Борис Успенский
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( декабрь 2008 г. ) |

Boris Aleksandrovich Uspensky | |
---|---|
Борис Александрович Успенский | |
Рожденный | Москва, Советский Союз | 12 июля 1927 г.
Умер | 28 сентября 2005 г. Москва, Российская Федерация | (78 лет)
Национальность | Советский, Русский |
Альма-матер | Сурикова Московский Художественный Институт |
Стиль | Художник-график |
Супруг | Marina Uspenskaya |
Борис Александрович Успенский июля ( 12 . 1927 — 28 сентября 2005) — советский и российский художник-плакат и график
Биография
[ редактировать ]Борис Успенский родился в Москве. Учился в Московском художественном институте имени Сурикова 1947–1953. В 1953 году стал членом Союза художников СССР . С 1985 года — профессор, заведующий кафедрой графики Суриковского института. В 1986 году стал Народным артистом СССР . С 1992 года действительный член Российской Академии Художеств .
Работает
[ редактировать ]После окончания учебы в 1953 году он начал рабочее сотрудничество с однокурсником Олегом Савостюком. Их дружба и сотрудничество длились долгие годы и имели блестящий успех, когда они совершили полный прорыв в жанре плаката, создав новый стиль, вдохновленный русским народным искусством лубок – яркие сюжеты, иногда в примитивном стиле. «...Новаторским подвигом этих двух художников было то, что они вернули к жизни плакат как произведение искусства после его смерти в 1930-е годы» (М. Лазарев). Художники работали преимущественно с издательствами «Изогиз», «Плакат», «Советская Россия», «Советский художник», а также в знаменитой творческой мастерской «Агитплакат».
С середины 1960-х годов Успенский и Савостюк часто ездили в Карелию , где создали несколько серий произведений: «Лесорубы Карелии» , «Пограничники» и «Карелия» .
В 1960-е годы Успенский начал работать с Большим театром в Москве, где познакомился с балетмейстером Юрием Григоровичем и танцовщиком Владимиром Васильевым . Для балета Успенский расписывал афиши и рисовал иллюстрации к программам и либретто , его первым афишем было «Лебединое озеро» для гастролей балета во Франции в 1958 году. В течение следующих десятилетий он работал над многими балетами, в том числе «Петрушка» , «Спартак» , « Ангара» , «Иван Грозный». , Лениниана (по Маяковскому), Паганини , Шопениана («Сильфиды») , «Ромео и Джульетта» .
Эта возможность увидеть жизнь театра изнутри, рисовать зарисовки и фиксировать впечатления стала решающей в возникновении у художника страсти всей жизни – балета. С большим энтузиазмом он рисовал и раскрашивал балерин, танцовщиц и хореографов в самых разных ситуациях – во время и после репетиций, у станка или отдыхающих, уставших. Успенский всегда возвращался к этой теме, работая в разных техниках – маслом, темперой , гуашью , карандашом, шелкографией.
Художник также любил город Таруса , родину своего отца, расположенный на берегу реки Оки. Длячасами он любовался пейзажами, бескрайними просторами, рекой в тумане и дожде, вековыми деревьями.
Первой женой Успенского была известная московская иллюстратор детской книги Марина Успенская .
Библиография
[ редактировать ]- Г. Демосфенова, А. Нурок, Н. Шантыко. «Советский политический плакат», 1962 г.
- Volya Lyakhov. "Oleg Savostyuk, Boris Uspensky", Monograph, 1974
- Клаус Башик, Нина Бабурина, «Реальность утопии», 2005 г.
- «Борис Успенский» – Мастера советского искусства, том 4 (на английском и русском языках). Галерея Гамборг, 2008 г.