Абдалла Хан
Абдалла Хан Хан (титул) | |
---|---|
![]() Фреска Абдаллы Хана во дворце Сулеймания в Карадже , изображающая Фатх-Али Шаха и его двор. Датировано 1813-14 гг. | |
Рожденный | в. 1770 г. |
Умер | в. 1850 г. |
Известный | Живопись, архитектура |
Абдалла Хан ( ок. 1770 – ок. 1850 ; персидский : عبداللهخان ) был иранским придворным художником и архитектором эпохи Каджара , который работал между 1810 и 1850 годами. Его величайшая работа – грандиозная фреска во дворце Негарестан , в Тегеране и он также известно, что он рисовал фрески в Дворец Сулеймание в Карадже , портреты в натуральную величину и другие работы.
Фон
[ редактировать ]
Абдалла Хан родился в ок. 1770 г. и получил подмастерье в царских мастерских, работая в группе художников ( naqqashan-e naqqashkhane-ye homayun ). [ 1 ] [ 2 ] В 1839 году Каджар -шах Мохаммад-шах ( годы правления 1834-1848) назначил его художником-лауреатом ( наккаш баши ), придворным архитектором ( меммар баши ) и руководителем королевских мастерских. [ 1 ] После его назначения все группы, работавшие в королевских мастерских, такие как художники ( наккашан ), архитекторы ( ме'маран ), инженеры ( мохандисан ), эмалировщики ( минакаран ), плотники ( надджаран ), гранильщики/скульпторы ( хаджаран ) , гончары ( фаххаран ), стеклорезы ( шише-баран ), кузнецы ( хаддадан ), дворники ( сарайдаран ), садовники ( багбанан ), землекопы каналов ( моканнийан ) и производители свечей ( шаммеан ) подчинялись Абдаллаху-хану как своему руководителю. [ 1 ] [ 2 ]
Абдалла Хан был частью первого поколения художников эпохи Каджара, в которое также входили Мирза Баба , Михр Али и Мохаммад Хасан Хан. [ 3 ] В Тегеране в 1812 году Абдалла Хан встретился с английским востоковедом Уильямом Прайсом , членом миссии Гора Оузли в Иране. В ходе встречи Абдалла Хан представил Прайсу свою работу. [ 4 ] Хан умер в ок. 1850 г. , первые годы правления Насер ад-Дин Шаха Каджара как шаха (1848–1896). [ 5 ] О личной жизни Абдаллы Кхана известно немного. [ 5 ]
Фреска дворца Негарестан
[ редактировать ]
Самая известная работа Абдаллы Хана — фреска, покрывающая три внутренние стены зала для аудиенций во дворце Негарестан в Тегеране. [ 6 ] [ 5 ] На работе изображено 118 фигур в натуральную величину. На торцевой стене изображен восседающий на троне Фатх-Али Шах Каджар ( годы правления 1797–1834), шах Ирана , которого сопровождают двенадцать его сыновей и шесть голамов . Голамы . изображены с королевским щитом и другими предметами На боковых стенах изображены две вереницы придворных, иностранных посланников и стражи. Среди изображенных иностранцев, с одной стороны, британцы Джон Малкольм , Харфорд Джонс (позже Харфорд Джонс-Бриджес) и Гор Оусли . На другой стороне - французы генерал Гардан , Пьер Амеде Жобер и Жозеф Жуаннен . [ 5 ]
В конце 1880-х годов британский востоковед Эдвард Грэнвилл Браун использовал надпись под фреской, чтобы приписать ее Абдалле Хану, и датировал ее 1812–1813 годами. Однако большинство путешественников XIX века по Ирану, в том числе Джордж Керзон и Филип Уолтер Шульц, ошибочно приписывали его Мохаммаду Хасан-хану. [ 6 ] [ 5 ] Оригинальная работа позже была утеряна, но полномасштабная копия была сделана в 1904 году во время правления Мозаффар ад-Дина Шаха Каджара ( годы правления 1896–1907) и в настоящее время хранится в министерстве иностранных дел Персии. [ 5 ] Также было изготовлено несколько уменьшенных (мелких) копий для европейских дипломатов и посетителей. Один из них был выгравирован в Лондоне в 1834 году Робертом Хавеллом .
Фреска дворца Сулеймание
[ редактировать ]В 1813–1814 годах, вскоре после завершения фрески дворца Негарестан, Абдалла Хан завершил другие фрески во дворце Сулеймания , в котором сейчас находится Национальная сельскохозяйственная школа, в Карадже . На них изображены дворы Ага Мохаммад Хана Каджара ( годы правления 1789–1797) и Фатх-Али Шаха Каджара. Несколько фрагментов этой фрески хранятся в библиотеке Национальной сельскохозяйственной школы. [ 6 ] [ 5 ]
Другие работы
[ редактировать ]Абдалла Хан также известен своим мастерством в эмали и масляной живописи. Он нарисовал несколько портретов Фатх-Али Шаха Каджара в полный рост, в том числе тот, который находится во владении Музея Виктории и Альберта и изображает его в красном халате и украшенной драгоценностями каракулевой шапке. [ 6 ] Абдалла Хан был также императорским дизайнером мраморного кенотафа Фатх-Али Шаха в Куме . [ 6 ] Отношения Абдаллы Хана с двумя его бывшими коллегами Мирзой Бабой (который также носил титул наккаш баши ) и Михром Али остаются неясными; там, где они также работали в других средах, таких как лак и эмаль, Абдалла Хан, похоже, ограничился живописью маслом. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Блум и Блэр, 2009 г. , стр. 3–4.
- ^ Jump up to: а б Пол 1999 , с. 128.
- ^ Этаж 1999 , с. 140.
- ^ Этаж 1999 , с. 147.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Робинсон 1982 , стр. 197–198.
- ^ Jump up to: а б с д и Блум и Блэр 2009 , с. 215.
Источники
[ редактировать ]- Блум, Джонатан М .; Блэр, Шейла С. , ред. (2009). «῾Абдаллах Хан [῾Абдаллах Хан]» . Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195309911 .
- Флор, Виллем (1999). «Искусство ( наккаши ) и художники ( наккашан ) в Каджарской Персии». Мукарнас Онлайн . 16 (1): 125–154.
- Робинсон, BW (1982). «АБДАЛЛАХ ХАН» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том I/2: Абд-аль-Хамид – Абд-аль-Хамид . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 197–198. ISBN 978-0-71009-091-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]