Иши в двух мирах

«Иши в двух мирах» — это биографический отчет об Иши , последнем известном члене яхи индейского народа . Написанная американской писательницей Теодорой Кребер , она была впервые опубликована в 1961 году. Иши был найден одиноким и голодающим недалеко от Оровилла, штат Калифорния , в 1911 году. С ним подружились антропологи Альфред Луи Кребер и Томас Уотерман, которые отвезли его в Музей антропологии. в Сан-Франциско . Там его изучали антропологи перед его смертью в 1916 году. Теодора Крёбер вышла замуж за Альфреда Крёбера в 1926 году. Хотя она никогда не встречала Иши, она решила написать его биографию, потому что ее муж не чувствовал себя в состоянии сделать это.
«Иши в двух мирах» был опубликован в 1961 году, после того как Теодора Крёбер потратила два года на изучение источников о нем. Она широко продавалась, печаталась в течение многих лет и была переведена более чем на дюжину языков. Книга дважды экранизировалась: в 1978 году (как «Иси: Последний из его племени ») и в 1992 году (как «Последний из его племени »). Он получил высокую оценку рецензентов, которые высоко оценили творчество Крёбер и ее способность пробудить культуру Яхи. В биографии Теодоры Кребер 2013 года написано, что у нее был талант «делать нас частью жизни, в которой мы никогда не принимали участия». [ 1 ] в то время как ученый Джеймс Клиффорд заявил, что книга «обернула историю Иши в гуманной, злой, милой и горько-сладкой упаковке». [ 2 ]
Предыстория и написание
[ редактировать ]Иши , предположительно родившийся между 1860 и 1862 годами, был членом народа Яхи , подгруппы Яна , индейского племени. [ 3 ] Яхи жили у подножия горы Лассен за несколько тысяч лет до прихода белых поселенцев . Большинство яхи были убиты поселенческой милицией в начале 1800-х годов. [ 4 ] Число Яхи, живущих рядом с домом их предков, быстро сокращалось. [ 4 ] а в 1872 году считалось, что они вымерли. [ 3 ] Крошечное поселение, в котором жили Иши, его пожилая мать и еще двое, было обнаружено геодезистами в 1908 году, которые затем разграбили деревню. Двое коренных американцев бежали, и о них больше никогда не слышали. Мать Иши осталась невредимой, но вскоре умерла. [ 3 ] его не нашли полуголодным в загоне для скота недалеко от Оровилла, Калифорния . Иши прожил один три года, пока в августе 1911 года [ 3 ] [ 4 ]

Первоначально Иши был заключен в тюрьму местным шерифом. Альфред Луи Кребер и Томас Уотерман, два антрополога из Калифорнийского университета в Беркли , узнали о его заключении, посетили его, определили, что он был членом племени Яхи, и освободили его под опеку Уотермана. [ 3 ] Они отвезли его в Музей антропологии Калифорнийского университета, где ему дали работу дворником и жилье. Кребер дал ему имя «Иши», что означает «человек» на языке яна , из-за практической необходимости; ему было запрещено произносить свое имя в соответствии с традиционным табу , и его настоящее имя так и не было раскрыто. [ 3 ] [ 5 ] В средствах массовой информации Иши описывали как «последнего дикого человека на Западе» и он стал объектом общественного любопытства. [ 5 ] С ним подружились и изучали Крёбер, Уотерман и Сакстон Поуп , физиолог из Медицинской школы университета в Сан-Франциско. Через пять лет после того, как его нашли в Оровилле, Иши умер от туберкулеза . [ 3 ]
Биографический отчет «Иши в двух мирах» был написан Теодорой Крёбер . Теодора вышла замуж за Альфреда Кребера в 1926 году и никогда не встречалась с Иши. [ 6 ] [ 7 ] Кребер, получившая академическое образование в области психологии и антропологии, не начинала серьезно писать до конца 1950-х годов, когда ее четверо детей выросли. [ 7 ] В 1959 году она начала изучать научную литературу об Иши. Она заявила, что взяла на себя задачу написать биографию, потому что ее муж счел эту тему слишком болезненной, чтобы писать о ней книгу. [ 1 ] [ 8 ] Альфред Кребер был основным источником материалов для книги, но умер в 1960 году, за год до ее публикации в 1961 году. [ 1 ] [ 8 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Книга разделена на две части. Первый, озаглавленный «Иси Яхи», описывает историю и культуру народа яхи, а второй, озаглавленный «Мистер Иши», рассказывает о его жизни в музее. Каждая часть имеет свой пролог: первая описывает, как Иши был найден в Оровилле, его заключение и усилия антропологов освободить его под свою опеку. [ 9 ] Во втором описывается его освобождение, когда его везли в музей Сан-Франциско. [ 10 ]
Первая часть начинается с истории Калифорнии до европейской колонизации и описывает территорию народа яна, в пределах которой яхи населяли южный регион. [ 11 ] Кребер предполагает, что яхи никогда не были многочисленными и, вероятно, никогда не насчитывали более 3000 человек. Она пишет, что, хотя когда-то они занимали большую часть долины Сакраменто , они, вероятно, были вытеснены в холмы вторжениями других, более многочисленных индейских народов. [ 11 ] В первом разделе также описывается язык яхи и ландшафт их территории возле горы Лассен. [ 12 ]
Несколько глав первого раздела посвящены уничтожению Яхи белыми поселенцами. [ 5 ] Территория Яхи начала подвергаться воздействию, когда мексиканское правительство Альта-Калифорнии предоставило землю поселенцам на землях Яхи в 1840-х годах: большинство этих грантов позже были подтверждены правительством США. Вскоре после этого началась Калифорнийская золотая лихорадка , которая привела в регион огромное количество поселенцев. Последовали ожесточенные военные конфликты, приведшие к уничтожению местных индейских народов в течение следующих нескольких десятилетий. [ 13 ] [ 14 ] пока в конечном итоге лишь небольшая группа не осталась основать поселение, где поселенцы столкнулись с ними в 1908 году. [ 15 ]
Вторая часть книги начинается с истории музея в Сан-Франциско, в который был доставлен Иши, и повествования о том, как его стали называть Иши. [ 16 ] В музее Альфред Кребер и другие организовывали еженедельные публичные выступления, на которых Иши обычно демонстрировал натягивание лука или разведение огня с помощью пожарной дрели . [ 17 ] В конце концов друзьям Иши пришлось устроить Иши уборщиком, чтобы университет мог финансировать его содержание. [ 18 ] Помимо Крёбера, Уотермана и Поупа, Иши подружился с другими индейскими друзьями антропологов, такими как Хуан Долорес , индеец Тохоно О'одхам . [ 19 ] Иши проводил большую часть своего времени в музее, изготавливая инструменты и оружие. Его также часто брали на охоту друзья. [ 20 ] В последней главе книги рассказывается о том, как Иши заболел туберкулезом в конце 1914 года и вскоре после этого умер от этой болезни. [ 21 ]
Публикация и адаптация
[ редактировать ]В 1964 году, через три года после публикации « Иши в двух мирах» , Кребер опубликовал версию рассказа для детей под названием «Иши, последний из своего племени» . [ 22 ] Оригинал был опубликован издательством Berkley Books , детский том был опубликован издательством Parnassus Press и проиллюстрирован Рут Роббинс. [ 23 ] Кребер заявила, что ей было трудно написать книгу из-за ее трагической темы, заявив, что она «очень поздно получила от нее какое-либо удовольствие». Детская версия показалась ей еще более сложной, поскольку она изо всех сил пыталась представить смерть аудитории, в значительной степени защищенной от нее. [ 1 ] Новое издание, выпущенное в 1976 году, включало новые цветные фотографии, а также более качественные распечатки некоторых из 32 черно-белых изображений оригинала. Размеры книги также были увеличены. [ 5 ] [ 24 ] Книга дважды экранизировалась, как «Иси: Последний из его племени» в 1978 году. [ 25 ] и как «Последний из своего племени» в 1992 году. [ 26 ] В 2013 году была выпущена антология об Иши и его отношениях с Альфредом Крёбером, редактируемая сыновьями Крёберов Карлом и Клифтоном. [ 27 ]
Прием и анализ
[ редактировать ]«Иши в двух мирах» сразу же добился успеха, широко продавался и заслужил высокую оценку рецензентов. [ 5 ] Описанный как классический, он был переведен более чем на дюжину языков и укрепил репутацию Крёбера как антрополога. [ 1 ] [ 28 ] К 1976 году было продано полмиллиона копий. [ 29 ] и миллион копий к 2001 году, когда он все еще печатался. [ 30 ] Ученый Альберт Эльзассер, рецензируя издание 1976 года, сказал, что в элегантной прозе Теодоры Кребер было «что-то необычайно привлекательное» и что добавление фотографий более высокого качества создало том «впечатляющей и тонкой алхимии». [ 24 ] Биография Крёбер 1989 года снова похвалила ее творчество, заявив, что у нее был талант «сделать нас частью жизни, в которой мы никогда не принимали участия, позволить нам присутствовать там, где мы никогда не были, возродить ушедший мир». [ 1 ] Напротив, ученый Оги Флерас написала в 2006 году, что она нашла книгу «медленной», и сказала, что она часто романтизирует и даже стереотипизирует Иши, иногда «[впадая] в приятную сентиментальность». [ 5 ]
Эльзассер снова похвалил книгу в некрологе Кребера 1979 года, назвав «Иси в двух мирах » самой читаемой книгой на тему коренных американцев, и сказал, что это «красиво написанная история», которая «напоминает культуру яхи». [ 29 ] В другом некрологе говорилось, что Иши в «Двух мирах», вероятно, прочитало больше людей, чем когда-либо читало произведения Альфреда Крёбера. [ 31 ] В научном обзоре, опубликованном в 1962 году, он описывался как «уникальный и ярко написанный отчет» и отмечался, что он доступен как ученым, так и непрофессионалам. [ 3 ] В своей статье 2010 года ученый Дуглас Казо Сакман сравнил Иши в «Двух мирах» с «Убить пересмешника» и заявил, что это связано с опытом коренных американцев в исследовании «темной стороны американской экспансии и наследия политики геноцида». Точно так же книга Харпер Ли , опубликованная в прошлом году, исследовала расовые предрассудки и наследие рабства на примере афроамериканцев. [ 32 ] Сакман заявил, что Иши в «Двух мирах » «затронул отклик» у аудитории и вызвал больший интерес как к индейцам, так и к проблемам окружающей среды. [ 32 ] Ученый Томас Э. Симмонс писал, что взгляд на Иши в книге был «чутким, но глубоко ошибочный», заявив, что он замалчивает или не оспаривает то, как Иши был представлен как экспонат. [ 33 ] Ученый Ришар Паскаль писал, что книга, «к чести», не избежала «ужасов, причиненных Яхи вторгшимися белыми». [ 34 ] Однако он утверждал, что целью повествования является ассимиляция , и сказал, что оно «колонизирует Иши во имя американской культуры». [ 34 ]
Ученый Джеймс Клиффорд написал в 2013 году, что рассказ о жизни Иши в Сан-Франциско был «захватывающим» и написан с «мастерством и состраданием». [ 6 ] Клиффорд отметил, что Иши в «Двух мирах» содержал несколько фактических ошибок и что ученые со временем раскритиковали некоторые акценты, сделанные Крёбером. [ 6 ] Кроме того, он утверждал, что произведения Кребера бросили вызов некоторым стереотипам о коренных американцах, но также продемонстрировали и другие. [ 2 ] Кребер, возможно, под влиянием своих знаний о жестокостях, совершаемых западными странами во время Второй мировой войны и после нее, была «бескомпромиссной» в описании систематических убийств коренных американцев в Калифорнии. [ 35 ] Однако Клиффорд раскритиковал неявное предположение о том, что переход под опеку Альфреда Кребера был лучшим исходом для Иши; другие альтернативы, такие как поселение его с другими индейскими народами региона, не рассматривались. [ 36 ] Тем не менее, он сказал, что «[обладая] щедрым пониманием человеческой сложности и вниманием к ярким деталям, Теодора Крёбер, начинающий автор, создала шедевр». [ 6 ] Иши в «Двух мирах » «завернул историю Иши в человечную, злую, прекрасную, горько-сладкую обертку», которая осталась наиболее подробным и полным описанием жизни Иши. [ 37 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Бузалько 1989 , с. 190.
- ^ Jump up to: а б Клиффорд 2013 , стр. 101–103.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хэллоуэлл, А. Ирвинг (1962). «Теодора Кребер. Иши в двух мирах: биография последнего дикого индейца в Северной Америке». Анналы Американской академии политических и социальных наук . 340 (1): 164–165. дои : 10.1177/000271626234000162 . JSTOR 1033754 . S2CID 145429704 .
- ^ Jump up to: а б с Клиффорд 2013 , стр. 92–93.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Флерас, Оги (2006). «Иши в двух мирах: биография последнего дикого индейца Северной Америки». Журнал многоязычного и мультикультурного развития . 27 (3): 265–268. дои : 10.1080/01434630608668780 . S2CID 216112743 .
- ^ Jump up to: а б с д Клиффорд 2013 , стр. 99–101.
- ^ Jump up to: а б Бузалько 1989 , стр. 188–189.
- ^ Jump up to: а б Клиффорд 2013 , стр. 106–108.
- ^ Кребер 1961 , стр. 3–10.
- ^ Кребер 1961 , стр. 117–120.
- ^ Jump up to: а б Кребер 1961 , стр. 13–18.
- ^ Кребер 1961 , стр. 24–33.
- ^ Кребер 1961 , стр. 40–50.
- ^ Кребер 1961 , стр. 79–85.
- ^ Кребер 1961 , стр. 104–110.
- ^ Кребер 1961 , стр. 120–126.
- ^ Кребер 1961 , стр. 136–140.
- ^ Кребер 1961 , стр. 140–146.
- ^ Кребер 1961 , стр. 155–160.
- ^ Кребер 1961 , стр. 179–185.
- ^ Кребер 1961 , стр. 231–240.
- ^ Бузалько 1989 , стр. 190–193.
- ^ Бузалько 1989 , стр. 192–193.
- ^ Jump up to: а б Эльзассер, Альберт Б. (1976). «Иши в двух мирах: биография последнего дикого индейца Северной Америки». Журнал Калифорнийской антропологии Журнал Калифорнийской антропологии . 3 (2): 88–89. ISSN 0361-7181 . JSTOR 27824896 .
- ^ О'Коннор, Джон Дж. (20 декабря 1978 г.). «ТВ: «Иши», хроника индейского племени яхи» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 22 апреля 2019 года . Проверено 30 января 2019 г.
- ^ Хиггинс, Билл (20 марта 1992 г.). «Создатели сериала HBO «Племя» получили теплый прием» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 4 февраля 2019 г.
- ^ Джапенга, Энн (29 августа 2003 г.). «Возвращение к Иши» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 15 декабря 2019 года . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Кребер, Чарльз; Кребер, Клифтон Б. (2003). Она в трех веках . Издательство Университета Небраски. ISBN 978-0-8032-2757-6 . Архивировано из оригинала 27 сентября 2023 года . Проверено 27 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Мандельбаум, Дэвид (1979). «Мемориал Теодоре Кребер Куинн (1897–1979)» (PDF) . Журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна . 1 (2): 237–239. Архивировано (PDF) из оригинала 25 января 2019 г. Проверено 25 января 2019 г.
- ^ Джастис, Фейт Л. (23 января 2001 г.). «Урсула К. Ле Гуин» . Салон . Архивировано из оригинала 3 ноября 2012 года . Проверено 22 апреля 2010 г.
- ^ Эльзассер, Альберт Б. (март 1980 г.). «Некролог – Теодора Кребер-Куинн, 1897 г. – Американский антрополог . 82 (1): 114–115. дои : 10.1525/aa.1980.82.1.02a00090 . JSTOR 676133 .
- ^ Jump up to: а б Сакман, Дуглас Кейс (2010). Дикие люди: Иши и Кребер в пустыне современной Америки . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-974587-6 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2023 года . Проверено 27 сентября 2023 г.
- ^ Симмонс, Томас Э. (2019). «Перечитывая историю Иши: интерпретация репрезентации в трех мирах Нормана К. Дензина». Обзор Wíčazo Ša . 34 (1). Проект Муза: 81–83. дои : 10.1353/wic.2019.0004 . ISSN 1533-7901 . S2CID 247621306 .
- ^ Jump up to: а б Паскаль, Ричард (1997). «Натурализация «Иши»: повествовательные апроприации «последнего дикого индейца» Америки » . Австралазийский журнал американских исследований . 16 (2). Ассоциация американских исследований Австралии и Новой Зеландии: 29–44. ISSN 1838-9554 . JSTOR 41416330 . Архивировано из оригинала 3 ноября 2022 года . Проверено 27 сентября 2023 г.
- ^ Клиффорд 2013 , стр. 109–111.
- ^ Клиффорд 2013 , стр. 110–112.
- ^ Клиффорд 2013 , стр. 101–103, 109–111.
Источники
[ редактировать ]- Бузалько, Грейс Уилсон (1989). «Теодора Крацав Кребер» В Уте Гач; Аиша Хан; Джерри Макинтайр; Рут Вайнберг (ред.). Женщины-антропологи: избранные биографии (переиздание). Издательство Университета Иллинойса . ISBN 0-252-06084-9 .
- Клиффорд, Джеймс (2013). Возврат: Стать коренным народом в 21 веке . Издательство Гарвардского университета . ISBN 9780674727281 .
- Кребер, Теодора (1961). Иши в двух мирах Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-00675-5 .