Орхуворун
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( июнь 2019 г. ) |
Люди Орхуворуна
Народ Орхуворун (иногда называемый народом Угбеде и Ободо) проживает в северо-восточной части района местного самоуправления Уду штата Дельта в Нигерии . Орхуворун — известный город в районе местного самоуправления Уду, где кварталы указывают на семейное происхождение. Богато культурные и влиятельные жители идентифицируют себя как «народ урхобо» и являются важным аспектом государства.
Обзор
[ редактировать ]Земля окружена соседними общинами, включая Экете на севере, Овроде на юге, Эгини на востоке и Узиффрун ( Урхиефрон ) на западе. Некоторые общины, такие как Оввиан , Архагба и Игбогиди, образуют границы на юго-западе и юго-востоке Орхуворуна.
По данным переписи 2006 года , в местном самоуправлении Уду проживало 142 480 человек. Орхуворун стал вторым по значимости и быстро развивающимся городом в округе Уду благодаря созданию жилого комплекса Delta Steel Company, построенного в 1970-х годах для ее рабочих. Благодаря этому поселок Орхуворун развился и превратился из сельской местности в городской центр.
Язык урхобо, на котором преимущественно говорят люди, известен как уду .
Учет миграции
[ редактировать ]В устных интервью и мифах из легенд и опубликованных источников говорится, что отец-основатель Орхуворуна по имени Омьер мигрировал из современного Уверу на севере Угелли (LGA штата Дельта). В 15 веке произошла война между омьерами и иджавами , в которой два воина иджав, Эги и Согун, были убиты в отместку за смерть человека в лагере Омьере. Этот конфликт привел к тому, что Омьере собрал группу людей, которые переселились в современный Отор-уду .
Во время путешествия они встретили Ово, лидера повстанческих бойцов Уду. Ово планировал уничтожить Омьере и его людей и заставил их вырыть большую яму в земле и работать в ней. Пока они находились в яме, он вылил в яму ведра кипятка, намереваясь зажарить их живьем. Омьер сбежал со своей семьей и снова двинулся дальше на север, в новое место под названием Ороде.
Омьер и его группа были не единственными мигрантами, уехавшими из Уверу. Человек по имени Оверхиаве и его жена Экперхи покинули Уверу примерно в то же время и основали Экверхе в Агбархо . В то же время другие люди покинули Ухеру и вошли в состав Ибредени в Ндокве (штат Дельта LGA), а также в Амассаму, Кокори и Ибредени в округе Квале .
Миграция из Ухэру в Отор-Уду
[ редактировать ]Считается, что народ Орхуворун поселился в Отор-Уду раньше народа Уду. Когда другие группы уду говорят об Орхуворунах, они называют их «Оруворун-экпако», что означает «люди Орхуворуна — старейшины».
Современная община Овроде живет примерно в миле от места, где Омьер поселился на несколько лет после побега из Ово. Позже нехватка воды вынудила группу переехать в Угбеде (позже названный Ободо), который в 1976 году был официально назван Орхуворун. Название Орхуворун является формой Орхо-Угверу (буквально означает деревня из Ухеру).
Таможня
[ редактировать ]« Ogba kwo Orhuwhorun mue en » означает «попытка захватить ее народ не может увенчаться успехом». Эта поговорка родилась в 1901 году после того, как Джордж Эюбе погиб от случайного выстрела из собственного пистолета во время патрулирования из Орокпо в Орхуворун.
The Orhuwhorun people have a distinct annual festival that includes, Unueje, "Chechegbe" masquerade, and an annual epha female festival" literally known as "emeteyavwon" and "jabojawo" at which initiated daughters parade the streets of the town to mark the coming of a new age.
У народа также есть автономное королевство, которое было получено от Аки ( Бенин ) человеком по имени Окака из Эйендуввона (ныне квартал Экровие) около 1715 года. Короля в Орхуворуне, как и в любой общине Урхобо , зовут Овие , и его приветствуют как «Огиевворо». ! Огиевворото!! Осиеран!!! Ему помогает совет вождей и старейшин (Илету, Илорогун, Игбу-ируэ и Ирехрен).
Гимн Орхуворуна
[ редактировать ]Укпе тере, овие действительно может сделать, Орхуворун, послушай, он ясен, Кости плоские, кость сломана слева, Илету ирхерен, что сдано в аренду, Игбу-ивре стоит и шепчет: Орере-йоби, твой ответ на твои вопросы, Твои кости сломаны, Эвро огдор йоби сломаны,
Oyovwi r' Okaka oduvie r' Orhuwhorun.
Орхуворун гини заплатил, Офо-орере афви-овохор Ови аввен кириаре
Э-э-э-э-э-э…
Архо ойен этогбе, а нет
Английский перевод .
Настало время, когда король выступит перед остальными, объявляет Орхуворун, сезон фестивалей близок. Король сидит вместе со знатью. Воины, служители и вожди беседуют друг с другом, заявляя: «Наш король коронован и восседает, Его дела достойны восхищения». Спасибо Окаке, который завещал нам королевскую власть.
строфа вторая
Земля благословенна и достойна называться домом, Наш король коронован, его суды справедливы, Присоединяйтесь ко мне, радуйтесь (неоднократно
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- О. Икиме: Соперничество в дельте Нигера, отношения Ицекири Урхобо и присутствие европейцев 1884-193 гг. Лондон; Лонгман Груп Лимитед, 1969 год.
- Перкинс Фосс: место встречи богов и смертных; Преемственность и обновление в искусстве Урхобо, Нью-Йорк: Музей африканского искусства и издательство Snoeck Publishers, 2004 г.
- Г.Г. Дара: Битва песен: традиция удже урхобо. Лагос Мальтхаус Пресс Лимитед, 2005.
- Отите Ониге: Люди Урхобо: Второе издание, Ибадан: Shaneson CI Limited, 2003, стр. 74.
- Дерм, Ламберт: Интеллектуальный отчет о клане Ухеру, 1932 г., Национальный архив Ибадана
- Урхобо Авангард от 18. 2004 г.
- Июнь 2013 г.: письмо Гибсона Огенеочуко Фенфе в редакцию в виде ответа на платное объявление в газете «Авангард» от 7 мая 2013 г., сделанное народом уду в Великобритании и Ирландии.
- Договор с королями и вождями Ободо, разведывательный отчет о клане Ободо, 1930 г. Договор можно найти в документе № 406 от 1886 года от 27 мая 1895 года, заключенном между Ее Британским Величеством и королями и вождями Ободо. Это была обычная форма, в которой в то время составлялись договоры о мире, торговле и защите, и она включала обычные девять статей. Он был подписан вице-консулом протектората Нигера майором УЭБ Копленд-Кроуфорд от имени Ее Британского Величества и восемью «дистанциями» вождей Ободо.
- 2013: письмо Гибсона Огенеочуко Фенфе в редакцию в виде ответа на платное объявление в газете «Авангард» от 7 мая 2013 года, сделанное народом уду в Великобритании и Ирландии.
Ссылки
[ редактировать ]- Монарх Орхуворун посещает Оба в Бенине. (2012) Получено из Urhobo Times Press Ltd.
- Письмо в редакцию. (2013) Получено из . Урхобо Авангард.