Люди люди

Навдба, петь. Навда, к которой некоторые называют проигрыша в Того, представляют собой этническую и лингвистическую группу людей, живущих в районе Дуфельгу (Préfecture) региона Кара на севере Того , Западная Африка. Районная столица - Ниамтугу , которая также является важным региональным рыночным городом. Nawdba живет на плато в горах Того между двумя горными хребтами: горами Кабий на юге и цепью дефале на севере. Они занимают общины Ниамтугу , Кока, Бага, Тенега, Сиу, Джогроги, Сидуги, Кпадебы, Хаго, Куку и Кунфаги. Район Дуфельгу граничит с округом Коза на юге, районом Бина на востоке, районом Бассар на западе, районным районом Керан на севере и международной границей с Бенином на северо -востоке.
Люди
[ редактировать ]Nawdba в первую очередь занимаются натуральным сельским хозяйством и маленьким животным животным , особенно цыплят, морской птицы, коз, свиней и овец. Они выращивают просо и сорго , которые они изготовляют в толстую кашу ( La Pâte ), которая является основным продуктом их диеты, и которую они варили в густое низкоалкогольное пиво под названием Daam . Они также выращивают ямс и маниоки , арахисы (арахис), бобы и фонио . В конце 1800 -х годов ранние европейские исследователи, такие как этнограф , Лео Фросениус , крестили их «народ пальмы» из -за концентрации масличных пальм в их родной районе. [ 1 ]
Nawdba мигрировали в поисках плодородной доступной земли в район вдоль северо-южной национальной дороги № 1 между Сокоде и Notsé , где они основали многочисленные общины. Кроме того, они мигрировали в столицу Того, Ломе и в Аккра , столицу Ганы , в поисках занятости заработной платы. Они также мигрировали в регион Плато Того и Вольта -регион Ганы именно в реальном регионе OTI, где они работают в качестве Sharecroppers на плантациях кофе и какао . Мужчины Навба служили в колониальных армиях Германии, Великобритании и Франции, а также в ганских и тогольских армиях в годы после независимости двух стран. [ Цитация необходима ]
Язык
[ редактировать ]Навба называет себя Навдой (единственным числом) или Навдбой (множественным числом), а их язык - NAWDM . В Того насчитывается около 190 000 носителей NAWDM в Того и 8000 динамиков в Гане. Nawdm наиболее близко напоминает язык йома пила-пила и танека, которые живут недалеко от города Джугу в провинции Донга (состоящая в южной части старого департамента Атакоры ) на севере Бенина . Nawdm и Yom, как и Море , язык мош народа Буркина-Фасо , классифицируются в Оти-Волта подгруппе языков Гур (или Волтике ) в группе языков Нигер-Конго .
«Losso» - это имя, используемое для обычно ссылаться на Ламбас и Навдба. Чтобы ссылаться на кого -то, кто не является навдой, они используют слово «лама». Происхождение названия «Унига» или «Унешник» неясно и может иметь свое происхождение во имя, которое их соседи Каби. Путаница возникла и продолжалась, когда название «Унего» было приписано французскими колониальными администрациями Того всем жителям того, что сейчас является районом Дуфельгу, независимо от их этнической или лингвистической принадлежности. То есть, что целая этническая группа в настоящее время упоминается по имени, которое не имеет значения и не имеет к ним смысла из -за колониальных практик широкого обобщения и категоризации. Жители Яка, Агбенде, Каджаллы, Аллума, Леона, Дефале, Масседны, Пууды и других деревень в округе Дуфельгу говорят о языках, обычно классифицируемых вместе как Ламба, но также называли «Потеро» колониальной администрацией. Хотя между Навбами и их ближайшими соседями оказалось значительное взаимное влияние, Каби и Ламбас , их языки не похожи друг на друга и не являются взаимозаменяемыми.
История
[ редактировать ]Как и большинство этнических групп Того, Nawdba утверждает, что они являются первоначальными жителями своего региона. Также как и другие группы, их формальная традиция гласит, что первоначальная Навба произошла от племени Мосси в стране, известной сегодня как Буркина -Фасо. [ 2 ] Оригинальные жители были в каждом случае мужчина, изобилующий луком и стрелами, мотыгой и другими инструментами его пола, и женщина, также неся инструменты, соответствующие ее ролям.
Неофициально, многие пожилые Навба заявили, что Навба пришла «с востока, в сторону Джугу (в Бенине)». Это утверждение подтверждается тесными отношениями между NAWDM и языком йома в регионе около Джугу. Очевидное сходство между языками Йом-Навм и Муре из Буркина Фасо предположило, что Навба, Пила-Пила, Танека и, возможно, народы Воаба могут иметь общее происхождение в том, что сегодня является Буркина Фасо. Считалось, что Навба является последним элементом миграции с востока, которая проникла в плато между домом Маунтин -хребта Ламбы на севере и домом горного хребта Каби на юге. [ 3 ]
Более поздняя стипендия увеличила знание происхождения Навба. Основатели Niamtougou были опознаны как человека по имени Кегидимгбада и его жена Ия. Исследователи пришли к выводу, что 35% лексического сходства, которое было идентифицировано между языками NAWDM и Mòoré, достаточно, чтобы подтвердить общее происхождение между Мосси и Навдба, Пила-Пила и Танека. Это не поддерживает идею, однако, что последние являются ответвлениями моха, и что их языки имеют свое происхождение в Море. Дальнейшее изучение языка NAWDM определил, что информаторы, которые заявили, что Навба пришла с неба, возможно, на самом деле сказали, что они пришли с севера. Исследователи пришли к выводу, что иммиграция Nawdba в их нынешнюю домашнюю область, вероятно, началась в 15 -м веке и появилась в волнах с севера и востока, а не в одном движении. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Корневин, Роберт, Histoire du Togo , Paris: Editions Berger Levrault, 1962, p. 185.
- ^ Фолих, Жан-Клод, Пьер Александр и Роберт Корневин, Les Population Du Nord-Togo , Presses Universities De France: Paris, 1963, с.69.
- ^ Фолич, Жан-Клод, Пьер Александр и Роберт Корневин, Les Population Du Nord-Togo , Presses Universities De France: Paris, 1963, с.65.
- ^ Gayibor, NL, (ed.) История Тоголезии, том I: Происхождение в 1884 году , Lomé: Presses de Université du Benin, 1997, стр. 135-139.