Костанца Пикколомини Бонарелли
Костанца Бонарелли (ок. 1614 — 3 декабря 1662), также известная как Костанца Бонучелли или Костанца Пикколомини Бонучелли , была итальянской дворянкой, купчихой и торговцем произведениями искусства, происходившей из сиенской дворянской семьи . Она была любовницей скульптора и архитектора Джана Лоренцо Бернини , который в 1630-х годах создал бюст ее , ныне выставленный в Барджелло во Флоренции .
Ранняя жизнь и брак
[ редактировать ]Костанца родилась около 1614 года в семье Лоренцо Пикколомини , члена незначительной ветви важной сиенской семьи. Впервые она появляется в документах в Риме в 1625 году, когда ей было 11 лет и она жила на территории, которая сейчас называется Виа делла Вите, со своим отцом и мачехой Тиберией. Имя ее матери не упоминается ни в документе, ни в последнем завещании Костанцы, подписанном примерно 23 января 1662 года. [ 1 ] В этом завещании она оговаривала, что все потомки с фамилией Пикколомини смогут наследовать ее имущество.
В день Успения , 15 августа 1628 года, Костанца получил приданое в размере 45 скуди (эквивалент годовой арендной платы за дом скромных размеров) от Братства Сан-Рокко , финансируемого Джамбаттистой Боргезе, братом покойного Папы Павла V. В 1630 году, получив прозвище la zitella da Viterbo («старая дева Витербо»), ей было обещано второе приданое в размере 26 скуди и 44 байокки от Братства Гонфалоне. Затем Костанца вышла замуж за скульптора, реставратора и торговца произведениями искусства Маттео Бонарелли (или Бонучелли) из Лукки , 16 февраля 1632 года в Риме, в его приходе Сан-Лоренцо-ин-Лучина . 28 февраля был подписан брачный контракт между Костанцей, ее отцом Леонардо и мужем Маттео. [ 2 ] Приданое было установлено в размере 289 скуди. Костанце было 18 лет, а Маттео 28; они поселились у подножия Квиринальского холма, на территории нынешнего Виколо Скандербега.
Отношения с Бернини
[ редактировать ]Маттео Бонарели работал в мастерской Бернини. В 1636 году ему заплатили за три мраморных путти для собора Святого Петра ; в следующем году он помогал Бернини строить мавзолей графини Матильды в базилике. [ 3 ] Костанце было около 22 лет, когда Бернини, холостяк лет под тридцать, завязал с ней супружескую измену. Его бюст Констанцы Бонарелли, возможно, был начат в 1636 году; он был закончен к октябрю 1637 года, когда друг Бернини Фульвио Тести описал его в письме как самый красивый портрет, который когда-либо создавал Бернини. [ 4 ] Бернини изобразил Костанцу не скромной, целомудренной женщиной, а страстной любовницей с приоткрытыми губами и широко открытыми глазами, ее сорочка распахнулась, что историк искусства Саймон Шама назвал «самым сексуальным приглашением в истории европейской скульптуры». [ 5 ] [ 6 ]
Летом 1638 года Бернини обнаружил, что у Костанцы роман с его младшим братом Луиджи . Он напал на Луиджи с ломом , сломав ему два ребра, а затем с мечом; Луиджи спасся, укрывшись в церкви Санта-Мария-Маджоре . Затем Джан Лоренцо послал слугу порезать лицо Костанцы бритвой - традиционное наказание для женщины, оскорбившей честь мужчины. [ 5 ] [ 7 ] Костанца был заключен в тюрьму за прелюбодеяние и блуд в монастыре Каса Пиа, слуга был сослан, как и защищавший его Луиджи Бернини, а Джан Лоренцо Бернини был оштрафован на 3000 скуди. [ 5 ] [ 8 ] Его мать, Анжелика Галанте Бернини, написала кардиналу Франческо Барберини , племяннику папы Урбана VIII , умоляя помочь «приручить» его. [ 7 ] [ 9 ] Впоследствии Папа помиловал его ввиду предстоящей свадьбы. [ 5 ] но Костанцу «вернули мужу» только 7 апреля 1639 года, после того как она написала умоляющее письмо губернатору дома. [ 10 ]
Арт-дилер
[ редактировать ]Вернувшись к мужу, Костанца вела успешный бизнес в качестве торговца и арт-дилера, в том числе во время понтификата сиенца Алессандро VII Киджи . В платежных поручениях она упоминается как «Синьора Костанца», а после смерти мужа как «Костанца Пикколомини», а также как «Костанца скултора» («скульптор»). [ 11 ] Она выставила большую коллекцию произведений искусства на первом этаже своего дома и в двух комнатах на верхнем этаже. Одной из самых известных была « Ашдодская чума» Николя Пуссена , написанная по заказу сицилийского дворянина Фабрицио Вальгуарнеры в 1630 году. В 1665 году, когда Бернини был в Париже, он узнал картину во дворце герцога Ришелье и предложил ее повесили ниже для лучшего обзора. В том же году Ришелье продал картину королю Франции Людовику XIV , и сейчас она находится в Лувре . [ 12 ]
Последние годы
[ редактировать ]Маттео Бонарелли умер в 1654 году; в своем завещании, подписанном в 1649 году, он назначил своей единственной наследницей «Синьору Костанцу Пикколомини mia dilettissima moglie» («моя самая любимая жена»). [ 7 ] [ 13 ] Впоследствии Костанца родила дочь Олимпию Катерину Пикколомини. [ 14 ]
Она умерла 3 декабря 1662 года. Она была похоронена с мужем не в склепе их прихода Санти Винченцо и Анастасио а Треви , а в церкви Санта-Мария-Маджоре. [ 7 ]
В СМИ
[ редактировать ]Костанца Пикколомини Бонарелли является предметом биографии Сары Макфи, возлюбленной Бернини , опубликованной в 2012 году. Романизированная версия ее жизни «Костанца» Рэйчел Блэкмор выйдет в свет в 2024 году. [ 6 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Макфи, стр. 150–52.
- ^ Макфи, с. 163.
- ^ Макфи, стр. 326–27.
- ^ Макфи, с. 39.
- ^ Jump up to: а б с д Шама, «Когда камень ожил».
- ^ Jump up to: а б Рэйчел Блэкмор, «Порезано ножом: нежная скульптура, скрывающая шокирующее, но распространенное преступление против женщин» , The Guardian , 28 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Мормандо, с. 297.
- ^ Макфи, стр. 149–50, 320–21, 325.
- ^ Макфи, с. 321.
- ^ Макфи, с. 154.
- ^ Макфи, стр. 82–85.
- ^ Макфи, с. 85.
- ^ Макфи, стр. 154–55.
- ^ Мормандо, стр. 296–97.
Библиография
[ редактировать ]- Сара Макфи, Возлюбленная Бернини: портрет Костанцы Пикколомини , Нью-Хейвен / Лондон: Издательство Йельского университета, 2012, ISBN 9780300175271 .
- Франко Мормандо , тр., Жизнь Джана Лоренцо Бернини , Доменико Бернини Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета, 2011, ISBN 9780271037486 .
- Саймон Шама , «Когда камень ожил» , The Guardian , 16 сентября 2006 г.
- Джан Лоренцо Бернини
- Дом Пикколомини
- Итальянское дворянство 17 века
- Итальянские деловые женщины 17 века
- Итальянские бизнесмены 17 века
- Итальянские арт-дилеры
- Женщины-арт-дилеры
- Итальянские коллекционеры произведений искусства
- Люди из Витербо
- 1614 рождений
- 1662 смерти
- Похороны в Санта-Мария-Маджоре
- Модели итальянских художников
- Торговцы