Виджая Мулай
Виджая Мулай | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 19 мая 2019 г. | (98 лет)
Род занятий | Режиссер-документалист, историк кино |
Родственники | Сухасини Мулай (дочь), Атул Гурту (зять) |
Виджая Мулай (16 мая 1921 — 19 мая 2019) — режиссер-документалист, историк кино , писатель, педагог и исследователь.
В кинокругах ее любовно называли Аккой. [ 1 ] Ее близкая дружба с Сатьяджитом Рэем , Луи Малем , Мриналом Сеном и другими деятелями кино дала ей уникальный взгляд на индийское кино и повлияла на ее творчество. Ее работы сформировали то, как Индия воспринимается индийскими и неиндийскими кинематографистами. Она мать лауреата Национальной премии актера Сухасини Мулая , а Гурту физик высоких энергий Атул - ее зять. Виджая Мулай запомнилась своим анимационным фильмом Ek Anek Aur Ekta , который получил Национальную кинопремию как лучший образовательный фильм . [ 2 ]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Виджая Мулай родился в Бомбее , Индия.
Бомбей, Патна, Бихар
[ редактировать ]В 1940 году Виджая сопровождала своего мужа, когда его перевели в Патну , штат Бихар. По сравнению с космополитичным Бомбеем Патна до обретения независимости казалась ей местом из другой вселенной. Но Университет Патны разрешил женщинам учиться в частном порядке, и Виджая поступила на степень бакалавра.
Английские фильмы показывали за полцены по воскресеньям утром в городских кинотеатрах, известных как «Биоскопы» . Виджая начала свой роман с медиумом и начала постигать идиому кино.
Патна — Лидс, Великобритания
[ редактировать ]В 1946 году она выиграла государственную стипендию для обучения в Университете Лидса , Великобритания, для получения степени магистра педагогики.
Находясь там, Виджая понял, что обычный британец вряд ли похож на английских «Бурра Саабс» (Великих мастеров) в Индии.
Из интервью с Виджая Мулай во время ее пребывания в Великобритании: я поехала в Великобританию с антиколониальной неприязнью к британскому народу и с единственной целью – получить степень. Я был настороже, готовый обидеться на малейшее оскорбление или замечание, уничижительное по отношению ко мне или Индии, воображаемое или реальное. Но вскоре я обнаружил, что обычные англичане вряд ли похожи на «Бурра-Сахибов», которых можно увидеть дома.
О послевоенном кино Великобритании: Театр Рабочего Единства играл при полных залах. Часто показывали фильмы из Советского Союза и Восточной Европы. Я видел киноклассику, экспериментальные фильмы и социалистическое кино. Я также получил лучшее представление и понимание кинематографического искусства, присоединившись к университетскому киносообществу. Просмотр фильмов, который когда-то был случайным развлечением, стал моей серьезной страстью.
1959: Сатьяджит Рэй и первое в Индии киносообщество.
[ редактировать ]Виджая вернулся в Патну в 1949 году и активно работал в местном киносообществе. В 1954 году она переехала в Нью-Дели, когда правительство Индии назначило ее сотрудником по образованию. Виджая также нашел время открыть Дели киносообщество, и в 1959 году восемь кинообществ объединились, чтобы сформировать Федерацию кинообществ Индии. [ 3 ] с Сатьяджитом Рэем в качестве президента-основателя и Виджая Мулаем и критиком Чиданандом Дас Гуптой в качестве сосекретарей.
После кончины Сатьяджита Рая Виджая был назначен президентом FFSI.
Совет киноцензоров Индии, Луи Малль и «Приливная волна»
[ редактировать ]В 1962 году Виджая был направлен в Бомбей для работы в Центральном совете по сертификации фильмов .
Из интервью Виджая Мулая: В течение пяти лет я был председательствующим вместе с четырьмя другими членами утвержденной комиссии, которая оценивала индийские и зарубежные фильмы. Это дало мне представление о предубеждениях участников дискуссии, которые повлияли на их суждения о пригодности фильма для публичного просмотра. Моя работа с Советом киноцензоров оказалась неоднозначной. Мне приходилось смотреть фильмы, от которых обычно я бы ушел со скукой.
В 1966 году Виджая был переведен в Калькутту, а в следующем году в город приехал Луи Малль с делегацией французского кино. Когда они встретились, Малле сразу невзлюбил женщину-цензора. Неприязнь переросла в близкую дружбу, которая продлилась до смерти Луи Маля в 1995 году.
И Сатьяджит Рэй, и Луи Малль помогли Виджае снять ее первый фильм - «Приливная волна» (около 15 футов приливной волны, исходящей из Бенгальского залива, как стена воды на реке Хугли ). Малле прислал отрицательные акции из Франции, и Рэй озвучил комментарий.
Правительство Индии выбрало «Приливную волну» в качестве официального участника Мангеймского кинофестиваля. Позже Федерация кино Индии показала фильм в кинотеатрах по всей стране.
Мультимедиа, ЮНИСЕФ и CET/NCERT
[ редактировать ]Когда США одолжили Индии свой спутник ATS-6 (ATS-6 имел один видео- и два аудиоканала), ЮНИСЕФ нанял Виджая для производства тестовых модулей для детей в возрасте от 6 до 9 лет. В 1975 году Виджая попросили возглавить CET – Центр образовательных технологий для подготовки образовательных фильмов для трансляции в более чем 2400 деревень в сельских округах и программирования на 4 языках.
Ek Anek Aur Ekta , анимационный фильм 1974 года, сценарий и режиссер Виджая Мулай, продюсер Центра образовательных технологий, очень популярен среди многих поколений индийцев.
Проекты CET и NCERT позволили ей впоследствии продолжить исследования в области образования и использования средств массовой информации в целях развития.
После ухода из NCERT Виджай провела сравнительное исследование дистанционного образования в индийских университетах и собрала данные из 23 (из 25) университетов, которые в то время предоставляли такое образование. Эта работа была завершена в 1983 году.
Следующие 3 года Виджая работал координатором проекта в Комиссии по университетским грантам и отвечал за программу Countrywide Classroom для студентов.
От раджей и йогов до Ганди и не только: образы Индии в международных фильмах ХХ века
[ редактировать ]Просматривая некоторые письма Луи Маля, Виджая понял, как Индия изменила его. Подобные переживания Жана Ренуара во время съемок «Реки» и Роберто Росселлини побудили ее выяснить, что в Индии волнует и мотивирует неиндейцев, особенно кинематографистов.
От раджей и йогов до Ганди и за его пределами: Индия в международном кино была выпущена издательством Seagull Books в августе 2008 года и издательством University of Chicago Press. [ 4 ] тот же год.
Отрывок из первой главы книги «От раджей и йогов до Ганди»
Маленькая Ганготри, откуда вытекает река Ганга (Ганг), представляет собой небольшой ручей; она становится величественной рекой Гангой по мере того, как к ней присоединяются новые реки, расширяя ее бассейн и поток. Мой проект тоже пошел по тому же пути и становился все больше и больше, хотя, в отличие от Ганги, он не является ни величественным, ни святым. Я рассматриваю это исследование как личное путешествие любителя кино, чтобы понять, что Индия значила для разных людей в разные моменты времени, как это выражалось в фильмах.
Похвалы
[ редактировать ]- Правительство Индии удостоило Виджая Мулая Премии В. Шантарама за заслуги перед документальными фильмами на Международном кинофестивале в Мумбаи - ММКФ, 2002.
- Премия Викрама Сарабхая за заслуги в области образовательных коммуникаций в 1999 году.
- Президент Федерации кинематографических обществ Индии .
- В 1975 году возглавлял Индийскую миссию по образовательным технологиям в США.
- Член-секретарь комиссии по образованию Гоа и других бывших португальских территорий в 1962 году.
- Разработал мультимедийный пакет через SITE ( Эксперимент по спутниковому учебному телевидению ) для обучения более 48 000 учителей начальной школы. Широко считается новаторской программой в области образовательных технологий.
- Несколько ее фильмов получили национальные награды и награды на международных кинофестивалях, в том числе в Дели, Нью-Йорке, Тегеране.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Акка Виджая Мулай — мать, активистка, кинорежиссер, автор (1921-2019)» .
- ^ «Национальная премия за лучший образовательный/мотивационный/учебный фильм» .
- ^ «Официальный сайт ФФСИ» . Архивировано из оригинала 1 февраля 2011 года . Проверено 14 июля 2010 г. сайт ФФСИ
- ^ Мулай, Виджая. «От раджей и йогов до Ганди и не только: образы Индии в международных фильмах ХХ века» . унив. из Чикаго Пресс.
В.К. Чериан (31 октября 2016 г.). Движение киносообщества Индии: путешествие и его влияние. Публикации SAGE. стр. 59–. ISBN 978-93-85985-62-1.
- 1921 рождений
- смертей в 2019 году
- Индийские историки XX века
- Индийские женщины-историки
- Индийские режиссеры-документалисты
- Историки индийского кино
- Индийские женщины-режиссеры
- Индийский народ 20-го века
- Индийские женщины-художницы XX века
- Режиссеры из Мумбаи
- Индийские женщины-режиссеры-документалисты
- Женщины-художницы из Махараштры
- Женщины-писатели XX века
- Выпускники Университета Лидса