Франко (епископ)
Франко ( венгерский : Франк ) — венгерский прелат XI века, советник Соломона, короля Венгрии в начале 1070-х годов. Каким епископством он управлял, неизвестно.
Источники
[ редактировать ]Но когда они разделили сокровище, царь [Соломон] по совету Вида и епископа Франка и Радоана, сына Бугара, и Илии, родственника Вида; разделил сокровище на четыре части и одну четверть отдал герцогу, который должен был получить третью, а из трех оставшихся частей одну дал для разделения между всеми воинами, вторую Виду, а третью Илию. Это сильно разозлило герцога [Гезу].
Согласно «Иллюминированной хронике» XIV века , Франко служил епископом одной из епархий Венгерского королевства и к 1071 году считался верным доверенным лицом и советником царя Соломона. В этом качестве он принял участие в Византийско-Венгерской войне. Война в том году. Он присутствовал при успешной осаде Белграда . Хроника повествует, что Франко (Франк) — вместе с другими лордами, Видом Гуткеледом , Родованом и Илией, родственником Вида — посоветовал Соломону оставить герцога Гезу от дележа военной добычи, что привело к углублению противостояния между ними. не В «Иллюминированной хронике» упоминается епископская кафедра Франко. Несмотря на свою политическую принадлежность, Франко остался на своем посту после того, как Геза I взошел на венгерский престол после победоносной битвы против Соломона. Франко способствовал основанию аббатства Гарамсентбенедек (современный Гронский Бенядик , Словакия ) в 1075 году. Его имя появляется в уставе Гезы вместе с архиепископами Неемией Эстергомским. , Дезидерий Калочский и суфражисты Аарон, Гектик и Лазарь. В документе также не упоминается епископская кафедра Франко. [ 2 ]
Идентификация
[ редактировать ]Два иностранных источника, Chronicon Sancti Huberti Andaginensis и Vita Theoderici Abbatis Andaginensis , оба из Льежа, относятся к неким « Franco Bellagradensis pontifex » и « Franco episcopus Bellagradensis » соответственно под 1081 годом. На основании этого хорватский историк Франьо Рачки считал, что Франко исполнял обязанности епископа Биограда (в Далмации ). Историк Дьюла Паулер отождествил «Беллаграденсис» с Дьюлафехерваром (современная Алба-Юлия, Румыния ), соответственно Франко мог быть епископом Трансильвании . [ 3 ] Его теорию также приняли Дьёрдь Дьёрфи и Дьюла Кристо . [ 4 ] Напротив, Петер Ваци отождествлял (титулярную) епископскую кафедру Франко с Белградом (сегодняшняя столица Сербии греческого обряда . митрополия ), где на рубеже XI–XII веков располагалась [ 4 ] Есть еще один источник — регистр смерти (некролог) собора Святого Ламберта , также в Льеже, в котором увековечивается память некоего умершего Франко, епископа Веспрема (« память епископа Франко в Веспереме, que est civitas Hungariae »), умершего в 1081 . [ 4 ] [ 5 ] Габор Торочкай принял эти данные, утверждая, что Секешфехервар , или «Альба Регия», тоже находился в епархии, где суфражистка также владела дворцом. Тибор Сёч считал отождествление « Беллаграденсиса » с Биоградом, где епархия существовала с 1059 по 1125 год, пока город не был завоеван и разрушен Венецианской республикой . [ 6 ] Пал Энгель и Ласло Коста также считали, что Франко, возможно, был епископом Веспрема где-то около 1071–1081 годов. [ 7 ]
Дьёрдь Секели утверждал, что Франко был валлонского происхождения. На основании вышеупомянутой записи о смерти он считал, что служил епископом Веспрема. Секели отождествлял свою личность с польским прелатом Франко (« episcopus Poloniensis »), который был советником Владислава I Германа в 1080-х годах, согласно Gesta principum Polonorum . Секели отождествлял « Bellagradensis » с Белгардом, Померания (сегодня Бялогард , Польша), где он действовал в качестве епископа-миссионера (таким образом, этот прелат, родившийся в Валлонии, переехал из Венгрии в Польшу где-то в конце 1070-х годов). Он посетил аббатство Сен-Юбер в этом качестве в 1081 году во время освящения нового алтаря, посвященного святому Жилю , в соратнике Генриха Верденского , епископа Льежа . Позже Франко также посетил аббатство Сен-Жиль в 1084 году. По его благовидному приглашению бенедиктинцы из Льежа поселились в Любене . [ 8 ]
Элемер Малюш отверг реконструкцию Секели, поскольку нет никаких источников о том, что Бялогард когда-либо был епископской резиденцией. [ 4 ] Даниэль Баги утверждал, что нет никакой идентификации с польским прелатом Франко, который был епископом Познани , согласно польской историографии (например, Владислав Авраам и Роман Гродецкий ). Баги утверждал, что источники из Льежа относятся только к польскому прелату. Кроме того, Бялогард был завоеван только Болеславом III Кримутом в 1107 году. [ 9 ] Юдит Чако, однако, не отказалась отождествления себя с польским прелатом. [ 10 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 109), стр. 206–207.
- ^ Сёч 2007 , стр. 79–80.
- ^ Паулер 1899 , с. 434.
- ^ Перейти обратно: а б с д Соч 2007 , с. 80.
- ^ Тот 2007 , с. 33.
- ^ Сёч 2007 , с. 81.
- ^ Чако 2023 , с. 257.
- ^ Секели 1972 , стр. 56–58.
- ^ Поделиться 2005 , стр. 307–309.
- ^ Чако 2023 , с. 258.
Источники
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Бак, Янус М.; Веспреми, Ласло; Керскен, Норберт (2018). Хроника gestis Hungarorum и codex picto saec. XIV [ Иллюминированная хроника: Хроника деяний венгров из Иллюминированного кодекса четырнадцатого века ]. Будапешт: Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 978-9-6338-6264-3 .
Среднее образование
[ редактировать ]- Баги, Дэниел (2005). «Святые Ладислав и святой Стефан в гесте Галла Анонимуса. Замечания к 25-й главе книги III . » Столетия (на венгерском языке). 139 (2). Венгерское историческое общество: 291–334. ISSN 0039-8098 .
- Чако, Юдит (2023). Арпадианская Венгрия во французском зеркале [Арпадианская Венгрия во французском зеркале] (на венгерском языке). Арпадиана XIV., Исследовательский центр гуманитарных наук ВЕНГ-РЕН. ISBN 978-963-416-368-8 .
- Паулер, Дьюла (1899). История венгерской нации во времена королей Арпада, I. [История венгерской нации во времена королей Арпада, Том. 1.] (на венгерском языке). Атенеум.
- Секели, Дьёрдь (1972). «Латиносы и валлоны Секешфехервара в средневековой Венгрии». В Краловански, Алан (ред.). Столетия Секешфехервара. 2. Средневековье [ Века Секешфехервара, Том II: Средневековье ] (на венгерском языке). Секешфехервар: Музей Святого Иштвана Кирая. стр. 45–72.
- Сёч, Тибор (2007). «Интерполяции летописного сборника XIV века и грамот XI века » . Фонс . 14 (1). Исторический фонд Имре Сентпетери: 59–96. ISSN 1217-8020 .
- Тот, Питер (2007). «Валлонские прелаты в реорганизации Венгерской церкви после языческого восстания» [Валлонские прелаты в реорганизации Венгерской церкви после языческого восстания]. В Эрсеги, Геза (ред.). Исследования в честь 950-летней Основополагающей Хартии Тихани [ Исследования в честь 950-летней Основополагающей Хартии Тихани ] (на венгерском языке). Тихань: Бенедиктинское аббатство Тихань . стр. 31–36. ISBN 9789638700445 .