Мвене Мбонвеанский султанат Уджиджи
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2022 г. ) |
Мвене Мбонвеанский султанат Уджиджи Киенембовский султанат Уджиджи | |
---|---|
Девиз: Боже, помоги султану, благослови Родину. | |
Капитал | Бусаиди |
Официальные языки | Суахили и Зёба |
Этнические группы | Маньема Город |
Правительство | Абсолютная монархия |
Осман Хамза Малило II | |
Фундамент | |
• Учреждение | в. XVIII век, Угома, современная Демократическая Республика Конго. |
• Реставрация | 29 декабря 2017 года в Уджиджи, Танзания. |
Население | |
• Оценивать | 200,000 |
Валюта | Танзанийский шиллинг |
Часовой пояс | UTC +3 ( ЕШТ ) |
Код вызова | 255 |
Мвене-Мбонвеанский султанат Уджиджи или Бусонга — субнациональная монархия в городе Уджиджи, регион Кигома , западная Танзания . Резиденцией местного султаната является Бусаид , который назывался так от имени династии Занзибарского султаната и Омана , которая когда-то правила Уджиджи под властью арабо-суахили Ливали, постарабское название Бусаид для собственно Уджиджи до сих пор используется местными жителями. как «Бусаиди».
Фон
[ редактировать ]В Танзании до и во время колониализма пришельцы из Бельгийского Конго , которых собирательно называли Ваманьема, были политически включены в оставшееся меньшинство автохтонного населения джиджи, главным образом, путем непрямого правления под местной властью арабо-суахили Ливали Уджиджи с местными представителями в городской совет со своими старыми династии игнорировались и оставались ритуально активными внутри своих кланов.
Одним из значительных племен ваманьемы является вагома, которая массово мигрировала из древней Угомы , которая сейчас является северо-западным уголком озера Танганьика на территории современных Физи и Калемие в Демократической Республике Конго . Вагома в мигрировали раньше, чем их собратья-маньема, из-за изобретения каноэ-долбленок митумбви йа мти ммоя или на языке гома кабелеле и их географической близости к городу Уджиджи. Вагома из древней Угомы мигрировали со своими кланами последовательно, включая Бене Мбонве, поселившихся Бусаид. Старая преданность и традиционное признание духовного значения предков-вождей остались нетронутыми даже без светских обязанностей, но недавно, в 2017 году, старая династия Бене Мбонве была восстановлена в Уджиджи ее старшими членами королевского клана по мужской линии как Мвене. Мбонвийский султанат Уджиджи стал первой традиционной властью Гома и Маньема, королевской резиденцией которой был Уджиджи.
История
[ редактировать ]В истории Гомы до эмиграции и войн было много деревень и деревень, и традиционные государства включали несколько из них до иммиграции народа бембе со значительным количеством вождеств или султанатов, иногда находящихся под сюзеренитетом Королевства Угуха, самого южного штата Гома под властью Баквамамбы. Династия в современной Калемие в районе Танганьика региона Катанга в Демократической Республике Конго. Султанат Мбонве был включен в состав недавно созданной колониальной группы Бабунгве Суд в местности Басиказумбе, которая является материнским кланом нынешнего султана.
Политическая организация
[ редактировать ]В политическом отношении Бахома прибыла на северо-западные берега озера Танганьика в ДРК со своими централизованными политическими институтами, основанными на признании автономных правителей своих деревенских групп, наделенных как светской, так и духовной властью отдельных людей, которые имели власть над жизнью и смертью. их подданные, [ 1 ] поэтому традиционно не было верховного вождя всего Гомы. [ 2 ]
Традиционный титул султанов Бахомы и других родственных племен — Коло . Нынешний Маньема Коло Уджиджи - Осман Хамза Малило II. Сам королевский дом Мвене Мбонве является ветвью клана Басума племени Бахома этнической принадлежности Зиоба из Ваманьемы. [ 3 ]
Религия и культура
[ редактировать ]Султан является одновременно временным лидером общины и духовным религиозным лидером монархического государства. В прошлом предшественниками были ex officio первосвященники традиционной религии, основанной на поклонении пантеону духов Верховному Богу «Кабежа Мпунгу», который, как говорят, находится над небесами и никогда не изображался в переносном смысле. После обращения в ислам и миграции вагома и другие маньема были приверженцами ордена Кадири суфийского , подчеркивавшего духовное направление ислама . Идея Священного Царства осталась нетронутой в исламской духовности, при этом Коло или титулованный Султан считался преемником Ливалиса Уджиджи как мусульманского религиозного главы прибрежных племенных земель из Утонгве , Укаранги , Угуххи , Угомы , Карамбы , Убвари , Массанзе , Убембе , Увира и Румонге . Султан содержит монастырь Завия , в котором нет ни суфийского ордена , ни Силсилы , свахибул макамом которого он является, вместо традиционного храма Нголо, чтобы хранить свои регалии. [ 4 ] [ 5 ]
В последние годы среди ваманьема наблюдается культурное пробуждение и борьба за племенное самосознание и идентичность благодаря усилиям, предпринятым Султанатом и другими соплеменниками. Этими усилиями руководят соседние племена, которые считают ваманьема высококультурной расой бывших рабов из-за их глубокой истории рабства и арабского доминирования, которое во многом повлияло на их культуру и историю.
Язык
[ редактировать ]Основным языком, на котором говорят ваманьема, является разновидность суахили , которая по акценту ближе к прибрежному суахили , но со многими словарными запасами из зиоба языка , особенно из диалекта Гома . Королевский двор предпринимает некоторые попытки заменить использование суахили языком зиоба, чтобы подчеркнуть племенную и местную идентичность ваманьемы .
Кухня
[ редактировать ]Основным продуктом питания ваманьема из Уджиджи является кукуруза угали и рыба. Традиционный угали Роу в основном едят старейшины, а коло - в традиционных случаях. Другие блюда: мясо, ямс, картофель, каша мбвити , чай, тогва, миджабоси, кимбе, каша фука, бананы, кикванга, мабени, магату, баджия, рис, махоле и т. д.
Инициация
[ редактировать ]Посвящение во взрослую жизнь посредством обрезания на большинстве языков маньема называлось Бутенде, а посвященные - как «Батенде» или на суахили - Ватенде, но позже была принята разновидность суахили / нгвана, называемая Яндо, и песни пелись на суахили вместо киманьема. В Уджиджи Маньема есть десятки инициатических обществ духов Мизука , Вибука в единственном числе Кибука, которые по сезонам маскируются своими танцами одержимости духами, Вибука делятся в соответствии с ветвями племенного происхождения, причем Кирува является самым популярным среди нескольких Вибука, а за ним следует Кисонге. , Китва и Кибиса, при этом Кингвана является культурным универсальным культом кисуахили. Лубунга - это форма традиционного собрания, похожая на пуштунскую джиргу , но с протоколами инициации, как и в большинстве государств Центральной и Западной Африки. Это Академия культуры, братский Орден, Жюри и Парламент. Султан занимает высшую ступень в Лубунге Ваманьемы.
Дервишей инициируют в королевской Завии как духовных хранителей султанства, а также наставников общины и наблюдателей за исламскими ритуалами, имеющими отношение к королевскому двору и султанату в целом.
Династия
[ редактировать ]Султан происходит из королевского дома Мвене Мбонве, который был одной из четырех крупнейших королевских династий Вагомы и первым из четырех, поселившимся в Уджиджи, который вагома считают своей родиной, унаследованной от старого Ваджиджи по кровному договору, и называют его на их языке как Busong'a. Все верховные вожди или султаны этого королевского дома носят титул Мвене Мбонве, из-за этого и массовой миграции было трудно установить имена бывших правителей, но недавний список таков;
Султан Мбонве-Уджиджи
Хамза Малило Кизоэла (титульный персонаж 1970-х - 2017) Осман Хамза Малило II (2017-настоящее время) как Султан Мвене Мбонвеан Султанат Уджиджи/Бусонга
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бибак, Дэниел П. (1982). Скульптура охотников до Бембе: проблемы интерпретации статуэток предков, приписываемых охотникам-бембе-бойо . Королевский музей Центральной Африки, 1982 г. - 164 страницы.
- ^ Марк Лео Феликс (1987). 100 народов Заира и их скульптура: Справочник . Фонд исследований истории искусств бассейна Заира, 1987 г. - 246 страниц.
- ^ «Царский покровитель – HSA» .
- ^ «Познакомьтесь с султанатом Уджиджи в Танзании» .
- ^ «Султанат Танзании структурирует королевское представительство в Латинской Америке» .
Источники
[ редактировать ]- Бертон, Ричард Ф. (1860). Озерные регионы Центральной Африки: картина исследования, том 1 . Издательство Harper & Brothers: Нью-Йорк.
- Ассоциация развития Кигомы (Танзания) (1994 год). Баха и родственные им народы региона Кигома .
- Марк Лео Феликс (1987). 100 народов Заира и их скульптура: Справочник . Фонд исследований истории искусств бассейна Заира, 1987 г. - 246 страниц.
- Бибак, Дэниел П. (1982). Скульптура охотников до Бембе: проблемы интерпретации статуэток предков, приписываемых охотникам-бембе-бойо . Королевский музей Центральной Африки, 1982 г. - 164 страницы.