры в качестве заместителя профессора архитектурного факультета Бухарестского университета . он вел колонку для Viata Românească В период с 1944 по 1946 год ; там Кантакузино обсуждал творчество различных художников, выставки и официальные салоны. [ 1 ] Его книга «Об эстетике реконструкции» , страстный призыв к гуманизму и патриотизму, была опубликована в 1947 году. [ 2 ] В том же году он написал до сих пор неопубликованное исследование по историографии Витрувия . [ 1 ] Словарь терминов и понятий румынского и мирового искусства также остается в рукописной форме. [ 2 ] Его резиденция в Бухаресте была разрушена во время бомбардировки Второй мировой войны в 1944 году. [ 3 ] В послевоенный период он продолжил свою архитектурную деятельность, спроектировав ряд вилл, а также другие проекты, самым впечатляющим из которых является здание Института исследований и энергетики в Бухаресте. [ 1 ]
При коммунизме и наследии
[ редактировать ]В начале 1948 года, при новом коммунистическом режиме , Кантакузино попытался бежать из страны через Черное море. Арестован в марте, несколько недель спустя. [ 3 ] он тайно содержался под стражей в тюрьме Аюд в течение девяти месяцев. Затем его приговорили к пяти годам каторжных работ, включая работу на проекте Дунай-Черноморский канал . [ 1 ] а также пребывание в тюрьме Питешти , тюрьме Джилава и второй период в тюрьме Аюд. [ 3 ] Освободившись в 1953 году, он поступил на работу в управление исторических памятников . Следующие три года он был глубоко занят каталогизацией старых памятников Румынии. В 1956 году он восстановил несколько церквей на севере Молдавии . открылась выставка, на которой было представлено 150 его картин В октябре того же года в парке Херэстрау , и Аргези выступил со вступительной речью. Толпа была настолько большой, что власти закрыли ее через несколько дней. В том же году, находясь недалеко от монастыря Сучевица , он перенес инсульт, из-за которого он был прикован к постели на несколько месяцев. В результате его обвинили в том, что он враг народа , и уволили. [ 1 ]
С 1957 по 1959 год работал в Яссском столичном дворце . Кантакузино был принят на работу к митрополиту Молдавии , но, поскольку он не мог официально заявить, что дал работу архитектору, занесенному в черный список, выплачивал ему зарплату из своих личных средств. Тем временем Кантакузино записал серию личных размышлений, получивших в конечном итоге название Scrisorile către Simon . Он умер в Яссах и был похоронен на кладбище Этернитатеа . Его надгробие было вырезано рабочими, которых он нанял для строительства дворца. [ 1 ]
Кантакузино изначально был предан забвению, а изгнанник Виргилий Иерунка предпринял первую попытку возродить его наследие. Он опубликовал том своих сочинений на румынском языке в Париже в 1966 году, но его влияние не было ощутимо. Подробная антология появилась только в 1977 году. [ 5 ] но сюда не вошли Scrisorile către Simon , которые были опубликованы только в 1993 году, после румынской революции . [ 6 ] Эта работа включает тринадцать писем, написанных в период с мая 1955 года по зиму 1959 года и адресованных его другу Саймону Байеру. Первые семь, датированные 1955–1956 годами, кажутся автобиографическими по своей сути: автор намекает на их совместный юношеский опыт и их высочайшую уверенность в себе. Тон более поздних, написанных начиная с 1957 года, меняется. Хотя автобиография не заброшена полностью, ее фокус гораздо более философский и включает в себя размышления над вопросами, которые беспокоили автора на протяжении всей его жизни. [ 4 ]
Жена Кантакузино уехала в Англию в 1939 году вместе с сыном и дочерью пары; из-за вмешательства Второй мировой войны и коммунизма никто из них так и не вернулся в Румынию и больше его не видел. Санда Кантакузино умерла в 1990-х годах, а Щербан тоже стал архитектором. [ 7 ] Архитектурный факультет Яссского технического университета имени Георгия Асаки , который стал факультетом в 2003 году, был назван в честь Кантакузино в 1992 году. [ 8 ] Ион Михай Кантакузино, дальний родственник, опубликовал биографию на французском языке в 2011 году; в следующем году это появилось в румынском переводе под названием « Жизнь в Румынии». От «Прекрасной эпохи» до Народной Республики, 1899–1960 гг . [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п (на румынском языке) GM Cantacuzino. Архивировано 5 августа 2016 г. в Wayback Machine на сайте архитектурного факультета GM Cantacuzino.
- ^ Jump up to: а б с д и Аурел Сасу (редактор), Биографический словарь румынской литературы , том. я, стр. 256-57. Питешти: Издательство «Паралела», 45, 2004. ISBN 973-697-758-7
- ^ Jump up to: а б с д и (на румынском языке) «Новая хроника об ушедшем веке и о незабываемом персонаже» , в «Литературных беседах» , 14 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Михай Замфир, «Дискретный шедевр (II)» , в «Литературной Румынии» , вып. 12/2013
- ^ (на румынском языке) Михай Замфир, «Дискретный шедевр (финал)» , в «Литературной Румынии» , вып. 18/2013
- ^ (на румынском языке) Михай Замфир, «Дискретный шедевр (I)» , в «Литературной Румынии» , вып. 18/2013
- ^ (на румынском языке) Рамона Митрикэ, «Шербан Кантакузино, история изгнанного принца» , в Evenimentul Zilei , 7 июля 2008 г.
- ^ (на румынском языке) История на сайте архитектурного факультета Г. М. Кантакузино
- 1899 рождений
- 1960 смертей
- Семья Кантакузино
- Румынские архитекторы
- Румынские художники
- Редакторы румынских журналов
- Основатели румынского журнала
- Ведущие румынского радио
- Румынские писатели на французском языке
- Румынские военнослужащие Первой мировой войны
- Румынские пленные и задержанные
- Люди, задержанные Секуритате
- Заключенные тюрьмы Аюд
- Заключенные тюрьмы Джилава
- Обитатели Дунайско-Черноморского канала
- Захоронения на кладбище Этернитатеа.