Цитра

Cetra , латинское слово, заимствованное из греческого , является итальянским потомком κιθάρα ( кифара ). Это синоним цитры, но он использовался для цитола и кифары (форма лиры) и цитары (форма лиры, превращающаяся в инструмент с шейкой).
Кифара представляла собой струнный музыкальный инструмент , сделанный из дерева и похожий на лиру , с более крупным гармоническим корпусом. Его широко использовали еще в древности. Инструмент распространился из Древней Греции , где на нем играли профессиональные цитареди , в Рим и на Корсику . Первоначально в Греции это слово обозначало лиру, но со временем это слово стало применяться к инструменту с шейкой.
Название cetra музыковед и историк Лоуренс Райт считал синонимом цитола , и в своей записи в Словаре музыкальных инструментов Нью-Гроув он сказал, что cetera и cetra — это слова итальянского языка, обозначающие цитол. [ 2 ] Используемая таким образом cetra представляла собой щипковый инструмент, родственный скрипке и использовавшийся c. 1200-1350. [ 2 ]
В эпоху Возрождения термин «цетра» стал обозначать инструмент грушевидной формы с плоской декой и длинным грифом, на котором перебирались пары металлических струн. Итальянский цитол, известный там как cetra , со временем стал циттерном .
Использование слова в музыкальных произведениях
[ редактировать ]Название La Cetra также использовалось рядом композиторов для названия сборников своих произведений. Среди этих композиторов были Легренци, Марчелло и Вивальди.
- Джованни Легренци (1626–1690), выдающийся венецианский композитор конца 17 века, был первым, кто использовал название La Cetra для сборника из 18 сонат, опубликованного в Венеции в 1673 году. [ 3 ] La Cetra была ранним примером сборника сонат, опубликованного наборами по шесть штук (в данном случае три набора по шесть штук), что должно было стать стандартной практикой. Как и в случае с остальными сонатами Легренци ( La Cetra была его четвертым томом), большинство из них предназначены для струнных инструментов с органным континуо. есть две любопытные сонаты Однако в «Ла Четра» для квартета альтов, которые, кроме того, можно сыграть на минорную треть ниже, просто меняя ключи. [ 4 ] La Cetra во многих отношениях современнее многих своих предшественников (включая собственные коллекции Легренци). Например, в основном она написана для скрипок и альтов, которые заменили альты в качестве основного струнного инструмента, а сама музыка отражает растущий интерес к тональности, тогда как раньше ладовая система играла значительную роль в определении порядка сонат. «La Cetra» стала самым почитаемым из произведений Легренци, а влияние сонат вошло его имя в историю европейской музыки.
- Алессандро Марчелло (1669–1747), который несколько позже жил и работал в Венеции, опубликовал сборник из 6 написанных им концертов под названием La Cetra . По словам Гроува, эти концерты «необычны своими духовыми сольными партиями, краткостью и использованием контрапункта в широком стиле Вивальда».
- Антонио Вивальди (1678–1741), Красный священник Венеции, использовал название La cetra для двух разных наборов своих работ.
- Первый набор, который он назвал La cetra, состоял из 12 концертов, соч. 9, его последний большой сборник печатных скрипичных концертов. В 1727 году он посвятил их любящему музыку монарху Габсбургов , императору Карлу VI .
- В следующем, 1728 году, Вивальди написал еще один сборник из 12 концертов, который он снова по неизвестным причинам назвал La cetra . Этот новый набор концертов он снова посвятил Карлу VI и подарил ему рукопись концертов. Концерты так и не были опубликованы. В реконструированной форме они были предложены Эндрю Манзе и The English Consort как концерты для императора .
В Монтеверди опере «Орфей» (1607, либретто Алессандро Стриджио ) Орфей называет свой инструмент Cetra (например, в арии « Qual Honor di te fia достойных, mia citra omnipotente », акт 4).
См. также
[ редактировать ]- Основная статья Citole об инструменте в Европе
- Статья Китары о форме лиры
- Статья Cythara о том, как форма лиры превращается в инструмент с грифом
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Маргерум, Алиса. «Проекты будущего, текущий/будущий проект — cetra? cetera? ранняя cetula?» . carvedstrings.com . Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сэди, Стэнли, изд. (1984). «Цитол». Словарь музыкальных инструментов New Grove . п. 374. Том 1.
- ↑ » Легренци «La Cetra была опубликована как соч. 10, хотя на самом деле это был 11-й том Легренци. Похоже, что его венецианский издатель, опубликовавший его соч. 9 мессы и псалмов в 1667 году, несколько лет назад, не знал о его соч. 10 сольных мотетов, опубликованных в Болонье в 1670 году. В рукописной копии, датированной 1680 годом, нумерация исправлена, хотя второе издание, снова напечатанное в Венеции в 1682 году, сохраняет первоначальную нумерацию. См. Стивен Бонта (редактор), La Cetra. Соната a Due Tree e Quattro stromenti, libro Quattro, opus 10, 1673 , Музыкальный факультет Гарвардского университета, 1992, с. хв.
- ↑ Совершенно непонятно, почему Легренци решил писать для альтов в столь поздний период, хотя в то время у него действительно были связи с Мендиканти в Венеции, которым принадлежало несколько альтов; в то время как посвящение посвящено императору Леопольду I , при дворе которого также были виолы в то время, да и даже на рубеже XVIII века. См., например, Питер Оллсоп, Кавалер Джованни Баттиста Буонаменте: францисканский скрипач , Ашгейт, 2005, стр. 61, 121.
Источники
[ редактировать ]- Краткий музыкальный словарь Grove , Oxford University Press, 1 994
- Примечания Эндрю Манзе к «Концертам для императора » Вивальди . Исполняет «Английский супруг», режиссер Эндрю Манзе (Harmonia Mundi 907332).