Церковь адвентистов седьмого дня в Тонге
Церковь адвентистов седьмого дня в Тонге | |
---|---|
![]() Главная церковь адвентистов седьмого дня в Нукуалофе, Тонга | |
Страна | Приехал |
Номинал | Адвентист седьмого дня |
История | |
Основан | 1895 |
Основатель(и) | Эдвард Хиллиард |
Церковь адвентистов седьмого дня в Тонге ( тонга : Сиаси Ахофиту ) — одна из небольших религиозных групп в островном государстве Тонга в южной части Тихого океана . [ 1 ] по состоянию на 30 июня 2020 г. сообщалось о 3853 членах. [ 2 ] Церковь была основана миссионерами -адвентистами седьмого дня из Соединенных Штатов, которые приехали сюда в 1891 году и обосновались в 1895 году. Они открыли школы, но добились очень незначительного прогресса в обращении, сдерживаемые диетическими правилами, которые запрещали популярные местные продукты, такие как свинина и моллюски. а также запретили табак, алкоголь и каву .
Церковь была возрождена в 1912 году с новым упором на евангелизацию. В 1922 году он возобновил свою стратегию предоставления образования, что привело к увеличению числа обращений. Сохраняя сдержанность во время Второй мировой войны (1939–45), церковь быстро росла с 1950 по 1970-е годы. Однако впоследствии членство сократилось из-за эмиграции и конкуренции с другими церквями. АСД Тонги является частью Южно-Тихоокеанского дивизиона адвентистов седьмого дня . Он управляет несколькими школами в Тонге и предоставляет возможности для дальнейшего обучения в адвентистских учреждениях за рубежом.
Адвентисты седьмого дня обычно соблюдают субботу по субботам. Тонга расположена к востоку от меридиана 180°, но к западу от международной линии перемены дат (IDL), в часовом поясе UTC+13:00 . Церковь АСД определяет, что в Тонге суббота соблюдается так, как если бы IDL проходила по меридиану 180 °, а часовой пояс был UTC-12:00 , поэтому она соблюдает субботу по воскресеньям.
История
[ редактировать ]
На создание церкви адвентистов седьмого дня в Тонге ушло почти двадцать лет. [ 3 ] АСД против танцев, а курение — основание для исключения из церкви. АСД строже, чем другие церкви, соблюдает субботу. [ 4 ] [ 5 ] В первые годы настойчивое требование есть только «чистую» пищу и воздерживаться от табака и алкоголя было препятствием на пути к обращению. [ 6 ] Их отказ есть свинину или моллюсков. [ а ] означало, что они не могли есть на пирах или в присутствии вождей и, следовательно, не могли активно проповедовать Евангелие. [ 8 ] Употребление кавы представляло двойную проблему, поскольку этот широко используемый наркотик считался родственным алкоголю, а также имел церемониальный и традиционный религиозный подтекст, но отказаться от чашки кавы — значит оскорбить дающего. [ 9 ]
Фон
[ редактировать ]Адвентисты седьмого дня стали активными в южной части Тихого океана в 1886 году, когда миссионер Джон Тэй посетил острова Питкэрн . Его доклад побудил церковь адвентистов седьмого дня в США построить миссионерский корабль «Питкэрн» , который в 1890-х годах совершил шесть рейсов, доставив миссионеров на острова Общества , острова Кука , Самоа , Тонгу и Фиджи . [ 10 ] Во время своего первого рейса « Питкэрн» посетил почти каждую «белую семью» на Тонганских островах и продал книги на сумму более 500 долларов. [ 11 ] [ б ]
В июне 1891 года Э. Х. Гейтс и Эй Джей Рид посетили Тонгу, тогда называвшуюся Дружественными островами, во время четвертого путешествия по Питкэрну . [ 13 ] Король Георг Тупоу I (ок. 1797 – 18 февраля 1893) разрешил въезд миссионерам. [ 14 ] Они ушли, не обратив ни одного адвентиста. [ 13 ]
Начальная работа 1895–1912 гг.
[ редактировать ]
Миссионер АСД Эдвард Хиллиард , его жена Ида и дочь Альта прибыли в Нукуалофу 30 августа 1895 года. [ 15 ] Ида Хиллиард была учителем и открыла небольшую школу в конце 1895 года. На пике своего развития в школе было 28 учеников, которым платили 3 доллара в квартал. Школа закрылась в середине 1899 года, незадолго до того, как Хиллиарды покинули острова и отправились в Австралию. [ 15 ] [ с ] Эдвард Хиллиард зарабатывал плотником. Он понимал важность изучения местного языка и перевел некоторые религиозные трактаты на тонганский язык . [ 21 ] Он был уже не молод, и язык казался ему трудным. Похоже, он сосредоточился на обращении европейцев. [ 22 ]
29 сентября 1896 года в Тонгу на Питкэрне прибыли еще несколько адвентистских миссионеров , в том числе Сара [ д ] и Мария Янг, две медсестры-стажеры с острова Питкэрн, а также Эдвин и Флоренс Батц со своей дочерью Альмой. Семье Бутц поначалу было трудно быть принятым, поскольку они были американцами, а большинство жителей Европы были британцами. Этому способствовало предоставление медицинских услуг Флоренс Бутц. [ 24 ] В сентябре 1897 года доктор Меррит Келлог и его жена Элеонора Нолан приехали помочь с медицинской работой. Он построил деревянный дом в Магайе, который долгое время использовался как дом суперинтенданта миссии. [ 21 ]
Буцы пытались создать постоянное представительство, но в основном ограничивались работой с небольшой папалаги (европейской) колонией . Они предпринимали спорадические миссионерские усилия на островах Хаапай и Тонгатапу . [ 14 ] В июне 1899 года Питкэрн снова посетил остров, привезя с собой небольшое сборное здание, которое сначала использовалось как миссионерский дом и как часовня. Через 18 месяцев ее разобрали и перестроили в небольшую церковь Нукуалофа размером 5 на 10 метров (16 на 33 фута). [ 21 ] Церкви практически не удалось выжить. [ 14 ] Бутцы были доставлены в Вавау на Питкэрне , поскольку считалось, что в Нукуалофе было слишком много миссионеров, но они вернулись после того, как Хиллиарды уехали позже в 1899 году. [ 21 ]
Первые результаты 1899–1912 гг.
[ редактировать ]Первый европеец крестился 10 сентября 1899 года, в день организации первой адвентистской церкви в Тонге. [ 24 ] Это был Чарльз Эдвардс, англичанин, исправившийся алкоголик. Он был фельдшером и на протяжении многих лет управлял финансами и отчетностью церкви Нукуалофа. [ 21 ] Эдвардс женился на Марии Янг вскоре после крещения. [ 21 ] Мария помогла, когда королева Лавиния родила Салоте Тупоу III (13 марта 1900 г. - 16 декабря 1965 г.). Позже Салоте стала королевой Тонги. [ 25 ] [ и ] Тимоте Мафи был первым новообращенным адвентистом из Тонги. [ 29 ] Она крестилась 22 декабря 1900 года вместе со своим мужем-европейцем. [ 24 ]
Английский миссионер Ширли Вальдемар Бейкер , основатель Свободной Уэслианской церкви Тонги в 1885 году, поссорился с властями из-за своих интриг по получению немецкой «защиты» для Тонги. Когда он умер в Хаапай, приезжий министр АСД возглавил его похороны в 1903 году после того, как Свободная церковь, уэслианцы, католики и англиканцы отказались его похоронить. [ 30 ]
В ноябре 1904 года Элла Бойд вновь открыла адвентистскую начальную школу в Нукуалофе. Она была американкой, получившей образование в колледже Эйвондейл в Австралии и преподававшей в церковных школах Австралии. К 1905 году школа достигла полной вместимости в 28 учеников. [ 31 ] Школа взимала с учеников 20 центов в неделю. В учебной программе особое внимание уделялось здоровью и предупреждалось о вреде наркотиков и стимуляторов. [ 32 ] Бутц признал, но не смог решить языковую проблему. Он отметил, что тонганцы очень заинтересованы в изучении английского языка. До 1905 года по крайней мере половина учеников адвентистских школ были европейцами или частично европейцами, а уроки проводились на английском языке. [ 22 ]
Семья Бутц уехала 27 декабря 1905 года. За десять лет Бутц крестил двух тонганцев и двенадцать европейцев. В следующие семь лет в 1910 году в Нукуалофе крестился только один человек, Джони Лату. Позже он стал служителем АСД. [ 32 ] Некоторое время школа Нукуалофа процветала, в 1907 году в ней обучалось около шестидесяти учеников. [ 33 ] Еще одна школа была открыта в Фалелоа в 1908 году, в ней обучалось тридцать учеников. [ 34 ] Лидер адвентистов, посетивший Фалелоа в 1908 году, написал, что эта школа была «заслугой нашей школьной работы не только в Тонге, но и во всем Австралазийском регионе». [ 35 ] Ежемесячный журнал «Талафекау Моони» ( «Верный вестник» ) на тонганском языке начал выходить в 1909 году. В основном его написали Фрэнсис Во, переводчик из Avondale Press, и тонганские учащиеся школы Avondale. [ 36 ] Некоторые члены царской семьи покровительствовали школе АСД, но церковь страдала от эмиграции и упадков. [ 14 ] К 1911 году школа в Фалелоа почти опустела, и в Нукуалофе осталось всего восемнадцать учеников. [ 37 ] В том же году обе школы закрылись. [ 35 ]
Перезапуск и рост 1912–45 гг.
[ редактировать ]
В 1912 году Джордж Стюарт и его жена Грейс восстановили миссию. [ 14 ] Стюарт, прибывший в начале 1912 года, сообщил, что адвентистская работа «практически остановилась». [ 38 ] Он и семья Этельберта Торпа изменили акцент миссии с образования на евангелизацию. [ 39 ] Церковь теперь была лучше организована для работы в Тихоокеанском регионе, имея базы в Новой Зеландии и Австралии. [ 14 ] Стюарт восстановил школу Фалалоа, которая сильно пострадала от урагана, и начал собрания возрождения, стремясь улучшить стандарты богослужения. [ 36 ] Миссионеры использовали тонганский язык , а их школа в Нукуалофе под руководством Мэгги Фергюсон привлекала тонганских учеников, жаждущих получить образование. [ 14 ] К июню 1915 года в церкви АСД в Тонге было четырнадцать членов из Тонги. [ 39 ] В 1917 году миссионерский дом в Фалелоа был расширен, чтобы обеспечить жильем учениц школы Фалелоа, в которой к тому времени обучалось в общей сложности около сорока учениц. [ 40 ] К 1918 году в школе было шестьдесят учеников. [ 41 ]
Пандемия гриппа 1918 года нанесла серьезный удар, и миссионерка Перл Толхерст умерла. SDA пришла к выводу, что ее будущий успех будет зависеть от развития школ. [ 14 ] Роберт и Фрэнсис Смит приехали с Гавайев в 1920 году и руководили миссией до 1927 года. [ 42 ] Миссия была официально организована как Миссия Тонга в 1921 году. В следующем году был основан Южно-Тихоокеанский дивизион адвентистов седьмого дня. [ 43 ] Школа в Нукуалофе была вновь открыта, в ней обучалось около сорока учеников, и к миссии присоединился государственный учитель из Австралии. Занятия по Библии проводил на Тонгане Джони Лату. небольшую лодку под названием «Талафекау» ( «Посланник» Миссия купила для миссионеров Фалелоа ). Журнал Talafekau Mo'oni был перезапущен в январе 1922 года и печатался раз в два месяца на Фиджи, а также был напечатан гимн из 50 песен на Тонгане. Первое лагерное собрание состоялось в июне 1922 года в Нукуалофе, на нем присутствовали члены церквей Фалелоа и Неиафу. [ 44 ]
Рост тонганской миссии после 1920-х годов во многом был обусловлен новообращенными учениками школ АСД, особенно учеников Мэгги Фергюсон. В 1930 году 75% тонганских адвентистов обратились в веру в школах. [ 45 ] В январе 1926 года в Вайни был открыт учебный центр для миссионерских работников. [ 44 ] Учебная школа, позже названная Колледжем Беула , легла в основу быстрого роста с 1950-х по 1970-е годы. Около половины студентов колледжа Беула не были АСД, но многие из них были крещены. [ 45 ] В 1937 году школа была официально признана правительством на основании успехов ее учеников на государственных экзаменах. [ 13 ] В середине 1930-х годов правительство приняло закон, согласно которому все студенты колледжей должны посещать церковь по субботам. Группа студентов Колледжа Тонга решила поклоняться в соседней церкви АСД в Мангайе, и многие из них присоединились к адвентистам. [ 46 ]
Во время Второй мировой войны (1939–1945 гг.) Адвентисты седьмого дня держались в тени в Тонге и медленно росли. Будучи отказниками от военной службы по соображениям совести , они не могли сражаться во время войны, которую они интерпретировали как провозглашение последних дней , когда Христос вернется . У них были хорошие отношения с королевой Салоте, но на них смотрели как на посторонних. [ 8 ] С 1940 года имеется мало отчетов о медицинской работе АСД в Тонге. [ 47 ]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]До 1946 года общее число членов ПДД на Ниуэ и Тонге никогда не превышало 100 человек. Однако после войны ПДД на Тонге быстро росла, как и большинство других групп островов Тихого океана. [ 48 ] К 1960-м годам порог крещения снизился, и крещение было разрешено для тех, кто отказался от употребления алкоголя и табака всего несколькими часами ранее. [ 49 ] После 1970-х годов рост числа членов АСД в Тонге резко замедлился из-за эмиграции и конкуренции со стороны других церквей. [ 50 ] По состоянию на 2012 год члены АСД составляли всего 2% населения, среди других групп, включая Свободную Веслианскую (37%), Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (17%), Римско-католическую (16%), Свободную церковь. Тонга (11%), Церковь Тонги (8%) и англиканская церковь (1%). [ 51 ]
Образование
[ редактировать ]Хелен Мортон в своей книге о Тонге 1996 года отмечает, что образование в Тонге высоко ценится, но преподавание является занятием с относительно низким статусом. Школы адвентистов седьмого дня финансируются из-за границы — в отличие от других школ Тонги — имеют новые здания, спортивные сооружения, современные учебники и оборудование, а также организуют внеклассные мероприятия для своих учеников. [ 52 ] В Тонге есть четыре школы адвентистов седьмого дня: начальная школа Беула, объединенные начальные и средние школы Хиллиард и Мицпа, а также средний адвентистский колледж Беула. [ нужна ссылка ] Студенты колледжа Беула впервые сдали вступительный экзамен в университет в 1986 году. [ 13 ]
Студенты из Тонги могут поступить в адвентистский колледж Лонгберна в Новой Зеландии. Небольшое количество людей поступает в Сиднейскую адвентистскую больницу для обучения на медсестер. учился в Эйвондейл-колледже в Куранбонге, Новый Южный Уэльс , а позже Эноке Хема из Тонги учился в Эйвондейле. Джон Камеа из Тонги до Второй мировой войны [ 53 ] Тихоокеанский адвентистский университет в Бороко , Папуа-Новая Гвинея, также принимает студентов со всех тихоокеанских островов, включая Тонгу, в основном приверженцев АСД. [ 54 ]
Здоровье
[ редактировать ]В 2000 году АСД управляла мобильной клиникой, занимавшейся планированием семьи. [ 55 ]
Споры о линии даты
[ редактировать ]
Суббота в церквях седьмого дня отмечается в седьмой день недели, обычно от захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу. Это важная часть верований и практик церкви. [ 56 ] Келлог, Бутц и Хиллиард спорили о том, какой день лучше всего соблюдать субботу в Тонге. На Питкэрне принято было менять дни на меридиане 180°. Такие острова, как Самоа и Тонга, находились значительно восточнее этой линии, поэтому миссионеры соблюдали субботу в соответствии с дневным графиком Западного полушария. Однако на островах Тонга использовались те же дни, что и в Новой Зеландии и Австралии, поэтому миссионеры соблюдали седьмой день, субботу, в воскресенье. [ 57 ] [ ж ]
В трактате адвентиста Джона Н. Эндрюса, озаглавленном «Окончательный седьмой день» (1871 г.), рекомендуется использовать линию дат по Берингову проливу. [ 57 ] Если бы это было принято, то адвентисты Тонги праздновали субботу не в тот день. Однако международная конференция 1884 года установила международную линию даты (IDL) на уровне 180 °, допуская при этом местные корректировки. [ 59 ] Миссионеры Тонги разослали письма руководителям церквей на Таити, в Австралии и США с просьбой дать совет и даже спросили Елены Уайт . мнение [ 57 ] Ответы были противоречивыми. Лишь в 1901 году Уайт отправила Келлогу письмо, но в ее ответе не было ответа на вопрос, а просто говорилось, что в его задачу не входит решение проблемы дневной линии. [ 59 ] Время, обстоятельства и практика привели к тому, что адвентисты установили меридиан в 180° как IDL, а церковь АСД в Тонге соблюдает субботу в воскресенье. Историк Кеннет Бейн в своей книге 1967 года: Дружественные островитяне заявили, что соблюдение АСД меридиана 180 градусов является компромиссом, позволяющим сохранить лицо, и его миссионеры-первопроходцы искали, поскольку в стране действуют строгие воскресные законы. В 1970 году книга Роберта Лео Одома «День Господень в круглом мире» была переиздана Церковью с добавленными главами, посвященными соблюдению Церковью воскресных дней в Тонге. [ 4 ] [ 5 ]
В 1995 году часовой пояс Кирибати был изменен, и адвентисты на островах Феникс и Лайн празднуют воскресенье. В 2011 году часовой пояс Самоа был изменен, чтобы привести рабочую неделю в соответствие с часовым поясом Австралии и Новой Зеландии, в результате чего эти страны оказались в одном часовом поясе с Тонгой. В августе 2012 года АСД Самоа подтвердила, что последует примеру Тонги и будет официально соблюдать субботу в воскресенье, а не переносить субботу в соответствии с измененным часовым поясом. [ 60 ]
См. также
[ редактировать ]- Конференция Австралийского союза адвентистов седьмого дня
- Церковь адвентистов седьмого дня в Бразилии
- Церковь адвентистов седьмого дня в Канаде
- Церковь адвентистов седьмого дня в Китайской Народной Республике
- Церковь адвентистов седьмого дня в Колумбии
- Церковь адвентистов седьмого дня на Кубе
- Церковь адвентистов седьмого дня в Индии
- Итальянский союз церквей адвентистов седьмого дня
- Церковь адвентистов седьмого дня в Гане
- Конференция Тихоокеанского союза Новой Зеландии адвентистов седьмого дня
- Церковь адвентистов седьмого дня в Нигерии
- Адвентизм в Норвегии
- Румынская унионная конференция адвентистов седьмого дня
- Церковь адвентистов седьмого дня в Швеции
- Церковь адвентистов седьмого дня в Таиланде
- Адвентисты седьмого дня на островах Теркс и Кайкос
Примечания
[ редактировать ]- ^ Козье мясо считается чистым адвентистами, которых на Тонге называют кайкоси, или козоедами. [ 7 ]
- ^ В 1900 году 1 доллар США стоил около 4 британских фунтов, поэтому 500 долларов равнялись примерно 100 фунтам стерлингов. [ 12 ]
- ^ Другие миссионерские группы руководили школами в Тонге. Один источник сообщает, что первый из них был построен в 1829 году уэслианским миссионером Уильямом Лоури. [ 16 ] Другой источник сообщает, что первая методистская школа была открыта в Нукуалофе 17 марта 1828 года. [ 17 ] Методистский колледж Тупоу в Толоа, Тонгатапу, является старейшей средней школой на островах Тихого океана, основанной в 1866 году. [ 18 ] Хотя Старый Тунги Халатуитуя был членом Свободной церкви, после его смерти в 1900 году его вдова Эсетия отправила Вилиами Тунги Майлефихи в католическую школу в Мауфанге. [ 19 ] Будущую королеву Салоте Тупоу III отправили в англиканскую епархиальную школу для девочек в Эпсоме, пригороде Окленда , Новая Зеландия. [ 20 ]
- ↑ Сара Янг покинула Тонгу в 1899 году вместе с Хиллиардами. Она посетила первый курс для медицинских миссионеров, который проводился в ретрите Эйвондейл в Куранбонге, Новый Южный Уэльс, и вскоре после этого начала работать в Самоа. Ее сестрой была Розалинда Амелия Янг , автор. [ 23 ]
- ↑ При вступлении на престол Салоте подтвердила, что будет править как конституционный монарх. [ 26 ] Однако парламент не был таким сильным, как в Великобритании. [ 27 ] Салоте сохранила за собой право назначать и увольнять своих министров. [ 28 ]
- ^ Правительства могут свободно выбирать часовой пояс по своему выбору. Международная линия перемены дат (IDL) была размещена к востоку от Тонги, чтобы совместить дни недели с Новой Зеландией и Фиджи. Тонги Следовательно, часовой пояс — UTC+13, а не UTC-12:00, как было бы, если бы линия даты проходила вдоль меридиана 180 °. [ 58 ] Однако церковь АСД соблюдает субботу так, как если бы ИДЛ следовала меридиану 180°. [ 56 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Членство в адвентистах седьмого дня: сравнение стран» . НацияМастер . Проверено 03 декабря 2018 г.
- ↑ Справочник адвентистов , получено 4 июня 2021 г.
- ^ Steley 1989 , p. 59.
- ^ Перейти обратно: а б Лал и Форчун 2000 , с. 199.
- ^ Перейти обратно: а б Стэнли 1999 , с. 205.
- ^ Steley 1989 , p. 207.
- ^ Steley 1989 , p. 205.
- ^ Перейти обратно: а б Гарретт 1997 , с. 92.
- ^ Steley 1989 , p. 209.
- ^ Финау, Леути и Ланги 1992 , с. 88.
- ^ Steley 1989 , p. 75.
- ^ Димсон, Марш и Стонтон 2009 , стр. 95.
- ^ Перейти обратно: а б с д Колледж Пиула, Тонга, в сети «NET» .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Гарретт 1992 , с. 150.
- ^ Перейти обратно: а б Крюк 2007 , с. 2.
- ^ Стэнли 1999 , с. 198.
- ^ Латукефу 1969 , с. 103.
- ^ Колледж Тупоу, Тонга, в сети .
- ^ Вуд-Эллем 1999 , с. 42.
- ^ Вуд-Эллем 1999 , с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Крюк 2007 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б Steley 1989 , p. 77.
- ^ Steley 1989 , p. 82.
- ^ Перейти обратно: а б с Steley 1989 , p. 76.
- ^ Девушка 1986 .
- ^ Вуд-Эллем 1999 , с. 70.
- ^ Вуд-Эллем 1999 , с. 182.
- ^ Вуд-Эллем 1999 , с. 137.
- ^ Максвелл 1966 .
- ^ Гарретт 1992 , с. 143.
- ^ Крюк 2007 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б Крюк 2007 , с. 7.
- ^ Крюк 2007 , с. 8.
- ^ Крюк 2007 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б Steley 1989 , p. 78.
- ^ Перейти обратно: а б Крюк 2007 , с. 11.
- ^ Крюк 2007 , с. 10.
- ^ Steley 1989 , p. 78–79.
- ^ Перейти обратно: а б Steley 1989 , p. 79.
- ^ Крюк 2007 , с. 15.
- ^ Крюк 2007 , с. 16.
- ^ Крюк 2007 , с. 17.
- ^ Мелтон 2014 , с. 1610.
- ^ Перейти обратно: а б Крюк 2007 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б Steley 1989 , p. 125.
- ^ Steley 1989 , p. 160–161.
- ^ Steley 1989 , p. 133.
- ^ Крюк 2007 , с. 19–20.
- ^ Steley 1989 , p. 153.
- ^ Steley 1989 , p. 161.
- ^ Собослай 2011 , с. 1294.
- ^ Мортон 1996 , с. 39.
- ^ Крокомб и Мелисия 1988 , стр. 230.
- ^ Крокомб и Мелисия 1988 , с. 391.
- ^ Мортон 1996 , с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б Бернсайд, 1966 год .
- ^ Перейти обратно: а б с Хэй 1990 , с. 4.
- ^ Грин 2002 , с. 80.
- ^ Перейти обратно: а б Хэй 1990 , с. 5.
- ^ Сдвиг даты вызывает путаницу... Radio Australia 2012 .
Источники
[ редактировать ]- Бернсайд, Г. (январь 1966 г.). «Почему адвентисты седьмого дня держат воскресенье в Тонге» . Министерство . Проверено 23 января 2015 г.
- Крокомб, Рон; Мелейсея, Малама (1988). Тихоокеанские университеты: достижения, проблемы, перспективы . Южнотихоокеанский университет – Институт тихоокеанских исследований. ISBN 978-982-02-0039-5 . Проверено 22 января 2015 г.
- «Сдвиг дат вызывает путаницу в церквях Самоа» . Радио Австралии . 14 августа 2012 года . Проверено 23 января 2015 г.
- Димсон, Элрой; Марш, Пол; Стонтон, Майк (11 апреля 2009 г.). Триумф оптимистов: 101 год глобальной инвестиционной доходности . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-2947-7 .
- Ферч, Артур Дж., изд. (1986). Симпозиум по истории адвентистов в южной части Тихого океана: 1885–1918 гг . Уорбертон, Австралия: Паб Sign. Ко.
- Финау, Макиси; Леути, Теруро; Ланги, Джионе (1992). Островные церкви: вызов и перемены . Южнотихоокеанский университет – Институт тихоокеанских исследований. ISBN 978-982-02-0077-7 . Проверено 21 января 2015 г.
- Гаррет, Джон (1992). Шаги в море: христианство в Океании до Второй мировой войны . [электронная почта защищена] . ISBN 978-982-02-0068-5 . Проверено 22 января 2015 г.
- Гаррет, Джон (1997). Где были заброшены сети: христианство в Океании после Второй мировой войны . Южнотихоокеанский университет – Институт тихоокеанских исследований. ISBN 978-982-02-0121-7 . Проверено 21 января 2015 г.
- Грин, Дэвид (1 сентября 2002 г.). Свет и Тьма: исследование науки, природы, искусства и технологий . ЦРК Пресс. ISBN 978-1-4200-3403-5 . Проверено 24 января 2015 г.
- Хэй, Дэвид Э. (27 января 1990 г.). «Меттит Келлог и Тихоокеанская дилемма» (PDF) . Записывать . Проверено 27 января 2015 г.
- Крюк, Милтон (2007). Ранний адвентизм в Тонге и Ниуэ (PDF ) Департамент образования Южно-Тихоокеанского дивизиона. Архивировано из оригинала (PDF) 2 марта 2015 г. Проверено 2 января 2015 г.
- Лал, Бридж В.; Фортуна, Кейт (2000). Тихоокеанские острова: Энциклопедия . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-2265-1 . Проверено 21 января 2015 г.
- Латукефу, Джон (1969). «Дело Уэслианской миссии в Тонге» . Журнал Океанографического общества . 25 (25): 95–112. дои : 10.3406/jso.1969.2252 . Проверено 24 января 2015 г.
- Максвелл, Артур С. (1966). Под Южным Крестом . Нэшвилл, Теннесси: Южная издательская ассоциация.
- «Колледж Пиула» , Тонга, в сети NET , заархивировано из оригинала 18 июля 2011 г. , получено 21 января 2015 г.
- Мелтон, Дж. Гордон (15 января 2014 г.). Веры сквозь время: 5000 лет истории религии . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-61069-026-3 . Проверено 22 января 2015 г.
- Мортон, Хелен Ли (1 января 1996 г.). Становление тонганцем: этнография детства . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-1795-4 . Проверено 21 января 2015 г.
- Собослай, Джон (18 октября 2011 г.). «Тонга» . Энциклопедия мировой религии . Публикации SAGE. ISBN 978-1-4522-6656-5 . Проверено 22 января 2015 г.
- Стэнли, Дэвид (1999). Справочник Тонга-Самоа . Дэвид Стэнли. ISBN 978-1-56691-174-0 . Проверено 24 января 2015 г.
- Стели, Деннис (1989), Незаконченное: Миссия адвентистов седьмого дня в южной части Тихого океана, за исключением Папус-Новой Гвинеи, 1886–1986 (Диссертация), Оклендский университет , получено 22 января 2015 г.
- «Колледж Тупоу» . Тонга в сети . Проверено 24 января 2015 г.
- Вуд-Эллем, Элизабет (1999). Королева Тонги С_лоте: история эпохи 1900–1965 гг . Издательство Оклендского университета. ISBN 978-0-8248-2529-4 . Проверено 24 января 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Обзор истории АСД в Тонге и проблемы с датами. [1]