К. Кумар
В этой статье используются голые URL-адреса , которые неинформативны и уязвимы к порче ссылок . ( Август 2022 г. ) |
К. Кумар | |
---|---|
Личные данные | |
Рожденный | Килон , Траванкор (современный Элантур , Патанамтитта , Керала ) |
Национальность | Индийский |
Супруг | Покойный TSBhadrakumari |
Дети | К. Бхадракумар |
Альма-матер | Мадрасский университет Президентский колледж, Ченнаи , Американский колледж, Мадурай |
К. Кумар (1894–1973) — индийский оратор, реформатор и писатель эпохи, предшествовавшей обретению Индией независимости. Он был одним из первых общественно-политических лидеров, которые принесли послание Махатмы Ганди и дух национального движения в бывший штат Траванкор . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Талантливый переводчик, он путешествовал с Ганди во время его турне по Керале, переводя его английские речи на малаялам. Он также был советником правительства Джавахарлала Неру . Кумар был президентом комитета Конгресса Траванкора, а также не раз руководил туром Ганди по Траванкору. Он работал в AICC ( Всеиндийский комитет Конгресса ) и в рабочем комитете AICC (CWC или Рабочий комитет Конгресса ), TC-PCC/KPCC ( Комитет Конгресса Керала-Прадеш ), возглавляя его Комитет конструктивной работы в решающие годы освободительного движения. . Он также работал председателем парламентского комитета Траванкора. [ 4 ]
Кумар был также известен как: Траванкор Кумар, Элантур Кумарджи; Кумарджи, Элантур Ганди и Кужикала Кумар [ 5 ] [ 6 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]К. Кумар родился как К. Кумаран Наир и был старшим сыном Кунджу Пеннаммы и К. Падманабхана Наира в традиционной семье Наиров , Кадувинал-Тажаяманнил Таравад , в Элантуре , район Килон , Траванкор (современный Элантур , Патанамтитта , Керала ). «К» в его имени означает его материнский дом. Материнство было традицией Кералы, и было принято присоединять название материнского дома к имени ребенка как «отчество». Его отец, К. Падманабхан Наир, был влиятельным общественным деятелем, а также высокопоставленным налоговым инспектором княжеского государства Траванкор. Сын К. Кумара, К. Бхадракумар, педагог по вопросам развития. Его внучка Дивья Бхадракумар - инженер по встраиваемым системам. [ 7 ]
Близкий друг бывшего судьи Верховного суда, ставшего ветераном-активистом за свободу Чанганасери Парамесварана Пиллая (1877–1940), [ 8 ] и адвокатов и судей, ставших учителями, Шанкаравелила Парамешварана Пиллая и Вайкома Нараяна Пиллая, он разделил сбалансированный взгляд на социально-политические реалии, окружающие княжеское государство, управляемое британцами. Он также был современником Маннатху Падманабхи Пиллая и помог ему сделать Общество служения Наир реальностью, не будучи даже отдаленно сектантом. Маннатху Падманабхан также помог ему, участвуя в политических кампаниях Кумара. [ 9 ] [ 10 ]
Кумар получил начальное образование в английской школе Паравур и средней школе Общества Маннар Наир в округе Килон в Керале. Затем он перешел в Американский колледж Мадурая для получения среднего образования, а затем в Президентский колледж Мадраса для получения высшего образования. Говорят, что Кумар был способным студентом и одним из первых в штате, получивших университетское образование. Патриотизм и призыв Ганди к отказу от сотрудничества заставили Кумара погрузиться в Гандианскую работу по «социальной реконструкции», что повлияло на его дальнейшее обучение. Для своего раннего помолвки он выбрал в первую очередь Северную Индию. [ 11 ] [ 12 ]
Начало социально-политической активности
[ редактировать ]В 1912 К. Кумар стал членом Индийского национального конгресса. [ 13 ] Вдохновленный Ганди, он позже оставил высшее образование в Президентском колледже и служил в Конгрессе из Тривандрама в качестве одного из очень немногих штатных сотрудников Кералы. [ 14 ] [ 15 ]
В 1920-х годах Кумарджи возродил « Свадешабхимани ». [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] ) (газета, основанная Ваккомом Мулави и до 1910 года руководимая и редактируемая депортированным Свадешабхимани Рамакришной Пиллаем ), в рамках его усилий по оживлению политической сцены и заданию тон национальному движению в Керале. Он также стал издателем и главным редактором газеты имени Рамакришны Пиллая. [ 19 ] [ 20 ] [ 17 ] Это считалось смелым шагом, который чуть не заморозил правительство. Однако правительство мудро предпочло не реагировать и не предпринимать немедленных ответных мер.
К. Нараяна Куруккал (автор романов «Параппурам» и «Удаябхану») и адвокат А. К. Пиллаи помогали Кумару в его усилиях. Куруккал был коллегой и другом Свадешабхимани Рамакришны Пиллая . Помимо Нараяны Куруккал, в газету регулярно писали статьи Р. Нараяна Паниккер, известный политический критик Раман Менон, жена С.Р. Пиллая Б. Кальяни Амма и другие известные писатели. Кумар также писал редакционные статьи и статьи. К. Нараяна Куруккал и адвокат А.К. Пиллаи помогали Кумару редактировать газету, штаб-квартира которой находилась в нынешнем офисе DPI (офис директора по народному просвещению правительства Кералы) в Тико, Тривандрам. [ 21 ]
Ученик и писатель Рабиндраната Тагора , К. К. Пиллаи, помогал Кумарджи с офисными обязанностями. Газета велась по образцу « Модерн Ревью », издаваемого в Калькутте Раманандой Чаттерджи , и в ней помимо обычных редакционных статей, написанных самим Кумаром, публиковались статьи.
К. К. Пиллаи и Эвор С. Гопалан Наир полагают, что «Свадешабхимани» оставалось изданием высочайших стандартов, пока оно находилось под руководством Кумара. [ 22 ] [ 23 ] Судя по всему, редакция «Свадешабхимани» перешла к А.К. Пиллаи. [ 24 ] к 1932 году К. Кумар играл важную роль, по крайней мере, в двух других влиятельных националистических газетах того времени – «Сварате», которым руководил сам А. К. Пиллаи, и «Махатме», которым руководили братья Амси. [ 25 ] [ 26 ] Работа Свадешабхимани Рамкришны Пиллая оказала серьезное влияние на Кумарджи. Таким образом, он выбрал Каннанор в качестве одного из главных мест для нарушения Закона о соли и сыграл важную роль в возведении статуи Свадешабхимани Рамакришны Пиллая в столице Тривандраме и организации ежегодного празднования депортации на долгое время. [ 27 ] [ 18 ] [ 28 ]
В гущу борьбы за свободу
[ редактировать ]В разгар борьбы за свободу Кумарджи был президентом комитета Конгресса Траванкора, а также не раз руководил турне Ганди по Травакору. Он работал в AICC и в рабочем комитете TC-PCC/KPCC, возглавляя его Комитет конструктивной работы в решающие годы освободительного движения. [ 29 ] [ 30 ] [ 18 ] [ 31 ] [ 32 ]
Конгресс штата Траванкор был воссоздан с новыми целями в 1938 году под руководством Паттома А. Тану Пиллая . Поскольку характер вновь созданной партии ему не понравился, Кумар предпочел оставаться в стороне от нее.
Помимо Махатмы Ганди, Кумарджи имел тесные связи с Раджаджи , Неру, Ч.Р. Дасом и другими видными лидерами. Он был частью руководства Соляной Сатьяграхи (в Кожикоде, Телличерри и Каннаноре, бойкота гражданского неповиновения или иностранной ткани и пикетирования в Аллеппи и других районах). [ 33 ] [ 34 ] и выдающуюся роль, которую он сыграл в Движении за вход в храм и искоренении «неприкасаемости», [ 35 ] [ 36 ] «Вайком Сатьяграха», «Сатьяграха под флагом Нагпура» и другие важные движения социального единства. [ 37 ] [ 38 ] Это принесло ему как минимум 21 месяц тюремного заключения. [ 39 ] с 9 месяцами строгого заключения. [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] Годовая агитация в Аллеппи и Тривандраме привела к массовому обращению в идеологию Ганди и Хади. Его руководство движением Свадеши и бойкотом иностранной ткани в Аллеппи также вдохновило многих выдающихся, образованных женщин выйти на передний план и предложить мощную поддержку национальному движению. Роль жены последнего Дивана Траванкора и одноклассницы Кумарджи П.Г.Н. Уннитан и дочери П.Говиды Пиллаи, председателя правительства. [ 43 ] Особого упоминания заслуживают жена Свадешабхимани Т.К. Мадхаван и М. Картьяяни Амма. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ]
Хади, Хариджан Благосостояние, Сарводая и общественная гармония
[ редактировать ]К концу тридцати лет Кумарджи сосредоточил все свое внимание на Harijan Welfare, Sarvodaya, Education и Khadi. [ 47 ] [ 48 ] Он совершил поездку по штату, читая лекции и открывая множество школ (по слухам, от 96 до 110), включая школы Хариджан и Сарводая. Некоторые из них дожили до шестидесятых и начала семидесятых годов. Со временем он передал управление большинством этих учреждений директору или образованному представителю депрессивного класса. Он основал школу для хариджанов под названием «Кумбажа Праварти Палликудам», которая позже стала животворным притоком нынешнего правительства VHSS Elanthoor. [ 49 ] Кроме того, он продолжал заниматься продвижением Хади как жизненной миссией. Гандианский доктор Г. Рамачандран, бывший председатель Комиссии Хади, решительно говорит: «Его (Кумарджи) двойная страсть состояла из Хади и запрета... На самом деле Кумарджи был Хади, а Хади был Кумарджи... Ему следует принадлежит больше, чем кто-либо другой в Траванкоре, непреодолимой привлекательности Хади, вошедшей в жизнь тысяч наших людей".... [ 50 ] Г. Рамачандран привлек Кумарджи своими публичными выступлениями и захотел жить и работать с ним в Тривандраме, чтобы выполнять работу Хади. Он вспоминает, что вместе с Кумарджи в начале двадцатых годов ходил по Хадару от дома к дому в Тривандраме.
Уход в небытие
[ редактировать ]Хотя меры, принятые в конце двадцатых годов, не оказались достаточно полезными для объединения всех общин, как он мечтал, [ 51 ] К. Кумар возобновил свои усилия по обеспечению общественной гармонии. Вместе с К. Келаппаном К. Кумар уже стал первым, кто убрал из своего имени суффикс, указывающий на кастовый статус. [ 52 ] Со временем Кумар стал «мощной антиобщинной силой, которой доверяет каждое сообщество». [ 53 ] [ 54 ] Однако политический фанатизм и манипулятивная тактика (во время выборов в Траванкоре после обретения независимости) нанесли безжалостный удар по светским настроениям Траванкора, кропотливо формировавшимся годами, и сделали Кумарджи жертвой своей идеологической стойкости. Он участвовал в исторических выборах против Т.М. Варгезе. [ 55 ] как независимый кандидат, приверженный идеологии и проигравший с небольшим перевесом на выборах, которые разыграли общую карту, опирающуюся на большие деньги. Однако говорят, что Паттом Тану Пиллаи при поддержке Т.М. Варгезе сделал все возможное, чтобы ввести его в должность. [ 56 ] в министерство Паттом Тану Пиллаи в качестве министра внутренних дел. Кумарджи отказался от предложения по идеологическим соображениям. Независимая Индия не смогла признать его и использовать его исключительные качества, но он продолжал направлять и формировать большое количество общественных деятелей и политических лидеров. Кроме того, он стал активно участвовать в работе по местному развитию в массовом масштабе. Он также смог оказать преобразующее влияние на людей посредством таких движений, как «Общественные праздники», «Топпиппала Агитатаион», «Ахила Тирувитхамкур Параяр Махасабха» и «Куравар Маха Сабха». что он взял на себя инициативу в основании. [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] Примечание: фракция Варкала С.К. Рагхаван и фракция ПК Адичан встретились в Элантуре и сформировали Траванкор Куравар Махасабху в 1937 году, хотя позже они, похоже, снова разделились. [ 59 ]
Примечания
[ редактировать ]1. К.К. Пиллаи: ученик Рабиндраната Тагора, писатель и переводчик (транслитератор) произведений Тагора на малаялам. Он также был владельцем отеля Trivandrum (основанного в 1934 году) в Статуе (Тривандрам), где во время движения за свободу проходило несколько важных политических и общественных собраний. Несколько книг К. К. Пиллая были опубликованы издательством DC Books. Они также могут быть доступны по адресу: [ 60 ]
2. А.К. Пиллаи: Адвокат А.К. Пиллаи оставил учебу в Оксфордском университете примерно в 1920 году и присоединился к Индийскому национальному движению. Помимо участия в широкой общественно-политической работе, он помогал К. Кумару подредактировать возрожденную «Свадешабхимани», а сам при поддержке К. Кумара основал газету «Сварат» (Сварад) для пропаганды духа национальное движение. (Ссылка: статьи Г. Рамачандрана и К.К. Пиллая в «Кумарджи Смарака Грантам»; другие источники, в том числе: [ 61 ]
3. Сочувствие к обездоленным, должно быть, побудило К. Кумара посвятить большую часть своего времени хариджанскому служению, хариджанскому образованию, развитию хариджанских организаций и созданию уникальной хариджанской реабилитационной колонии в Элантуре. Жизнь колонии строилась вокруг программ социального развития и экономической самообеспеченности. Он находился недалеко от особой школы, которую он основал для обучения детей в течение дня и занятий в рабочих классах после захода солнца. Эта уникальная концепция школьного образования включала систему проточной воды, основанную на сельской технологии. Он также управлял центрами производства товаров регулярного потребления, таких как спичечные коробки, мыло и свечи. Эти продукты могут принести дополнительный доход нуждающимся учащимся. Это придало продуманный аспект необходимости «профессионального» образования***. Предполагается, что специальная парламентская делегация посетила Элантур для изучения этих экспериментов по развитию. Делегация опубликовала документ или отчет под названием «Взгляните на Элантхор», высоко оценив и рекомендовав эту работу как весьма достойную повторения. Остатки указанной школы до сих пор можно увидеть в Элантуре, недалеко от колонии Хариджан. Эта самая знаменитая колония прошлого начала приходить в совершенно незавидное состояние уже к последним дням Кумарджи. (***Второстепенное примечание: в конце шестидесятых и начале семидесятых годов в этом школьном здании располагалась расположенная неподалеку часть государственной средней школы, построенной сто лет назад. После того, как государственная школа переехала, по-видимому, в начале семидесятых, местные жители начали узурпировать оставшиеся земля и имущество)
4. Во время визита принца Уэльского (1921 г.) во всех крупных городах Траванкора были организованы массовые протесты и «харталы». Тируванантапурам, Коллам, Алаппужа [ 62 ] и другие города стали свидетелями беспрецедентного народного волнения. Два мусульманских активиста и трое лидеров Конгресса - К. Кумар, А. К. Пиллаи и Топпил Падманабха Пиллаи - были взяты под стражу правительством по этому делу. К. Кумар был приговорен к одному году лишения свободы. Ссылка: [ 63 ]
Ссылки/Общие ссылки/Цитаты
[ редактировать ]- ^ Борцы за свободу Кералы - Правительство Кералы - 1974 г.
- ^ Социальная история Индии С. Н. Садасивана - страница 535
- ^ KCPillai, Авур С. Гопалан Наир и другие - 1974 - К. Кумарджи Смарака Грандхам
- ^ Подробности о невоспетых героях - Азади Ка Амрит Махотсав - К. Кумар, Тривандрам: https://amritmahotsav.nic.in/unsung-heroes-detail.htm?11202 ; Проверено 31 января 2023 г.
- ^ Профсоюзное движение в Керале ' К. Рамачандран Наир, Институт труда и занятости Кералы (совместно с Manak Publishers), 2006- стр. 12
- ^ Г. Рамачандран - «Воспоминания о Кумарджи» и другие цитируемые ссылки
- ^ Правительственные записи, касающиеся рождений, смертей и т. д.
- ^ Чанганасери Парамешваран Пиллаи и социально-политическая эволюция современного Траванкора - КР Ушакумари - 2009 - Тривандрам
- ^ Собрание сочинений Махатмы Ганди, том 34, стр. 416 - письмо Ганди Раджаджи
- ^ Доктор Г. Рамачандран («Воспоминания о Кумарджи» - 1974)
- ^ Сарва Виджнана Косам (Малаяламская энциклопедия - статья под названием «Кумар К. - Публикация правительства Кералы)
- ^ Статья К. Рамана Наира в Kumarji Smaraka Grandham
- ^ Список борцов за свободу, Региональный комитет по исследованию записей, правительство Кералы.
- ^ KC Pillai - К.Кумарджи Смарака Грандхэм - 1974
- ^ Сарва Виджнана Косам (Энциклопедия малаялам), правительство Кералы
- ^ KC Pillai - К. Кумар - 1974 г.
- ^ Jump up to: а б История движения за свободу в Траванкоре, К. Нараяна Пиллаи, стр. 401
- ^ Jump up to: а б с Kumar.K: Сарва Виджняна Косам (Энциклопедия на малаялам) - Правительство Кералы
- ^ КС Пиллаи °(см. примечание 1) и другие - 1974- К. Кумарджи Смарака Грандхам (Элантур)
- ^ Общество обслуживания Наир: Суварна Грантам (малаялам) - 1964 - стр. 666
- ^ KC Pillai - К. Кумар
- ↑ Статья К.К. Пиллая в журнале K. Kumarji Smaraka Grandham, опубликованная в Elanthoor в 1974 году.
- ^ К. Кумар, Воплощение служения и жертвенности: Эвур С. Гопалан Наир - Статья 1974 г.
- ^ Когрессум Кералавум - АК Пиллаи
- ^ Доктор Г. Рамачандран -1974 г.
- ^ К. К. Пиллаи - 1974 г.
- ^ Кумарджи Смарака Грандхам - К. К. Пиллаи и другие - Элантур (1974)
- ^ История движения за свободу в Керале (1885–1938 гг.) ОРИГИНАЛ из МИЧИГАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА - Правительство Кералы (правительственная пресса, 1972 г.) - РПК Менон - стр. 197
- ^ К. Карунакаран Наир - Борцы за свободу Кералы - 1975 (предпочтительно оригинальное Мичиганское издание)
- ^ Никаких слонов для Махараджи: социальные и политические изменения в княжеском штате Траванкор (1921–47): Автор: Луиза Оуверкерк, редактор: Дик Койман, Manohar Publishers, 1994 г. - Оригинал: Мичиганский университет
- ^ Махачарита Самграха Сагарам (Сжатая энциклопедия знаменитых (на малаяламе) – Паллиппатту Кунджукришнан - SPCS и NBS - страницы 220 и 221
- ^ Общество обслуживания Наира Суварна Грантэм - 1964 г.
- ^ Женские движения в Керале - Проблемы и перспективы - дипломная работа Маджулы Деви - стр. 140
- ^ Кералатильский Конгресс Прастханам (малаялам) - Перунна К.Н. Наир
- ↑ Выступление Ганди в Элантуре 20 января 1937 г.
- ^ Эпос о Траванкоре - Махадев Десаи - Navjeevan Publishers - Страница 37
- ^ Эпос о Траванкоре - Махадева Десаи, Навдживан Карьялайя, Ахмедабад (1937) - оригинал из Мичиганского университета - страница 37 первого индийского издания
- ^ Статья Г. Рамачандрана
- ^ Примечание: получены только из предварительно проверенных источников: его фактическое заключение может продлиться на много лет дольше.
- ^ Страница 1214, запись номер 9, Приложение VI, где виден ответ главного секретаря на запрос (номер 373, поднятый в Законодательном совете Траванкора) 12 июня 1924 года, сделанный членом Шри В. Кунджукришной Пиллаем из Чираинкила.
- ^ Копии записей, хранящихся в офисе Supdt. О тюрьмах Каннанора, Веллора и Беллари (показаны RI с 27 мая 1930 г. по 26 февраля 1931 г.) «История» . Архивировано из оригинала 29 июля 2009 года . Проверено 27 августа 2009 г.
- ^ ПОЯВЛЕНИЕ КОНГРЕССА ГОСУДАРСТВА ТРАВАНКОР И РАННЯЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРТИИ -М. Сумати «От петиций к протесту - исследование политических движений в Траванкоре 1938-1947 гг.», диссертация - исторический факультет Каликутского университета, 2004 г.
- ^ см.: PGN Unnithan, статья в Википедии PGN Unnithan
- ^ Женские движения в Керале - Проблемы и перспективы - дипломная работа Маджулы Деви - ( http://shodhganga.inflibnet.ac.in/bitstream/10603/7172/10/10_chapter%203.pdf )
- ^ К. Кумар и Индийское национальное движение - Путенкаву Матан Таракан - 1974 г.
- ^ Воплощение служения и жертвенности - Эвур С. Гоплан Наир - 1974 г.
- ^ Вишва Виджнана Кошам (Малаяламская энциклопедия), правительство Кералы - 1972 - Том II - Страница 646
- ^ Тирувитамкур Сватантрия Самара Чаритрам - К. Нараяна Пиллаи - второе издание, сентябрь 2004 г.; Страница : 401
- ^ http://schoolwiki.in/%E0%B4%97%E0%B4%B5.%E0%B4%B5%E0%B4%BF.%E0%B4%8E%E0%B4%9A%E0%B5 %8D%E0%B4%9A%E0%B5%8D.%E0%B4%8E%E0%B4% B8%E0%B5%8D.%E0%B4%8E%E0%B4%B8%E0%B5%8D_%E0%B4%87%E0%B4%B2%E 0%B4%A8%E0%B5%8D%E0%B4%A4%E0%B5%82%E0%B4%B0%E0%B5%8D%E2%80%8D
- ^ Г. Рамачандран - см. Статью по ссылке.
- ^ Социальная история Индии: С. Н. Садасиван, 2000 г., стр. 535.
- ^ Эвур С. Гопалан Наир (?) - 1974 - К. Кумарджи Смарака Грантэм
- ^ Доктор Г. Рамачандран: Воспоминания о Кумарджи (страница 19)
- ^ Эпос о Траванкоре, Махадева Десаи, Навдживан Карьялайя, Ахмадабад (1937) - оригинал из Мичиганского университета - страница 37 первого индийского издания
- ^ Политизация кастовых отношений в княжеском государстве, Шаджи, Zorba Books
- ^ К. Раман Наир: Кумарджи Смарака Грантэм
- ^ «Ахила Керала Куравар Махасабха» . Архивировано из оригинала 30 июня 2016 года . Проверено 13 июня 2016 г.
- ^ http://shodhganga.inflibnet.ac.in/bitstream/10603/15828/12/12_chapter%204.pdf [ только URL-адрес PDF ] дата получения 13 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Основные движения далитов в эпоху до обретения независимости — страницы 138 и 139 (копия в формате pdf: http://shodhganga.inflibnet.ac.in/bitstream/10603/15828/12/12_chapter%204.pdf ) — получено в 12:17 по восточному стандартному времени 13 числа. июнь 2016 г.
- ^ http://www.sbcollege.org/library/authcat.php?idauth=K%20C%20Pillai [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ http://www.kamat.com/database/biographys/a_k_pillai . [ мертвая ссылка ]
- ^ Кералатильский Конгресс Прастханам (малаялам) - Перунна К.Н. Наир - Страница 210
- ^ К. Кумар и национальное движение - Путенкаву Матан Таракан
ОБЩИЕ ССЫЛКИ:
К. Кумар, Патханамтитта [ 1 ]
Агниведхикал - Автобиография Н.С. Шекхара
Невоспетые герои: К. Кумар, Тривандрам: [ 2 ]
Борцы за свободу Кералы: [ 3 ]
Важные борцы за свободу Кералы: YouTube: Борцы за свободу Кералы. [ 5 ]
9 борцов за свободу из Кералы: Говиндан К. [ 7 ]
Пять борцов за свободу Кералы: [ 8 ]
История Каннура Ссылка: 1. Солт-Сатьяграха 2. Движение гражданского неповиновения.
- ^ Азади Ка Амрит Махотсав: Министерство иностранных дел, правительство Индии - http://india.gov.in/ https://amritmahotsav.nic.in/unsung-heroes-detail.htm?3660 Создано: nic: Национальный портал Индии: 12 июля 2022 г.: К. Кумар, Патанамтитта, Керала. Проверено 23 января 2023 г.
- ^ Азади Ка Амрит Махотсав: Министерство иностранных дел, правительство Индии - http://india.gov.in/ Подробности о невоспетых героях: https://amritmahotsav.nic.in/unsung-heroes-detail.htm?11202 Создано: nic: Национальный портал Индии: 12 января 2023 г.: К. Кумар, Тривандрам, Керала.
- ↑ Борцы за свободу Кералы: список — ежедневные экзамены, https://examsdaily.in/freedom-fighters-from-kerala-list : 2018-08-08, дата обращения: 24 января 2023 г.
- ↑ Борцы за свободу в Керале с изображениями: Jaborejob, https://www.jaborejob.com/freedom-fighters-in-kerala/ 2019-08-05, дата обращения: 22 января 2023 г.
- ↑ День независимости / Важные борцы за свободу из Кералы. Опубликовано 12 августа 2020 г., ДОМАШНЯЯ ШКОЛА САХА; получено 24 января 2023 г. https://m.youtube.com/watch?v=qHGQjG7kcjI&feature=youtu.be
- ^ https://www.adda247.com/ml/jobs/5-freedom-fighters-in-kerala/amp Борцы за свободу в Керале - список обновлен 6 августа 2022 г.
- ↑ PinkLungi, For the Malayali Within You - получено 24 января 2023 г. https://pinklungi.com/8-freedom-fighters-from-kerala/?amp
- ^ https://www.sathyamonline.com/news-national-717082/ Сатьям: Бюро новостей, Тируванантапурам: 5 августа 2022 г.
- Индийские социальные реформаторы
- Гандианцы
- Активисты независимости Индии из Кералы
- Индийские борцы за гражданские права
- рождение 1890-х годов
- 1973 смерти
- Индийские правозащитники
- Жители района Патанамтитта
- Индийские редакторы
- Журналисты из Кералы
- Малаяльские политики
- Журналисты, говорящие на языке малаялам
- Индийские революционеры
- Политики Индийского национального конгресса из Кералы
- Президентский колледж, выпускники Ченнаи
- Выпускники Мадрасского университета
- Индийские пленные и задержанные
- Индийские сторонники ненасилия
- Индийские журналисты XX века
- Индийские журналисты-мужчины
- Индийские педагоги XX века
- Люди из Королевства Траванкор
- Социальные работники из Кералы